Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету(музыкальный инструмент — гитара)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 10»
Принята на заседании
педагогического совета
29.08.2014г.
Протокол №1











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ


(классическая гитара для начинающих)
4 года обучения

Учитель Шишкина Людмила Викторовна










Железногорск
2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Рабочая программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара для начинающих)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре.
Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, являющиеся «родственниками» классической шестиструнной гитары, – электрогитару, банджо, различные старинные струнные инструменты.
Учебный предмет «Музыкальный инструмент (классическая гитара для начинающих)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на гитаре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Учитывая, что подавляющие большинство детей занимаются музыкой в плане общего музыкального образования, и что лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальные колледжи, данная программа составлена с таким расчётом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными приобщаться к музыкальной культуре.
Обучение игре на классической гитаре включает в себя музыкальную грамотность, чтение нот с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь музыке, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.
Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы с 7 лет и выше.
В целях получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования. Для этого может потребоваться увеличение объема недельной аудиторной нагрузки. Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности являются мотивацией для начала обучения игре на гитаре. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: бардовская песня, старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные образцы классической музыки.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Возможны другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию.

Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара для начинающих)»

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара для начинающих)» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.


Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки
Затраты учебного времени
Всего часов

Годы обучения
I
II
III
IV


Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8


Количество недель
16
18
16
18
16
18
16
18


Аудиторные занятия
32
36
32
36
32
36
32
36
272

Самостоятельная работа
32
36
32
36
32
36
32
36
272

Максимальная учебная нагрузка
64
72
64
72
64
72
64
72
544


Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара для начинающих)» при 4-летнем сроке обучения составляет 544 часа. Из них: 272 часа – аудиторные занятия, 272 часа – самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1 - 4 год обучения – по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
1-4 год обучения – по 2 часа в неделю.

Форма проведения учебных занятий:
Занятия проводятся в индивидуальной форме, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет учителю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика. Возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цели и задачи учебного предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара для начинающих)»
Цели:
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи:
ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху.

Обоснование структуры учебного предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара для начинающих)»
Обоснованием структуры программы являются ФГОСы, отражающие все аспекты работы учителя с учеником.
Рабочая программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел рабочей программы «Музыкальный инструмент (классическая гитара для начинающих)»

Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара для начинающих)»
Реализация программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара для начинающих)» обеспечивается:
доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;
учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 9 кв.м., оснащенными гитарами и имеющими звукоизоляцию.
В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ)»
Требования по годам обучения
Рабочая программа по предмету «Музыкальный инструмент (классическая гитара для начинающих)» рассчитана на 4 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.
Содержание учебного предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара для начинающих)» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение обучающихся к любительскому музицированию.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся.
Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности (см. 5 вариантов примерных экзаменационных программ). Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
В работе над репертуаром нужно учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, педагог может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.






