Методическая разработка: «Начальный этап формирования певческого голоса»
Методическая разработка.
Тема: «Начальный этап формирования певческого голоса»
Преподаватель хорового пения
Дорофеева О.И.
Голос человека - это дар, который дан каждому для общения друг с другом, при помощи которого можно выразить свое отношение к окружающей людей действительности. А голос певца – это удивительный инструмент, несущий в себе богатство красок, эмоций. Данная работа обращена к руководителям самодеятельных детских хоровых коллективов, к учителям музыки и всем желающим , овладеть навыками и умениями в области хорового искусства.
Содержание.
Вступление.
Пение - это полезно.
Стадии развития детского голоса.
Основные направления деятельности.
Охрана певческого голоса.
«Музыка есть сильное, возбуждающее, могучее орудие, подобно медикаментам. Она может и отравлять и исцелять. Как медикаменты должны быть во власти специалистов, так и музыка.» К.Э.Циолковский.
Перестройка жизни, общества на базе современных экономических, политических, социальных факторов коснулась и темы музыкального образования детей. В соответствии со стандартом основного общего образования по искусству изучение музыки направлено на достижение ряда целей , среди которых есть освоение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: слушании музыки, пении( в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально- пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.
Психологи утверждают, что все способности поддаются развитию и что именно методике обучения определенному виду деятельности принадлежит решающая роль в проявлении способностей в данной области.
Центр образовательного процесса - ребенок, и задача преподавателя предоставить ему самые широкие возможности для успешного развития своих творческих способностей. Из всех видов искусств музыка интересна сама по себе, а занятия пением на уроке - один из самых доступных для детей видов музыкальной деятельности. От природы каждый наделен голосом, который помогает людям общаться друг с другом, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Певческое искусство становится средой для развития творческой фантазии, которая формируется в сольном, ансамблевом, хоровом пении народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в исполнении образцов вокальной классической музыки.
Петь - это полезно.
Занятия пением на уроке способствуют укреплению организма обучающихся. С древних времен люди знали, что звук обладает особой чудотворной силой. Силой воздействия на каждую клетку организма. В процессе пения участвуют не только голосовые связки ,но и каждый внутренний орган вибрирует особым образом, причем больные и здоровые органы вибрируют на разных частотах .Пение- это не что иное, как массаж, активизирующий приток крови к больному органу и излечивающий его. Музыка действует как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы в организме, проходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. В 90-е годы в странах Западной Европы, Японии широко получило признание направление в психотерапии - музыкотерапия. В России официально как науку, Минздрав признал это направление в 2003 году. При Российской Академии Музыки имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных вузов готовят профессиональных докторов, лечащих музыкой.
На уроках в процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения( певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. В комплексе все это оказывает благотворное влияние на состояние здоровья обучающихся.
Подбирая музыкальный материал, или упражнения для разучивания учитель должен учитывать возраст и возможности детей, их уровень подготовки. Используемые на уроке формы и методы деятельности должны способствовать охране детского голоса.
Стадии развития детского голоса.
Вокальная работа напрямую связана с развитием детского голоса. В период его становления, с ним надо обращаться умело. Для того, чтобы развивать и воспитывать голоса, преподавателю следует знать певческие возможности учеников.
Возраст 7-10 лет - младший домутационный возраст. Голоса однородны и почти все являются дискантами. Им свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок. Гласные звуки звучат пестро. Звук очень неровен. Практикой установлен наиболее типичный рабочий диапазон «до- ре 1»- «ре -2» октавы.
Возраст 10-13 лет – старший домутационный. К 11 годам в голосах детей особенно мальчиков, появляются признаки грудного звучания. Голос начинает звучать более полно и насыщенно. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон «до1 –соль2» октавы., альты звучат плотно с оттенком металла и имеют диапазон «си –малой октавы – до 2» октавы. В этом возрасте происходит деление диапазона голосов на 3 регистра: головной, смешанный. грудной. У обучающихся этого возраста намечается индивидуальный тембр. У дискантов исчезает полетность, подвижность .Альты звучат массивнее.
Регулярные занятия в предмутационный период способствуют более гладкому , спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение во время мутации.
одних постепенно и незаметно, у других более ясно и ощутимо( голос срывается во время пения и речи). Продолжительность периода может быть различна – от Возраст 13 -15 лет – мутационный период. Формы мутации протекают различно: у нескольких месяцев до нескольких лет. У поющих детей это все происходит быстрее. При первых признаках мутации следует чаще прослушивать голоса детей и вовремя реагировать на изменения. Вокальную работу не следует прекращать, а учитывая особенности каждого голоса, работать в возможностях диапазона ученика.
Возраст 15 -17 лет – послемутационный период. Формируется голос взрослого человека. В этот период иногда остается покраснение гортани и складок, наблюдается малоактивная работа мышц гортани. Важно соблюдать» щадящие» правила пения, не допускать форсированного звука, осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести вред неокрепшим связкам.
Начинать развитие голоса надо с примарных звуков, обычно они находятся в середине диапазона, постепенно расширяя вверх и вниз, не прибегая к лишним усилиям и напряжению, осторожно и постепенно. Такой метод расширения диапазона называют концетрическим. Упражнения , лежащие в его основе принадлежат М.И.Глинке.
Основные напрвления деятельности.
