Мероприятие:«Нам не дано предугадать ,как слово наше отзовется».


«Нам не дано предугадать ,как слово наше отзовется».
Сценарный план праздничного представления
1 часть Священной Книги благодать
( Звучит колокольный звон )
( слайд №1 - на экране икона св.Кирилла и Мефодия)
«Услышьте славяне все слово, которое от Бога пришло, слово, которое питает души человеческие, слово, которое крепит сердца и умы. Душа не имеет жизни, если словес Божиих не слышит. В буквах мудрость Христова является, которая души ваши укрепит. Поймите, на чужом языке слышите слово, как голос медной трубы звенящее.» ( св.равноапостольные Кирилл и Мефодий, первоучители словенские).
1. Ведущий: «У истоков православной культуры стояли святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Именно им, создателям нашей азбуки, получившей название кириллицы, мы обязаны благодатью славить Господа на родном языке.
В речи - душа народа. Слово изреченное и записанное соединяет нас. Вчера и сегодня . Отцов и детей. Всю землю Русскую, Отчизну!»
2. Ведущий: «В таинстве письма, когда за буквой буква ложится на бумагу, нам еще ярче открывается красота и глубина родимого языка.
До святых братьев Кирилла и Мефодия все священные книги были написаны только на древнееврейском, греческом и латинском языках. В 862 г. по просьбе славянского князя Ростислава византийский царь Михаил послал святых братьев в Моравию для перевода богослужебных книг на славянский язык.
Горячо молились святые Кирилл и Мефодийперед иконой Пресвятой Богородицы, чтобы она помогла им придумать для славян азбуку».
Богоматерь! Пречистая Дева Просвети, Богоматерь, народы, Ты учила Младенца Христа, У которых и книг еще нет. Вдохнови нас на доброе дело - Дай им веру, любовь, и свободу, Звуки букв нам пошли на уста. И ученья христианского свет!
3.Ведущий: « В 863 г.святыми братьями Кириллом и Мефодием была создана славянская азбука - кириллица. За их великий жизненный подвиг они названы Святой Церковью равноапостольными, то есть равными апостолам - ученикам Христа. После создания азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян.
4.Ведущий: «Заглавные буквы писали красными чернилами. Книги переплетали в кожу и богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями
Первые церковно славянские книги были рукописными. Создавали их в тиши святых обителей монахи.Они старательно выписывали каждую буковку».
( слайд №2 - видеосюжет о старинных книг)
Искусно предки книги украшали Камнями, позолотой и эмалью. И, словно драгоценные венцы, Евангелия старинные сияли. В обителях послушники - писцы Старательно умелою рукой Строку вели усердно за строкой. Письма славянского узорчатая вязь Орнаментом цветочным оплелась, А силуэты лесных зверей и птиц Цветами, травами и стеблями вились.

5.Ведущий: « Сердечно принятая славянским народом от святых братьев Православная вера, при многих самых выгодных условиях к этому, проникла в массу его, как проникает душа в тело, и сделалась верою, в полном смысле народною, так что неизменность отеческим преданиям в вере составила как бы исключительное свойство славянского народа и сделала его по преимуществу народом христианствующим».
Святые Кирилл и Мефодий пред нами. Их праздник великий и славный мы чтим. Украсьте же, дети, их образ цветами, Пролейте слезу благодарности им. Простые их буквы - не искры ли это? Не брызги ли это небесных лучей? Снопами великого вечного света Они воссияли над жизнью людей. На север славянский от светлого юга Те искры святые они принесли, И их не задула суровая вьюга. Они разгорелись по лону земли. Светильника их чудотворная сила Святой лампадой горит в темноте, Нет бури, что светоч бы тот погасила. Нет моря, что искры бы залило те! Огнем на погибель бездушным кумирам Они загорелись над древнею тьмой. И всем угнетенным, убогим и сирым Блестят путеводной во мраке звездой.
Вы чистые, юные, милые дети! Любите угодников этих святых. И пусть перед вами в таинственном свете Сияют их лики в вещах золотых. В тяжелом сомненье, в житейской невзгоде, В беде - призывайте вы их имена. Учители наши, Кирилл и Мефодий, Хранят нас молитвой на все времена.