Программные требования по классам

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Классическая гитара – 2 часа в неделю
Основной метод обучения в этот период – дидактическая игра, которая строится на строгом учете возрастных особенностей учеников. Данный метод характеризуется доступностью, конкретностью, яркой образностью изучаемого материала и способствует поддержанию высокого уровня внимания у детей.
Необходимо так же учитывать, что дети младшего школьного возраста не обладают навыком организованного внимания, необходимого для длительной работы в классе. В связи с этим большое значение имеет темп ведения урока.
Дети любят короткие задания, цель которых ясна и конкретна, а так же повторяющиеся задачи, в которых и ожидаемый результат, и способ его достижения им хорошо знаком. Изучаемые произведения должны быть небольшими по своей протяженности, а включение в работу нового материала должно быть исключительно постепенным.
Ученики лучше реагируют на действия, чем на слова, поэтому теоретические объяснения педагога должны обязательно подкрепляться практическим показом. Педагогу следует помнить, что в этом возрасте у детей происходит активный процесс замены хрящевой ткани костной, поэтому все постановочные положения, связанные с позой ребенка, должны быть оформлены идеально, т.к. искривление позвоночника и сутулость, приобретенные в это время, остаются на всю жизнь.
Умение ученика самостоятельно и грамотно работать с нотным текстом значительно активизирует учебный процесс, однако развитие анатомического мышления и логической памяти наступает гораздо позднее. Воспитание этого качества у детей требует от педагога большого терпения и выдержки.
Аналитические уроки целесообразно проводить на песенном материале, т.к. связь мелодии и слова способствует яркому образному восприятию художественного содержания. Это обостряет внимание ученика к музыкальному языку как средству выражения определенных мыслей, развивает художественное мышление.
Структура каждого урока должна содержать многие аспекты музыкального воспитания. Куда входят теоретические знания, изучение средств музыкальной выразительности. Развитие художественного и логического мышления, звуковысотного, тембродинамического, ладогармонического и ритмического слуха, освоение технических навыков игры на гитаре, чтение нот с листа, подбор по слуху и транспонирование. Особого внимания заслуживает метод ансамблевого обучения, при котором ученик с первых же уроков вовлекается в активное музицирование.
Цели и задачи обучения в 1 классе:
Знакомство с изучаемым музыкальным инструментом (классической гитарой): художественными и техническими возможностями, конструкцией, правилами и особенностями эксплуатации и хранения.
Выработка правильной посадки и правильного положения инструмента во время игры, правильной постановки исполнительского аппарата.
Выработка правильного звукоизвлечения двумя основными способами (тирандо и апояндо) с учетом технологических особенностей каждого из этих способов. Освоение начальных элементов техники левой руки. Работа над координацией движений отдельных звеньев исполнительского аппарата.
Изучение музыкального строя классической шестиструнной гитары, уяснение принципа нахождения звуков на грифе инструмента. Уяснение позиционного принципа игры на струнных музыкальных инструментах и цифрового способа обозначения позиции в нотах, изучение первых позиций грифа шестиструнной гитары.
Уяснение понятия аппликатуры, ее связи с художественной и технической сторонами исполнения музыкального произведения, способа ее обозначения в гитарных нотах.
Формирование начальных навыков разбора нотного текста, его связного воспроизведения на инструменте, разучивания и запоминания. Выработка рациональной аппликатуры и аппликатурной дисциплины.
Успеваемость учащихся 1класса учитывается на контрольном уроке в конце I полугодия и на академическом концерте, в мае(переводной экзамен), на котором исполняются два разнохарактерных произведения.
Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.

В течение года учитель должен проработать с обучающимся до 15 пьес различного характера и содержания.


Примерный репертуарный список

Рекомендуемые упражнения и этюды
Упражнение на первой и второй струнах.
Упражнение на трех струнах.
Упражнение на шестой струне.
Упражнение на пятой и шестой струнах.
Упражнение на басах.
И.Рехин. Упражнение "Морские волны".
Упражнение "Маленький кораблик".
Упражнение на прием арпеджио.
Этюд на прием арпеджио.
Х.Сагрерас. Этюд.
Ф.Сор. Этюд.
Одноголосные мелодии
Петушок (прибаутка)
Андрей – воробей
Гоменюк В. «Упражнение»
Гоменюк В. «Упражнение на басовых нотах»
Гоменюк В. «Бум-бум-бум!»
Гоменюк В. «Песенка»
Русская народная песенка «Как под горкой, под горой»
Русская народная песня «Я гуляю»
Русская народная песня «Качи»
Русская народная песня «Утушка луговая»
Русская народная песня «Не летай соловей»
Русская народная песня «Как пошли наши подружки»
Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»
Украинская народная песня «Дударик»
Украинская народная песня «Червона коривка»
Украинская народная песня «Ой, дзвони дзвонять»
Стеценко В. «Выйди, выйди»
Корнеа-Ионеску А. «Фанфары», перел. В.Агабабова
Детская песенка «Лестница»
Агабабов П. «Котик»
Берлин В. «Пони Звездочка»

