УМК ПНШ Русский язык 1 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 16
Рабочая программа
по русскому языку
для 1 класса
Программа разработана на основе программы курса «Русский язык». М. Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской, Т. А. Байковой, Н. М. Лавровой. «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/ учебник, 2011 г. – Ч.1: 240 с.) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесенный с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по математике и УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования) по русскому языку, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего образования на 2012-2013 учебный год (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр).
Учебный план ОУ на 2014-2015 учебный год.
Примерная (авторская) программа по русскому языку.
Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 г. № 75-37-0541/11.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)
Структура курса
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Цели обучения
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Содержание программы
1 класс (35-40 ч)
Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.
Звуки речи: гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й']. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после Ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.
Построение звуковой схемы слова.
Слова-названия предметов, признаков, действий. Слова-помощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.
Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые, дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания.
«Азбука вежливости»; несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык»
1 класс (45 часов)
Учащиеся должны знать-понимать:
название букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения;
правила переноса слов по слогам;
способ обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, е, и) и мягкого знака.
способ обозначения звука [й'] в начале слова (с помощью букв е, е, ю, я).
Уметь:
быстро найти букву в алфавитном столбике;
определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
писать прописную букву в именах собственных;
делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
понимать различие между звуком и буквой;
различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
писать словарные слова, определенные программой;
списывать небольшой текст по правилам списывания;
определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии);
читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и в повседневной жизни для:
адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников; детских теле- и радиопередач, аудиозаписей);
соблюдения орфоэпических норм речи;
устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
Система контроля и оценки
Система контроля и оценки достижений учащихся разработана с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов по контролю и оценке результатов обучения и соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта по русскому языку для начальной школы. Все задания проверочных и контрольных работ разработаны на основе программы и учебно-методического комплекта по русскому языку для 1 класса УМК «Перспективная начальная школа». (Н.А.Лаврова «Сборник проверочных и контрольных работ 1-2 классы»)
В качестве контроля усвоения учащимися изученного материала проводятся проверочные и контрольные работы.
Виды контрольных работ:
№ Наименование Количество
1. Проверочная работа 2
2. Контрольный диктант 1
3. Контрольный словарный диктант 1
4. Контрольное списывание 1
Итого: 5
Планируемые результаты
В сфере личностных УУД:
освоить роль ученика (формирование интереса (мотивации) к учению
В сфере регулятивных УУД:
организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
определять план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
В сфере познавательных УУД:
ориентироваться в учебнике (определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела);
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
В сфере коммуникативных УУД:
участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях;
отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
слушать и понимать речь других;
участвовать в паре.
Словарь
Адрес, алфавит, город, дежурный, карандаш, карман, картина, картон, картофель, квадрат, квартира, компот, коньки, косынка, лимон, линейка, морковь, Москва, облако, окно, пальто, пенал, пирог, платок, портфель, Россия, сапог, телевизор, телефон, улица, яблоко (31 слово).
Перечень программно-методического обеспечения:
Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельных работ. 1 класс. – М.: Академкнига/
Учебник, 2012.
Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник, - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1–2 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник,2011.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема урока Дата проведения Планируемый предметный результат Планируемая деятельность обучающегося Возмож-ные виды контроля Материалы
учеб-ник РТ
План Факт Глава 1.Волшебный лес в опасности (1ч)
1 Новый учебник «Русский язык». «Алфавит» 28ф Познакомить детей с новым учеб ником русского языка, с интри- гой и героями учебника. Знать русский алфавит. Иметь навыки письма заглавных и строчных букв, близких по написанию. Знакомство с новым учебником русского языка, с интригой и героями учебника.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация Текущий с.3-7 с. 3
Глава 2. Дети осваивают алфавит (2 ч)
2 Расположение слов в алфавитном порядке 1м Уметь пользоваться алфавитом.
Знать новые словарные слова. Записывание слов в алфавитном порядке.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать свои действия, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, постановка вопросов Текущий
Фронталь-ный опрос с. 8-9 с. 4
3 Закрепление знаний об алфавите 4м Уметь пользоваться алфавитом.
