Общеразвивающая программа по учебному предмету Музыкальный инструмент (баян, аккордеон).
Муниципальное образование Ханты-Мансийский район
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Ханты-Мансийский район
«Детская музыкальная школа»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Программа по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(баян, аккордеон)
п. Горноправдинск2016 г.
Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III.Требования к уровню подготовки учащихся
IV.Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.Методическое обеспечение учебного процесса
VI.Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Учебная литература:
баян
аккордеон
учебная литература для ансамблей
- Методическая литература
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.
Народная музыка и инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям.
Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний срок обучения. Важное место в обучении детей должен занимать донотный период обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 (8) – 12 лет.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Данная программа предусматривает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» 5-летнего срока обучения, продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации Затраты учебного времени Всего часов
Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год Полугодия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Количество недель 16 19 16 19 16 19 16 19 16 19 Аудиторные занятия 32 38 32 38 32 38 32 38 32 38 350
Самостоятельная работа 32 38 32 38 32 38 32 38 32 38 350
Максимальная учебная нагрузка 64 76 64 76 64 76 64 76 64 76 700
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» при 5-летнем сроке обучения составляет 700 часов. Из них: 350 часов – аудиторные занятия, 350 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об истории исполнительства на народных инструментах, формирования практических умений и навыков игры на баяне, аккордеоне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями;
формирование навыков игры на музыкальном инструменте – баяне, аккордеоне;
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;
формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;
оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, требования к итоговой аттестации;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудио записей исполнителей на баяне, аккордеоне, симфонической музыки и другие);
- практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение исполнять различную по характеру, стилю музыку);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов.
Для этого класс должен быть оборудован музыкальными инструментами, стульями различный высоты, подставками для ног, аудио и видео техникой, компьютером и интернетом.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Первый год обучения
I полугодие
Календарные
сроки Темы и содержание занятий
1 четверть Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним.
Освоение и развитие первоначальных навыков игры на баяне, аккордеоне (правильная, удобная посадка, постановка рук).
Основы звукоизвлечения. Штрихи: нон легато, хроматическая гамма с 1 ряда (правой рукой).
Техника ведения меха. Освоение левой клавиатуры (басы: фа, до, соль с мажорными аккордами). Игра двумя руками простых упражнений.
2 четверть Штрихи non legato, staccato. Знакомство с основными музыкальными терминами. Упражнения и этюды. Народные песни и танцы. Произведения современных композиторов.
II полугодиеКалендарные
сроки Темы и содержание занятий
3 четверть Штрихи non legato, staccato, legato. Чтение нот с листа. Игра по слуху. Гаммы До и Соль мажор в одну октаву, отдельно каждой рукой, арпеджио, аккорды. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. Наиболее продвинутые учащиеся осваивают хроматическую гамму на выборной системе.
4 четверть Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор (в одну октаву для аккордеонистов), Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы. Развитие начальных навыков чтения нот с листа. Игра в ансамбле. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.
Академический зачет.
Второй год обучения
I полугодие
Календарные
сроки Темы и содержание занятий
1 четверть Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, форшлаг. Гаммы До, Соль мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор (в одну октаву для аккордеонистов) отдельно каждой рукой. 1-2 этюда. Произведения современных композиторов и обработки народных песен и танцев.
2 четверть Гаммы Фа (в одну октаву для аккордеонистов), До, Соль мажор двумя руками в две октавы. Ля минор гармонический отдельно каждой рукой в две октавы. Для продвинутых учащихся До мажор на выборной системе левой рукой. Основы техники игры интервалов (терции правой рукой), штрих стаккато. Чтение нот с листа. Академический концерт. На академическом концерте в конце 2 четверти исполняются 2 разнохарактерных произведения.
II полугодиеКалендарные
сроки Темы и содержание занятий
3 четверть Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор гармонический отдельно каждой рукой в две октавы. Упражнения и этюды. Произведения народного творчества в обработке современных российских композиторов. Произведения зарубежных композиторов. Легкая полифония. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом.
4 четверть Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор гармонический двумя руками в две октавы, ля минор мелодический отдельно каждой рукой в две октавы. Упражнения и этюды. Произведения старинных и современных композиторов. В конце года на академический концерт выносятся две разнохарактерные пьесы и этюд. Этюд можно заменить третьей пьесой на один из видов техники или на прием игры.