Двухголосные мелодии
Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»
Гоменюк В. «Тра-та-та»
Гоменюк В. «Считалка»
Поняев Н. «Осень»
«Коробейники» обр. В. Пахомова, ред. П. Иванникова
«Народная песня» обр. В. Стеценко
«Фолия» - португальский народный танец
Човек Э. «Задумчивый напев»
Тюрк Д. «Я так устал»
Холминов А. «Ирочкина песенка»
Матиечка В. «Конртданс»
Роули А. «Танец на канате»
Каркасси М. «Пьеса»
Джулианни М. «Экоссез»
Кикта В. «Течет Дунай»
Селеньи И. «Пьеса»
Карулли Ф. «Танец»
Карулли Ф. «Экоссез»
Заимов Х. «Саночки»

Рекомендуемые ансамбли
Дж.Дюарт «Кукушка», рус. нар. песня «Ты пойди, моя коровушка, домой», рус. нар. песня «Среди долины ровныя», Дж.Дюарт «Индейцы»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
И.Рехин «Колокольный перезвон»
П.Румянцев Этюд №1 «Мячик»
Л.Иванова «Тучка»
2 вариант
В.Козлов. Полька «Топ-топ»
Ф.Карулли Этюд
И.Кюффнер Экосез
3 вариант
М.Каркасси Этюд (10)
Англ. нар. песня «Зеленые рукава» в обр. П.Агафошина
В.Борисевич Постановочный этюд №1
4 вариант
Л.Иванова «Избушка в лесу»
В.Надтока «Дождик»
Г.Перселл Ария
5 вариант
М. Каркасси Андантино
А.Мори «Пьеса для мальчика»
Л.Иванова «Тараканище»
6 вариант
М. Джулиани Аллегро
Д. Дюарт «Мой менуэт»
В. Бортянков «Частушка»

По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки. Учащийся:
- знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;
- умеет правильно держать инструмент;
- соблюдает постановку исполнительского аппарата;
- владеет двумя приемами звукоизвлечения (тирандо, апояндо);
- знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов;
- умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T);
- играет небольшие пьесы в 1-й позиции;
- применяет на практике натуральные флажолеты.



2 класс
Гитара - 2 часа в неделю
За учебный год учащийся должен сыграть один зачет в первом полугодии – 2 разнохарактерных произведения. Во втором полугодии – открытый академический концерт и переводной экзамен.
Изучение и практическое освоение начальных элементов исполнительской техники (мелодической и гармонической) и простейших приемов игры на классической гитаре с использованием соответствующего инструктивного материала (упражнений, гамм, этюдов). Выработка методики осмысленной, целенаправленной работы над инструктивным материалом как важнейшим и основным средством приобретения и развития исполнительской техники. Воспитание творческого элемента в работе над инструктивным материалом.
Уяснение понятия художественного исполнения музыкального произведения, соотношения и взаимосвязи художественной и технической сторон исполнения. Формирование начальных навыков художественного исполнения музыкального произведения на основе его элементарного анализа и простейшего использования основных музыкально-выразительных исполнительских средств. Воспитание осознанного и осмысленного отношения к процессу музыкального исполнения, развитие навыков самоконтроля на основе сравнения реального звукового результата с субъективными музыкально-звуковыми представлениями.
Приобретение начальных навыков игры в ансамбле с использованием простейших ансамблевых форм (преимущественно гитарного дуэта).

Годовые требования

В течение года обучающийся должен пройти:
гаммы До, Соль мажор в одну, две октавы в пределах I и II позиций;
8-10 этюдов с несложной фактурой, простым ритмическим рисунком;
8-10 пьес различного характера.

