Конспект урока литературы «Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется…» (Анализ стихотворения А.А. Тарковского «Слово»)




Конспект урока литературы
«Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется»
(Анализ стихотворения А.А. Тарковского «Слово»)


Тема урока: «Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется»
Анализ стихотворения А.Тарковского «Слово»
(Слайд 1)
Цели урока:
познакомить учащихся с биографией и творчеством А.А. Тарковского, способствовать полноценному восприятию произведения;
развивать навыки анализа лирического стихотворения, эстетический вкус и творческие способности учащихся;
воспитывать любовь к поэзии, организовать самостоятельную и совместную деятельность учащихся исследовательского характера.

Вид урока: урок – исследование
Оборудование: презентация к уроку, текст стихотворений А.Тарковского и Н.Гумилева «Слово»

Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
- Посмотрите внимательно на доску. Прочтите эпиграф.
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Действительно, во все времена поэты и писатели задумывались над назначением слова, над его властью и могуществом. Сегодня мы с вами попробуем рассмотреть эту тему на примере стихотворения А.А. Тарковского «Слово».
III. Сообщение целей урока.
IV. Знакомство с биографией поэта.
( Слайд 2 )
- Прежде чем перейти к чтению и анализу стихотворения, давайте познакомимся с биографией поэта.
Тарковский Арсений Александрович (12.06.1907 – 27.05.1989) (Запись на доске и в тетрадях)
Жизнь Арсения Тарковского охватила чуть ли не весь двадцатый век. Поэт родился в начале столетия, в 1907 году, умер в 1989. Родился в отсветах первой русской революции, умер в разгар перестройки.
Детство будущего поэта прошло в Елисаветграде (ныне Кировоград), уездном городе Херсонской губернии. По собственному выражению Тарковского, стихи он начал писать «с горшка». И не удивительно. Отец его – Александр Карлович – хотя и служил в банке, был профессиональным «человеком пера»: журналистом, поэтом, переводчиком поэзии. Вообще в семье Тарковских стихи были естественной формой общения. Друг другу адресовались записки и письма, в стихах запечатлевались семейные события, радостные и грустные. И эту привычку Арсений сохранил до конца жизни. Благодаря отцу, он еще подростком увидел, приезжавших на выступления известных поэтов Федора Сологуба, Константина Бальмонта, Игоря Северянина. Арсения также познакомился со стихами Пушкина и Лермонтова, Байрона и Баратынского, Тютчева, Фета, Некрасова.
Арсений Тарковский был стройным, подвижным юношей с большими чуть раскосыми глазами, он был очень похож на свою маму, Марию Даниловну Рачковскую, в которой смешались польские и румынские крови. В чертах его лица удивительнейшим образом сочеталась мужественность и мягкость, мудрость и детскость. Он был красив. Он любил юмор, в кругу друзей мог позволить себе шалость, умел хохотать, как ребенок. В жизни он был – Моцарт, в поэзии – Бах. Кстати, он сильно любил музыку, был тонким и глубоким её ценителем. Арсений Тарковский, страстный книгочей, сам представал перед собеседниками живой энциклопедией, чувствовал себе как дома в просторах мировой культуры. Предупредительный, отзывчивый, не ведающий, что такое тщеславие и зависть, он был благороден, обаятелен – сама доброта. Но не в ущерб правдивости.
Начало войны застало Тарковского в Москве. Тарковский прошёл вместе с московскими писателями военное обучение. По заключении медкомиссии, мобилизации в действующую армию он не подлежал, но по его просьбе он был «зачислен на должность писателя армейской газеты» и с января 1942 по декабрь 1943 года работал военным корреспондентом газеты 16-й армии «Боевая тревога».
Его военная судьба закончилась до окончания войны: он был тяжело ранен, ему ампутировали ногу. Он мог погибнуть и после войны при очередной волне репрессий, но в 1946 году была уничтожена лишь первая книжка его стихотворений. Поэт держал в руках свертку, книгу почти успели отпечатать, и вдруг Жданов разгромил Зощенко и Ахматову, и книжку Тарковского как безыдейную отправили под нож. Тяжелая травма для поэта, к сорока годам решившего, наконец, предстать перед читателями. Настолько тяжелая, что он долгие годы и слышать не хотел о возможности публиковать свои стихотворения. Он замкнулся, продолжая много и блистательно переводить восточных и европейских поэтов.
Большой заряд бодрости духа дала ему дружба с А.Ахматовой. (Слайд 3)
Впервые встретились они в начале 1946 года, когда Анна Ахматова триумфально выступала в Москве, в Колонном зале и были дружны всю жизнь. Их роднило присущее обоим чувство человеческого достоинства, доброта, неприятие конъюнктуры. Сближало их и неравнодушное отношение к людям, умение слушать собеседника. У обоих были нелегкие судьбы, много лет был затруднен доступ к читателям. Не последнюю роль, очевидно, играло в их отношениях и то, что они были верующими.Их объединяла любовь к Пушкину, который всегда оставался для этих людей живым собеседником ...Смерть Анны Ахматовой явилась тяжелым ударом для Арсения Тарковского, по его признанию, он считал, что надолго ее не переживет.
