«Межпредметные связи хора и сольфеджио по программе ФГТ хорового отделения ДШИ № 8»
Архангельская И.К., преподаватель хоровых дисциплин МБУ ДО Детская школа искусств № 8 г. Ульяновск
«Межпредметные связи хора и сольфеджио
по программе ФГТ хорового отделения ДШИ № 8»
Цель работы: осмысление межпредметных связей курса основных дисциплин по программе ФГТ хорового отделения детской школы искусств.
Задачи:
Проанализировать взаимосвязь и взаимодополняемость музыкальных дисциплин.
Выявлять общие приемы вокально-интонационной работы.
В школе искусств дети изучают музыкальную грамоту в комплексе основных музыкальных дисциплин. Каждая из них несет в себе определенные цели и задачи.
Взаимопроникновение и дополнение предметов позволяет заложить основы исполнительского мастерства, а так же развивают у учащихся способность слушать и понимать музыку.
Все предметы музыкального курса несут в себе «заряд» определенных качеств. Они учат воспринимать музыку, пропускать ее через мир собственных эмоций и доносить до слушателя посредством своих исполнительских навыков.
Музыкальная литература дает необходимые знания об эпохах, стилях, композиторах. Занятия хором учат работать в коллективе развивают артистизм, умение держаться на сцене. Сольфеджио дает необходимую базу теоретических знаний, позволяет изучать музыку осмысленно.
Особенно связаны между собой уроки хора и сольфеджио. Качество пения в хоре напрямую зависит от теоретических и практических знаний, полученных на занятиях сольфеджио. Многие важные для хора качества отрабатываются на уроках сольфеджио. Необходимо так же помнить,что направленность этих предметов все же различна. Предмет «Сольфеджио» - на достижение индивидуального результата, а «Хор» - на соединение множества индивидуальных результатов в общий результат.
Если в процессе преподавания сольфеджио с методической точки зрения можно разделить на темы, то в хоровом классе такого разделения нет, все происходит единовременно. Основным вопросом курсов сольфеджио и хора являются развитие ладового мышления и достижение чистоты интонирования. Таким образом главной на этих предметах является вокально-интонационная работа. Весь процесс как нам представляется должен быть построен на принципе «От простого к сложному». Все упражнения на этих уроках должны быть системными, логичными, доступными. Упражнения, направленные на работу чистотой интонации, у каждого преподавателя свои. Они нарабатываются многолетним опытом и трудом. В самом начале любого урока, будь то сольфеджио или хор проводится «распевка», она происходит в той тональности, в которой будут исполняться произведения в хоре или будет писаться диктант, или проводится читка с листа. Распевка настраивает детей на дальнейшую работу, корректирует плохо интонирующих детей.
Чистота интонирования зависит в целом от нескольких факторов:
Природный слух (это качество поддается корректировке)
Координация слуха и голоса (сложность работы с «гудошниками» - не чисто интонирующими детьми).
Правильно выбранный темп урока ( на этот фактор влияют индивидуальные возможности восприятия группы в целом и одного ученика индивидуально). Слишком быстрый темп работы не позволит усвоить информацию качественно; а медленный, наоборот, лишит работу целостности, превратив урок в набор упражнений, не имеющих конечной цели. Слишком медленный темп работы сделает пение вялым, неоформленным, «сонным», качество внимания и слуховой активности ухудшится. Вялая вокализация прямой путь к «грязной» интонации.
Комплексное применение певческих навыков (их мы перечисляли выше).
Зачастую мы имеем такую картину: одни и те же дети на репетициях хора и уроках сольфеджио поют абсолютно по-разному, не применяя знания полученные на одном предмете для работы на другом, чтобы улучшить качество интонирования, потребуется длительное время (от полугода до года. А в случае с «гудошниками» от одного года до полутора лет). Доведение вокальных навыков до «автоматизма» потребует еще большего количества регулярных занятий.
Хороший результат в работе с нечисто интонирующими детьми дает прием «пение закрытым ртом» (этапы распевания: разбор диктанта, сольфеджирование). Важно научить детей правильно, то есть «вокально» закрывать рот для пения. Язык в естественном положении, зубы не сжаты. Во время пения закрытым ртом ученик слышит сам себя и может контролировать неточности своего пения.
Еще один результативный прием аналогичный предыдущему во время пения ладонью прикрывают одно ухо, именно это позволяет слышать себя «внутри» и пение остальных «снаружи».
Очень хороши упражнения на glissando (скольжение по звукам). Качественное пение этим приемом (в среднем и медленном темпе, хроматизмы не «проскакивают», а пропеваются) помогает исправить интонацию. Вокально интонационных упражнений и приемов очень много и они бесспорно важны для обучения, но каждый педагог выстраивает работу над ними самостоятельно и индивидуально.
Так же важно использовать принцип попевок и секвенционность. Пение ступеней в различных комбинациях способствует выработке навыка ощущения ладовых тяготений.
Вокально-интонационные упражнения a cappella и с аккомпанементом следует чередовать в работе (постоянная гармоническая поддержка фортепиано делает слух «ленивым»). В то же время аккомпанемент делает упражнения более интересными с музыкальной и эстетической точки зрения; так же гармоническая «поддержка» облегчает слуховое ориентирование в ладу и способствует более быстрому усвоению материала.
Аккомпанемент для вокально-интонационных упражнений может быть как поддерживающий (особенно на начальном этапе обучения), так и контрастным по отношению к вокальной партии (контраст фактурный, темповый, штриховой). Допустимо использование консонансов и диссонансов. Использование контрастных аккомпанементов вырабатывает активность слухового восприятия и самоконтроля в пении. Так же, такое «интонационное противостояние» вносит в работу элемент игры, и это нравится детям.
Список литературы
Емельянов В. «Развитие голоса» С. - П., 2003 г.
Мухин В. «Вокальная работа в хоре» М., 1964 г.
Переверзев Н. «Проблемы музыкального интонирования» М., 1966 г.
Теплов Б. «Психология музыкальных способностей» М., 1947 г.
15