2часть
Красота русского языка
( слайд№3 -портрет А.В.Суворова)
6.Ведущий: « Хочу поделиться с вами поразительной историей, связанной с именами нашего великого полководца А.В.Суворова и простого русского солдата Митрофанова. В одном из зарубежных походов фельдмаршалу поведали о некоем солдате, который добыл в бою троих пленных. Они отдали ему свои деньги и ценности. Митрофанов принял трофеи, но кое - что вернул пленным на пропитание. Подбежали другие солдаты, захваченные яростью боя: они хотели изрубить врагов. Но Митрофанов защитил французов: « Нет, ребята, я дал им пардон. Пусть и француз знает, что русское слово твердо». Солдата Митрофанова подвели к Суворову. О дальнейшем рассказывает Егор Фукс, его секретарь: « Митрофанов был тотчас представлен и на вопрос Суворова: « Кто научил тебя быть добрым?» отвечал: « Русская азбука: С,Т( слово, твердо - буквы, расположенные по соседству, образующие житейское правило), и словесное Вашего сиятельства поучение: солдат - христианин, а не разбойник». С восторгом обнял его фельдмаршал и тут же на месте произвел в унтеры». Вот таким поразительным свойством обладала наша древняя азбука: буквы, составляющие ее, одним звучанием своих имен могли способствовать возвеличиванию душевных качеств, подвигать на благородные поступки простого русского человека!
… Еще и потому пока дышу, Пою и плачу, и молюсь По - русски, И только так - живу, Иначе бы не смог, Что полночь за полночь, Едва уткнусь в подушку, Меня целует В темную макушку Отец Благий - Пресветлый Русский Бог.
7.Ведущий: « В своем произведении « Евгений Онегин» А.С.Пушкин упоминает имя А.С.Шишкова. Эта удивительная личность. Жаль, что Шишкова не изучают в школе. Будучи Президентом Российской Академии наук адмирал Александр Семенович Шишков сказал о русском языке: « Народ российский всегда крепок был языком и верою: язык делал его единомысленным, вера - единосущным.
На корнях славянского языка можно возносить деревья, содержащии на себе не только свои, но и всех других языков ветви, корень и коренное значение не престает в них существовать, так что многоязычное древо, при своей разности, составляет одно целое».
8.Ведущий: «Владимир Иванович Даль.Жизнь этого человека не менее замечательна,чем его Словарь.В 1829 году,закончив учебу,он ушел на Балканскую войну военным врачом.Здесь,на войне Даль понимал,что судьба дает ему удивительную возможность познакомиться с русским языком во всей его полноте.По вечерам,уставший после операций,он заходил в солдатские палатки,подсаживался к бивачным кострам и подолгу беседовал с солдатами.Он расспрашивал,как в их деревнях называют те или иные предметы быта,как празднуют свадьбы,какие сказки сказывают,какие песни поют,и тщательно записывал все услышанное в любимые им толстые тетради из плотной бумаги. Через год военных действий записки Даля выросли до таких размеров,что для их перевозки командование выделило ему…вьючного верблюда.На его горбу будущий словарь путешествовал по военным дорогам в виде нескольких мешков,наполненных тетрадями. Однажды случилась беда:верблюда,груженного записками,во время боя захватили турки.Горю Владимира Ивановича не было предела.Позднее он писал: «Я осиротел с утратой моих записок…Беседа с солдатами всех местностей широкой Руси доставила мне обильные запасы для изучения языка,и все это погибло». Казалось бы,все кончено и словарю уже никогда не появиться на свет.Но офицеры и солдаты не смогли безучастно смотреть,как горюет их любимый доктор.На поиски верблюда в турецкий тыл отправился отряд казаков,и через несколько дней пропавшее животное было возвращено Далю вместе с драгоценной поклажей.К счастью,все записки оказалисьцелыми и невредимыми.Так будущий «Толковый словарь живого великорусского языка» сначала побывал в плену у турок,а потом был освобожден русскими воинами За эту войну Даль был награжден орденом святой Анны третьей степени и Георгиевской медалью на ленте».