В 1962 году, когда Арсению Александровичу было уже 55 лет, вышла его первая поэтическая книга «Перед снегом». В конце августа того же года его сын кинорежиссёр Андрей Тарковский получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля. Таким образом, отец и сын дебютировали в одном году. Затем в течение двадцати лет в разных журналах и альманахах были напечатаны стихи, составившие шесть поэтических сборников: «Перед снегом» (1962); «Земле земное» (1966); «Стихотворения» (1974); «Зимний день» (1980); «Избранное» (1982). В 1983 выходят «Стихи разных лет», объединившие лучшие из напечатанных. Последняя книга поэта – «От юности до старости». Каждая поэтическая книга – кусок существования, отрезок жизни того, кто ее написал, то есть прожил, прочувствовал, пропустил через свою душу. Тон поэзии Тарковского драматически напряжен, приподнят, порою даже возвышен и торжествен, строка звенит тетивой натянутого лука. Он остро чувствовал чудо жизни и ее трагизм, постигал её тайны с трезвой проницательностью ученого и вдохновенным прозрением художника. А в жизни он был прост, естествен, даже застенчив. И абсолютно чужд того эгоцентризма, которым бывают поражены служители муз. Никакой величавости, никакой дистанции. Полная естественность во всем - вот, пожалуй, одна из характернейших черт  этого поэта. Естественность чувств, мыслей, естественность их выражений, естественность интонаций, о чем бы он ни говорил. Эта естественность особенно ценна потому, что мир поэзии Тарковского не прост и не легок. Он говорит о сложных чувствах, о сложных явлениях, о сложности человека и условий его существования, о сложных перипетиях истории.  Естественность интонации поэта отнюдь не упрощает сложности мира, в котором существует человек, но делает естественной даже эту сложность, и человек пред ней не пасует, не теряется, а встает твердо и прямо, ко всему готовый, ничего не страшась. Другое сразу ощутимое свойство поэзии Тарковского – поразительная весомость. Она, прежде всего, в мыслях и чувствах его поэзии – он никогда не пишет о мелочах, о несущественном.
Я кончил книгу и поставил точку, И рукопись перечитать не мог. Судьба моя сгорела между строк, Пока душа меняла оболочку...
Вполне закономерно, что Тарковский много пишет о своем труде. Он говорит о себе и своих стихах скромно, просто, никогда не вознося свое поэтическое предназначение на недосягаемые высоты:
Был язык мой правдив,  как спектральный анализ,
А слова у меня под ногами валялись.
И в другом случае:
Скупой, охряной, неприкаянной
Я долго был землей, а вы
Упали мне на грудь нечаянно
Из клювов птиц, из глаз травы.
Только истинный поэт может так просто и буднично говорить о своем искусстве.
В 1971 году Тарковскому была присуждена Государственная премия Туркменской ССР им. Махтумкули. В 1977 году, в связи с семидесятилетием Тарковского, советское правительство наградило его орденом Дружбы народов.
Арсений Александрович тяжело переживал разлуку с сыном, который в 1984 году уехал из страны. Смерть Андрея 29 декабря 1986 года явилась для отца неожиданным и страшным ударом. Болезнь Арсения Александровича стала стремительно прогрессировать.
Усилиями Секретариата Союза кинематографистов СССР имя Андрея Тарковского начало возвращаться на родину. Это сняло опалу и с отца. В связи с восьмидесятилетием Арсений был награждён в 1987 году орденом Трудового Красного Знамени.
Последние годы жизни Арсений Тарковский провёл в Доме ветеранов кино. К ноябрю 1988 года его состояние настолько ухудшилось, что он был направлен на лечение в Центральную клиническую больницу.
Вышедшая в апреле 1989 года книга «Звёзды над Арагацем» была последним прижизненным изданием поэта.
Арсений Александрович скончался в больнице вечером 27 мая 1989 года в Москве. Похоронен в Переделкино. Его почитателям удалось отвоевать кусок земли рядом с могилой Пастернака.
В ноябре 1989 года Постановлением Правительства СССР Арсению Тарковскому была посмертно присуждена Государственная премия СССР за книгу «От юности до старости».
Я – свеча, я согрел на пиру.
Соберите мой воск поутру,
И подскажет вам эта страница,
Как вам плакать и чем вам гордиться,
Как веселья последнюю треть
Раздарить и легко умереть
И под сенью случайного крова
Загореться посмертно, как слово.
V. Чтение и анализ стихотворения. (Слайд 4 – текст стихотворения «Слово» )
Послушайте стихотворения А.Тарковского «Слово», написанное поэтом в 1945 году и вдумайтесь в его смысл.
Чтение стихотворения А.Тарковского «Слово» учителем

