Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное исполнительство. Баян. Аккордеон
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Званновская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
(ФОРТЕПИАНО, БАЯН, АККОРДЕОН, ТРУБА)
Срок реализации 5(6) лет
ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ БАЯН, АККОРДЕОН»
Срок реализации 5(6) лет
с. Званное
2016 год
«Рассмотрено»
Педагогическим советом
МКОУДО «Званновская ДШИ»
(дата рассмотрения) «Утверждаю»
Директор МКОУДО «Званновская ДШИ»
_______________ Борозенец С.И.
(№ приказа, дата утверждения)
Разработчик: Поливиченко Людмила Ивановна - преподаватель муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования «Званновская школа искусств»
Рецензент:
Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Методы обучения;
II.Содержание программы и годовые требования
Годовые требования по классам;
Репертуарный план по годам обучения
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
V.Требования к уровню подготовки обучающихся
VI.Методическое и материально-техническое обеспечение.
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
VII. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы;
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа по учебному предмету «Музыкальный инструмент Баян, Аккордеон» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных инструментах в детских школах искусств. Учебный предмет " Музыкальный инструмент Баян. Аккордеон" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне и аккордеоне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.
Народная музыка и инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям.
Предлагаемая программа рассчитана на 5-летний срок обучения c дополнительным 6 (профориентационным ) годом обучения для обучающихся, показавшие хорошие результаты в освоении основной программы обучения, поступающих в ССУЗы и ВУЗы в области культуры. Важное место в обучении детей должен занимать донотный период обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 9 - 12 лет.
Занятия по предмету «Баян. Аккордеон» проводятся в объеме определенном учебными планами МКОУДО «Званновская ДШИ»
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент баян, аккордеон» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. Данная программа предусматривает проведение итоговой аттестации в форме экзамена.
Обучение игре на баяне и аккордеоне включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент баян, аккордеон)» составляет 5 (6)лет. Для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте старше 9 лет, срок обучения составляет 5 лет. Для учащихся показавшие хорошие результаты в освоении основной программы обучения (5 лет), поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год, 6 класс- профориентационный.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Учебный предмет «Музыкальный инструмент баян, аккордеон» -2 часа в неделю.
Количество учебных недель в год -34,
Кол-во часов в неделю 1 класс 2 класс 3 класс 4
класс 5
Класс 6
класс
Аудиторные занятия 2 68 68 68 68 68 68
Внеаудиторные занятия (самостоятельные занятия )2 68 68 68 68 68 68
Максимальное количество часов 4 136 136 136 136 136 136
Количество часов для аудиторных занятий при 5-тетнем сроке обучения составляет – 340 часов, самостоятельные занятия – 340 часов, общее максимальное количество часов – 680 ч. При 6-летнем сроке обучения аудиторных занятий составляет – 408 часов, самостоятельные занятия – 408 часов, общее максимальное количество часов – 816 ч.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по учебному предмету «Музыкальный инструмент баян, аккордеон» - индивидуальные, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
Цели и задачи учебного предмета «Музыкальный инструмент (Баян .Аккордеон)»
Цели:
-Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об истории исполнительства на народных инструментах, формирования практических умений и навыков игры на баяне, аккордеоне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
-обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегосяна основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области инструментального исполнительства;
-выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на народных инструментах и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи:
-развитие интереса и к народной классической музыке и музыкальному творчеству;
-развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
-освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
-овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на баяне и аккордеоне, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведениекак соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;
-обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
-приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
-формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Методы обучения:
-словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
-практический (работа на инструменте, упражнения);
-аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Содержание программы по учебному предмету
«Музыкальный инструмент баян, аккордеон)»Освоение программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент баян, аккордеон)» предусматривает аудиторные и внеаудиторные формы работы.Аудиторные формы занятий с обучающимися: индивидуальные занятия по учебному предмету, прослушивания и просмотр видео и аудиозаписей конкурсов, концертов, выступлений исполнителей.
Внеаудиторные формы занятий: выполнение домашнего задания, подготовка к концертным выступлениям, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.),участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях икультурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Требования первого, второго и третьего годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся. За два года нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике, познакомиться с основами чтения с листа, игры в ансамбле. В исполнительский репертуар необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения современных композиторов. Обучающиеся осваивают циклическую форму, элементы полифонии, учатся использовать средства музыкальной выразительности при создании художественного образа.
Требования четвёртого года обучения направлены на расширение репертуара, развитие навыков музицирования, подготовку к итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки публичных выступлений.
