Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио» для подготовительного отделения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Детская музыкальная школа №1 имени М.И. Глинки г. Смоленска»
Программа
учебного предмета
«Занимательное сольфеджио»
для подготовительного отделения
.
2015год
ОДОБРЕНА: УТВЕРЖДЕНА
методическим советом МБОУДОД директор МБОУДОД
«Детская музыкальная школа №1 «Детская музыкальная школа №1
имени М.И. Глинки г. Смоленска» имени М.И. Глинки г. Смоленска»
Каплина Ж.А.
«29» апреля 2015 г. «1» июля 2015 г.
Организация-разработчик:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Детская музыкальная школа №1 имени М.И. Глинки г. Смоленска».
Разработчики:
Лыткина Анжелика Евгеньевна – преподаватель МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 1 имени М. И. Глинки г. Смоленска».
Новикова Наталья Владимировна – преподаватель МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №1 имени М.И. Глинки г. Смоленска».
СОДЕРЖАНИЕ:
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Занимательное сольфеджио
1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Программа учебного предмета Занимательное сольфеджио является частью программы для подготовительного класса со сроком освоения 1 год. Программа учебного предмета Развитие музыкальных способностей может быть использована в реализации общеобразовательной программы для подготовительного класса в МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 1 имени М. И. Глинки г. Смоленска» при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1.2. МЕСТО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА:
Музыкальное исполнительство.
1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА, ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
Целью предмета является:
-обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося,
-развитие музыкальных способностей учащихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры.
- формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи:
-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
-формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
-развить у учащихся музыкальный слух; чувство метроритма; творческие способности; музыкальную память;
-приобрести следующие навыки: подбор по слуху мелодий; анализ отдельных элементов музыкальной речи; анализ мелодий по нотному тексту;
-приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков теории музыки, вокально-интонационных навыков;
-приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
-воспитание музыкальной эрудиции.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
-основы музыкальной грамоты;
-основные средства выразительности, используемые в музыкальном искусстве;
-наиболее употребляемую музыкальную терминологию.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
-пропевать выученную мелодию;
-записать простейшие ритмические диктанты;
-определять на слух интервалы в пределах октавы.
1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ
ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА:
максимальной учебной нагрузкой обучающегося –210 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузкой –105 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 105часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ:
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 210
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 105
в том числе: практические занятия 103
контрольные уроки 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 105
Итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов
--
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ СОЛЬФЕДЖИО
Название темы Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа Количество
часов
Тема 1:
Освоение основных элементов знаний теории музыки, сольфеджио и хора
Содержание учебного материала 43
Теоритические понятия: высокие и низкие звуки, длительности нот, ритм, темп, размеры, такт, затакт, паузы, лад, знаки альтерации, тоника, тональность, устойчивые и неустойчивые ступени, аккорды, интервалы. Запись ритмических диктантов, лёгких авто-диктантов (2-4 такта). Умение петь песенки показывая ступени ручными знаками. Пение мажорных и минорных гамм ступенями вверх и вниз, тонических трезвучий. Работа над метроритмом.
Практические занятия 43
Контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося 43
Тема 2:
Воспитание музыкальной эрудиции
Содержание учебного материала 42
Знакомство с жанрами музыки, знакомство с понятиями : композитор, дирижёр, опера, балет, оркестр. Знакомство с творчеством композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, И.С.Баха, В.Моцарта, Л.Бетховена, Э.Грига. Развитие навыков словестной характеристики музыкального произведения. Знакомство с
основами православной культуры.
Практические занятия 42
Контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося 42
Тема 3:
Творческие задания.
Содержание учебного материала 20
Рисунки к прослушанным произведениям, сочинение лёгких песенок на стихи детских авторов, навыки подбора по слуху нетрудных песенок и лёгкого аккомпанимента.
Развитие навыка транспонирования наиболее простых песенок. Практические занятия 20
Контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося 20
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3.1.ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ.
Реализация учебного предмета Занимательное сольфеджио требует наличия
-учебной аудитории для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв. м., со специализированным оборудованием (рояль), нотной библиотеки, элементарных шумовых музыкальных инструментов.
Оборудование учебного кабинета: фортепиано, шкаф, стол, стулья, подставки для ног.
Технические средства обучения: метроном, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, наличие аудио и видеозаписей.
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Основные источники:
1.Алиарова Н. Знакомство с оперой. Оперы русских композиторов с иллюстрациями и комментариями для детей. Феникс. 2010.
2.Белованова М. Азбука пения для самых маленьких. Феникс. 2008.
3.Белованова М. Музыкальный учебник для детей. Феникс. 2010.
4.Бергер Н. Как научиться играть песенку за 10 минут. Питер. 2014.
5.Горбина Е. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малыщей. Ярославль. Академия развития. 2007.
6.Жакович В. Музыкальная грамота для самых маленьких в сказках, стихах и картинках. Феникс. 2014.
7.Пванова О., Кузнецова И. Новый музыкальный букварь для самых маленьких. Феникс. 2006.
8.Камазина О. Неправильное сольфеджио. Феникс. 2010.
9.Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём. Сольфеджио для 1 класса ДМШ. Феникс. 2004.
10.Пилипенко Л. Азбука ритмов. М. 2004.
11.Романец Д. Нотная грамота. Тетрадь для дошкольников и младших школьников. Феникс. 2012.