9.Ведущий: « Творчество А.С.Пушкина можно сравнить с русской матрешкой. Яркую, видимую часть мы получаем с детства в школе, а вся непостижимая глубина слова открывается нам во взрослой жизни, и то в зависимости от духовно - нравственного состояния личности читателя.
Хочется рассказать о неизвестном Пушкине. Пушкин - это огромный подарок Неба нашей России. Он - пророк и Ангел - хранитель России. Родословная Пушкина - это родословная России. Начиная от княгини Ольги, князя Владимира, благоверного святого князя Александра Невского, генелогическое древо А.С.Пушкина насчитывает 12 святых по прямой линии и 20 - по боковым ветвям. Поэтому на русской земле в 1799 году и родился гений.
С Пушкиным мы начинаем знакомиться с раннего детства, в школе до 10 класса. И в течение взрослой жизни открываем и читаем его стихи и прозаические произведения, но уже по - новому. И несмотря на то, что есть Пушкинский Дом, есть такое направление - как пушкиноведение, и написано исследователями творчества Пушкина сотни научных книг, тем не менее, остается много неразгаданного.
Творчество А.С.Пушкина можно сравнить с огромным, лучезарным, искрящимся островом, обойти и исследовать который до конца, не удавалось никому.
В школе вы слышали слова: « Пушкин - наше все!», « Пушкин - солнце русской поэзии».
В 1812 году, в отрочестве от ученого Александр Сергеевич получил сакральные знания, так называемую Сафьяновую тетрадь. Пушкин изучил законы гармонии космоса, законы развития общества и создал философическую таблицу. Ни одно его произведение не написано просто так, каждая строчка математически выверена, опирается на законы бытия, он создавал свою систему образования. Любая пушкинская сказка отличается легкостью повествования, простотой слога. Но за этой незатейливостью и простотой стоит внутренний скрытый смысл глобальных социальных явлений в России. Все образы его сказок символичны, это зашифрованное послание из прошлого нам в будущее. Гений Пушкина соединяет собою прошлое, настоящее и будущее.Н.В.Гоголь говорил: « Пушкин - это русский человек в своем развитии через 200 лет. Раскрой томик Пушкина, и ты узнаешь будущее своей страны».
Как мы сказали, образы сказок зашифрованы, а значит к их пониманию нужен ключ. И этот ключ есть, его оставил нам сам А.С.Пушкин. В 1829 он завершил подготовку своего архива и тайно передал его атаману Кутейкину, завещал раскрыть и обнародовать его архив через 150 лет. Пять поколений семьи Кутейкина свято хранили драгоценный архив и только в 1979 году Иван Макарович Рыбкин в Таганроге пригласил к себе журналистку Елену Владимировну Мирзоян, чтобы обнародовать архив Пушкина. Журналистка написала ряд статей в газете, выступила с этим уникальным материалом по радио. Русский народ наконец - то получил ключ к расшифровке сказок Пушкина.
Гете сказал: « На земном шаре появился человек, гораздо глубже меня, проникший в тайны мироздания. Теперь я могу умереть спокойно».
Известно, что 8 сентября 1826 года состоялась беседа 27 - летнего Пушкина с 30 -летним императором Николаем I . Беседа продолжалась целых 4 часа . Пушкин после этого отправился домой, а император вышел из кабинета и под впечатлением общения с поэтом, произнес следующие слова: « Я сегодня беседовал с умнейшим мужем России».
Александр Сергеевич был не только великим поэтом, но и математиком, философом, мыслителем, и познал законы развития российской цивилизации и запечатлел это в своих произведениях.
Сейчас, имея на руках архив поэта, его творческое наследие пристально изучается учеными разных направлений».
…И, смутно слыша звук родимой речи, Я оживал, и наступил тот миг, Когда я понял, что меня излечит Не врач, не знахарь, а родной язык. Кого - то исцеляет от болезней Другой язык, но мне на нем не петь, И если завтра мой язык исчезнет, То я готов сегодня умереть. Я за него всегда душой болею, Пусть говорят, что беден мой язык, Пусть не звучит с трибуны ассамблеи, Но, мне родной, он для меня велик.