Основные этапы работы над музыкальным диктантом на уроках сольфеджио
Методический доклад на тему:
«Основные этапы работы над музыкальным диктантом на уроках сольфеджио»Диктант – это одна из основополагающих форм работы на уроке сольфеджио, которая способствует выработке и развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти. Развитый навык написания диктанта существенно помогает ученику на уроках специальности быстро читать ноты с листа (и наоборот) и выучивать наизусть музыкальный текст, а также представляет собой концентрат знаний и умений ученика, перенесенные в практическую плоскость. В конечном итоге каждая форма работы, используемая на уроке сольфеджио, находит свое отражение в диктанте, и складывается в результате, как разрозненные пазлы, в целостную картину качественного усвоения на практике музыкального и теоретического материала.
В процессе прохождения обучения по специальности педагоги всегда значительное внимание уделяют технике владения инструментом. На уроке сольфеджио тоже есть показатели «техничности» – это прежде всего скорость реакции, отклика на сыгранное, быстрота узнавания пройденных элементов (как мелодических, так и ритмических), цепкость и объемность памяти, умение мыслить крупными построениями, понимание логики движения функций или хотя бы распознавание в мелодии скрытой структуры аккордов.
Формирование навыков, необходимых для написания диктанта, в различных формах работы на уроке сольфеджио
Итак, какие же формы работы на уроке сольфеджио являются одновременно этапами подготовки к написанию диктанта, служат своеобразным «багажом», с которым ученик приходит к успешному освоению этой кульминационной формы работы?
Во-первых, это регулярная интонационная работа на уроках сольфеджио, которая способствует развитию музыкальной памяти, т.е. умению удерживать мелодию в памяти, и вырабатывает умение анализировать ритмоинтонационный состав мелодии, различать в нотах интервалы, аккорды, направление движения мелодии, повторы и видоизмененные повторы, ритмические и жанровые особенности текста.
Работа в ладу развивает ощущение ладового тяготения (осознания полутонового тяготения: ля – соль-диез, а не ля – ля-бемоль), важнейший слуховой навык памяти устоев, понимание роли каждой ступени в ладу.
Работа в ладу способствует выработке навыка ощущения устойчивых и неустойчивых ступеней. Для этого можно использовать следующее упражнение: после пропевания гаммы педагог играет любые ступени, задача учеников – быстро сориентироваться и спеть с названием исполненные педагогом звуки. Также в развитии ориентации в ладу поможет работа по столбице или пение ступеневых дорожек. Еще одно упражнение – допевание до тоники: педагог играет любую ступень (но не тонику), задача ученика – допеть ее до тоники.
Благодаря разнообразным формам работы в ладу ученик приобретает практический навык ориентации в любой тональности (нота=ступень). Например, дается задание: называется номер ступени, а ученикам нужно сообразить, какая это будет нота в конкретной тональности. Или наоборот: задание на нахождение в конкретной тональности отдельной ступени. В выработке быстрой ориентации в тональности поможет пение секвенций, особенно тех вариантов, где они начинаются не с тоники. Кроме того, в процессе ладовой работы обучающиеся приобретают навык быстрой и уверенной ориентации в ступенях лада по звукам Т53: III – посередине, V – сверху, VI – рядом с V, а VII – под I.
Именно работа в ладу помогает в дальнейшем, на продвинутых стадиях диктанта, правильной записи альтерированных ступеней.
Работа с метроритмом в классе сольфеджио также находит свое качественное отражение в диктанте. Ведь ритмические упражнения формируют навыки правильной записи ритмических групп и их группировки в различных размерах, а также способствуют удержанию в памяти ритмического рисунка мелодии. Педагогу часто приходится сталкиваться с тем, что запись ритма представляет для учеников (даже с абсолютным слухом) еще большую сложность, чем фиксация звуковысотности. Поэтому очень важно на начальном этапе дать ученикам правильные установки при работе с ритмом, о чем будет сказано чуть позже.
Не менее важным для успешного написания диктанта является умение распознавать различные элементы на слух. Поэтому в такой форме работы, как слуховой анализ, вырабатывается умение различать на слух окраску (фонизм) интервалов и аккордов, структуру аккордов, умение анализировать форму произведения. Навыки восприятия на слух помогают детям в заданиях на письменное построение элементов, что тоже является важным умением для диктанта – правильно зафиксировать услышанное.