Уметь писать словарные слова. Списывание слов. Расположение слов в алфавитном порядке.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать свои действия, использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска С/р с про-веркой с.9-13 с. 5
Глава 3. Маша и Миша знакомятся с миром слов (4 ч)
4 Слова – названия предметов. Слова – названия действия 5м Иметь представление о словах-предметах и словах-действиях. Различение слов-предметов и слов-действий. Подбор вопросов к словам.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация Текущий
Индиви-дуальный опрос с.14-15 с. 6-7
5 Слова– названия признаков 6м Иметь представление о словах-признаках. Уметь ставить вопро-сы к словам-признакам. Уметь различать слова-признаки в ряде других слов. Знать схематичес-кое изображение слов-признаков. Уметь составлять схемы предло-жений и записывать предложе-ния по схемам, состоящим из трех слов (слово-признак + слово-предмет + слово-действие). Составление схем предложений, запись предложений по схемам.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Текущий с.15-16 с. 8-9
6 Слова– названия предметов главные и неглавные 7м Иметь представление о словах-предметах неглавных. Знать схематическое изображение слов-предметов неглавных.
Уметь составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам, глядя на сюжетную картинку. Иметь навык различать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.
Знать словарные слова. Выделение в предложении неглавных слов-предметов. Составление схем предложений, запись предложений по схемам.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение, подведение под понятия, выведение следствий С/р с про-веркой с.16-17 с.10-11
7 Слова-помощники 11м Иметь представление о словах-помощниках (предлогах).
Знать схематическое изображение слов-помощников.
Знать о значении предлогов.
Уметь составлять схемы предложений, записывать предложения по схемам, состоящим из четырех слов.
Уметь распознавать предлоги в предложении. Знакомство со словами-помощниками, их обозначением в схеме предложения. Распознавание предлогов в предложении.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение, подведение под понятия, выведение следствий, постановка вопросов, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Работа в парах с.18-20 с.12-13
Глава 4. Тайны устной и письменной речи (4 ч)
8 Устная и письменная речь 12м Уметь различать устную и письменную речь.
Иметь представление об интонации.
Уметь правильно интонировать предложение в соответствии с целью высказывания. Составление схем предложений. Деление высказывания на предложения.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, подведение под понятия, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений, организация и осуществление сотрудничества,
кооперация с учителем и сверстниками, постановка вопросов,
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. С/р с про-веркой с.21-24 с. 14
9 Особенности устной и письменной речи 13м Иметь представления об устной и письменной
речи.
Понимать знаки препинания в конце предложения для обозначения цели высказывания.
Понимать, как ударение влияет на значение слов, которые
одинаково пишутся.
Знать правила списывания текста. Знакомство с алгоритмом списывания текста. Списывание текста. Оформление предложений на письме.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, использование знаково-символических средств, постановка вопросов, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Текущий с.25-27 с.15-16
10 Особенности письменной речи. Особые правила письма 14м Понимать, что письменная форма слов, которые одинаково произ-носятся, но по-разному пишутся, помогает понять их значение.
Знать, что заглавная буква в на-чале слов помогает отличить их от слов, которые пишутся так же, но с маленькой буквы. УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, использование знаково-символических средств, постановка вопросов, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Текущий с.28-29 11 Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек
Правила списывания текста 15м Знать правило употребления заглавной буквы в именах, кличках, названиях.
Уметь записывать предложения с именами собственными.
Уметь составлять предложения по сюжетной картинке.
