Методический доклад на тему Игровые формы работы в младших классах на уроках сольфеджио


Цель начального музыкального образования – воспитывать будущего профессионального музыканта или грамотного любителя музыки, слушателя, прививать любовь к музыкальному искусству, научить понимать классическую музыку. Д. Кабалевский писал: «…Чем больше человек находится во власти только лишь легкого (даже хорошего) искусства, тем дальше отходит он от искусства большого, серьезного искусства, которое человечество называет великим искусством… Восприятие легкого искусства не требует от нас затраты ни ума, ни сердца, не требует никаких предварительных знаний и не вызывает последующих глубоких размышлений. Оно не затрагивает глубин нашего духовного мира, скользя лишь по его поверхности» [1, с.148]. Большая роль в развитии духовной культуры подрастающего поколения отводится учреждениям дополнительного музыкального образования, призванным приобщать детей к эстетическим ценностям, развивать творческие способности, формировать позитивные ориентиры. Педагогу необходимо изучать современные обучающие и компьютерные технологии, современную методическую литературу, чтобы сделать музыкально-педагогический процесс насыщенным, интенсивным и увлекательным. Но, как показывает практика, предмет сольфеджио нередко вызывает у учащихся негативное отношение к занятиям в ДМШ, которое переносится и на отношение к музыкальному искусству в целом. Выходом из сложившейся ситуации может стать применение на занятиях сольфеджио таких форм и методов работы, которые стимулировали бы развитие интереса к предмету.
Постоянно ведутся разговоры о важности и пользе занятий сольфеджио, эта дисциплина по прежнему считается предметом скучным, сложным. Но, следует признать, что полноценное разностороннее музыкальное образование невозможно получить, не прилагая для этого определенных усилий. Бытует мнение, что музыкальное образование – это не развлечение, не игра, это всегда преодоление и какая-то жертва. Но почему бы не внести в уроки сольфеджио элементы игры, развлечения.
Фантазию и способность к переживанию следует развивать в раннем возрасте. Все, что ребенок переживает, все, что в нем разбужено и воспитано, скажется на протяжении всей его жизни. «Ребенок – субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача…» [4, с.9-18].
У подавляющего большинства детей младшего возраста мотивационная готовность по отношению к учебно-познавательной деятельности еще не сформировалась. Как правило, только к концу первого года обучения их мотивы с игровой деятельности постепенно перестраиваются на учебно-познавательную. В классе сольфеджио нет необходимости резко менять художественно-образную деятельность на учебно-познавательную, с формальным заучиванием музыкально-теоретических и терминологических сведений. Сама музыкальная деятельность представляет огромные возможности для воспитания первоначальных музыкальных навыков с помощью создания игровых ситуаций.
Дети младшего школьного возраста легко воспринимают условные формы, символы, сложные понятия, особенно если они могут опереться на наглядные и слуховые образы или даже свой ограниченный жизненный опыт. Богатое воображение легко дорисовывает недостающее. Задача преподавателя -   направить восприятие ребенка на правильное освоение окружающего мира, не подавляя при этом их эмоции и воображение.
Большинство сведений, в особенности начальные музыкальные знания, можно и нужно излагать в игровой форме, с максимальным привлечением фантазии и активности самих  учащихся. При этом надо помнить, что ещё К.Ушинский призывал не подменять обучение развлечением.  Он писал: «Конечно, сделав занимательным свой  урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в учении, а непременно есть скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что его не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».
Главное отличие современных методов обучения от традиционных -  создание игровых ситуаций на уроке  как естественной формы существования ребенка. Детей младшего школьного возраста привлекает игровая форма подачи материала, возможность включения в знакомую и желанную сферу деятельности. Но игра на уроках сольфеджио не является самоцелью. Это не развлечение, а серьезная, увлекательная, требующая полного духовного соучастия учащихся деятельность. При этом необходимо постоянно помнить о  специфике музыкально-игровой деятельности младших школьников, которая заключается в том, что она подчинена единой, четко сформулированной учебной задаче – теме.
Характерной особенностью детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. Поэтому скучные, монотонные уроки быстро снижают познавательный интерес детей.
Игра является важнейшим средством познания для детей младшего возраста. Игровой момент благотворно влияет на усвоение материала, оживляет урок и пробуждает у детей интерес к работе. Игра вводит ребёнка в увлекательный мир музыки, позволяет моделировать любые изучаемые явления, идеально мобилизует энергию ребёнка, его внимание и интеллект. Играя, ребёнок переживает в действии воспринимаемое и изучаемое, познаёт всё «изнутри», постигая суть и терминологию. В игре ребёнок перевоплощается, раскрепощается, забывает об «официальности» урока. Ученик получает возможность пережить в действии новые понятия, а не заучивать их в виде готовых формулировок.