Третий год обучения
I полугодие
Календарные
сроки Темы и содержание занятий
1 четверть Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор, ля минор гармонический и мелодический двумя руками в две октавы. Штрихи и мелизмы: форшлаг, non legato, staccato, legato, деташе. Произведения классической и народной музыки, эстрадная музыка.
2 четверть Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм (исполнение различными штрихами). Репертуар пополняется произведениями современных композиторов, популярных русских и зарубежных классиков. Простые пьесы с полифонической фактурой.
II полугодиеКалендарные
сроки Темы и содержание занятий
3 четверть Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, деташе, форшлаг, мордент, группетто. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы, полифонии.
4 четверть Включение вариаций на народные темы, произведений современных композиторов и произведений кантиленного характера. Работа над звуком, динамикой, характером, законченностью пьес.
Игра в ансамбле.
Четвертый год обучения
I полугодие
Календарные
сроки Темы и содержание занятий
1 четверть Мажорные гаммы до трех знаков в ключе в унисон и в октаву двумя руками вместе, в две октавы; короткие трехзвучные арпеджио в пройденных тональностях двумя руками вместе. Короткие и длинные арпеджио в пройденных тональностях отдельно каждой рукой. Тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях двумя руками вместе. Упражнения и этюды на пройденные виды техники, произведения современных композиторов и обработки народных песен и танцев.
2 четверть Совершенствование техники в различных видах гамм, арпеджио, аккордов (исполнение различными штрихами). Чтение нот с листа. Академический концерт. На академическом концерте в конце 2 четверти исполняются 2 разнохарактерных произведения.
II полугодиеКалендарные
сроки Темы и содержание занятий
3 четверть Минорные гаммы до трех знаков в ключе в прямом движении двумя руками вместе, в две октавы. Короткие арпеджио в пройденных тональностях двумя руками вместе. Короткие и длинные арпеджио в пройденных тональностях отдельно каждой рукой. Тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях двумя руками вместе. Произведения на фольклорной основе в обработке современных российских композиторов. Произведения зарубежных композиторов. Полифония.
4 четверть Совершенствование техники в различных видах гамм, арпеджио, аккордов (исполнение различными штрихами). Чтение нот с листа. Подготовка к академическому концерту. В конце года на академический концерт выносятся две разнохарактерные пьесы и этюд. Этюд можно заменить третьей пьесой на один из видов техники или на прием игры.
Пятый год обучения
I полугодие
Календарные
сроки Темы и содержание занятий
1 четверть Мажорные гаммы до 5 знаков. Хроматическая гамма в прямом и противоположном движении на полный диапазон (для баянистов). Короткие и длинные арпеджио в пройденных тональностях двумя руками. Ломаные арпеджио отдельно каждой рукой Тонические (четырёхзвучные) аккорды с обращениями в пройденных тональностях двумя руками вместе. Упражнения, Этюды. Произведения классической и народной музыки, эстрадная музыка.
2 четверть Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм (исполнение различными штрихами). Произведения в сложной трехчастной форме, форме рондо, вариаций, крупной циклической форме (концерт, соната, сюита).
II полугодиеКалендарные
сроки Темы и содержание занятий
3 четверть Минорные гаммы до 5 знаков в ключе. Короткие и длинные арпеджио в пройденных тональностях двумя руками. Ломаные арпеджио отдельно каждой рукой Тонические (четырёхзвучные) аккорды с обращениями в пройденных тональностях двумя руками вместе. Упражнения, Этюды. Пьесы кантиленного характера, оригинальных произведений, произведений современных авторов. Подготовка итоговой программы.
4 четверть Подготовка к итоговой аттестации.
Годовые требования
Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. За два года нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике, познакомиться с основами чтения с листа, игры в ансамбле. В исполнительский репертуар необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения современных композиторов. Учащиеся осваивают циклическую форму, элементы полифонии, учатся использовать средства музыкальной выразительности при создании художественного образа.
