Педагогика поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в современном образовании


Педагогика поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в современном образовании
Суворова О.А., учитель начальных классов
МКОУ Каргатская средняя общеобразовательная школы №1
В современной системе образования понятие педагогической поддержки обучающихся активно входит в повседневную жизнь школы.
Педагогическая поддержка… Для меня это ПОНИМАНИЕ, ПРИНЯТИЕ и ПЕРЕВОД В ПОЗИТИВНУЮ ПЛОСКОСТЬ. Такая поддержка нужна каждому ребёнку, но особенно детям с ограниченными возможностями здоровья.
В нашей школе, как и в любом образовательном учреждении, наблюдается рост детей с ОВЗ, которые нуждаются в комплексной поддержки и помощи.
Вот почему идея поддержки, которая формулировалась на уровне советов педагогам и родителям, приобрела черты системности.
Основы теории педагогической поддержки разработал О.С.Газман. Педагогическая поддержка – это деятельность на уровне «личность-личность», когда общение «глаза в глаза» обнаруживает родство душ; это акт общения и взаимодействия, свободный, равноценный, и значимый для обоих; это товарищеские отношения взрослого и ребёнка, которые создают для ребёнка ситуацию свободы роста и действий, а не зависимости от помощи взрослого.
В нашей школе мы используем четыре тактики поддержки – это «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие».
Кредо тактики защиты. Задача педагога – выстроить такое пространство взаимодействия с ребёнком, где нет угрозы его достоинству. Создать условия принятия.
Кредо тактики помощи. Задача педагога – помочь ребёнку, потерявшего веру в себя разблокировать собственную активность. Создать ситуации успеха, использовать поддерживающие приемы: знак внимания, комплимент, похвала, поддержка.
Кредо тактики содействия. Задача педагога – развитие способности ребёнка совершать, содействие в преодолении страха перед неизвестным.
Кредо тактики взаимодействия. Задача педагога – выработка эффективных коммуникативных средств взаимодействий с учениками. Например, фразу негативной оценки «Садись, два», можно заменить следующей фразой «Очень жаль, Сергей, что сегодня мне пришлось поставить тебе плохую оценку. Я уверена, что в ближайшие дни ты сможешь исправить свою оценку»
Я в своей педагогической деятельности использую следующие принципы педагогической поддержки, которые предложил О.С.Газман:
- самореализация педагога - в творческой самореализации ребёнка;
- всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
- все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
- не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка;
- не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;
- доверяя, не проверяй; признавай право на ошибку и не суди за неё.
В систему понятий «педагогика поддержки» входит педагогическое сопровождение. Сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.
В школе определены необходимые условия для функционирования и развития системы поддержки детей с ОВЗ. Организована служба поддержки, которая осуществляет руководство процессом и организует взаимодействие всех субъектов процесса: педагога-психолога, учителя-логопеда, педагогов, социальных педагогов, медицинского работника, родителей с целью обеспечения полноценного личностного развития каждого учащегося.
В нашей школе четко выстроено взаимодействие специалистов, которое осуществляется по следующим направлениям:
Диагностическое. Учитель-логопед и педагог - психолог осуществляют взаимодействие, что позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; позволяет четко сформулировать объективное заключение и наметить план работы с учащимися. Каждый специалист рассматривает проблему ребенка в рамках своей профессиональной специализации и собирает данные, необходимые для дальнейшей коррекционной работы непосредственно в его области, подготавливает рекомендации для учителя в работе с учащимся. Учителя ежедневно работающие с учащимся, на этапе определения проблемы, помогают специалистам отследить её наиболее полно.
Консультативное. Совместная деятельность педагога-психолога и учителя или учителя-логопеда и педагога во время консультирования позволяет выработать рекомендации педагогам по повышению уровня познавательных процессов, что в конечном результате способствует повышению качества обучения. Взаимное консультирование осуществляется педагогом-психологом и учителем-логопедом для более глубокого понимания проблем ребенка на этапе планирования и реализации комплексной или индивидуальной помощи. Происходит взаимный обмен профессиональными знаниями, в результате которого у каждого специалиста появляется недостающий информационный ресурс, позволяющий строить дальнейшую работу с ребенком. Взаимное консультирование позволяет каждому специалисту использовать профессиональный опыт коллег.
Совместная работа в просветительском и профилактическом направлениях предусматривает выступления на родительских собраниях, методических объединениях. В нашей школе работает методическое объединение по инклюзивному образованию, благодаря которому осуществляется профессиональное общение специалистов и педагогов школы с целью рассмотрения причин трудностей в обучении и воспитании детей с ОВЗ, определения путей помощи детям и их реализацию в процессе совместной деятельности.
В процессе проведения коррекционной работы каждый специалист проводит занятия в индивидуальной или групповой формах. Проведение групповых коррекционных занятий педагога-психолога с учащимися достигают наибольшего результата при участии в них педагога, который получает дополнительную информацию от психолога в построении собственной стратегии взаимодействия с классом.
Продемонстрирую конкретную проблемную ситуацию. В 4 класс пришёл ученик, обучающийся по адаптированной образовательной программе. Процесс адаптации в классе проходил достаточно сложно. В решении этой проблемы, как и других, педагоги и специалисты нашей школы работали в единой команде.
На первом этапе был осуществлен сбор информации об этом ребенке: о его психическом и физическом состоянии, о ситуации в семье.
На следующем этапе создали совместный план индивидуальной работы с обучающимся:
для изучения личностной, познавательной сфера ученика в ноябре в классе была проведена диагностика адаптивных процессов (анкета «Мотивация к обучению», тест «Филлипса»);
договорились с педагогами о формах и способах взаимодействия в деятельности по решению проблемы (создание ситуации успеха во время урока, не сравнивать ребенка ни с кем из класса, а сравнивать только результаты его деятельности);
были организованы консультации и занятия с психологом по формированию коммуникативных навыков;
проведены классные часы по темам: «Наш класс – единая команда», «Давайте жить дружно»;
осуществлялась поддержка здоровья (смена деятельности на уроке);
была организована внеурочная деятельность;
в декабре была проведена диагностика атмосферы коллектива в классе.
В течение учебного года на заседаниях ПМПк проводился анализ проделанной работы, корректировался индивидуальный план работы с ребенком.
К концу учебного года наблюдалась положительная динамика. В коллективе ребенка приняли. У него появились друзья. Ребенок стал более активным (принимал участие в классных мероприятиях), уверенным.
Эта динамика произошла благодаря командной слаженной работе педагогов и всех специалистов нашей школы.
«Совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку». (Р. Эмерсон)