Использование фонограмм на уроках специальности в ДМШ как один из приемов активизации сольного и ансамблевого музицирования
Использование фонограмм на уроках специальности в ДМШ как один из приемов активизации сольного и ансамблевого музицированияНачальный этап обучения на духовых инструментах достаточно трудоемок.Необходимость постоянного самоконтроля учениками исполнительского дыхания, постановка губного аппарата, правильности артикуляции требует исполнения простых мелодий в пределах достаточно ограниченного диапазона. Работа над качеством звукоизвлечения на инструменте иногда занимает достаточно длительный период, что может быть связано с психофизическими особенностями ученика. В этом случае целесообразно не спешить с расширением игрового диапазона. Исполнение упражнений и несложных музыкальных произведений под фонограмму вызывает большой интерес у учеников и расширяет нотный, музыкальный материал. Игра под аккомпанемент способствует развитию гармонического слуха и формированию метроритмических навыков учащихся.
Для развития полезно любое музицирование, но если оно основано на известных, простых мелодиях, то занятия становятся очень увлекательными Использование фонограмм-аккомпанементов в процессе музыкального обучения, особенно на начальной стадии, дает видимые результаты - интерес учащихся к занятиям значительно возрастает, и что важно - занятия с фонограммой дают ощущения игры в ансамбле.
Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, дети приобщаются к творческому процессу.
Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.
Все вышесказанное поставило перед педагогами задачу как познакомить учащихся с качественными образцами эстрадной музыки, развивая музыкальный вкус, раскрывая творческий потенциал. Такой репертуар, несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе может ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте.
На каждом этапе важно научить ребенка создавать звуковой музыкальный образ посредством метроритма, динамики, темпа, тембра, гармонии, фактуры.
Приступая к работе над произведением нужно определить характер его музыкального содержания, форму, прослушать (при наличии) полностью звучание произведения, затем фонограмму, следя по нотам, отмечая все вступления.
При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения. Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст, играть в нужном темпе, с динамическими оттенками, штрихами и т.д. Опыт показывает, что на начальном этапе работы возможно исполнение партии под фортепианный аккомпанемент концертмейстера или педагога.
Одним из важных компонентов является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью.
В исполнении важен темп. Правильно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он будет играть, необходимо контролировать свою игру, не допуская расхождения с фонограммой.
Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре под фонограмму, считается синхронность звучания, т.е. точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей, участниками ансамбля. От учеников требуется предельная концентрация внимании, т. к. нужно точно совпасть с записанным сопровождением.
Такой вид творчества позволяет развивать самостоятельность, т.к. есть возможность разучивания произведения дома, а не только в классе с педагогом. А также является хорошей формой работы для домашнего музицирования, ведь всегда можно удивить «живым» исполнением флейты, саксофона, кларнета под аккомпанемент целого оркестра, звучащим наиболее ярко, полно, красочно.
Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений. Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь исполняя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива. Очень удобно с таким аккомпанементом выступать перед сверстниками в школе, на других концертных площадках.
Такой вид работы расширяет творческие возможности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новоселов А.С. Играем с удовольствием: 1-2 класс ДМШ. - Омск, 2010. - 25с.
Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие. - М: Педагогическая академия, 2010. - 67с.
Шадёркин Ю. П. В современных ритмах. Самара: 2011. - 30с.