Рабочая программа по информатике 8 кл. Семакин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»
Рузского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «ТСОШ №1»______________
_____________________Момзикова Г. И,
«_________» __________________ 2015г.
Рабочая программа по информатике
(базовый уровень)
8 класс
Составитель программы: Камышанова Валентина Леонидовна,
учитель физики-информатики высшей категории.
2015 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1089 от 05.03.2004г., базисного учебного плана 2004г. образовательной программы и учебного плана МБОУ «Тучковская СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.
При составлении данной рабочей использовался сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012». Обучение осуществляется на базовом уровне.
Автор программы: И.Г.Семакин
Преподавание ведется по учебнику: И. Г.Семакин, Л.А.Залогова, «Информатика и ИКТ. 8 класс» М., Бином, 2014г
Рабочая учебная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Учебный год – 34 недели.
Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса нашего образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Содержание программы
1.Введение в предмет 1ч
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Содержание базового курса информатики.
2.Человек и информация. 4ч
Информация и её виды. Восприятие информации человеком.
Информационные процессы.
Измерения информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приёмы редактирования.
3.Первое знакомство с компьютером. 6ч
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Основные устройства и хар-ки. Правила безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
4.Текстовая информация и компьютер. 9ч
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом ( распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере: основные примеры ввода и редактирование текста. Постановка руки при вводе с клавиатурой, работа со шрифтами, приемы форматирования текста, работа с выделенными блоками через буфер обмена, работа с таблицами, работа с нумерованными и маркированными списками, вставка объектов в текст (рисунков, формул), знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. При наличие соответствующих технических и программных средств, практира по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
5. Графическая информация и компьютер. 5ч
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения, понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы с ними. Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка), знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графика в текстовом процессоре). При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
6. Технология мультимедиа. 6ч
Что такое мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера, понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций, создание презентации, содержащей графические изображения, анимация, звук, текст. При наличии технических и программных память: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора, запись звука в компьютерную память, запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютериспользование записанного изображения и звука в презентации.
Повторение – 1.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
знать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов
Календарно – тематическое планирование
№ урока
Наименование разделов и тем
Плановые сроки проведения
Скорректированные сроки проведения
1. Введение. Человек и информация. 5 часов
13 LINK \l "U1" 14115
Предмет информатики. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе
01.09.15 –04.09.15
13 LINK \l "U2" 14215
Информация и знания.
07.09.15 –11.09.15
3
Восприятие информации человеком
14.09.15 –18.09.15
4
Информационные процессы.
21.09.15 –25.09.15
5
Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации
28.09.15 –02.10.15
Итого
5 часов
2. Первое знакомство с компьютером. 8 часов
6
Назначение и устройство компьютера. Архитектура компьютера.
05.10.15 – 09.10.15
7
Принципы организации внутренней и внешней памяти
12.10.15 – 16.10.15
8
Устройство персонального компьютера и его основные характеристики
19.10.15 – 23.10.15
9
Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции
26.10.15 – 30.10.15
10
Файлы и файловые структуры
10.11.14 – 14.11.14
11
Файлы и файловые структуры. Работа с файловой структурой операционной системы. Практикум №1
16.11.15 – 20.11.15
12
Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс
23.11.15 – 27.11.15
13
Тест № 1 по теме: «Человек и информация».
30.11.14 – 04.12.15
Итого
8 часов
3. Текстовая информация и компьютер. 9 часов
14
Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы
07.12.15 – 11.12.15
15
Текстовые редакторы и текстовые процессоры
14.12.15 – 18.12.15
16
Работа с внешними носителями и принтерами. Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Практикум №2
21.12.15 – 25.12.15
17
Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Практикум №3.
11.01.16 – 15.01.16
18
Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Практикум №4.
18.01.16 – 22.01.16
19
Дополнительные возможности текстового процессора Работа с таблицами. Практикум №5
25.01.16 – 29.01.16
20
Дополнительные возможности текстового процессора. Нумерованные и маркированные списки. Практикум №6.
01.02.16 – 05.020.16
21
Интеллектуальные системы перевода и распознавания текстов
08.02.16 – 12.02.16
22
Тест № 2 по теме: «Текстовая информация и текстовые редакторы»
15.02.16 – 20.02.16
Итого
9 часов
4. Графическая информация и компьютер. 5 часов
23
Компьютерная графика: области её применения, технические средства.
24.02.16 – 04.03.16
24
Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе
09.03.16 – 11.03.16
25
Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения.
14.03.16 – 18.03.16
26
Понятие растровой и векторной графики. Графические редакторы растрового типа. Работа с растровым графическим редактором. Практикум №7
21.03.16 -25.03.16
27
Векторная графика Работа с векторным графическим редактором. Практикум №8
04.04.16 – 08.03.16
Итого
5 часов
5. Технология мультимедиа. 6 часов
28
Понятие мультимедиа. Представление звука в памяти компьютера. Понятие о дискретизации звука.
11.04.16 – 15.03.16
29
Технические средства мультимедиа.
18.04.16 – 22.04.16
30
Компьютерные презентации Создание презентации с использованием текста, графики. Практикум №9
25.04.16 – 29.04.16
31
Компьютерные презентации Создание презентации с использованием анимации. Практикум №10
04.05.16 – 06.05.16
32
Тест № 3 по теме: «Графическая информация и компьютер»
10.05.16 – 13.05.16
33
Тест №4 по теме: «Технология мультимедиа»
16.05.16 – 20.05.16
Итого
6 часов
34
Повторение 1ч
23.05.16 – 27.05.16
Итого
1 час
Всего
34 часа
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014г.
2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие И. Г. Бородин– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
5.Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
II. Литература для учителя
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 01.07.10).
5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 01.07.10).
6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 01.07.10).
III. Технические средства обучения
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Наушники (рабочее место ученика).
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Колонки (рабочее место учителя).
Микрофон (рабочее место учителя).
Проектор.
Лазерный принтер черно-белый.
Лазерный принтер цветной.
Сканер.
Цифровая фотокамера.
Цифровая видеокамера.
Модем ADSL
Локальная вычислительная сеть.
IV. Программные средства
Операционная система Windows ХР.
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер «Беби тайп».
Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
Система программирования TurboPascal.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол ШМО учителей физики-математики
от 29.08.2015г № 1
Руководитель ШМО
________________Лазарян Е. С.
« 29 августа» 2015 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
____________Лазарян Е.С.
« 01 » сентября 2015г
Заголовок 1YђЗаголовок 315