Таким образом, в диктанте перечисленные навыки и умения нужны с р а з у в с е, и ж е л а т е л ь н о о д н о в р е м е н н о. Неслучайно поэтому диктант является показательной формой, дающей представление об уровне развития ученика. Здесь ему на помощь придут умение ориентироваться на инструменте, определенный уровень умственных способностей, умение логически мыслить. Однако часто хорошо играющие, слышащие и поющие дети, справляющиеся с ритмическими и другими формами работы на уроке сольфеджио, не в состоянии справиться с диктантом. Или встречаются варианты, когда дети успешно справляются с диктантом, но не могут охватить его форму полностью и запомнить наизусть. Поэтому главной целью работы над диктантом является формирование и развитие нужных для усвоения других предметов (и общеобразовательной программы также) логического мышления, музыкальной памяти, концентрации. Задача же педагога – научить ученика успешно писать диктант. Ведь именно от неумения справиться с этой трудной формой работы у учеников остаются негативные воспоминания о предмете сольфеджио.
Нужно понимать, что навык написания диктанта зависит от систематичности и длительности работы над ним на уроке, т.к. диктант является формой классной работы. Успех может гарантировать только длительная и планомерная работа.
Основные этапы – уровни сложности. Основополагающая роль начального периода знакомства с диктантом
Приступая к написанию диктанта, педагог должен быть уверен, что учениками пройден этап накопления определенных навыков и умений: они имеют достаточный слуховой опыт для данной формы работы, развитое музыкальное мышление, память и внутренний слух. Хотя попытки писать диктанты предпринимаются с самого раннего возраста, благодаря разнообразным формам диктанта.
Очень важной является психологическая атмосфера при написании диктанта. Ведь у учеников слово «диктант» прежде всего ассоциируется с диктантом по русскому языку. Поэтому перед педагогом стоит задача тщательнейше подобрать диктанты, так, чтобы их трудность возрастала как бы незаметно для обучающихся. С одной стороны, музыкальный материал для диктанта должен обладать определенной художественной ценностью, с другой – выполнять дидактические задачи и содержать большее или меньшее количество структурных элементов в зависимости от уровня сложности. Рекомендуется не «перегружать» учеников и подыскивать диктанты, посильные на данном этапе для конкретной группы (например, на одну и ту же тему варианты облегченный, среднего уровня сложности и продвинутый). Задача педагога состоит в том, чтобы ученики получили положительный опыт написания диктанта – поэтому пусть они будут проще, но зато их должно быть много. Благодаря такому интенсивному подходу узнавание элементов учениками доведется до уровня автоматизма, что придаст им уверенности и убежденности, что диктант – это легко.
Поскольку диктант является кульминационной формой работы, то в процессе проведения урока рекомендуется подгонять другие формы работы под сложности, которые встретятся в диктанте.
Как и в овладении любым другим предметом, можно выделить несколько этапов овладения навыком написания диктанта: подготовительный, начальный, средний и продвинутый.
Подготовительный и начальный этапы освоения диктанта
Подготовительный этап – важнейший, т.к. именно в нем закладываются основные навыки, нужных для успешного освоения такой формы работы, как диктант. Уметь услышать, запомнить, проанализировать услышанное – и главное – правильно его записать. Уметь правильно распознать метр, ритм, правильно продирижировать и верно ритмически оформить мелодию, охватывая максимально большие фрагменты и в то же время осознавая каждую долю в отдельности.
Поэтому в начальных классах диктант всегда дается с подробным предварительным анализом: определяется структура мелодии, количество фраз, повторность или неповторность мелодии и ритмического рисунка. Также обсуждается характер мелодического рисунка: нисходящее или восходящее движение, движение по звукам трезвучия, опевание ступеней.
Навыки осознавания и запоминания интонационного и метроритмического контура мелодии, выработанные на подготовительном и начальном этапе, будут оставаться основополагающими и в дальнейшей работе над диктантом, в процессе обучения будет постепенно расширяться круг интонаций и метроритмических трудностей.
Рассмотрим этапы накопления знаний, необходимых для написания диктанта.
В процессе знакомства с нотной грамотой формируется навык правильно и быстро записывать ноты. Здесь самым простым упражнением для детей будет диктовка нот педагогом, в дальнейшем – нот в ритме. В результате этого упражнения ученик должен научиться без ошибок записывать нотные группы, которые учитель произносит в быстром темпе.