Слово только оболочка,
Пленка, звук пустой, но в нем
Бьется розовая точка,
Странным светится огнем.

Бьется жилка, вьется живчик,
А тебе и дела нет,
Что в сорочке твой счастливчик
Появляется на свет.

Власть от века есть у слова,
И уж если ты поэт,
И когда пути другого
У тебя на свете нет,

Не описывай заранее
Ни сражений, ни любви,
Опасайся предсказаний,
Смерти лучше не зови!

Слово только оболочка,
Пленка жребиев людских,
На тебя любая строчка
Точит нож в стихах твоих.
- Главная задача нашего урока – на основе анализа прозвучавшего стихотворения А.Тарковского «Слово» исследовать язык этого художественного произведения, найти заключенную в нем образную информацию и вместе с тем не свести анализ к набору разрозненных микрообразов, не лишить стихотворение его поэтического очарования и цельности.
Проблемный вопрос:
- О чем размышляет А.Тарковский в стихотворении «Слово»? (Слайд5) - Запишите тему урока, эпиграф и проблемный вопрос в тетрадь.
- Перечитаем стихотворение, вдумаемся в его смысл. (Чтение стихотворения учащимися)
- Определите тему, проблему и проблематику стихотворения.
(Автор обращается к внутрилитературной теме, он говорит о внимании к слову, о возможностях слова «Власть от века есть у слова», Тарковский размышляет также о роли поэта-творца, т. е. поднимает проблему «творец-искусство», проблематика – философская).
- Определите род литературы к которому относится стихотворение. Почему вы так решили?
(Это лирическое философское размышление: автор не ставит перед собой задачу передать развитие событий и характеров, сюжет практически отсутствует. А. Тарковский обращается ко всем поэтам и прежде всего, наверное, к самому себе)
- Какова же идея стихотворения?
(Автор размышляет о назначении поэта и поэзии, о власти слова над человеческими судьбами)
- Попробуем определить художественный метод, применяемый Тарковским.
(Реализм)
- Найдите в тексте ключевые слова. (Слово – оболочка – пленка – звук – точка – строчка – власть)
- О чем говорит нам набор ключевых слов? (Идет градация, то есть группировка определений по нарастающей)
(Слайд 6)
- Обратимся к композиции стихотворения. Сколько смысловых частей вы можете выделить? (В стихотворении два смысловых отрывка: первые три строфы объединены общей темой: раскрытием понятия «слово», в двух следующих раскрываются возможности слова, идет обращение к поэту, раскрывается тема поэта и поэзии, искусства владения словом).
- Обратите внимание: начало последней строфы повторяет первую (рефрен), образуя кольцо. Можно предположить, что композиция кольцевая, но последние строки строф разные.
- Рассмотрим, как же меняется мысль автора по мере движения от первого определения слова к последнему):
Вначале поэт говорит, что
Слово только оболочка,
Пленка, звук пустой
Потом появляется что-то конкретное, движущееся, которое можно увидеть, а именно: точка
Бьется розовая точка,
Странным светится огнем
Затем возникает уже не просто что-то движущееся, а оживленное:
Бьется жилка, вьется живчик
Затем это оживленное «появляется на свет» и набирает силу:
Власть от века есть у слова
И как апофеоз звучат строки о внимании к слову, к возможностям слова, а если брать шире, то даже о назначении поэта и поэзии, этой вечной и остающейся всегда актуальной теме, о которой сказано уже немало, но каждый поэт переосмысливает ее по-своему. Обращаясь к поэту, Тарковский пишет:
И уж если ты поэт,
И когда пути другого
У тебя на свете нет,