Примерный репертуарный список

Рекомендуемые упражнения и этюды
Во втором классе можно использовать:
«Ежедневные упражнения для развития техники и упражнения для развития пальцев правой руки» Е.Шилина;
упражнения в стиле кантри и три упражнения в стиле рок-н-ролл. Журнал «Гитарист» 1994 г.;
Несложные этюды Д.Агуадо, А.Лоретти, Ф.Карулли, Д.Фортеа.
Рекомендуемые ансамбли
Итал. нар. песня «Санта Лючия», Э.Торлакссон «Гитарное буги», И.С.Бах «Менуэт», джазовые этюды А.Виницкого, Ф.Дуранте «Гальярда»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
И.Рехин «Грустная песенка для Лауры»
Л.Иванова «Маленькая вариация»
Т.Хренников «Лодочка» из к/ф «Верные друзья», обр. Л. Шумидуба
2 вариант
Ю.Литовко «Маленький гитарист»
М. Каркасси Рондо
«Ходила младешенька», обр. В. Яшнева
3 вариант
Ю.Смирнов «Крутится колесико»
Г.Каурина «Осенний вальс»
Ф.Карулли Рондо
4 вариант
В. Ерзунов Этюд №2
Н.Паганини Ариетта
Ф.де Милано Канцона
5 вариант
Г.Перселл Менуэт
Д. Агуадо Этюд e -moll
«Пойду ль я, выйду ль я», обр. А.Иванова-Крамского
6 вариант
А.Иванов-Крамской Прелюдия
В.Борисевич «Рождество»
Ц.Кюи «Весеннее утро»
Обработки народных песен
Грузинская народная песня «Бродяга»
Грузинская народная песня «Мохевская девушка»
Русская народная песня «Ах, по мосту, мосту», обр. К. Вильбоа
Украинская народная песня «И шумить и гуде», обр. В. Вильгельми
Украинская народная песня «По дорози жук, жук», обр. В. Вильгельми
Черни К. «Этюд», перел. В. Агабабова
Калинин В. «Русская народная песня»
Украинская народная песня «Ой, за гаем, гаем»
Украинская народная песня «Казав менi батько»
Эстонская народная песня «Веретено»
Английская народная песня «Как их зовут?»
Французская народная песня
Шентирмай Э. «Венгерская мелодия», перел. П. Вещицкого
Белорусский танец «Крыжачок»
Дабелли А. «Этюд»
Калинин В. «Вальс»
Русская народная песня «Как у наших у ворот»
Русская народная песня «Веселые гуси»
Руббах А. «Колыбельная»
Красев М. «Елочка»
Филиппенко А. «Цыплята»
Калинин В. «Прелюдия»
Кабалевский Д. «Маленькая полька»
«Австрийская народная песня»
Японская народная песня «Луна и туча»
Калинин В. «Прелюд»
Чешская народная песня «Аннушка»
Калинин В. «Полька»
Филипп И. «Колыбельная»
Русская народная песня «Во сыром бору тропина»
Русская народная песня «Летал голубь, летал сизый»


По окончании второго обучения учащийся:
- играет пьесы, различные по стилю, жанру;
- применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты;
- знаком с позиционной игрой;
- знает основные музыкальные термины;
- знает буквенные обозначения;
- аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе, бардовские песни.






3 класс
Гитара – 2 часа в неделю
Последовательное изучение и практическое освоение позиций грифа (4-9 позиций) в связи с постепенным расширением звуковысотного диапазона исполняемых музыкальных произведений.
Изучение новых элементов и исполнительских приемов гармонической и мелодической техники правой руки.
Работа над звуком на основе совершенствования техники звукоизвлечения (тирандо и апояндо).
Развитие исполнительской техники левой руки: работа над растяжкой пальцев, ощущением и точной фиксацией позиции, техникой смены позиций (в гармоническом и мелодическом движении); развитие аппликатурных навыков, изучение и практическое освоение важнейшего аппликатурно-технического гитарного приема – барре.
Развитие координации движений всех звеньев исполнительского аппарата на основе работы над гаммами, гармоническими упражнениями и другим инструктивным материалом.
Возможна игра в смешанных ансамблях (в дуэтах, трио с флейтой, фортепиано, домрой, балалайкой), а также аккомпанирование вокалу.
За учебный год учащийся должен сыграть в первом полугодии- технический зачет ( гамма, этюд, музыкальная терминология), академический концерт (2 разнохарактерных произведения). Во втором полугодии – открытый академический концерт и переводной экзамен.




Годовые требования

В течение года обучающийся должен пройти:
гаммы До, Соль, Ре мажор, ля минор трех видов в 1-2 октавы в пределах I и II позиций;
каденции к указанным гаммам;
8-10 этюдов на арпеджио, аккорды, легато;
8-10 пьес различного характера.