Годовые требования по классам
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности. Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Первый класс
Исполнительская терминология. Теория и практика:
Размер, ритм, темп, legato, поп legato, staccato, нота с точкой, тон, полутон, диез, бемоль, бекар, pianissimo, piano, mezzopiano, mezzoforte, forte, fortissimo, crescendo, diminuendo, кульминация, реприза, вольты.Работа над элементами техники. Теория и практика:
Посадка, постановка исполнительского аппарата, звукоизвлечение, координация игровых движений. Изучение клавиатур инструмента. Удобные игровые движения правой и левой руки. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на аккордеоне. Основы исполнения штрихов: nonlegato, legato, staccato. Простейшие ритмические рисунки.
Работа над элементами художественного мастерства. Теория и практика:
Организация метроритмической дисциплины. Осмысленное отношение к смене больших и мелких длительностей. Слуховое внимание к качеству звука и смене направления движения меха. Исполнительское дыхание. Освоение динамических оттенков для раскрытия характера музыкального произведения. Овладение различными средствами артикуляции за счет освоения основных видов штрихов: legato, staccato, nonlegato.
Ознакомление с произведениями из репертуарного списка индивидуального плана. Теория и практика:
Беседы о музыке и музыкантах, об истории создания и устройстве инструмента, демонстрация его звучания. Ознакомление с произведениями. Грамотное прочтение нотного текста. Чтение нот с листа в пределах 1 – 2 октавы.
Подробный разбор произведений. Теория и практика:
Приступая к разбору музыкального произведения обратить внимание ученика на:
определение лада (мажор, минор);
определение жанра и характера исполнения музыки;
определения тональности;
определения размера и метрического начала мелодии (со слабой или сильной долей);
определение особенностей движения мелодии (вверх, вниз, поступенно, скачком и т.д.);
определение диапазона мелодии (от самого низкого до самого высокого звука);
определение ритмического рисунка.
Играем сначала одной правой или левой рукой, затем поочередно и наконец, двумя руками. Играя правой рукой, можно прислушиваться к аккомпанементу педагога, играя левой – следовать за педагогом. Обратить внимание на аппликатуру, смену движения меха, штрихи, знаки альтерации и динамические оттенки.
Подготовка к публичному выступлению. Теория и практика:
В пределах начальной подготовки играть осмысленно и выразительно простые песни и пьески.
Годовые требования
В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 18-20 различных музыкальных произведений (детские песни, обработки народных танцев и песен, пьесы, этюды).
Технические требования:
Гаммы До, Соль, Фа мажор правой рукой в одну октаву в медленном темпе (первое полугодие) различными длительностями, штрихами. Гаммы Ля минор (натуральный, гармонический, мелодический) правой рукой в одну октаву определенным количеством нот на одно движение меха (2,4). Различные упражнения на развитие ритма, постановку рук.
Примерные программы академконцертов.
I вариант
В.Бухвостов. Маленький вальс
Ч.н.п. По ягоды
II вариант
Бажилин. БармалейКочурбина. Мишка с куклой танцуют полечку.
III вариант
В.Моцарт «Азбука»
Русская народная песня «Как пошли наши подружки»
Второй класс
Исполнительская терминология. Теория и практика:
ключевыеислучайныезнаки, largo, lento, adagio, агогика, ritenuto, ritardando, rallentando, accelerando, stringendo, rubato, a tempo, tempo I, fermata, poco a poco, dolce, cantabile
Работа над элементами техники. Теория и практика:
Развитие двигательных навыков и исполнительских движений. Развитие мелкой техники. Овладение основными принципами аппликатурной дисциплины. Работа над качественной сменой направления движения меха, переходами из одной позиции в другую (подкладывание, перекладывание, перенос руки).
Работа над элементами художественного мастерства. Теория и практика:
Развитие музыкально-образного мышления. Исполнительское дыхание. Освоение динамических оттенков за счет умения владеть мехом. Знакомство с украшениями к мелодии (форшлаг, трель).
Ознакомление с произведениями из репертуарного списка индивидуального плана. Теория и практика:
Беседы о музыке. Слушание музыки в исполнении преподавателя, обсуждение впечатлений, выбор произведений из репертуарного списка.
Ознакомление с пьесами с элементами полифонии: подголосками, имитационной полифонией.
Подробный разбор произведений. Теория и практика:
Знакомство со строением музыкального произведения:
- мотив
- фраза
- предложение
- период
Знаки сокращенного нотного письма:
- реприза
- вольты
Развитие умения определять частные и общую кульминацию внутри пьесы.
Подготовка к публичному выступлению. Теория и практика:
Воспитание чувства ответственности за качество исполнения на сцене и вместе с тем любви к игре при публике.
