Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20
г. Минеральные Воды Ставропольского края
Сценарий мероприятия
ко Дню славянской письменности и культуры
«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся...»
(Ф. И. Тютчев)
Подготовили МО учителей
русского языка и литературы
МОУ СОШ №20 г. Минеральные Воды:
Евсеенко М.А., учитель высшей категории,
Кищук Е.Н., учитель первой категории,
Ершова Н.О., учитель высшей категории,
2011-2012 учебный год
Сценарий мероприятия ко Дню науки и творчества
«Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся...»
Ф. И. Тютчев
Часть 1
l-й ведущий. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся...» Эта строчка принадлежит великому русскому поэту Ф.И.Тютчеву. Но сегодня мы будем говорить не о поэте Тютчеве, а о Слове.
2-й ведущий. Как важно вовремя сказать нужное слово для себя и других. Именно слово является стержнем всей человеческой культуры.
1-й ведущий. Особенно остро это ощущается здесь, в России. Наш народ был воспитан на Слове, придавал всему сказанному и написанному великое значение.
2-й ведущий. Вот почему так страшна сила агрессивного слова, вот почему важна сила созидательного слова.
1-й ведущий. Есть восточная мудрость: «Говорить с глупым - терять слова. Не говорить с умным - терять себя». Мудрый человек не будет терять слов и себя.
2-й ведущий. От своего рождения человек включён в семью, общество, народ, государство. Как важны слова, которые скажет ему мать, отец.
1-й ведущий. Слушаем урок, который даёт сыну мать: Митрофан и г-жа Простакова из комедии Д. И. Фонвизина « Недоросль».
Задание 1.
В речи героев есть устаревшие слова и обороты, которые мы уже не употребляем. Назовите их.
Задание 2.
Найдите выражения, ставшие крылатыми.
( Сцена из комедии Д. Фонвизина «Недоросль».)
Простакова. Пока Стародум отдыхает, друг мой, ты хоть для виду
поучись.
Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу, поучусь, только чтоб был
последний раз.
Простакова. Придёт час воли Божией.
Митрофан. Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу жениться. Вот
я сел.
Простакова. А я тут же присяду. Кошелёк повяжу для тебя, друг мой.
Софьюшкины денежки было б куды класть.
Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай, что писать.
Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мной. Ну,
хоть возьмём с собою Сидорыча. Нашли мы трое...
Митрофан (пишет). Трое.
Цыфиркин. А на дороге, на приклад, триста рублей.
Митрофан (пишет). Триста.
Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан (вычисляя, пишет). Единожды три- три. Единожды нуль- нуль
Простакова. Что, что, до дележа?
Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.
Простакова. Врёт он, друг мой сердечный. Нашёл деньги, ни с кем не
делись. Всё себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой
дурацкой науке. Лишь тебе мученье, а всё, вижу, пустота.
Кутейкин. Шабаш, право, Пафнутьич.
Митрофан. Ступай-ка теперь, Кутейкин, проучи вчерашнее.
Кутейкин. Начнём, благословясь. За мною со вниманием. «Аз есмь
червь».
Митрофан. «Аз есмь червь».
Кутейкин. «Аз есмь скот».
Митрофан. «Аз есмь скот».
Кутейкин. «А не человек».
Митрофан. «А не человек».
Вральман. Ай, ай, ай. Теперь я вижу, уморить хотят ребёнка. Дай волю
этим проклятым злодеям.
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или
прилагательное?
Митрофан: Дверь? Котора дверь?
Правдин: Котора дверь? Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана
неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест
существительна.
Стародум: Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что
оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.
Простакова: Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает
Митрофанушка. Без наук люди живут и жили.
(Входят ведущие. Уходят Правдин и Стародум. Уходят учителя Митрофана.)
1-й ведущий: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...»
Простакова: Один ты остался у меня, мой сердешный друг,
Митрофанушка!
Митрофан: Да отвяжись, матушка, как навязалась... (убегает).
1-й ведущий: Вот злонравия достойные плоды.
2-й ведущий: Известен факт, что один из современников Фонвизина после
знакомства с комедией все сделал для того, чтобы стать
образованным человеком.
1-й ведущий: На какие слова вы обратили внимание? (На приклад,
единожды, аз есмь червь, и ведомо.)
2-й ведущий: А какие крылатые выражения?
(«Не хочу учиться, а хочу жениться», «То вздор, что не знает
Митрофанушка».)
Задание 3. Госпожа Простакова говорила с речевыми ошибками.
Исправьте их.
Задание 4. Исправьте речевые ошибки в выражениях.
1. Родители ПОДДАКИВАЛИ дурным склонностям сына. (Потакали)
2. Простакова БЕЗОТВЕТНО относилась к своим словам.
