Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету Музыкальный инструмент. Балалайка срок реализации — 5 лет
МБОУДОД «Алексеевская детская школа искусств»
Корочанского района Белгородской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. БАЛАЛАЙКА»
Срок реализации – 5 лет
с. Алексеевка, 2014г.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Примерные списки произведений
- Методическая литература
- Учебная литература
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (балалайка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.
В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.
Народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности, доступности, песенной основе, помогает развивать музыкальность в ребенке, пробуждает интерес к занятиям.
Предлагаемая программа рассчитана на пяти летний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 – 12 лет.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (балалайка)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент. Балалайка» со сроком обучения 5 лет, продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 34 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
5-й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Количество недель
16
18
16
18
16
18
16
18
16
18
Аудиторные занятия
32
36
32
36
32
36
32
36
32
36
340
Самостоятельная работа
32
36
32
36
32
36
32
36
32
36
340
Максимальная учебная нагрузка
64
72
64
72
64
72
64
72
64
72
680
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (балалайка)» при 5-летнем сроке обучения составляет 680 часов. Из них: 340 часов – аудиторные занятия, 340 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на балалайке, формирование практических умений и навыков игры на инструменте, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями;
формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;
формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;
оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
- объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и
попутно объясняет);
- репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по
образцу преподавателя);
- метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика,
работа над художественно-образной сферой произведения);
- метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,
показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
- частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной
задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете по классу балалайки необходимых принадлежностей:
Инструменты (балалайки) обычного размера.
Подставки под ноги или разноуровневые стулья.
Чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.
Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов.
Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,
музеев и др.);
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Годовые требования по классам
Срок обучения – 5 лет
1 полугодие
2 полугодие
Декабрь – контрольный урок (3 разнохарактерных пьесы)
Май – академический концерт (2 разнохарактерных пьесы)
1 год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий
1 четверть
Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним.
Освоение и развитие первоначальных навыков игры на балалайке (правильная, удобная посадка, постановка рук).
Основы звукоизвлечения. Приемы игры: пиццикато большим пальцем для балалайки.
2 четверть
Прием non legato, арпеджиато, legato. Упражнения и этюды. Народные песни и танцы. Произведения современных композиторов.
II полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий
3 четверть
Прием стаккато. Чтение нот с листа. Игра по слуху. Гаммы ля минор. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.
4 четверть
Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с концертмейстером. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.
2 год обучения
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – технический зачёт
(1 гамма, 1 этюд).
Декабрь – академический концерт (2 разнохарактерных пьесы)
Май – академический концерт (2 разнохарактерных пьесы)
I полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий
1 четверть
Приемы игры: бряцание, двойное пиццикато. Гаммы Фа мажор, Ля мажор (домра). 1-2 этюда. Произведения современных композиторов и обработки народных песен и мелодий.
2 четверть
Основы техники игры интервалов. Прием стаккато. Чтение нот с листа.
II полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий
3 четверть
Гаммы Фа мажор, Ми мажор, Ля мажор. Упражнения и этюды. Произведения народного творчества в обработке современных российских композиторов. Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом.
4 четверть
1-2-октавные гаммы, упражнения и этюды. Произведения старинных и современных композиторов. В конце года на академический концерт выносятся две разнохарактерные пьесы и этюд. Этюд можно заменить третьей пьесой на один из видов техники или прием игры.
3 год обучения
1 полугодиея
2 полугодие
Октябрь – технический зачёт
(1 гамма, 1 этюд).
Декабрь – академический концерт (2 разнохарактерных пьесы)
Май – академический концерт (2 разнохарактерных пьесы)
I полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий
1 четверть
2 двухоктавные гаммы. Приемы игры: бряцание пиццикато, дубль штрих, пиццикато левой рукой (сдергивание). Прием вибрато и гитарный прием. Произведения классической и народной музыки, эстрадные песни.
2 четверть
Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм (исполнение различными штрихами). Репертуар пополняется произведениями современных композиторов, популярных произведений русских и зарубежных классиков.
II полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий
3 четверть
Приемы игры: большая, малая, обратная дроби, двойное пиццикато, гитарный прием. Пиццикато пальцами левой руки. Глиссандо. Основы аккордовой техники. Тремоло. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы. Подготовка итоговой программы.
4 четверть
Тремоло на одной струне, подцеп указательным пальцем, сдергивание, дробь. Начинается освоение «vibrato», ведется работа над техническим развитием учащегося.
4 год обучения
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – технический зачёт
(1 гамма, 1 этюд).
Декабрь – академический концерт (3 разнохарактерных пьесы)
Май – академический концерт (3 разнохарактерных пьесы)
I полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий
1 четверть
2 двухоктавные гаммы. Закрепляется ряд изучаемых приемов исполнения на произведениях больших по объему с аккордовой фактурой с использованием мелкой техники, усложненный ритм. Осваиваются новые приемы исполнения: глиссандо, флажолет, гитарный прием.
Произведения классической и народной музыки, эстрадные песни.
2 четверть
Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм (исполнение различными штрихами). Репертуар пополняется произведениями современных композиторов, популярных произведений русских и зарубежных классиков.
II полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий
3 четверть
Приемы игры: большая, малая, обратная дроби, двойное пиццикато, гитарный прием. Пиццикато пальцами левой руки. Глиссандо. Основы аккордовой техники. Тремоло. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы.
4 четверть
Закрепляется ряд изучаемых приемов исполнения на произведениях больших по объему с аккордовой фактурой с использованием мелкой техники, усложненный ритм.
5 год обучения
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – технический зачёт
(1 гамма, 1 этюд или виртуозная пьеса).
Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (2 произведения), обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена).
Март – прослушивание перед комиссией оставшихся двух произведений из выпускной программы, не сыгранных в декабре.
Май – выпускной экзамен (4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение.
I полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий
1 четверть
2 двухоктавные гаммы. Приемы игры: пиццикато левой рукой (сдергивание). Прием вибрато и гитарный прием. Произведения классической и народной музыки, эстрадные песни.
2 четверть
Продолжается работа над техническим развитием учащегося, более глубоком осмыслением и восприятием исполняемых произведений. Больше внимания уделяется самостоятельности в трактовке произведений, выборе выразительных средств исполнения (приемов, штрихов, аппликатуры, динамики и др.), а также подборе репертуара.
II полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий
3 четверть
Развитие и совершенствование музыкально-исполнительских навыков. Освоение приемов: непрерывная дробь и обратная дробь, вибрато при звукоизвлечении1-м, 2-м пальцами. Пиццикато пальцами левой руки (восходящее). Работа над качеством звукоизвлечения. Достижение художественного тремоло, работа над кантиленой. Совершенствованиеодинарного пиццикато(переменные удары). Игра на различных струнахc использованием гитарного приема. Развитие мелкой техники.
4 четверть
Подготовка к итоговой аттестации.
1 год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.
Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на балалайке.
Знакомство с основными музыкальными терминами.
Приемы игры: пиццикато большим пальцем.
В течение первого года обучения учащийся должен пройти: гаммы однооктавные: ля минор; упражнения; этюды (1-3); пьесы (4-6).
Рекомендуемые упражнения и этюды
1. Хроматическое упражнение на первой струне.
2. Хроматическое упражнение на первой струне со сдвигом на один лад вверх через открытую струну.
3. Гамма Ля мажор, ля минор.
4.Н.Бакланова. Два этюда.
5. Н.Чайкин Этюд.
6 А.Александров Этюд.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
1. Русская народная песня «Во саду ли в огороде»
2. Л. Рувуцкий «Я – коза ярая»
3. В.Ребиков «Песня»
2 вариант
Ж.Векерлен Детская песенка
В.Котельников «Ехали медведи»
А.Спадавеккиа «Добрый жук»
3 вариант
Р.Шуман «Песенка»
Аз.Иванов «Полька»
Русская народная песня «Как со горки». Обр. А.Тихомирова
2 год обучения
Освоение новых выразительных средств. Приемы игры: бряцание, гитарный прием (балалайка), дубль штрих (домра).