Годовые требования
За год учащийся обязан выучить18-20 произведений: 2 произведения с элементами полифонии, 8-10 разнохарактерных пьес, 4-5 этюдов на различные виды техники. Чтение с листа легких пьес отдельно каждой рукой.
Технические требования:
Гаммы: До, Соль, Ре, Фа-мажор двумя руками вместе в 1 октаву в прямом движении, ля, ми, си-минор (гармонический, мелодический вид) отдельно каждой рукой в 1 октаву (первое полугодие) и двумя руками в 1 октаву (второе полугодие) различными штрихами и динамическими оттенками, определенным количеством нот на одно движение меха (2,4). Длинные арпеджио с обращениями в тех же тональностях двумя руками вместе. Короткие арпеджио отдельно каждой рукой.
Примерные программы академконцертов.
I вариант
Лихачев. Доброй ночи, Петербург
Латышев А. Детская сюита «В мире сказок» в 4 частях: Марш Бармалея; Вальс Мальвины; Емеля на печи; Страшная история
II вариант
Аглинцев. Русская песня
У.н.п. Ты до мене не ходи
III вариант
Р.н.п., обр. Иванова. Как под яблонькой
Л.Бетховен «Сурок»
Третий класс
Исполнительская терминология. Теория и практика:
moderato, andante, andantino, espressivo, agitato, largamente, синкопа, форшлаг, мордент, трель, октавный пунктир, segno, ямб, хорей, мотив, фраза, предложение.Работа над элементами техники. Теория и практика:
Работа над развитием мелкой техники (гаммаобразной, арпеджированной, пальцевые репетиции, двойные ноты). Работа над координацией движений. Освоение выборной системы по желанию.
Работа над элементами художественного мастерства. Теория и практика:
Работа над различными способами ведения меха, используя динамические и агогические нюансы:
rit.
moderato
allegro
Ритмическое разнообразие.
Ознакомление с произведениями из репертуарного списка индивидуального плана. Теория и практика:
Знакомство с полифонией, произведением крупной формы. Проработать с учеником:
- 1 – 2 произведения с элементами имитационной полифонии;
- 1 – 2 произведения крупной формы;
- 6 – 8 пьес различных эпох и стилей.
Подробный разбор произведений. Теория и практика:
Развитие умения определять форму музыкального произведения:
- музыкальная форма
- двухчастная форма
- простая трехчастная форма
Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом.
Подготовка к публичному выступлению. Теория и практика:
Развитие исполнительских навыков учащегося. Расширение исполнительского кругозора.
Годовые требования
За год учащийся обязан выучить14-18 произведений: 6-8 разнохарактерных пьес, 4-5 этюдов на разные виды техники, 1-2 полифонических произведения, 1 – 2 произведения крупной формы в том числе 1-2 обработки народных мелодий. Чтение с листа произведений из репертуара 1 класса.
Технические требования:
Гаммы мажорные до трех знаков в ключе двумя руками в две октавы; минорные до двух знаков в ключе двумя руками в две октавы различными штрихами, длительностями и динамическими оттенками. Короткие и длинные арпеджио, тонические аккорды двумя руками в тех же тональностях.
Примерные программы академконцертов.
I вариант
Доренский. Прелюдия
Зацарный. Старая полька
II вариант
Любарский. Песня
Корчевой. Маленький виртуоз.
III вариант
Пёрселл Г. Ария
Жилинский С. Сонатина G-durЧетвертый класс
Исполнительская терминология. Теория и практика:
allegretto, allegro, vivo, vivace, presto, menomosso, piumosso, rubato, период, двухчастная форма, трехчастная форма простая и сложная, DaCapoalFine, tranquillo, leggiero, scherzando, animato, grave, maestoso, doloroso.
Работа над элементами техники. Теория и практика:
Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Освоение крупной техники (аккорды, октавы, скачки). Продолжение освоения различных приёмов владения мехом. Дальнейшее техническое развитие исполнительских навыков на выборной клавиатуре. Освоение синкопированных ритмических рисунков.
Работа над элементами художественного мастерства. Теория и практика:
Работа над мелизмами. Освоение на правой клавиатуре приемов glissando, vibrato.
Ознакомление с произведениями из репертуарного списка индивидуального плана. Теория и практика:
Проработать с учеником разножанровые пьесы, этюды на различные виды техники, полифоническое произведение, произведение крупной формы.
Подробный разбор произведений. Теория и практика:
Строение музыкального произведения:
- вариации
- рондо
- сюита
Подготовка к публичному выступлению. Теория и практика:
Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения.
Годовые требования.