(Безответственно)
3. Пользуясь положением хозяйки, она УПРАЗДНЯЛА для сына все
препятствия. (Устраняла.)
4. ЦЕЛЬНЫЙ ряд вопросов задавала Простакова учителям. (Целый)
1-й ведущий: Другому недорослю, современнику Митрофана Простакова
отец говорил другие слова. Другие слова - другая судьба.
(Сцена из «Капитанской дочки» А. Пушкина. Гостиная Гринёвых. Петруша клеит змея из карты. Матушка варит варенье. Батюшка читает придворный календарь.)
Батюшка: Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?
Матушка: Да вот пошел семнадцатый годок. Петруша родился в тот год,
как окривела тетушка Настасья Герасимовна, и когда ещё...
Батюшка: Добро, пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да
лазить на голубятни. (Батюшка пишет письмо)
Матушка: Не забудь, Андрей Петрович, поклониться и от меня князю, я,
дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими
милостями.
Батюшка: Что за вздор! К какой стати стану я писать князю?
Матушка: Да ведь начальник Петруши - князь. Ведь Петруша записан в
Семеновский полк.
Батюшка: Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в
Петербург не поедет. Чему научится Петруша, служа в
Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай отслужит он
в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет
солдат, а не шаматон. Где его пашпорт? Подай его сюда.
Батюшка (Петруше): Вот тебе письмо. Ты едешь в Оренбург служить
под началом моего старинного товарища. Прощай, Петр (все
встают). Служи верно, кому присягнешь, слушайся
начальников; за их лаской не гоняйся; от службы не
отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь
смолоду.
(Мать крестит Петрушу, отец вытирает платком глаза. Уходят.)
ИГРА-СОСТЯЗАНИЕ
Цель: назвать как можно больше пословиц о знании, труде, чести.
1-й ведущий: Митрофан и Петр - ровесники с разной судьбой. Разные
слова говорили им родители.
2-й ведущий: А какие еще можно вспомнить пословицы для наказа,
совета?
1-й ведущий: Вот еще 2 ровесника, современника - Чацкий и Молчалин.
Разные судьбы, разные слова, разная гражданская позиция.
Задание 5. Что завещал отец Молчалину - ясно. А что отец Чацкого мог
завещать сыну?
(Сцена из «Горе от ума» А. Грибоедова.)
Чацкий: Нам, Алексей Степаныч, с вами
Не удалось сказать двух слов.
Ну, образ жизни ваш каков?
Молчалин: По мере я трудов и сил... Три награжденья получил.
Чацкий: Взманили почести и знатность?
Молчалин: Нет-с, свой талант у всех.
Чацкий: У вас?
Молчалин: Два-с: Умеренность и аккуратность.
Вам не дались чины, по службе неуспех?
Чацкий: Чины людьми даются,
А люди могут обмануться.
Молчалин: Татьяна Юрьевна рассказывала что-то
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв...
Чацкий: С ней век мы не встречались;
Слыхал, что вздорная.
Молчалин: Да это, полно, та ли-с?
Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом
Все ей друзья и все родные,
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить Вам.
Чацкий: На что же?
Молчалин: Так: частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.
Чацкий: Я езжу к женщинам, да только не за этим.
Молчалин: Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать, и весело пожить?
Чацкий: Когда в делах - я от веселья прячусь.
Когда дурачиться - дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
Молчалин: В мои лета не должно сметь
свое суждение иметь.
Чацкий: Помилуйте, мы с вами не ребяты.
Зачем же мнения чужие только святы?
Молчалин: Ведь надобно ж зависеть от других?
Чацкий: Зачем же надобно?
Молчалин: В чинах мы небольших
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику для, избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Чацкий: Молчалины блаженствуют на свете?
(Уходят)
1-й ведущий: Комедия Грибоедова – чудесный кристалл точного русского
слова и глубокой мысли.
2-й ведущий: Кто мыслит четко, тот и говорит ярко.
ИГРА «Закончи афоризм»
1. Служить бы рад.
2. Шел в комнату.
3. Свежо предание.
4. Минуй нас пущу всех печалей
5. Дома новы.
6. Чины людьми даются
7. Счастливые часов.
1-й ведущий: Литературная деятельность таких поэтов и писателе, как
Грибоедов, Пушкин, Тургенев, Толстой – гениальна. Их
слово ярко, чисто, вечно.
2-й ведущий: Послушайте, как мастерски описывает М.Ю. Лермонтов
окраину Тамани, где поселился Печорин
(чтение отрывка из романа М.Лермонтова «Герой нашего времени»-от слов: «Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища» до слов: «неподвижно рисовались на бледной черте небосклона»)
1-й ведущий: Прекрасным мастером пейзажей был И.С. Тургенев. Он умел подмечать тончайшие оттенки жизни природы и отображать их с помощью художественного слова. Послушайте отрывок из очерка И.С. Тургенева «Лес и степь» и убедитесь в этом сами.