Для того чтобы максимально быстро ориентироваться в звуковом пространстве, нужно знать ноты и то, как они выстраиваются в нисходящий или восходящий звукоряд. Это знание нот постепенно переходит в умение не только быстро называть ноты вверх и вниз начиная с любого звука, но и через одну, через две. Этот навык нужно довести до уровня автоматизма, чтобы ребенок, не задумываясь, называл верные ноты. Кстати, по принципу через две ноты дети учат правило о порядке ключевых знаков, и некоторым из них совсем непросто дается это заучивание.
Важнейшая роль работы над секвенциями – именно они помогают осваивать пространство звукоряда, на их примере происходит заучивание простейших мелодических и метроритмических оборотов. На уроке можно давать задание пропевать, а в качестве домашнего задания – записать секвенцию. Для развития внутреннего слуха целесообразно исполнять следующее упражнение: петь одно звено вслух, второе – про себя или вслух – только устойчивые ступени.
Полезной формой работы по усвоению нот, их правописания является переписывание нот. После чего можно дать задание перенести мелодию на октаву выше (или ниже).
На начальном этапе нужно давать детям упражнения на подписывание ступеней с дальнейшим транспонированием мелодии (в старших классах можно это проделывать устно, с листа). Кроме того, можно на доске записать ступенями знакомую мелодию, чтобы дети угадали ее.
Для развития музыкальной памяти и внимания желательно после сольфеджирования мелодии попытаться спеть ее с названием нот наизусть, а потом и сыграть (можно с транспонированием). В качестве домашнего задания – выучить наизусть номер или песенку, петь и играть ее в нескольких тональностях.
Важно, чтобы ученик ориентировался в расположении нот на фортепианной клавиатуре – так педагогу будет легче объяснять различные правила и принцип построения аккордов или интервалов.
Основополагающей на подготовительном и начальном этапах развития музыкального слуха является работа над развитием метроритмического чувства.
В первую очередь при знакомстве с длительностями важно, чтобы ребенок понимал, сколько долей входит в каждую длительность: половинная = 2 доли, четверть = 1 доля, восьмая = полдоли.
После этого объясняется дробление долей. Усваивается правило, что если в доле несколько нот, то они объединяются под одним ребром. При объяснении материала педагог должен обратить внимание учеников на то, чтобы составить долю из восьмых, нужно объединить две длительности в группу под одним ребром. Также ребенок должен знать, сколько более коротких длительностей входит в более длинную длительность, что происходит, когда около ноты стоит точка.
Одним из вариантов освоения длительностей является использование на уроках сольфеджио такой формы работы, как запись ритма стихотворения или словосочетания.
В результате планомерного музыкального развития учащихся происходит практическое освоение понятий «доля», «сильная и слабая доля», «такт», «размер», которые также важны для написания диктанта. Здесь на помощь приходят слуховые формы работы, направленные на выработку восприятия пульсации долей, распознавания 2- или 3-дольного метра. Для этого педагог подбирает музыкальные фрагменты с максимально явственной опорой на сильные доли и с хорошо прослушиваемой пульсацией долей.
С целью закрепить освоение вышеуказанных понятий можно дать задание переписать пример, в котором не указан размер и не проставлены тактовые черты. Затем, прослушав исполнение педагога, дети должны выделить знаком акцента сильную долю, определить размер и поставить тактовые черточки. Также важно научить учеников на начальном этапе осознавать и видеть в нотах каждую долю. Для этого даются упражнения: обвести кружком 2-ю долю, дописать 1-ю и 3-ю доли.
Для успешного написания диктантов ученик должен освоить тактирование. Полезными на начальном этапе обучения будут упражнения на определение учениками количества тактов, которые сыграл педагог. В результате данного упражнения дети должны понять, что такт начинается только тогда, когда рука при тактировании идет вниз. Помимо этого упражнения для выработки внимания и умения концентрироваться хорошо давать обучающимся задачу определить, сколько нот приходится на конкретную долю. Это поможет в анализе ритмических групп в процессе написания диктантов. Как вариант – при записи ритма стихотворений педагог должен добиваться осознания учениками того, сколько слогов (длительностей) приходится на один взмах руки. В дальнейшем это упражнение автоматизирует навык распознавания ритмического рисунка в диктанте.
Концентрации внимания на ритмической стороне мелодии способствует упражнение на сольмизацию номеров перед их пением, которое выполняет роль подготовительного упражнения для написания диктанта.
Полезным также является определение размера, проставление акцента над сильной долей, а в последующем – умение рассказать ритмический рисунок с тактированием.
Какие же трудности встречаются на начальном освоении такой непростой формы работы, как диктант? Желательно ограничить круг интонаций повторностью звуков и поступенным движением вверх или вниз, опеванием, вспомогательными звуками, а также движением по звукам тонического трезвучия, несложными секвенциями.