За год учащийся обязан выучить14-16 произведений: 2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 4-5 разнохарактерных пьес, 2 обработки народных песен и танцев, 4 этюда на разные виды техники. Чтение с листа легких произведений из репертуара 1-2 класса.
Технические требования:
Гаммы мажорные до трех знаков в ключе двумя руками в две октавы; минорные до двух знаков в ключе двумя руками вместе в две октавы; различными штрихами и динамическими оттенками. Короткие и длинные арпеджио, тонические трезвучия аккордами двумя руками в тех же тональностях тональностях.
Примерные программы академконцертов.
I вариант
Жиро. Под небом Парижа
Коробейников. Жеманная кадриль
II вариант
Бах И. С. Маленькая прелюдия C-durХолминов А. Кадриль
III вариант
Власов В. Сонатина Ре-мажор.
У.н.п., обр. А.Воленберга. Спать мене не хочется
Пятый класс
Исполнительская терминология. Теория и практика:
Сонатная форма, giocoso, semplice, conbrio, appassionato, morendo, quasi, stretto, pesante, sostenuto, spirituoso, brillante, регистры-переключатели (пикколо, кларнет, гобой, фагот и их комбинации), loco, attaccaРабота над элементами техники. Теория и практика:
Совершенствование техники правой и левой руки на аккордеоне. Совершенствование владения различными приемами ведения меха.
Работа над элементами художественного мастерства. Теория и практика:
Закрепление и совершенствование всех освоенных исполнительских навыков, аппликатурной дисциплины.
Ознакомление с произведениями из репертуарного списка индивидуального плана. Теория и практика:
Формирование программ из произведений разных стилей и эпох (барокко, классицизм, романтизм, на фольклорной основе, варьете, джаз).
Подробный разбор произведений. Теория и практика:
Осмысление формы, структуры произведения, фразировки, темповых изменений, характера музыки. Самостоятельная работа над одним из музыкальных произведений.
Подготовка к публичному выступлению. Теория и практика:
Продолжение развития сценических навыков и артистизма.
Годовые требования.
За год учащийся обязан выучить12-14 произведений: 1-2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 5-6 разнохарактерных пьес, в том числе народные, 2-3 этюда на различные виды техники, 1-2 пьесы для самостоятельного изучения. Чтение с листа музыкальных произведений из репертуара 2-3 класса.
Технические требования:
Гаммы мажорные и минорные до пяти знаков в ключе двумя руками вместе в две октавы, различными длительностями, штрихами, динамическими оттенками. Хроматическая гамма двумя руками. Короткие и длинные арпеджио с обращениями, тонические трезвучия аккордами в тех же тональностях двумя руками.
Примерные программы итоговой аттестации
(выпускного экзамена)
I вариант
Бах И. С. Органная прелюдия До-мажор.
Рубинштейн. Этюд
У.н.п., обр. Иванова. Садом, садом, кумасенькаБазелли, Мэллерей. ДжеральдинаII вариант
Бах И. С. Ария соль-минор
Бургмюллер. Этюд До-мажор
Р.н.п., обр. Булатова. Как по лугу, лугу
Шендарев. Русский танец.
III вариант
Корелли А. Прелюдия ми-минор
Клементи М. Сонатина до-мажор, I часть
Р.н.п., обр. Суркова. То не ветер ветку клонит
К. Черни. Этюд фа-мажор
Шестой класс(профорниентационный)
Исполнительская терминология. Теория и практика:
Полифония подголосочная, контрастная, имитационная, канон, инвенция, прелюдия, фуга, каденция, каданс, тема, имитация, противосложениеРабота над элементами техники. Теория и практика:
Совершенствование техники звукоизвлечения и повышение уровня пальцевой беглости на аккордеоне.Дальнейшее совершенствование исполнения различных видов гамм и упражнений на различные виды техники.
Работа над элементами художественного мастерства. Теория и практика:
Координация движения с различной динамикой, акцентированноеmarcato, staccato, tenuto. Добиваться освоения специфических приемов игры мехом: tremolo, vibrato, ricochet. Знать систему регистров (названия, запись, расшифровку условных обозначений). Систему регистров на аккордеоне учащийся должен представлять как своего рода «клавиатуру», игровые движения на которой должны быть целесообразны, рациональны и находиться в полном соответствии с художественными задачами.
Ознакомление с произведениями из репертуарного списка индивидуального плана.Теория и практика:
Изучение различных по стилям и жанрам произведений, в том числе входящих в программу выпускных экзаменов. Обязательным является включение в программу экзамена полифонической пьесы, обработки народной пьесы, этюда или виртуозного произведения, произведение по выбору.
Ознакомление учащегося с рядом разнохарактерных пьес, допуская при этом различную степень завершенности работы с ними, не требуя обязательного выучивания наизусть.