Требования с 3 по 5 годы обучения направлены на расширение репертуара, развитие навыков музицирования, подготовку к итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки публичных выступлений.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на баяне, аккордеоне (правильная, удобная посадка, постановка рук).
Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор (в одну октаву для аккордеонистов), Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы.
Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.
Знакомство с основными музыкальными терминами. Штрихи non legato, staccato, legato.
Техника ведения меха.
Упражнения; этюды (1-3); пьесы (4-6).
Рекомендуемые упражнения и этюды (баян, аккордеон)
1. Хроматическая гамма с первого ряда на правой клавиатуре.
2. Упражнение для левой руки (бас - мажорный аккорд, бас - 2 мажорных аккорда, бас - 3 мажорных аккорда от звуков фа, до, соль, ре, ля, ми, си). 3. Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор (в одну октаву для аккордеонистов), Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы.
4. Г. Беренс Этюд До мажор
5. К. Черни Этюд До мажор
6 Л. Шитте Этюд Фа мажор
7. В. Лушников Этюд
8. Д. Левидова Этюд
Примерные исполнительские программы
1 вариант
А. Корнеа-Ионеску «Фанфары»
В.Моцарт «Азбука»
Белорусская народная песня «Колыбельная», обр. А.Сударикова
2 вариант
1. Калинников «Тень – тень»
2. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
3. Г. Беренс Этюд До мажор
3 вариант
А. Аренский «Журавель»
Русская народная песня «Вставала ранёшенько»
Д. Кабалевский «Маленькая полька»
4 вариант
К. Черни Этюд До мажор
Ю. Слонов «Разговор»
Русская народная песня «Как со горки», обр. И.ОбликинаВторой год обучения
Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор гармонический двумя руками в две октавы, ля минор мелодический отдельно каждой рукой в две октавы. Освоение новых выразительных средств. Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, форшлаг.
Освоение техники игры интервалов Основы техники исполнения штрихов: staccato, legato. Знакомство с основными музыкальными терминами. Подбор по слуху. Игра в ансамблях. Репертуар для ансамблей должен быть знакомым и интересным для учеников и состоять из обработок народных песен и танцев, пьес русских и зарубежных композиторов, а также пьес современных авторов. Ансамбли могут быть как однородные, так и смешанные.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
1.Детская песенка «Филин»
2. Русская народная песня «Я пойду ли молоденька», обр. И.Обликина3. Г. Беренс Этюд До мажор
2 вариант
1. К. Черни Этюд Соль мажор
2. Л. Колосов «Считалочка»
3. Русская народная песня «Ах, улица широкая», обр. В.Бушуева3 вариант
1. Л. Шитте Этюд Фа мажор
2. А. Спаддавекиа «Добрый жук»
3. Русская народная песня «У нас нонче суббатея», обр. А.Крылусов
Репертуар для ансамблей
А. Новиков «Девичья хороводная»
В. Косенко «Петрушка»
В. Шулешко «Незабудка»
Русская народная песня «Яблочко», обр. В. Грачева
Д. Кабалевский «Весёлый наигрыш»
Н. Лысенко «На горе, горе»
В. Ребиков «Воробышек, воробей»
Ф. Шуберт Экосез
Русская народная песня «Во поле береза стояла», обр. И. ОбликинаРусская народная песня «Как под горкой, под горой», обр. И. ОбликинаРусская народная песня «То не ветер ветку клонит», обр. И. ОбликинаП. Чайковский «Старинная французская песенка», пер. И. ОбликинаН. Римский-Корсаков «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка», пер. И. Обликина.
Третий год обучения
Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор гармонический и мелодический двумя руками в две октавы. Штрихи и мелизмы: staccato, legato, non legato, деташе, форшлаг, мордент, группетто. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы, простых полифонических произведений. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара.
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, аккордовой техникой, звукоизвлечением и метроритмом. Подготовка и исполнение выпускной программы.
Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с циклической формой (сюита). Чтение с листа. Подбор по слуху.
Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые исполнительские программы, заменяя одну из сольных пьес.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
И. Гайдн «Анданте»
А. Кокорин «Скерцо»
Русская народная песня «Как за нашим двором», обр. А. Крылусова2 вариант
В. Моцарт «Менуэт»
2. А. Доренский «Сонатина в классическом стиле»
3. Эстонская народная песня «Хор нашего Яна», обр. А. Коробейниковавариант
Э. Хауг Прелюдия, пер. Р. БажилинаС. Майкапар «Маленькое рондо», пер. М. ДвилянскогоРусская народная песня «Метелки», обр. В. Грачева
Четвертый год обучения
Мажорные гаммы до трех знаков в ключе в унисон и в октаву двумя руками вместе, в две октавы; терциями правой рукой отдельно. Минорные гаммы до двух знаков в ключе в прямом движении двумя руками вместе, в две октавы. Короткие трехзвучные арпеджио в пройденных тональностях двумя руками вместе. Короткие и длинные четырехзвучные арпеджио в пройденных тональностях отдельно каждой рукой. Тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях двумя руками вместе.
- Включение в репертуар произведений в сложной трехчастной форме, форме рондо, вариаций, крупной циклической форме (концерт, соната, сюита).
- Работа над звуком, динамикой, характером, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
- Игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
10-12 произведений, из них 2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 2-3 разнохарактерные пьесы, 2-3 обработки народных песен и танцев, 2 этюда на разные виды техники.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
1. Д. Циполи «Фугетта», переложение В. Савелова
2. Д. Штейбельт «Сонатина»
3. Д. Самойлов «Этюд»
2 вариант
Л. Моцарт «Менуэт» e-moll
Г. Тышкевич обработка р. н. п. «Калинка»
Беренс Г. «Этюд» фа мажор
3 вариант
А. Гедике «Сарабанда»
Д. Скарлатти «Соната», переложение О. Бурьян
«Подмосковная хороводная», обр. В. Баканова
Пятый год обучения
Мажорные и минорные до 5 знаков (трех видов) на полный диапазон, гаммы и арпеджио всеми допустимыми приемами и штрихами, ритмическими фигурациями и динамическими оттенками, аппликатурными вариантами, интервалами (терциями), хроматические гаммы. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть). Применение упражнений и этюдов на пройденные виды техники.
- Включение в репертуар произведений крупной формы: концерт (I ч. или II и III ч.), соната (не менее трех частей), сюита (не менее двух частей); пьесы кантиленного характера, оригинальных произведений, произведений современных авторов. Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес. Игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
10-12 произведений, из них 2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 2-3 разнохарактерные пьесы, 2-3 обработки народных песен и танцев, 2 этюда на разные виды техники, 1-2 произведения разобрать самостоятельно.
Примерная экзаменационная программа
1 вариант
1. А. Холминов «Фуга»
2. А. Лавиньяк «Сонатина»
3. В. Савелов «Юмореска»
вариант
1. Г. Гендель «Прелюдия», пер. Д. Самойлова
2. И. Кравченко «Этюд-частушка»
3. Е. Дербенко «Ливенский ковбой»
вариант
1. А. Коробейников «Прелюдия»
2. Обр. Г. Тышкевича, р.н.п. «Калинка»
3. М. Двилянский «Этюд» c-moll
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля учащихся являются:
текущий контроль,
промежуточная аттестация учащихся,
итоговая аттестация учащихся.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:
систематичность,
учет индивидуальных особенностей учащегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в фестивалях и конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:
зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
переводные зачеты (дифференцированные);
академические концерты;
контрольные уроки.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.
Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от экзаменов и зачетов. Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить также и в виде академических концертов.
Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.
2. Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок.
4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения.
3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.
При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Пятилетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Для развития навыков творческой, грамотной работы программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.
Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер.
В работе над произведениями рекомендуется добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения могут быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.