Педагог должен обратить внимание учеников на паузы и их выразительную роль в мелодии, объяснить, что паузы в мелодии выполняют функции членения фраз, «вздоха». Окончание мелодии следует всегда внимательно слушать, т.к. звучание длинной ноты может быть сокращено паузой. Еще внимательнее нужно быть в случае с затактом. Для этого педагог должен показать аналогичные примеры в музыкальных произведениях, а в процессе записи диктанта обратить внимание учеников на возможные случаи.
Среди ритмических сложностей начального этапа – сочетание четвертных и восьмых, группы из четырех шестнадцатых, внутритактовый пунктир, паузы; использование размеров 2/4, 3/4, 4/4.
Освоение диктантов среднего уровня
В процессе освоение диктантов среднего уровня к интонационным трудностям начального уровня добавляется движение по звукам трезвучия и его обращений, трезвучий главных ступеней лада. Перед тем как вводить данную сложность в диктант, дети должны хорошо представлять интервальный состав секстаккорда и квартсекстаккорда, уметь их строить, играть и петь как в тональности, так и от звука. В предварительном анализе номеров для сольфеджирования, а также в произведениях по специальности нужно научить обучающихся видеть и различать в нотном тексте различные виды трезвучий и их обращений. В предварительной настройке перед диктантом нужно ввести интонационные обороты встречающихся аккордов.
В диктантах для средних классов встречается движение не только по звукам тонического трезвучия и его обращений, но и по звукам трезвучий и септаккордов субдоминантовой и доминантовой функций. Подготовительным упражнением к освоению сложности данного уровня является построение аккордовых последовательностей с последующим их пропеванием.
Диктанты данного уровня могут начинаться не только с тоники, но и с других устойчивых звуков. Кроме того, вводятся скачки на широкие интервалы (сексту, септиму, октаву).
Также интонационная сфера диктантов обогащается альтерированными звуками – как хроматическими вспомогательными и проходящими, так и указывающими на отклонения в родственные тональности. Однако, прежде чем вводить диктанты с альтерированными ступенями, нужно тщательно проработать альтерацию ступеней в ладу в интонационных упражнениях и сольфеджировании мелодий.
В сферу использования размеров вводятся новые – 3/8 и 6/8. При этом педагог должен объяснить ученикам, что в этом размере изменяется счетная доля – восьмая. Часто детям сложно почувствовать этот размер, и они определяют его как 3/4. Педагог должен обратить внимание на легкость долей-восьмых, их большую слитность. При этом обучающиеся должны иметь понятие о правилах группировки в размере 3/8.
При знакомстве с этим размером целесообразно выбирать диктанты, состоящие из восьмых и четвертей. И только впоследствии включить примеры с использованием шестнадцатых.
На данном этапе происходит расширение палитры ритмических трудностей – к ним добавляются рисунки, использующие восьмую и две шестнадцатых, триоль, синкопа. Диктанты с вышеперечисленными трудностями охватывают весь курс школьного сольфеджио.
Разновидности диктантов
На уроках сольфеджио диктант как форма работы должен являться итогом усвоения какого-либо материала, но не наоборот. Можно усложнять диктант новым элементом только тогда, когда он тщательно проработан в других формах работы на уроке.
Устный диктант – очень продуктивная форма работы, т.к. требует быстроты реакции и цепкой памяти, умения запоминать характерные детали диктанта. Обязательно пение с тактированием, можно играть на фортепиано с транспонированием. Однако у всех небольших диктантов есть недостаток – они не стимулируют расширение объема музыкальной памяти, т.к. состоят, как правило, из 1–2 фраз.
Блиц-диктанты. Это небольшие диктанты, пишется за урок 2-3-4. Играется как устный диктант для одного из учеников, другой ученик стоит у доски, пытается как самостоятельно записать услышанное, так и опираясь на устный ответ первого ученика.
Показательный диктант – с показом процесса записи и анализом у доски преподавателем или с помощью ученика. Особенно часто используется на подготовительном и начальном этапах обучения. В дальнейшем можно прибегать в особо сложных случаях или когда педагог впервые вводит в диктант новую трудность.
Дидактический диктант – содержит какую-либо специфическую трудность. Целесообразно использовать данную разновидность на начальном этапе освоения какой-либо трудности в диктанте.