Знать и уметь соблюдать правила списывания текста. Записывание предложений с именами собственными. Составление предложений по сюжетной картинке.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, использование знаково-символических средств, постановка вопросов, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Текущий
С/р с.28-29 с.17-18
Глава 5. Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком ( 1 ч)
12 Звуковой столбик. Гласные и согласные звуки 18м Знать понятия «звуки» и «буквы». Уметь различать звуки и давать им характеристику. Составление звукобуквенной схемы слова. Знакомство с алгоритмом звукового анализа слов.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования Текущий с.29-31 Глава 6. Дети учатся различать согласные звуки (2 ч)
13 Различение согласных звуков 19м Уметь различать звонкие и глухие согласные в начале и середине слов. Уметь схематически обозначать звонкие и глухие согласные звуки. Уметь делать звуковой анализ слов. Звуковой анализ слов.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования Текущий
с.32-34 с. 19
14 Звуковой анализ слов 20м Уметь различать звонкие и глухие согласные в начале и середине слов. Уметь схематически обозначать звонкие и глухие согласные звуки. Уметь делать звуковой анализ слов. Звуковой анализ слов.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования С/р с проверкой
- с.20-22
Глава 7. Загадка звука [й] и буквы «Й» (4 ч)
15 Звук [й,] и буква Й 21м Знать гласные и согласные звуки.
Знать характеристику звуку [й'] как согласному, звонкому, мягкому.
Знать переноса слов с буквой Й.
Уметь делить слова на слоги. Звуковой анализ слов, упражнения в перенос слов.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования Индивидуальный опрос с.35-37 с. 23
16 Работа букв е, ё, ю, я 22м Уметь делать звукобуквенный анализ слов.
Уметь обозначать звуки буквами е, е, ю, я в начале слов и после согласных.
Уметь распознавать мягкие звуки в словах. Звукобуквенный анализ слов
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования С/р с проверкой с.37-39 с. 24
17 Работа букв е, ё, ю, я в начале слова 1а Знать гласные и согласные звуки. Уметь различать и характеризовать звуки. Упражнения в звукобуквенном разборе слов.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования С/р с взаимопроверкой с.40-42 с.25-26
18 Проверочная работа 2а Уметь писать под диктовку, составлять схему предложения, определять буквы, обозначающие два звука УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования Проверочная работа Глава 8. Твердые и мягкие согласные звуки (4 ч)
19 Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов 3а Уметь вычленять мягкие и твердые согласные звуки в составе слов. Звукобуквенный анализ слов, выделение ударного слога в словах.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования Текущий. с.42-44 с.27
20 Твердые и мяг-кие согласные звуки в начале и середине слова. Правило переноса слов 4а Уметь делить слова для переноса Звукобуквенный анализ слов, выделение слогов в словах.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования 21 Различение мяг-ких и твердых звуков. Звуковая схема слова. Предложение 5а Знать, что твердость и мягкость
согласных на письме показыва-ется с помощью идущих следом
букв гласных. Уметь делить слова на слоги, правила переноса. Уметь составлять предложения по данным схемам. Деление слов для переноса, составление схем предложений.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования С/р с взаимопроверкой с.45-46 22 Написание слов со звонкими и глухими, мягкими и твердыми согласными 8а Уметь давать характеристику звука, определять его позицию, делать вывод об обозначении буквой. Звукобуквенный анализ слов.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования Текущий с.47-48 с. 28
Глава 9. Маша и Миша прислушиваются к гласным и согласным звукам (3 ч)
23 Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков 9а Знать, что один и тот же гласный звук может обозначаться разными буквами.
Уметь различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки. Звукобуквенный анализ слов.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования Текущий с.49-53 с. 29
24 Обозначение на письме твердых и мягких согласных 10а Знать, что один и тот же гласный звук может обозначаться разными буквами.
Иметь навык различения гласных звуков и букв.
Знакомство с новыми словарными словами.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования Текущий с.53-56 25 Распознание мягких и твер-дых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных 11а Уметь давать устную характеристику
гласным звукам и определять, какую работу выполняют буквы гласных в слове.
Иметь навык различения устной
и письменной речи и составления звуковых схем слов. Звукобуквенный анализ слов.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и по-знавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выпол-нение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования, поиск и выделение необходи-мой информации, применение методов информационного поиска Текущий с.30-33
Глава 10. Дети знакомятся с твердыми согласными, у которых нет мягкой пары (3 ч)
26 Особенности звуков [ж], [ш]. Правописание слов с сочетани-ями жи-ши, же-ше, ци-це 12а Знать особенность звуков [ж], [ш] как всегда твердых.
Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши, же-ше под ударением. Звукобуквенный анализ слов.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования Текущий с.56-59 с.34-35
27 Особенности звука [ц]. Право-писание слов с сочетаниями ци, цы, це. 15а Знать особенность звука [ц] как всегда твердого.
Уметь писать слова с сочетаниями ци, цы, це в середине слова. Звукобуквенный анализ слов. Упражнения по использованию правил.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования Текущий с.60-61 28 Правописание слов с сочетани-ями жи-ши, же-ше, ци, цы, це 16а Знать особенность звуков [ж], [ш], [ц], как всегда твердых.
Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши, же-ше под ударением, слова с сочетаниями ци, цы, це в середине слова Звукобуквенный анализ слов. Выполнение упражнений на изученные правила.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования С/р с.62-63 с. 36
Глава 11. Маша и Миша узнают о существовании непарных мягких согласных (2 ч)
29 Особенности звуков [ч,],[щ,]. Правописание слов с сочетани-ями чу-щу, ча-ща 17а Знать правило написания слов с сочетаниями чу-щу, ча-ща. Звукобуквенный анализ слов. Выполнение упражнений на изученные правила.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования Текущий с.64-65 с. 37
30 Правописание слов с сочетани-ями чу-щу, ча-ща. Повторение правил переноса слов 18а Уметь писать слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща. Уметь делить слова для переноса. Звукобуквенный анализ слов. Деление слов для переноса.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования Текущий с.66-68 Глава 12. Почему Ь называют мягким, а Ъ – твердым? (4 ч)
31 Работа букв Ь и Ъ. Мягкий знак в конце и в середине слова 19а Знать роль мягкого знака в середине и конце слова. Уметь писать слова с мягким знаком – показателем мягкости согласного. Звукобуквенный анализ слов. Выполнение упражнений на изученные правила.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования, поиск и выделение необходимой информации С/р с.68-70 32 Разделительный Ь и его работа 22а Знать роль разделительного мягкого знака. Уметь писать слова с разделительным Ь. Звукобуквенный анализ слов. Выполнение упражнений на изученные правила.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования С/р с.71-72 с. 38
33 Разделительный Ъ и его работа 23а Знать роль разделительного твердого знака. Уметь писать слова с разделительным Ъ. Звукобуквенный анализ слов. Выполнение упражнений на изученные правила.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования С/р с.73-74 с. 39
34 Повторение по теме «Предложе-ние», повторе-ние звукового состава слова. Звуковая схема слова 24а Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи. Уметь раскрывать звуковой состав слова. Анализ предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Звукобуквенный анализ слов. Выполнение упражнений на изученные правила.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования, поиск и выделение необходимой информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Текущий с.74-75 с. 40
Глава 13. Очередное открытие: парные звонкие на конце слов заменяются глухими(4 ч)
35 Парные по звонкости-глухо-сти согласные на конце слова 25а Уметь различать парные звонкие и глухие согласные звуки. Знать, что парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими.
Уметь делать звукобуквенный анализ слов.
Уметь соотносить произношение и написание слов. Звукобуквенный анализ слов. Выполнение упражнений на изученные правила.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования С/р с взаимопроверкой с.76-80 36 Правило написания буквы парного согласного на конце слова 26а Знать способы проверки слов. Уметь правильно употреблять правила. Звукобуквенный анализ слов. Выполнение упражнений на изученные правила.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования, подведение под понятия, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений, организация и осуществление сотрудничества, кооперация с учителем и сверстниками , постановка вопросов С/р с проверкой с.80-81 с. 41
37 Написание слов с парными согласными на конце 29а Знать способы проверки слов с парными согласными на конце слов.