VI.СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная литература
Баян
Альбом начинающего баяниста. Вып. 18. Сост. А. Талакин. М., Советский композитор, 1978
Альбом начинающего баяниста. Вып.19, 23, 25. Сост. С. Павин. М., Советский композитор, 1979
Альбом начинающего баяниста. Вып. 3. Сост. Ф. Бушуев, А. Талакин. М., Советский композитор, 1970
«Альбом для детей и юношества». Сост. А. Коробейников. СПб, «Композитор», 2009
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 13. Сост. В. Алехин. М., 1978
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 19. Сост. Ф. Бушуев. М., Советский композитор, 1975
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 2. Сост. В. Алехин. М., 1969
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 29. Сост. В. Алехин. М., 1978
Баян. Подготовительная группа. Сост. А. Денисов, В. Угринович. Киев, «Музична Украина», 1980
10. Баян 1,2,3 классы ДМШ. Сост. И. Алексеев, Н. Корецкий. Киев, «Музична Украина», 1981
11. Баян 4 класс ДМШ. Сост. А. Денисов. Киев, «Музична Украина», 1980 12. Баян 5 класс ДМШ. Сост. А. Денисов. Киев, «Музична Украина», 1982
13. Звучала музыка с экрана. Вып. 1-5. Сост. Л. Скуматов. СПб, Композитор 2001
14. За праздничным столом. Вып. 1, 2. О. Агафонов. М., Музыка, 2004 15. И. С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги», редакция Н. Рукавишникова. М., «Музыка», 1989
16. Музыка советской эстрады. Вып.1, 2. Сост. М. Двилянский. М., Музыка, 1983, 1984
17. Музыкальный зоопарк. Е. Левина, А. Левин. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011
18. Музыка для детей. Педагогический репертуар баяниста. Вып. 2. Сост. А. Доренский. Ростов-на-Дону, Феникс, 1998
19. Начальный курс игры на готово-выборном баяне. П. Говорушко. Л., 1980 20. Нотная папка баяниста и аккордеониста №1. Младшие и средние классы ДМШ. М., Дека-ВС, 2006
21. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 5. Сост. А. Крылусов. М., Музыка, 1975
22. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 6. Сост. В. Грачев, А. Крылусов. М., Музыка, 1975
23. Педагогический репертуар баяниста. 3-5 классы ДМШ. Вып. 7. Сост. В. Алехин, А. Чиняков. М., 1976
24. Педагогический репертуар баяниста. Сост. И. Бойко, 1-2 классы. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000
25. Прогрессивная школа игры на баяне. Ю. Акимов, П. Гвоздев. Часть 1, 2. М., 1971
26. Полифонические пьесы для баяна, вып.1, 2. Сост. В. Агафонов, В. Алехин. М., «Советский композитор», 1971
27. Популярные обработки народных мелодий для баяна. М., Музыка, 1989 28. 15 уроков игры на баяне. Д. Самойлов. М., Кифара, 2004
29. Хрестоматия для баяна (1-3 годы обучения). Сост. Л. Скуматов. СПб, Композитор, 2005
30. Хрестоматия баяниста. 3-5 классы ДМШ. Сост. В. Алехин, С. Павин, Г. Шашкин. М., Музыка, 1976
31. Хрестоматия баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. Ю. Акимов, В. Грачев. М., Музыка, 1971
32. Хрестоматия баяниста. 3-4 классы ДМШ. Сост. В. Грачев. М., Музыка, 1979
33. Хрестоматия баяниста. 5 класс. Сост. В. Грачев. М., Музыка, 1997
34. Хрестоматия баяниста. 1-2 классы. Сост. А. Крылусов М., Музыка, 1984, 1997
35. Хрестоматия для баяна. Вып.1. Сост. Р. Гречухина, М. Лихачев. СПб, «Композитор», 2002
36. Хрестоматия для баяна. Вып.2. 1-2 классы. Сост. Р.Гречухина, М. Лихачев. СПб, «Композитор», 2004
37. Хрестоматия для баяна. 3-5 классы. Сост. Д. Самойлов, «Кифара», 2005
38. Хрестоматия для баяна. Вып.3. 2-3 классы. Сост. Р. Гречухина, М. Лихачев. СПб, «Композитор», 2006
39. Хрестоматия для баяна, вып.4. 3-4 классы. Сост. Р. Гречухина, М. Лихачев. СПб, «Композитор», 2007
40. Чайкин Н. Детский альбом для баяна (аккордеона). М., Композитор, 2005 41. Школа игры на баяне. Ю. Акимов. М., Советский композитор, 1980
42. Школа игры на баяне. П. Говорушко. М., Музыка, 1971