(чтение отрывка со слов: «А между тем заря разгорается.» до слов: «Как вольно дышит грудь, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны!...»)
2-й ведущий: Только люди обладают даром речи. С помощью слова люди
общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя.
1-й ведущий: В.И. даль составитель знаменитого словаря, писал: «Слово
есть первый признак сознательной, разумной жизни».
2-й ведущий: А.Т. Твардовский в стихотворении «Слово о словах» пишет об ответственности человека за свои слова:
Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь - до дна.
Но их подмена словесами
Измене может быть равна.
2-й ведущий: Поэт мечтает о таком времени
Чтоб ограничить трату слов.
Чтоб сердце кровью их питало;
Чтоб разум их живой смыкал;
Чтоб не транжирить как попало...
1-й ведущий. А великий Л.Н. Толстой когда-то писал: «Слово- дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
2-й ведущий. Так сколько же слов в нашем языке? Обратимся к словарям русского языка.
Экскурсовод. Выдающийся русский учёный, автор знаменитого «Словаря русского языка», профессор Сергей Иванович Ожегов принадлежал к числу уникальных людей своего времени. Он обладал ярким характером и хорошо знал свою эпоху, её людей, её жизнь, её язык. В однотомном «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова около 57 тысяч слов. Основы построения словаря оставались неизменными, но структура толкования постоянно совершенствовалась. К сожалению, Сергей Иванович не успел доработать очередное издание, и поэтому словарь, вышедший в 1960 году, остался его последней авторской работой.
В четырёхтомном словаре под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова более 85 тысяч слов. Этот словарь отразил всё лучшее, что накопила русская лексикография за всё своё существование. Почти вплоть до середины 20 века этот словарь оставался незаменимым пособием для учителей, лингвистов и всех любителей русского языка.
На смену этому словарю пришли два новых академических словаря: 17-томный (более!20 тысяч слов) и 4-томный.
Заглянув в словарь и найдя нужное слово, мы узнаем, что оно обозначает, как пишется, где находится ударение, как оно изменяется.
Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях: «Словарь- это вся вселенная в алфавитном порядке... Все эти собранные слова- дело плоти, крови и души родины и человечества.»
Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Над своим словарём Даль работал 47 лет!
По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем (под псевдонимом Казак Луганский). Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря. Учёный-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка. Он настолько хорошо изучил диалекты разных областей России, что по разговору мог безошибочно определить, откуда человек родом.
(Инсценировка отрывка «Откуда родом, батюшка?» из книги В.Порудоминского.)
Автор: Как-то встретились Далю два монаха с кружкой - сборщики на
церковное строение.
Даль: Откуда будете, батюшка?
Монах 1: Из Вологды.
Даль: Да родом откуда, батюшка?
Монах 1: Да я всё там, я тамодий.
Даль: Ох, это тамодий вместо тамошний тотчас исконного ярославца
выдаёт.
Монах 2: Не, родимый.
Даль. О, да ещё и ростовские/ Ярославской губернии из-под Ростова
Великого.
Монах 2: Помилуй, добрый человек!
Автор: Монахи бухнулись Далю в ноги. Под монашескими рясами
скрывались беглые воры.
Чтец 1.
Душа и мысли порождают слово.
Слова воздушны, но имеют вес.
Убить порою можно даже словом,
А можно возвеличить до небес.
Как молнии, они сверкают ярко,
Как гром гремят раскатно и тревожно.
От них в мороз порой бывает жарко.
От них в жару порой замёрзнуть можно.
Экскурсовод: Какие словари вы ещё знаете?
(Учащиеся называют известные им словари)
Экскурсовод. Берите в руки словарь и читайте не только для того, чтобы
отыскать толкование нужного слова, открывайте его как величайшую сокровищницу языка.
Чтец 2.
Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...»
В словах звучат укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Учитель. 2007 год объявлен президентом РФ годом русского языка, который будет проведён как в России, так и во всём мире, где знают, любят и ценят русский язык. И это не случайно. Современным состоянием русской речи, тем, что с ней происходит, озабочены многие: в первую очередь учителя-словесники и писатели, имеющие дело со словом профессионально, а также политики, общественные деятели, учёные, журналисты.