1.Певческая установка. Для сохранения необходимых качеств певческого звука надо:
- голову держать прямо, не опуская вниз и не задирая вверх;
- стоять устойчиво на обеих ногах, или сидеть, прижав подошвы к полу. Спину держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
- руки держать свободно вдоль туловища или в сидячем положении держать на коленях. При нарушении певческой установки исчезает активность дыхания, понятие «опоры», интонация становится неустойчивой.
2.Распевание.
Распевание – это основа подготовки голосового аппарата к работе и ,как следствие, развитию вокально – хоровых навыков с целью достижения звучания певческих голосов в процессе работы над произведением. Всю работу следует начинать с упражнений на «дыхание».
3.Певческое дыхание.
Известно, что основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного повседневного. Фаза «вдох» укорачивается, «выдох» удлиняется. Вдох следует брать активно, бесшумно через нос с ощущением зевка. В зависимости от того, какие отделы легких принимают участие в дыхании, различают верхнее-,среднее-, нижнереберное дыхание. При 2-х первых фазах голосовой аппарат работает с напряжением. Ученик с шумом вдыхает и выдыхает воздух. Нижнереберное дыхание ,в котором принимает активное участие диафрагма, наиболее благоприятно для работы голосового аппарата. Перед началом пения следует сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точного интонирования в момент атаки звука . Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от характера, темпа исполняемого произведения . Выработке нижнереберного дыхания способствует комплекс упражнений доктора медицинских наук Ю.С.Василенко.
Здесь активное участие принимает диафрагма. Выполняя упражнения , особое внимание обратить на плавность, длительность выдоха. Каждое упражнение повторять 4-5 раз.
Упражнение. Стоя, ноги вместе, спина прямая, плечи развернуты и слегка опущены. Вдохнуть через нос, имитируя вдыхание аромата цветка. Медленно выдыхать через рот, как бы согревая ладони. Длительность выдоха до 7-9 секунд.
Упражнение. Медленная ходьба: на 2 шага –вдох, на 2- выдох. Не изменяя продолжительности вдоха, от занятия к занятию удлинять выдох на 4.6. 8. 10 шагов.
Упражнение. Короткий вдох при раздвижении нижних ребер с фиксацией на этом внимания учеников. Каждый контролирует свои движения, положив ладони на нижние ребра. Выдох длинный, со счетом.
Упражнение. Ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Фиксировать нижние ребра. Наклоняясь вперед произносить каждый раз новую гласную ( а. о. и. у. э) .Довести продолжительность выдоха до 5-7 секунд.
Упражнение. Сидя или стоя, вдохнуть через нос, фиксируя нижние ребра, на 2 секунды задержать дыхание. Затем четко проговорить «раз, два, три, четыре, пять»- с каждым словом делая короткий выдох. снова вдохнуть и так продолжить счет до десяти.
За счет верхних резонаторов голос приобретает звонкость, а за счет нижних- мощь. Исправлению глухого звучания голоса помогут следующие упражнения.
Глубоко вдохнуть, фиксируя нижние ребра. На одном выдохе произнести сначало коротко, а затем протяжно открытый слог: мо- моо, ми- мии, му- муу, мэ-мээ.
Сидя или стоя сделать вдох через нос. Выдыхая , с закрытым ртом , без напряжения произносить с вопросительной интонацией»м», добиваясь ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.
Упражнения для нижних резонаторов следует произносить как можно низким голосом и протяжно, добиваясь резонирования грудной клетки.
1 Стоя, положить руки на грудь. наклоняясь вперед, на выдохе произносить гласные «о, У» длительно, протяжно.
Всегда вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы. Дыхание связано с другими элементами вокально –хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, интонированием и т.д.
Отсутствие момента задержки дыхания рождает звук интонационно неточно, как бы с «подъездом».
Излишнее дыхание создает мышечное напряжение в голосовом аппарате, зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженному звучанию голосов, большой утомляемости поющих.
Певческое дыхание – основа вокальной техники.
Охрана певческого голоса.
Бережное и внимательное отношение к детскому голосу- это залог качественного исполнения произведений. С самых первых занятий детей следует познакомить со строением голосового аппарата, техникой безопасности, включающей в себя профилактику перегрузок и заболевания голосовых связок. Выполняя несложные рекомендации можно избежать серьезных осложнений: во время болезни пить как можно больше теплого питья; отказаться от приема орехов, семечек; по назначению врача принимать при кашле отхаркивающие сиропы; на грудь можно делать компрессы из горячей картофельной массы, ингаляции с использованием капель эвкалипта, хорошо использовать сок черной редьки с медом, настойку инжира на молоке.Изучив характеристику детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата ,педагог в ходе работы должен стремиться не нарушать правила охраны голоса. Занятия проводить строго по расписанию в определенном временном промежутке, в отведенном для работы помещении с соблюдением температурного режима, использовать технические приемы , соответствующие физиологическим возможностям детей определенного возраста, соблюдать возрастной диапазон и репертуар в соответствии с уровнем обучающихся.
Список литературы , используемой в работе:
1.Г.Я.Суязова «Мир вокального искусства»,Волгоград:Учитель,2009 г.
2.С.А.Ловягина «Проснись и пой»,Липецк,2006 г.
3.Н.Д,Орлова , Н.Н.Добровольская «Что надо знать учителю о детском голосе»
4.Б.В.Асафьев «О музыкально – творческих навыках у детей»
5.П.Н.Овчинникова «Об отборе репертуара для работы с хоровым коллективом»(в кн.: Работа с детским хором, под ред. Г.Соколова)