43. Школа игры на готово-выборном баяне. А. Онегин. М., Музыка,1976
44. Эстрадные миниатюры для аккордеона или баяна. Вып 1, 2. С. Лихачев. СПб, Композитор, 2004
45. Эстрадные миниатюры для баяна. Сост. С. Лихачёв. СПб, Композитор, 2008
46. Эстрадные пьесы для баяна и аккордеона. Выпуск 10. Сост. В. В. Бесфамильнов и В. С. Брызгалин. «МирНот», 2008
47. Этюды для баяна. Вып. 3. Сост. Л. Гаврилов, В. Грачев. М., 1971
48. Этюды для баяна. Сост. Л. Скуматов. СПб, Композитор, 2006
49. Хрестоматия баяниста. Младшие классы ДМШ. Выпуск 2. Пьесы. Сост. А. Крылусов. М., Музыка, 2004
Аккордеон
1. Аккордеон в музыкальной школе. В. Грачев. М., «Советский композитор», 1981
2. И. С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги», редакция Н. Рукавишникова. М., Музыка, 1989
3. Вальс, танго, фокстрот: для аккордеона или баяна. Сост. И. Савинцева. М., Музыка, 1987
4. «Веселый аккордеон». Вып.5. Сост. В. Дмитриев. Л., Музыка, 1969
5. Звучала музыка с экрана. Вып. 1-5. Л. Скуматов. СПб, Композитор, 2001
6. Композиции для аккордеона. Сост. В. Ушакова. Вып. 1-3, 5-10. СПб, «Композитор», 1998, 1999
7. Концертный репертуар аккордеониста. Сост. Ю. Дранга. М., Музыка, 1990
8. Лёгкие пьесы. Для чтения с листа на аккордеоне. Сост. П. Шашкин. М., Советский композитор, 1983
9. Музыка советской эстрады. Вып. 1, 2. Сост. М. Двилянский. М., Музыка, 1983, 1984
10. Полифонические пьесы для баяна. Вып.1,2. Сост. В. Агафонов, В. Алехин, М., «Советский композитор», 1971
11. Полифонические пьесы И. С. Баха и его сыновей. Сост. Ю. Лихачев. Л., Музыка, 1988
12. Популярные эстрадные пьесы для баяна и аккордеона. Вып. 1, 2. Сост. О. Шаров. Л., Музыка, 1988; 1990
13. Произведения старинных композиторов. Вып.1. Сост. В. Панькова. Киев, «Музична Украина», 1973
14. Просчитай до трех. Эстрадные композиции для дуэта аккордеонистов. Сост. В. Ходукин. СПб, Композитор, 1999
15. Популярные произведения в облегчённом переложении для баяна (аккордеона). Сост. Л. Скуматов. СПб, 2001
16. Самоучитель игры на аккордеоне. А. Мирек. М., Советский композитор, 1987
17. Танцевальная музыка. Вып.1. Сост. В. Петренко. М., Музыка, 1979
18. «Хорошее настроение». Сост. А. Дмитриева, Ю. Лихачев. Л., Музыка, 1990
19. Хрестоматия аккордеониста. Сост. В. Мотов, Г. Шахов. 5-7 классы. М., Кифара,2005
20. Хрестоматия аккордеониста. Сост. Ю. Акимов, А. Талакин. 3-4 классы. М., Музыка, 1970
21. Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона. 3-4 классы. Сост. Ю. Акимов, А. Мирек. М., 1963
22. Школа игры на аккордеоне. Сост. П. Лондонов. М., Кифара, 2007
23. Школа игры на аккордеоне. Сост. В. Лушников. М., Советский композитор, 1991
24. Эстрадно-джазовые обработки для баяна, аккордеона. В. Трофимова, СПб, Творческое объединение, 1998
25. Эстрадно-джазовые сюиты. А. Доренский. 1-3 классы. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2008 26. Эстрадные композиции для аккордеона. А. Фоссен. Вып.1. СПб, Композитор,2001 27. Эстрадные произведения. Вып.4. М., «Музыка», 1970
28. Эстрадные миниатюры для аккордеона и баяна. Вып 1, 2. С. Лихачёв. СПб, Композитор, 2002
Учебная литература для ансамблей
1. 50 обработок песен и танцев для ансамбля баянистов. Б. Марана. Новосибирск, 1997
2. Ансамбли русских народных инструментов. Дуэты баянистов-аккордеонистов. Вып 1. И. Обликин, М., Музыка, 2003
3. Ансамбли аккордеонистов. Выпуски 1-6. Составитель В.Розанов. М., Музыка, 1969-1976
4. Ансамбли баянов. Выпуски 2, 3. Сост. В. Розанов. М., Музыка,1971-1972 5. Ансамбли баянов. Выпуски 4, 5. Сост. Л. Гаврилов. М., Музыка,1973-1974
6. Ансамбли для баянов и аккордеонов. Р. Гречухина. СПб, Композитор, 2003
7. Баян в музыкальной школе. Ансамбль. М., Советский композитор, 1982 8. Вместе весело играть. Пьесы и обработки для дуэта баянов (аккордеонов)