Рекомендуемые упражнения и этюды
упражнения М.Каркасси,
100 упражнений из «Школы игры» М.Джулиани,
этюды Н.Паганини, Ф.Молино, М.Каркасси и т.д.
Рекомендуемые ансамбли
В.Ерзунов «Танец прошедшего лета»; «Испанский танец», обр. Д.Лермана; М.Теодоракис «Сиртаки»; В.Козлов «Неаполитанские ночи»; А.Виницкий «Лирическая мелодия»

Примерные исполнительские программы
1 вариант
А.Рамирес «Странники»
М.Каркасси Прелюд
В.Бортянков «У причала»
2 вариант
И.Рехин Маленький блюз
В.Козлов Вальс из сюиты «Трик-трак»
«Клен ты мой опавший», обр.П.Иванникова
3 вариант
Дж.Леннон -П.Маккартни «Yesterday»
А.Диабелли Менуэт
Л.Шумеев «Испанские мотивы»
4 вариант
Л.Иванова «Меланхолический вальс»
А.Виницкий «Маленький ковбой»
А.Варламов «То не ветер ветку клонит»
5 вариант
Я.Френкель Вальс из кинофильма «Женщины»
Л.Иванова Гавот
В.Ерзунов «Наездник»
6 вариант
В.А.Моцарт Аллегро
Аноним Блюз
М.Шишкин «Ночь светла»
Для продвинутых учащихся может использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
Второй уровень сложности
Рекомендуемые последовательности аккордов
Рекомендуются к изучению более сложные аккордовые последовательности, например:
A-E7/#G-A7/G-D/#F-F7-A/E-E7-А,
Am-B-E7/H-Am/C-A7/#C-Dm-E7-Am.
Рекомендуемые упражнения и этюды
упражнения из «Школы игры» Н.Кирьянова, М.Каркасси, П.Агафошина, Э.Пухоля, а также современных гитаристов: А.Веселова, В.Волкова, В.Борисевича;
этюды Ф.Тарреги, Ф.Сора, Э.Пухоля, М.Джулиани, М.Льобета, Ф.Молино, М.Каркасси.
Рекомендуемые ансамбли
В.Асеведо «Маленький бразилец», С.Руднев «Деревенская зарисовка», И.С.Бах «Сицилиана», О.Копенков «Вальс над Сожем», В.Ерзунов «Ночная дорога»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Рус. нар. песня «Сама садик я садила», обр.Л.Ивановой
Р.Бартольди Романс
А.Рыбников «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось»
2 вариант
Цыганская нар. песня «Сосница», обр. М.Александровой
А.Виницкий «Маленький влюбленный червячок из земляники»
Н.Кост Баркарола
3 вариант
Н.Ган «Медленный вальс»
Аргентинская нар. мелодия, обр. М.Л.Анидо
Н.Кост «Меланхолия»
4 вариант
Старинный русский вальс «Бедная девица», обр. С.Руднева
А.Виницкий «Курьез»
Б.Калатаунд Фантангильо
5 вариант
В.Харисов Прелюдия и фуга («Роберту де Визе посвящается»)
В.Ерзунов «Тихая река»
О.Копенков «Неоромантическая сонатина»
6 вариант
Л.Иванова. «Романс кузнечика»
Рус. нар. песня «На окошке два цветочка», обр. В.Козлова
И.С.Бах Ария, обр. А.Ширшова
По окончании третьего года обучения учащийся:
- владеет приемом баре;
- разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары;
- исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;
- использует приемы: арпеджиато, glissando, legato, staccato, vibrato;
- применяет на практике схемы строения аккордов мажора и минора от 5-й и 6-й струн (аккорды F, G, A, H, C, D, E и минорные аккорды) с применением баре;
- подбирает по слуху;
- играет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях;
- аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.