Опираясь на выше сказанное, на уроках сольфеджио с учащимися младшего школьного возраста необходимо использовать: игровые формы работы, а так же яркий, наглядный дидактический материал, направленный на образную, эмоциональную сферу ребенка.
К примеру, на начальном этапе обучения, можно включать в урок пение детских песен под аккомпанемент, где уместно выполнение движений: хлопки, шаги, прыжки, наклоны и другие движения. Начиная сольфеджировать песенки, можно использовать музыкально-дидактическую игру «Весёлый паравозик», где каждый вагончик это музыкальный такт. Открывая окошки вагончика, постепенно появляется мелодия. Такой «Весёлый паровозик» совершенно несложно изготовить из картона и цветной бумаги. Игра «испорченный телефон», в которой дети должны правильно передать друг другу искомый ритмический рисунок, так же вызывает интерес учащихся. Чтение стихотворения и подбор к нему ритмического рисунка; игры, где нужно угадать товарища по тембру голоса, «ритмическое эхо».
При изучении интервалов можно использовать учебно-игровое пособие Л.Н Лёхиной «Путешествие в страну интервалов». Все интервалы дети осваивают в игре или рассказывая сказки. Знакомство с интервалами основано на образно-слуховых ассоциациях. За каждым интервалом закрепляется яркий зрительный образ: прима – капелька, большая секунда – добрый ёжик, малая секунда – оса, терции – грустная и весёлая кукушки, кварта – петушок, квинта – ослик и т.д. Ребёнок привыкает слышать эти «звуковые портреты», давать им определения на «музыкально-теоретическом языке».
Как и музыкальные игры, музыкальные сказки органично вплетаются в урок. Детей невольно тянет к учителю, если они слышат от него сказку. Сама собой исчезает проблема дисциплины и неустойчивого внимания, не говоря уже об отношении к «скучному» уроку сольфеджио. Сказка – это зерно, из которого произрастает эмоциональное отношение ребёнка к предмету обучения. Она интереснее слушается в коллективе – ведь малышу хочется поделиться с другими своими переживаниями, маленькими открытиями, удивлением и восхищением перед чем-то новым и необычным.
Учащиеся младшего школьного возраста и сами легко досочиняют сказки – не только слова, но и музыку. Любую инициативу маленького автора нужно приветствовать.
Игровых форм огромное количество, важно самому педагогу быть творчески заинтересованным, использовать известные формы и находить свои.
Бесспорно, важнейшим  принципом проведения уроков сольфеджио для младших школьников является их увлекательность, в основе которой связь музыки с жизнью. Занятия тогда проходят в атмосфере эмоциональной теплоты, сердечности, духовности, взаимного доверия учителя и учеников, ощущающих себя причастными к творчеству в процессе «погружения» в сферу музыки.   Ученики должны на уроке жить, жить в музыкальных образах, переживать и эмоционально откликаться на все перипетии урока.  Преодоление «затеоретизированности»   на уроке должно стать для преподавателя правилом.
Обучение неразрывно связано с воспитанием, а эффективность обучения учащихся определяется не тем, что преподаватель пытался дать ученикам, а тем, что они усвоили во время учебного процесса. Говоря о воспитании и обучении ребенка, известный психолог П.П. Блонский в своих трудах отмечал следующее ‒ культурное развитие состоит в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет. Поэтому, чем культурно богаче будет окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами.
  
Список используемой литературы
1. Кабалевский Д. Дорогие мои друзья. – М.: Молодая гвардия, 1977 г. - 191 с.
2.Барабошкина А.В. «Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе». Москва, 1963 г.
3.Вахромеев В.А. «Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе». Москва, 1966 г.
4. Мелик – Пашаев А., Новлянская З. – Трансформация детской игры в художественное творчество. / Искусство в школе №2, 1994 г. – 155 с. 5. Лёхина Л.Н. «Путешествие в страну интервалов». Учебно-игровое пообие. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012.
6. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М., 1986.
МКОУ ДОД «Михайловская детская школа искусств»
Железногорского района
Курской области
Доклад на тему «Игровые формы работы в младших классах на уроках сольфеджио»
Выполнила:
преподаватель теоретических
дисциплин
Е.А.Чумакова
сл. Михайловка
2013