12.Сиротина Т. Музыкальная азбука. М. Музыка. 2004 г.
13.Шалина Л. Краткое пособие по теории музыки для учащихся фортепианных отделений ДМШ и ДШИ. Феникс. 2010.
14.Ядова И. Не хочу играть гаммы. MPI. 2008.
15.Яценко Т. Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках. Петер. 2014.
Пальчиковые игры.
1.Новиковская О. Пальчиковая азбука. М. Астрель. 2010.
2.Новиковская О. Пальчиковая гимнастика. М. 2011.
3.Поддубная Е. Музыкальные пальчиковые игры. Феникс. 2011.
4.Соколова Ю. Игры с пальчиками. М. Экспо. 2005.
5.Ткаченко Т. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М. 2011.
6.Узорова О., Нефёдова Е. Пальчиковая гимнастика. М. Астрель. 2010.
Репертуарные сборники для учащихся подготовительного класса.
1.Барсукова С. Весёлая музыкальная гимнастика. Феникс. 2008 г.
2.Белованова М. Уроки музыки для детей. Донотный период. Феникс. 2014 г.
3.Весёлые нотки. Сборник пьес для учащихся 1 класса ДМШ. Феникс. 2008.
4.Волшебные звуки фортепиано. 1 класс. Феникс. 2012.
5. Донченко Т., Захаров Л. Раз, два, три, четыре, пять! Начинаю я играть. Первые уроки маленького пианиста. Феникс. 2012.
6.Емельянова Г. Упражнения-трансформеры для начинающих пианистов. Феникс. 2009.
7.Заславец Г. Музыкальный рассвет. Киев. 2007.
8.Звонкие клавиши. Сост. Б. Поливода, В. Сластененко. Феникс. 2014.
9.Золотницкая В. Упражнения для нвчинающих пианистов. С.-Петербург. 2004.
10.Королькова И. Крохе-музыканту. Феникс. 2007 г.
11.Лучшее из хорошего. 135 новых пьес для фортепиано для подготовительного и 1 класса ДМШ. Феникс. 2011.
12.Милич Б. Маленькому пианисту. М. Кифара. 2012.
13.Музыкальная азбука для самых маленьких. Сост. Н. Горошко. Феникс. 2007 г.
14.Новая школа игры на фортепиано. Сост. Г. Цыганова, И. Королькова. Феникс. 2013.
15.О,Браэн. Э. Самоучитель игры на фортепиано для самых маленьких. М. Астрель. 2012.
16.Печковская М. 42 урока музыки. Пособие для начинающих пианистов. Новосибирск. Окарина. 2009 г.
17. Рябухина Н. Давай поиграем! Пособие для детей 4-6 лет. Феникс. 2008.
18.Сыграй-ка!.Для подготовительного класса ДМШ. Сост. Б. Поливода., В. Сластененко, Феникс. 2011.
19.Толкунова Е. Начальные уроки игры на фортепиано. М. Музыка. 2008.
20.Тычинская О. Фортепиано-плюс. Пьесы и упражнения для начинающих. М. Музыка. 2010.
21.Фортепианная школа Фаины Брянской. Классика- XXI. 2008.
22.Цыганова Г. Альбом ученика-пианиста для подготовительного класса ДМШ. Феникс. 2013.
23.Шерстобитова В. Забавные нотки для Ладушки. Феникс. 2011.
24.Школа игры на фортепиано. 140 новых пьес. Сост. Б.Поливода, В. Сластененко. Феникс. 2013.
25.Школа игры на фортепиано. Под редакцией А. Николаева. М. Музыка. 2012.
Основы православной культуры.
1.Афанасьева С. Основы христианской культуры для детей младшего возраста (5-7 лет). Калининград. 2004.
2.Библия для детей. Сост. А. Соколов. М. 2004.
3.Евангельское повествование для детей. Изд. Свято-Успенской Почаевской Лавры..2013.
4.Ишимова А. История России в рассказах для детей. М. 2004 г.
5.Лагерлёф С. Легенды о Христе. М. 2004.
6.Лесенка-чудесенка. Литературно-художественный православный календарь для детей и родителей. М. 2014.
7.Основы православной культуры и этики. Сост. Э. Наперстникова. Смоленск. 2004.
8.Псалмы, избранные для детей. М. 2011.
9.Худошин А. Бисер небесный. Рассказы о святых для детей. М. 2011.
10.Шевченко Л. Православная культура. 1 год обучения. М. 2004.
Дополнительные источники.
1.Балеты-сказки П.Чайковского. М. Музыка.2006.
2.Музыка-чудесница. М. Музыка.2007.
3.Обучение по Вейсу. Музыкальный букварь. С.-Петербург. 2004.
4.Сказка в творчестве Н. Римского-Корсакова. М. Музыка.2004.
5.Юдина Е. Учебник по музыке и творчеству. М. Музыка. 2005.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, на контрольных уроках в рамках промежуточной аттестации.
Результаты обучения
( усвоенные знания, освоенные умения) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
-основы музыкальной грамоты;
-основные средства выразительности, используемые в музыкальном искусстве;
-наиболее употребляемую музыкальную терминологию.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
-пропевать выученную мелодию;
-записать простейшие ритмические диктанты;
-определять на слух интервалы в пределах октавы.
- контрольные уроки;