Примерный репертуарный список

Каркасси М. «Аллегретто»
Американская народная песня «Когда святые маршируют», перел. О. Крохи
Традиционная американская песня «Колыбельная», перел. Б. Тайерс
Мелодия перуанских инков «Летит Кондор», перел. О. Зубченко
ЗубченкоО. Этюд – упражнение «Во саду ли в огороде»
Джулиани М. «Этюд»
Джулиани М. «Аллегро»
Фортеа Д. «Вальс»
Карулли Ф. Аллегретто»
Агуадо Д. «Аллегретто», «Анданте»
Иорданский М. «Голубые санки»
Словацкая народная мелодия «Песенка»
Поврожняк Й. «Андантино»
Панайотов Л. «Этюд»
Иванова-Крамская Н. «Вальс»
Русская народная песня «Как при лужку» обр. В.Калинина
Русская народная песня «Неделька» обр. В.Калинина
Русская народная песня «Да, в огороде» обр. В. Токарева
Русская народная песня «Ах ты, береза» обр. В. калинина
Польский народный танец «Мазурка»
«Албанская народная песенка» обр. В. Калинина
Поврожняк Й. «Вальс»
Кюффнер И. «Экосез»
Козлов В. «Грустная песенка»
Калинин В. «Лирический хоровод»
Ковач В. «Этюд»
Альберт Г. «Австрийский танец»
Мессионер А. «Немецкая песня»

Ансамбли
Беренд З. «Наигрыш»
Беренд З. «Эхо»
Дьепар Ш. «Менуэт» перел. В. Агабабова
Телеман Г. «Аллегро» перел. В. Агабабова
Русская народная песня «Хуторок»
«Белорусская полька» обр. В. Калинина



4 класс
Гитара – 2 часа в неделю

Освоение техники исполнения на гитаре музыкальной фактуры гомофонного склада на основе соединения двух основных способов извлечения – апояндо и тирандо.
Развитие навыков художественного исполнения музыкального произведения на основе расширения круга используемых музыкально-выразительных исполнительских средств.
Приобретение начальных навыков чтения нот с листа (на этюдах и пьесах простейшей одноголосной и фигурационно гармонической фактуры, соответствующих по технической трудности первому году обучения).
Приобретение начальных навыков гитарного аккомпанемента с использованием простейших ладофункциональных соотношений, гармонической аккордно фигурационной фактуры и простейших тональностей.
Закрепление и совершенствование начальных навыков ансамблевой игры на технически несложных небольших пьесах, простых по фактуре и инструментовке.
За учебный год учащийся должен сыграть в первом полугодии - технический зачет (гамма, этюд, музыкальная терминология), академический концерт (2 разнохарактерных произведения, включая крупную форму). Во втором полугодии – открытый академический концерт и выпускной экзамен.





Годовые требования

В течении года обучающиеся:
гаммы До, Ля, Фа мажор, Ми минор трех видов в две октавы;
хроматическую гамму в две октавы;
8-10 этюдов на арпеджио, аккорды, легато;
8-10 пьес различного характера.


Примерный репертуарный список

Балакирев М. «Хороводная»
Гречанинов А. «В разлуке», «На качелях», «Пилигрим»
Мусоргский М. «Песня Марфы» из оперы «Хованщина»
Чайковский П. «Французская песенка»» из оперы «Пиковая дама»
Иванов-Крамской А. «Грустный напев»
«Медленный вальс»
«Наигрыш»
«Старый медведь»
Иванова-Крамская Н. «Солнечный зайчик»
Кабалевский Д. «Песенка»
Ларичев Е. «Напев»
Новиков А. «Дороги»
Мясковский Н. «Беззаботная песенка»
Соловьев Ю. «Колыбельная»
«Четыре маленьких пьесы»
Шостакович Д. «Марш»
Барбакадзе Г. Грузинская народная песня «Светлячок»
Вильбоа К. «Ты, молоденький, молодчик молодой»
Дунаевский М. «Песня Мушкетеров» обр. П. Иванникова
Вейсс С. «Менуэт»
Ронкалли Л. «Менуэт»
Рокамора М. «Мазурка»
Калатаунд Б. «Гавот»
Сор Ф. «Менуэт»
«Частушка» обр. В. Калинина
Грузинская народная песня «Сулико» обр. В. Пахомова
Украинская народная песня «Дивлюсь я на небо» обр. В. Коновалова
Каркасси М. «Полька»
Сор Ф. «Анданте»
Каркасси М. «Ария»
Каркасси М. «Модерато»
Русская народная песня «Вот мчится тройка почтовая» обр. В. Калинина
Попов А. «Как пойду на быструю речку» обр. О. Крохи
Украинская народная песня «Бандура» обр. В. Калинина