Ю. Смородникова. М., 2004
9. Произведения для ансамблей баянистов. Л. Колесов. Вып.1. М., Музыка, 1994
10. Пьесы, обработки, ансамбли. В. Бухвостов. М., Музыка, 2003
11. Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Сост. Р.Бажилин, М., «Издательство Владимира Катанского», 2000
12. Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Сост. С. Лихачев. Вып. 1-4. СПб, Композитор, 1999
13. Сборник ансамблей. Сост. Р. Гречухина. СПб, Композитор, 1999
14. Эстрадный калейдоскоп. 2-4 классы ДМШ. В.Шулешко. Вып.1. М., Музыка, 2002
Методическая литература
Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М., Советский композитор, 1980
Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., Советский композитор, 1989
Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя - баяниста. Баян и баянисты. Вып. 4. М., Музыка, 1978
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., Советский композитор, 1979
5. Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. М., Советский композитор, 1978
6. Браудо И.А. Артикуляция: о произношении мелодии. Л., Музыка, 1973
7. Власов В.П. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями: учеб. пособие для муз. вузов и муз. уч-щ. М., РАМ им. Гнесиных, 2004
8. Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения // Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970
9. Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники. Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970
10. Говорушко П.И. Об основах развития исполнительских навыков баяниста // Методика обучения игре на народных инструментах. Сост. П.Говорушко. Л., Музыка, 1975
11. Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., Музыка, 1981
12. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Л., Музыка, 1985
13. Давыдов Н. Методика переложения инструментальных произведений для баяна. М., Музыка, 1982
14. Егоров Б. Средства артикуляции и штрихи на баяне // Вопросы профессионального воспитания баяниста: Труды ГМПМ им.Гнесиных. Вып.48. М., 1980
15. Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне. Баян и баянисты. Вып. 2. М.,1974
16. Крупин А. О некоторых принципах освоения современных приёмов ведения меха баянистами. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. Л.,1985
17. Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога. Баян и баянисты. Вып. 2. М.,1974
18. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., Музыка, 1985
19. Липс Ф. О переложениях и транскрипциях. Баян и баянисты. Вып.3. М., 1977
20. Максимов В.А. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне: Пособие для учащихся и педагогов музыкальных школ, училищ, вузов М., Изд. центр ВЛАДОС, 2004
21. Мотов В. О некоторых приёмах звукоизвлечения на баяне. Вопросы профессионального воспитания баяниста. Вып. 48. М.,1980
22. Мотов В. Простейшие приёмы варьирования на баяне или аккордеоне. М.,Музыка,1989
23. Мотов В., Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон). М., Кифара, 2002
24. Обертюхин М. Проблемы исполнительства на баяне. М.,1989
25. Обертюхин М. Расчленённость музыки и смена направления движения меха. Баян и баянисты. Вып. 4. М., 1978
26. Основы начального обучения игре на баяне. А.Судариков. М., Музыка, 1978
27. Паньков В. Гаммы, трезвучия, арпеджио. Киев, Музична Украина,1982
28. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М., Композитор, 2001
29. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., Классика XXI, 2004
30. Семёнов В. Формирование технического мастерства исполнителя на готово-выборном баяне. Баян и баянисты. Вып.4. М.,1978
31. Сурков А. Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне. М., Советский композитор, 1979
32. Чернов А. Формирование смены меха в работе над полифонией. Баян и баянисты. Вып. 7. М.,1987