Не описывай заранее
Ни сражений, ни любви,
Опасайся предсказаний,
Смерти лучше не зови!
Эти слова перекликаются с русской пословицей: не буди лихо, пока оно тихо. А пословица, как известно, - многовековая мудрость народа, в данном случае речь идет о том, что слова нужно произносить с оглядкой, подумав, ведь, как гласит еще одна пословица: слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. Слово имеет большую силу, словом можно возвысить, а можно и уничтожить, все зависит от того, какой смысл в него вложен. Наверное, поэтому в конце стихотворения поэт пишет
Слово только оболочка,
Пленка жребиев людских
На тебя любая строчка
Точит нож в стихах твоих.
VI. Групповая работа.
- Хорошо, а теперь перейдем к литературоведческому анализу текста.
- Разделимся на группы: 1 группа проведет синтаксический анализ текста, 2 группа постарается исследовать художественные особенности языка стихотворения, 3 группа посмотрит на текст с точки зрения поэтической фонетики и морфологии и 4 группа определит размер и рифму стихотворения.
Каждая группа получает творческое задание и карточку - информатор, которая помогает в работе, в течение примерно 8 минут идёт подготовка. (Учащиеся делают записи в тетради) Учитель выслушивает ответы учащихся, дает оценку работе каждой группы и делается общий вывод.
- Теперь приступаем к рассмотрению текста стихотворения. Слово первой группе
1 группа
1) - Прочитайте первую строфу.
Слово только оболочка,
Пленка, звук пустой, но в нем
Бьется розовая точка,
Странным светится огнем.
- Чем она выражена? (Одним предложением)
Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса и стилистики?
( Это сложное предложение, сложносочиненное, состоящее из двух простых предложений. Первое простое предложение двусоставное, в котором подлежащее (слово) и однородные сказуемые (оболочка, пленка, звук) выражены существительными, здесь нет глаголов, нет действия, нет динамики, что говорит о первоначальном представлении о слове как о неодушевленном явлении).
- Стилистические особенности такой конструкции А. Гвоздев в «Очерках по стилистике русского языка» определил следующим образом: «Именительный падеж существительного без связки выражает наибольшее постоянство, отношений двух понятий – неизменный, вневременный характер связи между ними».
- (Второе простое предложение тоже двусоставное, но здесь подлежащее (точка) выражено существительным, а однородные сказуемые глаголами (бьется, светится), возникает ощущение изменения состояния явления, его возможностей)
2) - Прочтем вторую строфу, обратим внимание на синтаксическую конструкцию. Что она передает?
Бьется жилка, вьется живчик,
А тебе и дела нет,
Что в сорочке твой счастливчик
Появляется на свет.
(Предложение сложное, появляются глаголы-сказуемые, которые передают динамику, движение. Перед нами картина жизни и даже неважно, реальная или существующая в воображении поэта. Так возникают у нас новые ключевые слова: слово – жилка – живчик - счастливчик. В данном случае слова жилка, живчик, счастливчик – контекстуальные синонимы слову слово).
- Таким образом, рассмотрев вторую строфу, мы проследили за мыслью поэта: слово – не что-то неживое, неподвижное, а то, что рождается, «появляется на свет», живет и изменяется.
3) Прочитайте третью строфу.
Власть от века есть у слова,
И уж если ты поэт,
И когда пути другого
У тебя на свете нет,