Уметь правильно записывать
слова с парными согласными на конце. Звукобуквенный анализ слов. Выполнение упражнений на изученные правила
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования С/р с.81-82 с. 42
38 Закрепление знаний учащихся о звуках и буквах 30а Знать правописание парных согласных на конце слов.
Уметь составлять схемы предложений.
Уметь делать звукобуквенный анализ слова. Звукобуквенный анализ слов. Составление схем предложений. Выполнение упражнений на изученные правила.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования С/р с.83-84 с.43-44
39 Проверочная работа 2м Проверочная работа Глава 14. Предложения по-разному произносятся и по-разному записываются (6 ч)
40 Предложения по цели высказывания и по интонации 3м Уметь определять количество предложений в тексте и различать предложения по цели высказывания.
Уметь списывать текст. Деление текста на предложения. Письменное оформление предложений. Списывание текста.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования С/р с проверкой с.85-86 с. 45
41 Разница предложений по цели высказывания и по интонации 6м Уметь ставить знаки препинания на конце предложений, разных по цели высказывания УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования с.86-87
с.46-47
42 Составление предложений. Контрольный словарный диктант 7м Уметь составлять схемы предложений и сочинять предложения согласно схемам.
знать правописание изученных словарных слов. Составление схем предложений. Составление предложений по схеме.
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение Словар-ный диктант с.87-89 43
Контрольное списывание 8м Контрольное списы вание с. 63
44 Повторение пройденного за год 10м УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования с.90-91 45 Оформление писем и заполнение анкет 13м Уметь правильно оформлять письма. Заполнение анкеты, оформление конверта
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. нравственно-этическая ориентация Текущий с.92-94 46 Контрольный диктант 14м Контрольный диктант Азбука вежливости (5 ч)
47 Азбука вежливости. Приветствие при встрече со знакомыми 15м Знать вежливые обороты речи. Уметь приветствовать при встрече знакомых разного возраста. Разыгрывание ситуаций. Чтение «Азбуки вежливости»
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение, постановка вопросов, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Текущий с.48-50
48 Азбука вежливости. Приветствие и общение при случайной встрече со знакомым (и) 16м Знать вежливые обороты речи. Уметь приветствовать при встрече знакомых разного возраста и обращаться к ним. Разыгрывание ситуаций. Чтение «Азбуки вежливости»
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение, подведение под понятия, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений, организация и осуществление сотрудничества, кооперация с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Текущий с.50-52
49 Азбука вежливости. Встреча со знакомыми и приём приглашения зайти в гости 17м Знать вежливые обороты речи. Уметь приветствовать при встрече знакомых разного возраста. Знать правила приема приглашения зайти в гости. Разыгрывание ситуаций. Чтение «Азбуки вежливости»
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение, организация и осуществление сотрудничества , кооперация с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Текущий с.52-53
50 Азбука вежливости. В гостях. Общение хозяйки с гостями 20м Знать вежливые обороты речи. Уметь общаться с гостями и хозяевами. Разыгрывание ситуаций. Чтение «Азбуки вежливости»
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение, организация и осуществление сотрудничества, кооперация с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Текущий с.53-57
51 Азбука вежливости. В гостях. Общение с хозяйкой и правила поведения за столом 21м Знать вежливые обороты речи. Уметь вести себя за столом. Разыгрывание ситуаций. Чтение «Азбуки вежливости»
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение, подведение под понятия, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений, организация и осуществление сотрудничества, кооперация с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Текущий с.58-59
52 Азбука вежливости. В гостях. Общение с хозяйкой и правила поведения за столом. Общение в конце встречи, обеда. Прощание 22м Знать вежливые обороты речи. Уметь использовать свои знания в ситуации общения. Разыгрывание ситуаций. Чтение «Азбуки вежливости»
УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. нравственно-этическая ориентация. способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение, подведение под понятия, выведение следствий. построение логической цепи рассуждений, организация и осуществление сотрудничества, кооперация с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Текущий с.60-62
Оценка достижений планируемых результатов
53 Итоговая комплексная работа 23м Комплекс-ная работа 54-56 Резервные уроки 24-28м