Письменный диктант с предварительным анализом – классический образец диктанта на уроке сольфеджио. За первые два проигрывания дети определяют тональность, размер, характерные мелодические и метроритмические особенности, структуру мелодии (есть ли точные повторы, секвенции и т.д.). Как правило, он пишется за 8–10 проигрываний.
Эскизный диктант – развивает полезное умение писать диктант начиная с любого места, абстрагируясь от восприятия диктанта как единого целого. Особенно полезно это умение при «столкновении» с трудным местом в первой половине диктанта. Педагогом дается задание записать определенный фрагмент мелодии: например, сначала – каденции, потом первую и вторую фразы и т.д. Задача такого навыка – ученик должен уметь сконцентрироваться в первую очередь на тех фрагментах мелодии, который он лучше запомнил, и только после этого дописывать остальное, «не биться головой об стенку».
Диктант с аккомпанементом представляет собой усложненный вариант классического, когда восприятие мелодии затрудняется отвлечением слуха на аккомпанемент.
Тембровый диктант – сложность в его написании заключается в непривычном восприятии звуков, сыгранных на любом инструменте (но не фортепиано), т.к. новая тембровая окраска звучания мелодии является отвлекающим моментом.
Диктант без подготовки (контрольный) – отражает степень усвоения материала и является разновидностью классического письменного диктанта. В качестве контрольного диктант педагог дает на один-два класса легче.
Ступеневый диктант – педагог играет мелодию, которую обучающиеся записывают как ступеневую последовательность. Этот вид диктанта способствует расширению ориентации в ладу и вырабатывает полезное умение мыслить ступенями.
Ритмический диктант – направлен на освоение ритма. На своих уроках я предлагаю ученикам записать диктант, мелодия которого идет по ступеням гаммы, но при этом содержит полный набор ритмических трудностей, которые они уже изучили в настоящий момент. Хорошо использовать именно эту форму работы при закреплении на практике знакомства с новым ритмическим рисунком.
Диктант с ошибками – на доске выписывается диктант, но с ошибками. Задача детей – записать правильный вариант себе в тетрадь.
Диктант с вариациями (вариантами) – полезен для расширения музыкального кругозора и понимания возможностей развития музыкального материала. В таких диктантах можно явственно показать, откуда берет начало та или иная трудность. Например, в ситуации с внутридолевым пунктиром можно дать в первом варианте диктанта это две восьмые, во втором вместо восьмых – восьмую и две шестнадцатые и в третьем – пунктирный ритм. Данный вид помогает детям лучше осознать и обобщить сложные моменты диктантов.
Диктант по памяти – пример играется 2-3 раза, за время проигрываний дети должны постараться максимально верно запомнить мелодию. Пока все ученики не запомнят, педагог не разрешает приступать к записи. Дети должны пытаться мысленно, под дирижирование педагога, пропеть мелодию до конца. Поэтому для такого вида работы подбираются максимально яркие фрагменты. Тональность называется непосредственно перед записью диктанта. Во время записи проигрывания не даются, в конце, после того как время истекло, диктант проигрывается еще раз, ошибки анализируются всем классом. На первом этапе такой диктант – это одна фраза (2-4 такта), потом – предложение и далее – период.
Диктант с настройкой, но в произвольной тональности. Педагог производит настройку, но не объявляет тональность. Тональность устанавливается только после настройки. Для выработки ощущения высоты положения лада, для ощущения окраски тональности. Разновидность этого диктанта – каждый пишет в произвольной тональности. Для абсолютников это возможность оторваться от слышания конкретных звуков и выработка опоры только на функциональные ощущения ступеней лада.
Разновидностью самодиктанта является зрительный, или фотодиктант. Разница состоит в том, что в этом случае объектом для записи выступает новая мелодия
Графический диктант – педагог указывает на доске лишь направление движения мелодии.
Диктант с досочинением мелодии развивает творческие способности учащихся, способствует осознанию закономерностей строения и мелодического развития с его тремя классическими стадиями: началом, серединой (развитием) и заключением.
Подбор и запись знакомых мелодий. Вначале мелодия подбирается на инструменте, а потом оформляется в письменном виде. Вариант посложнее – запись мелодии без предварительного подбора на инструменте. Эта форма работы особенно активно используется в начале обучения, и слова песни здесь являются эмоциональным и ритмическим подспорьем для припоминания контура мелодии.
Самодиктант – запись по памяти выученных номеров с учебника, в других тональностях. Конечно, здесь отсутствует один из главнейших принципов диктанта – запись новой, незнакомой мелодии. Однако в качестве одного из приемов развития внутреннего слуха и для выработки умения графически оформлять услышанное это неплохой прием.