Не описывай заранее
Ни сражений, ни любви,
Опасайся предсказаний,
Смерти лучше не зови!
- Чем она выражена? (Одним предложением)
- Что представляет собой это предложение? Какое оно по цели высказывания и эмоциональной окраске?
Карточка – информатор (Виды предложений по цели высказывания, интонации)
((По цели высказывания это побудительное предложение, обращение к поэту. По интонации оно восклицательное, так как в этом предложении выражено повеление, призыв и оно произносится с восклицательной интонацией)
- Для чего используется восклицательное предложение в поэтической речи?
(В поэтической речи восклицательные предложения используются как стилистический прием выражения смысловой насыщенности, эмоциональной оценки изображаемого, передачи взволнованности автора).
- Почему А.Тарковский именно в этом предложении ставит восклицательный знак?
(Чтобы мы поняли главное: смысл стихотворения раскрылся до конца, оно звучит как предостережение поэту, чтобы он осторожнее обращался со словом, более тщательно подбирал слова для выражения своих мыслей).
- Данная строфа является выводом из всего, сказанного выше. Она как бы говорит, обращаясь в данном случае к поэту, а через него, наверное, и ко всем людям: не торопитесь произносить слово, семь раз отмерьте, один отрежьте, то есть, напишите, произнесите слово. Ведь воздействие поэта и его поэзии, то есть его слова, на читателей велико, ему верят. Издревле люди считали, что слово имеет свойство материализоваться. Суеверные люди считали и считают, что некоторые слова нельзя даже произносить вслух, так как они могут накликать беду, несчастье. Власть слова велика.
Подтверждением этому могут служить строки известного поэта В.Шефнера:
Словом можно убить
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
4) Прочитайте пятую строфу.
Слово только оболочка,
Пленка жребиев людских,
На тебя любая строчка
Точит нож в стихах твоих.
- С чем сравнивается здесь слово?
(Слово сравнивается здесь с пленкой жребиев людских)
- Как вы понимаете это выражение?
(Пленка жребиев людских. Что значит жребий? Бросить жребий – значит сделать выбор.
Так происходит и со словом. Все зависит от человека. Какой человек, такое и слово будет выбрано, «брошено», то есть, сказано: добрый человек – доброе слово, злой, плохой человек – плохое слово).

2 группа
Карточка – информатор (Тропы)
- Какие художественные особенности вы можете выделить в этом стихотворении?
- Прочитайте внимательно вторую строку, выделите эпитеты. Чем они выражены?
( Эпитеты - розовая (точка), странным (огнем), выражены прилагательными)
1) - Как вы думаете, какую смысловую нагрузку несут они в стихотворении?
(Розовая (точка). Розовый цвет – цвет мечты, счастья. Вспомним выражения «розовая мечта», «смотреть сквозь розовые очки», то есть, не замечать темной стороны, негатива, а видеть только светлую сторону, только положительное, только хорошее.
Странным (огнем). Странное – это всегда что-то необычное, таинственное, а таинственное всегда заинтересовывает).
- Вы правы. Можно предположить, что поэт склонен видеть в слове, а соответственно и в жизни, что-то светлое, радостное, интересное. Человека должны окружать прекрасные слова, а слова, как известно, отражают явления, поступки, события, значит, если человека будут окружать прекрасные слова, то и события вокруг него будут происходить добрые, и жизнь его будет тоже прекрасной.
2) – В последней строфе – олицетворение:
На тебя любая строчка
Точит нож в стихах твоих.
здесь неодушевленный предмет (строчка) наделен действием (точит), которое в полном смысле выполнять не может, но здесь это действие имеет переносное значение: может принести вред, то есть, оказаться непонятым.
- «Точит нож». Как понять это выражение? Стихи поэта воспринимались неоднозначно, любая строчка и даже слово могли быть поняты разными людьми по-разному, совершенно не с тем смыслом, который вложил в них сам поэт. Здесь можно увидеть в некотором смысле даже аллегорию. Стихотворение «Слово» написано в 1945 году. В это время еще не стерлись из памяти предвоенные сталинские репрессии, когда нужно было думать, что говоришь, ведь за одно неправильно понятое слово можно было лишиться жизни.