Освоение техники игры интервалов (балалайка, домра). Основы техники исполнения штрихов: легато, стаккато. Знакомство с основными музыкальными терминами.
В течение второго года обучения учащийся должен пройти: гаммы однооктавные Фа мажор, Ми мажор (балалайка), Ля мажор, Ми мажор (домра), арпеджио; упражнения; этюды (3-4); пьесы (10-12). Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Игра в дуэтах, ансамблях. Репертуар для ансамблей должен быть знакомым и интересным для учеников и состоять из обработок народных песен и танцев, пьес русских и зарубежных композиторов, а также пьес современных авторов. Ансамбли могут быть как однородные, так и смешанные.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
И.Гайдн Менуэт
В.Котельников Танец
Русская народная песня «Вы послушайте ребята, что струна-то говорит». Обр. А. Илюхина
2 вариант
1. Д.Циполи Менуэт
2. Н.Голубовская Марш
3. Русская народная песня «Как у наших у ворот». Обр. Е. Авксентьева
3 вариант
1. Л.Бетховен Экосез №2
2. В. Котельников «Шутка»
3. Русская народная песня «За реченькой диво». Обр. В.Городовской
По окончании второго года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки. Учащийся:
- играет разнохарактерные мелодии,
- знаком с позиционной игрой,
- владеет приемом пиццикато, бряцание;
- знает основные музыкальные термины.
3 год обучения
Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара.
Подготовка и исполнение выпускной программы. Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и метроритмом. Формирование слухового контроля к качеству звука, динамике. Овладение средствами создания художественного образа произведения.
Приемы игры: к ранее изученным приемам добавляется двойное пиццикато, большая, малая дроби. Дополнительно: тремоло. Основы аккордовой техники.
Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с циклической формой (сюита). Желательно включение в репертуар произведений В.Андреева, Б.Трояновского, А.Шалова, А.Цыганкова. Ансамбли. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Л. Бетховен Контрданс
В.Цветков «Страдания»
А.Тихомиров Две части из сюиты « Пять нот»: «Частушка», «Страдания»
2 вариант
П. Чайковский Гавот из балета «Спящая красавица»
В. Андреев Вальс «Грезы»
Русская народная песня «Ай, все кумушки домой». Обр. Б.Трояновского
3 вариант
1. И.Гайдн Vivace
2. А.Зверев Две части из сюиты «Из любимых книжек»: «Буратино и пудель Артемон», «Петрушка на ярмарке»
3.Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай». Обр. А.Шалова
4 год обучения
Вся работа педагога: объяснения, показ отдельных деталей и иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной работой - приобретает качественно иной характер и должна быть более критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры.
Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов. Освоение гитарного приема в спокойном темпе, применение пройденных приемов в подвижных темпах, освоение триолей. Включение в программу произведений крупной формы (сюита, цикл, соната, вариации).
Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа).
Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками (триоли, секстоли, синкопы, двойные ноты).
Освоение натуральных флажолетов, приёма игры vibrato.
В течение 3 года обучения ученик должен пройти: хроматические упражнения,
упражнения различных авторов; однооктавные мажорные и минорные гаммы и
арпеджио в тональностях до 4-х знаков в соседних позициях («лесенкой» на двух струнах) пройденными приемами и ритмическими фигурациями на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций
Кроме того, в течение 4 года обучения ученик должен пройти:
4- 6 этюдов до трех знаков при ключе, на различные виды техники;
10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Будашкин Н. «Вальс»
Кингстейя Г. «Золотые зёрна кукурузы»
Украинская народная песня «Метелица»
2 выриант
Григ Э. «Норвежская песня»
Блантер М. «Катюша»
Русская народная песня «По Дону гуляет казак молодой»
3 вариант
Шуман Р. «Смелый наездник»
Дербенко Е. «Чёткий ритм»
Иванов Ю. «Спокойной ночи»
5 год обучения
Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности.
Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты.
Самостоятельная работа над произведением.
В течение 5 года обучения ученик должен пройти:
упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений; игра гамм должна иметь четкую, последовательную схему по принципу «от простого к сложному», направлена на стабилизацию всех ранее освоенных штрихов и приемов;
3-4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники; требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения художественного произведения.
Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые исполнительские программы взамен одной сольной пьесы.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
1. Моцарт В. Рондо (III ч. Легкой сонаты для фортепиано C-dur)
2. Рахманинов С. Итальянская полька.
3. рнп «Возле речки, возле моста». Обр. А. Конова.
2 вариант
1. В.Андреев “Искорки”
2. Л.Моцарт “Пьеса”
3.Наигрыш владимирских рожечников “Ах ты,береза” обр.Б. Трояновского
3 вариант
Новиков А. «Смуглянка»
Андреев В. «Фавн»
Русская народная песня « Как под яблонькой» Обр. А. Илюхина
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля учащихся являются:
текущий контроль,
промежуточная аттестация учащихся,
итоговая аттестация учащихся.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:
систематичность,
учет индивидуальных особенностей учащегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:
зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
академические концерты;
контрольные уроки.
Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить в виде академических концертов.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.
Учащиеся, принимающие активное участие в конкурсах, городских концертах, школьных мероприятиях могут освобождаться от экзаменов (если они проводятся) и зачетов.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.
2. Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в характере и нужных темпах.
4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении программы, недостаточно выразительном исполнении.
3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.
При оценивании учащегося, осваивающегося дополнительную образовательную общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Пятилетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Для развития навыков творческой, грамотной работы учащихся программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.
Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер.
В работе над произведениями можно добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендуемые сборники
Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е М.,1991
Альбом начинающего балалаечника. Вып.10 .М.,1986
Репертуар балалаечника. Вып.24.М.,1989
Дорожкин А. Самоучитель игры. М.,1982
Репертуар балалаечника. Вып. 2/Сост. В. Ильяшевич. Киев,1980
Репертуар начинающего балалаечника. Вып. 2/Сост. В. Бубнов,1980
Зверев А. Пьесы в сопровождении фортепиано. Из-во «Композитор» С-Петербург 1996
Шалов А. Русские народные песни для балалайки и фортепиано. Л.,-1972
Хрестоматия для домры. Начальный курс обучения. Белгород 2003
Альбом классических пьес. 2 класс ДМШ. Белгород 2003
Глейхман В. Хрестоматия для балалайки 1-3 классы ДМШ. Учеб. Пособ. «Кифара». М., 2004
Глейхман В. Хрестоматия для балалайки 3-5 классы ДМШ. Учеб. Пособ. «Кифара». М., 2007
Рекомендуемая методическая литература.
Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке.Л.,1983
Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е. М.,1991
Александров П. Способы извлечения звука, приемы игры и штрихи на домре. М.,1975
Методика обучения игре на народных инструментах. Л.,1975
Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Л.,1984
Шалов А. Основы игры на балалайке. Л.,1970
Соколов Ф. Русская народная балалайка. М.,1962
Васильев Ю., Широков А. рассказы о русских народных инструментах. М.,1979
Список использованной литературы:
Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. «Методика музыкального воспитания».М. «Музыка»-1990
Пересада А. Справочник балалаечника. М.,1977
Панин В. Павел Нечепоренко : исполнитель, педагог,дирижер. М.,1986
Купфер М. «Слово о балалайке» журнал «Наука и жизнь» №8
Андреев В. Статьи. Интервью. Воспоминания./Сост., текстологическая подготовка, примечания Б. Грановского.М.,1986
Петрушин В. Музыкальная психология - учебное пособие для студентов и преподавателей. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: книга для учителя./Сост. В. Викторов.-М:Просвещение,1981
Кононова Н. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.(из опыта работы) М.,1990
Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке. Л.,1983
Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства/ред.-сост. А. Алексеев. М.,1985
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142615
Заголовок 1НђЗаголовок 215