Методика написания диктанта
Диктант не рекомендуется проводить в конце урока, когда внимание уже устало, а также в начале урока, когда оно еще не установилось.
Драгомиров считает, что время для записи диктанта «устанавливается педагогом в зависимости от класса и уровня группы, а также в зависимости от его объема и трудности диктанта. В младших классах (1–2-е классы), где записываются небольшие и несложные мелодии, это обычно 5–10 минут; в старших, где трудность и объем диктантов увеличиваются, – 20–25 минут».
Перед проигрыванием нужно выяснить, все ли дети имеют принадлежности.
На начальном этапе дети должны усвоить алгоритм записи диктанта. Для этого педагог задает направляющие вопросы: с какого звука (ступени) начинается и заканчивается диктант? какой размер? С сильной доли или со слабой начинается диктант? есть ли повторы? какие ритмические трудности встречаются в диктанте? было ли движение поступенное или по аккордовым звукам?
Важной составляющей успешного написания диктанта является предварительная настройка, в которую желательно ввести интонационные обороты, встречающиеся в диктанте.
Если педагог сообщает количество ключевых знаков, учащиеся должны определить, с какого звука начинается и заканчивается диктант. Если педагог называет звук тоники и играет его, то в задание учащихся будет входить назвать тональность. Размер, как правило, учащиеся определяют самостоятельно.
В начале знакомства с диктантом педагог дает первую установку: не стенографировать, а запоминать услышанное и потом по памяти записывать. Нужно стараться удерживать фрагменты мелодии в голове, чтобы между проигрываниями их анализировать. Стараться запомнить начало и конец мелодии (конец сразу записать). Таким образом, запись диктанта происходит по принципу «навстречу».
После первого проигрывания начинается коллективный анализ диктанта. В нем педагог заостряет внимание детей на отдельных поворотных моментах (где может произойти ошибка), обращает внимание на повторы, на повторении одного звука, на различных мелодических формулах. «Второе проигрывание должно идти сразу после первого. Его можно исполнить уже медленнее. После этого можно побеседовать о конкретных ладогармонических, структурных и метроритмических особенностях музыки. Поговорить о каденциях, фразах и т.п. Можно сразу же предложить учащимся оформить заключительную каденцию, определить местоположение тоники и то, как мелодия к тонике подошла – гаммообразно, скачком, знакомым мелодическим оборотом и т.д. Такое начало диктанта “наоборот” оправдано тем, что заключительная каденция как раз больше всего “помнится”, пока весь диктант еще не отложился в памяти».
Вторая установка: запись диктанта производится штрихами. При этом ноты должны отстоять друг от друга на достаточном расстоянии, чтобы можно было объединить их штилем или написать тактовую черту.
В процессе записи диктанта нужно стремиться к тому, чтобы ученик пропевал диктант внутренним слухом, но запрещать пропевание вслух на начальном этапе не нужно – негромкое пропевание помогает ученику лучше разобраться в звуковысотных соотношениях.
Обязательно тактировать во время проигрывания. В сложных местах смотреть на руку и обязательно анализировать каждую долю такта: сколько нот приходится на один взмах руки.
В процессе записи диктанта педагог подходит к ученикам, наблюдая за процессом написания, и может обратить внимание ученика на проблемные места, задавая наводящие вопросы (ты уверен, что здесь терция? Обрати внимание, куда пошла мелодия после этого звука; неправильный ритм, внимательно протактируй).
Также желательно обращать внимание учащихся на фразировку мелодии, стараться запоминать мелодии по фразам. Уяснению строения мелодии помогает оформление фразировки, проставление лиг над музыкальными фразами и мотивами.
Диктант является своеобразной лакмусовой бумажкой – сразу видно, в усвоении каких тем у группы есть проблемы (звуковысотность, ритм или запоминание звуковысотного рельефа мелодии).
Список использованной литературы
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1993.
Жакович В. Готовимся к музыкальному диктанту. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
Кондратьева И. Одноголосный диктант: Практические рекомендации. – СПб: Композитор, 2006.
Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. – М.: Музыка, 1989.
Оськина С. Музыкальный слух: теория и методика развития и совершенствования. – М.: АСТ, 2005.
Серединская В.Развитие внутреннего слуха в классе сольфеджио.— М., 1962.
Фокина Л. Методика преподавания музыкального диктанта. – М.: Музыка, 1993.
Фридкин Г. Музыкальные диктанты. - М.: Музыка, 1996.