3 группа
Карточка-информатор (Поэтическая фонетика)
1) – Во второй строфе дополнительный оттенок повествованию придают уменьшительно-ласкательные суффиксы –к- и –чик- . Суффикс – чик- вносит в слово значение чего - то маленького, вроде бы незначительного, каким и является понятие «слово» в языке.
Индивидуальное задание: работа со словарем Ожегова. Из словаря Ожегова узнаем, что слово – единица языка, служащая для называния отдельного понятия. Не нахожу слов. Сама речь, способность говорить. Дар слова.

- Вы правы, но следующие строки стихотворения говорят нам о возможном несоответствии оболочки, то есть слова, и ее содержимого, то есть понятия, которое в него вложено:
Власть от века есть у слова

2) Другой уровень языка – фонетический.
- В первой строфе – ассонанс (звук [о] придает напевность, неторопливость, постоянство)
- Во второй строфе – шипящие и звонкие согласные звуки придают ритм, четкость, выразительность слов.

4 группа
Карточка-информатор (Стихосложение. Размеры. Рифма).
1) Силлабо-тоническая система стихосложения
2) Рифма - перекрестная
3) Двухсложный размер (хорей)

(Слайд 7 – Портрет Н.Гумилева и текст его стихотворения «Слово» )
Краткий сравнительный анализ стихотворений «Слово» Н.Гумилева и А.Тарковского.
Над назначением слова задумывались великие классики литературы, размышляли об этом и современники А.Тарковского. Послушайте, например, отрывок из стихотворения «Слово» Н.Гумилева
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливалось словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
( )
Но забыли мы, что осияно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово – это Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Как вы думаете, перекликаются ли это стихотворение со стихотворением А.Тарковского? Что в них общего?
(В этих стихотворениях много общего, начиная с заглавия, ведь оба они называются «Слово». Это лирические стихотворения-рассуждения поэтов на вечную тему, конкретно о назначении слова.
Совпадают тема и основная мысль: поэты привлекают внимание к слову, к его неограниченным возможностям. У Н.Гумилева читаем:
Солнце останавливалось словом,
Словом разрушали города.
Вспомним, что говорит о возможности слова А.Тарковский:
Власть от века есть у слова
И даже эпитеты у поэтов совпадают: У Н.Гумилева читаем
точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
У А.Тарковского соответственно:
Бьется розовая точка
V.Итог урока.
- Понравилось ли вам стихотворение А.Тарковского «Слово»?
- Какие языковые средства поэтической речи мы рассмотрели в процессе анализа стихотворения А.Тарковского «Слово»?
Поэтический синтаксис – стилистические особенности предложений, главные члены которых выражены существительными в именительном падеже без связки, повтор (рефрен), градация, кольцо.
Выразительные средства речи, тропы: сравнение, эпитет, олицетворение, аллегория.
Пунктуация – функции знаков препинания, в частности восклицательного знака.
Поэтическая фонетика – ассонанс, аллитерация.
Поэтическая лексика – контекстуальная синонимия.
В стихотворении всего 4 предложения, но как емко они передают мысли поэта.
На основе проведенного анализа стихотворения учащиеся дают ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
Проблемный вопрос:
- О чем размышляет А.Тарковский в стихотворении «Слово»?
Подводим итоги. Время, выпавшее на долю Арсения Тарковского, не было простым. Сменялись политические авторитеты, поэтические пристрастия. Многие имена, прежде громко звучавшие, ныне прочно забыты. Но, к счастью, настал черед тех, кто, слушая время, доверял своему сердцу и своему таланту не изменял высокому предназначению поэта. Кирилл Ковальджи писал о Тарковском: Он за свою долгую жизнь разделил все беды и радости с родной страной, почти четыре десятилетия не подозревавшей, что он у нее есть настоящий русский поэт. Теперь он уже навсегда. Пусть талант от Бога, остальное от Родины, от родной культуры, от данного нам бытия».
IV. Домашнее задание.
- Если вы хотите поближе вы познакомитесь с творчеством А.Тарковского, прочитайте его произведения: сборники «Перед снегом» (1962), «Земле земное» (1966), «Вестник» (1969), «Стихотворения» (1974), «Волшебные горы» (1978), «Зимний день» (1980), «Избранное» (1982), «Стихи разных лет» (1983), «От юности до старости» (Государственная премия, 1989) и «Быть самим собой» (1987).
- Написать мини – сочинение: «Власть от века есть у слова» А.А. Тарковский





