Что же происходит с нашим языком? Какие приобретения и потери можно в нём наблюдать за последние полтора-два десятилетия? В последнее время русский литературный язык испытывает сильнейшее влияние жаргонной и просторечной языковой среды, и не последнюю роль в этом влиянии играют
миграционные процессы, в языке появилось огромное количество иноязычных слов. Но наша задача - стремиться писать и говорить грамотно, литературно. Надо быть нетерпимым к языковым ошибкам в чужой речи. Л.В. Щерба говорил: «Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».
Часть 2
Брейн-ринг «Знатоки русского языка»
Выучи русский язык.
Чтец 1.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре,
Выучи русский язык!
Чтец 2.
Он твой наставник великий, могучий.
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
Чтец 3.
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
1-й ведущий. Сегодня мы проводим игру «Брейн-ринг», в которой встречаются сильнейшие представители 9-11 классов - знатоки русского языка.
2-й ведущий. Дорогие друзья, добро пожаловать в страну русского языка!
Девиз нашей игры: «Выучи русский язык!»
1-й ведущий. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые
загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!
Разминка
1. По данным словам восстановить пословицы:
платье- ум
сани- телега
труд-лень
старый- новый
2. Как называются люди, живушие в Пскове, Уфе, Томске. Курске, Гуле,
Одессе? ( Ответ: псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки, одесситы.)
3. Укажите существительные женского рода:
шампунь, тюль, вермишель, шимпанзе, мозоль.
1-й тур
1. Назовите писателя, которому принадлежит следующее высказывание о
русском языке: «Перед вами громада- русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». (Ответ: Н.В.Гоголь).
2. В «Капитанской дочке» А.С. Пушкин пишет: « Пугачёв грозно взглянул
на старика (капитана Миронова) и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему гссударю?» Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: «Ты не государь, ты вор и самозванец, слышь ты?»
Почему Пугачёв назван вором? (ответ: на Руси ворами называли бунтовщиков, мятежников, преступников, изменников. Ворами называли и лиц, стремившихся незаконно захватить престол, например, Лжедмитрий Второй вошёл в историю как тушинский вор ( от названия селения Тушино под Москвой).
3. Известна поговорка: « Не суйся ижица поперёк аза». Раскройте ее смысл.
(Ответ: Поговорка употребляется в значении «знай своё место», поскольку
аз- первая буква алфавита, а ижица- последняя.)
2-й тур
1. Кого из русских литераторов так называют:
а) солнце русской поэзии (Пушкин);
б) певец печальной женской доли (Некрасов);
в) буревестник революции (Горький).
2. А.Н.Толстой в романе «Пётр Первый» пишет о будущем императоре: «Ему
уже пятнадцатый годок пошёл. Вытянулся с коломенскую версту».
Какого человека называют в России «коломенской верстой?
(Ответ: Коломенская верста - очень высокий, долговязый человек.)
3. Переведите «обновлённые» заглавия произведений с молодёжного
сленга на язык классики , то есть верните книгам их настоящее «имя».
а)«Предки и бэби» («Отцы и дети»)
б) «Шнобель» («Нос»)
в) «Братья-рэкетиры» («Братья-разбойники»)
г) « Не в свою тачку не садись» («Не в свои сани не садись»;
д) «Кому на Руси кайф» («Кому на Руси жить хорошо»)
3-й тур
1. К каким частям речи могут относиться слова: печь, три, скупая, вокруг,
вечером?
2. Что такое омофоны? Каково происхождение и лексическое значение
омофонов КАМПАНИЯ - КОМПАНИЯ?
(КАМПАНИЯ -от лат. кампус-поле сражения- военный поход, военная операция; совокупность мероприятий для осуществления важной общественно-политической или хозяйственной задачи. КОМПАНИЯ - от лат. сохлебники - группа лиц, проводящих вместе время; торговое или промышленное товарищество.)
3. С числительными ОБА, ОБЕ составьте несколько предложенйй, используя в
сочетании с этими числительными одно из данных существительных в
любом падеже: ясли, клещи. ножницы, щипцы.
(Составить такие предложения нельзя, так как имена числительные оба, обе связываются с существительными, употребляющимися во множественном числе.)
Финал (домашнее задание)
1 . Конкурс - аукцион пословиц о слове.
(Сила слова - беспредельна. Вспомните пословицы о словах. Сердечное слово до сердца доходит. Слова- жемчуг, но когда их много- они теряют 1!елу. Слово- серебро, молчание- золото. Слово не воробей: вылетит-не поймаешь. Слово молвит- соловей поёт. Слово дано человеку, животным- немота. Живое слово дорожке мёртвой буквы. Пустые слова - что орех без ядра. Слов много, а толку нет. Много слов- много оговорок.)
2. Конкурс ораторского мастерства на тему «Ода русскому языку»
Заключительное слово учителя, подведение итогов конкурса, награждение победителей.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15