Ансамбли
«Белорусская полька» обр. В. Калинина
Русская народная песня «Хуторок»
Польский народный танец «Мазурка» обр. для 2-х гитар О. Зубченко
Моцарт Л. «Полонез» перел. В. Агабабова
Мацарт В. «Контрданс»
Кюфнер И. «Экоссез»
Кюфнер И. «Анданте»
Кюфнер И. «Марш»
Кюфнер И. «Рондо»




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (классическая гитара для начинающих)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);
умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
знаний основ музыкальной грамоты;
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
навыков публичных выступлений;
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просве-тительской деятельности образовательной организации.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы «Классическая гитара для начинающих» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д. Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами.
В 1-4 классах обучающиеся, как правило, выступают на технических зачетах, открытых и закрытых академических концертах. Технический зачет проводится в конце первой четверти каждого класса (начиная с 3-го), на котором ученик должен исполнить две гаммы (мажорную и минорную), этюд, ответить на ряд теоретических вопросов и знать музыкальную терминологию. Гаммы, требования к ним и этюды определяются педагогами в начале учебного года. В конце второй четверти проводится закрытый академический концерт, на котором учащиеся исполняют два произведения. В третьей четверти проходит открытый академический концерт, на котором ученики выступают перед родителями с исполнением двух разнохарактерных произведений. На конец года выносится крупная форма и пьеса.
Участие в отборочных прослушиваниях, конкурсах, концертах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте. Проверка технической подготовки учащихся, а так же умение читать ноты, музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведении, выполнять задания по подбору по слуху, транспонировать на доступном для ученика уровне - осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на контрольном уроке в течение учебного года, в классе, в присутствии двух – трех педагогов методического объединения (для устранения перегрузки учащихся, проверку указанных навыков, возможно проводить на двух контрольных уроках). На контрольный урок выносятся задания, принятые на заседании методического объединения в начале учебного года, которые направлены на ликвидацию недостатков в техническом развитии учащихся.
Контрольные уроки, а так же другие выступления учащихся в течение года оцениваются словесной характеристикой, при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки; за каждое выступление на академических концертах выставляется оценка.
Исполнение самостоятельно разученных пьес, с целью повышения ответственности за эту форму работы, целесообразно выносить на классные собрания (начиная с 3-го года обучения).
Годовая оценка ученика выводится на основании четвертных оценок, результатов контрольных уроков и других выступлений ученика в течение года, а так же оценки за выступление на академическом концерте или выпускном экзамене.
В течение всех лет обучения педагог должен:
Ознакомить учащихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классах классической гитары и гитарного ансамбля; с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребляемыми терминами;
Развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе музыкальные произведения.
Данные в программе репертуарные списки являются примерными. Педагогу предоставляется право дополнять их в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать знания, умения и навыки владения классической гитарой в соответствии с программными требованиями.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале.


Оценка
Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)
технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)
оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)
комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения


Согласно ФГОС данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на академическом концерте или экзамене;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей гитары, рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах, а также ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.
Следуя лучшим традициям и достижениям гитарной школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.
Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.
В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие
музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуальноличностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
периодичность занятий - каждый день;
количество занятий в неделю -2-6 часов
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает учитель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

Учебно-методическая литература
Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934, 1938, 1983, 1985
Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2003
Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995, 1999, 2002
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970-2009
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009

Методическая литература
Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2004
Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010
Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003
Нотная литература
Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.Максименко.- М., 1989
Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П.Исаков. - М.- Л., 1934
Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - Л.,1962
Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3 / Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
Из репертуара А.Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н.Иванова-Крамская. - М., 1983
Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А.Гитмана. - М., 1997
Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А.Гитман. - М., 1998
Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М., 2002
Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А.Иванов-Крамской. - М.,1966
Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П.Вещицкий. - М., 1967
Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 2005
Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 1999, 2004
Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. Е.Ларичев. - М., 1972
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1984, 1986
Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1983
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1984
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1980, 1984
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1981, 1985
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1982, 1986
















































Утверждена
Приказ № 1-1
от 01.09.2014г.
Директор МОУ «Гимназия № 10»
_________/А.Н. Щетинин/



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915