Дополнительный материал к уроку
Я назову вам высказывания выдающихся личностей о значении слова, а вы попробуйте назвать мне пословицы о языке, значении слова.
Высказывания о слове
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.
Л.Н.Толстой
Слова суть выражения понятий.
В.Г.Белинский
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
С.Баруздин
Так много слов скопилось на земле!...
Но никогда ни деньгами, ни властью
Не купишь слово, не запрешь в столе:
Они – людское достоянье, к счастью.
Д.Кугультинов
Пословицы и поговорки
Ветер горы разрушает. Слово народы поднимает.
Не бойся ножа, а языка.
Доброе слово, что дождь в засуху.
Слово – серебро, молчание – золото.
Язык мой – враг мой.
Слово – не воробей, вылетит - не поймаешь.
Хорошее слово – как весенний день.
Не спеши языком – торопись делом.
Языком мастер, а делом и в подмастерье не годен.
Язык и хлебом кормит, и дело портит.
Лучше запнуться ногою, чем языком.
Язык губит, язык и голубит.
Языком кружева плетет.
К старости зубы тупее, а язык острее.
За твоим языком не поспеешь босиком.
Твоими бы устами да мед пить.
Не проймешь копьем, а проймешь языком.
На каждый роток не накинешь платок.
На языке мед, а под языком лед.
За правое дело – говори смело.
Злое слово пуще стрелы ранит.
Недоброе слово больней огня жжет

Список использованной литературы
1. Тарковский А. Стихотворение «Слово».
2. Гумилев Н. Стихотворение «Слово»/ Гумилев Н. Сочинения. Сост. Быков Л. Екатеринбург. Изд. У-Фактория. 2003
3. Косарева Т.В., Ткаченко Л.В..В начале было слово/ Косарева Т.В., Ткаченко Л.В.// Русский язык и литература в школе. Научно-методический журнал - № 5 2010 - С. 44 – 47
4. Люстрова З.Н., Скворцов И.И. Мир родной речи. - М. 1977 г.
5. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника. – М., 2002
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка
Словарь русского языка в 4-х т. под ред. Евгеньева А.П,
7. Слово – полководец человечьей силы. Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. Ежемесячный научно-популярный журнал - № 8 1988 - С.23
8. Таций Т.П.Слово – символ времени/ Таций Т.П //Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. Ежемесячный научно-популярный журнал - № 10 - 1987. - С. 60
9. Учамбрина И.А. Мой путь – от земли до высокой звезды/ Учамбрина И.А.// Литература в школе - №7.- 1997. – 141 – 150.








13PAGE 15


13PAGE 141615




15