Подробный разбор произведений. Теория и практика:
1. Общее ознакомление с произведением (исходный синтез).
2. Детальный разбор (анализ).
3. Отделка произведения (окончательный синтез).
Подготовка к публичному выступлению. Теория и практика:
Развитие исполнительской инициативы.
Исполнительская культура аккордеониста.
Сценическое мастерство.
Годовые требования:
За год учащийся обязан выучить 10 – 12 произведений: 1-2 этюда на разные виды техники; 1-2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 3-4 разнохарактерных произведения; 1 пьеса для самостоятельного изучения; чтение с листа из репертуара 3 класса.
Технические требования:
Гаммы мажорные и минорные одноголосные до пяти знаков в ключе различными длительностями, штрихами, динамическими оттенками. Тонические трезвучия аккордами с удвоенным основным тоном с обращениями во всех тональностях, арпеджио короткие и длинные в достаточно быстром темпе, используя весь диапазон инструмента.
Примерные программы выпускного экзамена
I вариант
Маттесон И. Сарабанда e-mollКоробейников А. Сонатина G-durЕфимов В. Обработка р. н. п. «Пойду ль я, выйду ль я»
Глубоченко В. «Латифунтик»
II вариант
Бартон Г. Токкатина d-mollКлементи М. Сонатина D-dur, I часть
Люлли Ж. Б. Гавот
Маре П. «Парижский гамен»
III вариант
Щуровский Ю. Песня e-mollПаганини Н. Соната e-mollЧайкин Н. Лирический вальс
Иванов Аз. Обработка укр. н. п. «Садом, садом, кумасенька»
III. Примерный репертуарный список.
1 класс
Этюды.
Хрестоматия аккордеониста ДМШ 1-2 класс.- М.: Музыка, 1980
Этюды: К.Черни Л.ШиттеЭтюды для баяна и аккордеона для учащихся 1-2 классов ДМШ и ДШИ / Сост. Т.Лукьянова.- Спб.: Союз художников, 2011
Этюды: Г.Беренс Соч.70 №7, №42
К.Черни №1, 3, 4, 5, 16
Г.Вольфарт Ля-минор
Пьесы.
Г. Бойцова «Юный аккордеонист» 1ч. М., изд. Музыка, 2007
«Лиса»
«Дон-Дон»
«Петя-булочник»
«Сорока»
«Маленькая Юлька»
«Теремок»
«Поезд»
Аккордеон 1-3 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни / Сост. В.Мотов, Г.Шахов.- М.: Кифара, 2002
Белорус.н. п. «Перепелочка»
Польск. н. п. «Веселый сапожник»
Р. н. п. «Во поле береза стояла»
Укр. н. п. «Бандура»
Г.Эрнесакс. Едет, едет паровоз
Филиппенко А. «Веселый музыкант»
Аккордеон с азов/ Сост. Е.Муравьева.-Спб: Композитор,1998.
Р. н. п. «Уж ты, Ванька, пригнись»
Р. н. п. «Пойду ль я, выйду ль я»
Укр. н. п. «Диби-диби»
Р. н. п. «Я на горку шла»
Филиппенко А. «Праздничная»
Филипп И. «Колыбельная»
«Василек»
«Как под горкой»
«Во саду ли в огороде»
«Ах вы сени мои сени»
«Камаринская»
Юному музыканту баянисту-аккордеонисту: 1 класс / Сост. В.В.Ушенин.- Ростов н/Д: Феникс, 2010
У.н.п. «Ой за гаем, гаем»
Р.н.п. «Как под яблонькой»
Гурилев А. «Песенка»
Иванов А. «Песня», «Полька»
Р.н.п. «Сама садик я садила»
Р.н.п. «Ах, улица»
Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне.- М.: Изд-во В.Катанского, 2001
Р.Бажилин. Мячик
Х.Лук. Три совсем легкие пьесы
Х.Лук. Кукольная кроватка
А.Латышев. В мире сказок (Детская сюита)
Хрестоматия аккордеониста: 1-2 кл. ДМШ / сост. В. Гусев. - 3-е изд., М.: Музыка, 1995:
Шуберт «Лендлер»
Чайкин «Считалка»
Чайкин «Пьеска»
Бухвостов «Маленький вальс»
Д. Васильев-Бухлай «Осенняя песенка»
Ребиков В. «Птичка»
2 класс
Этюды:
Хрестоматия аккордеониста для ДМШ 1-2 кл. сост./ Ф. Бушуев, С. Павин. М., 1984.
С. Павин. Этюд C-durС. Ляховицкая. Этюд G-durЭтюды для баяна и аккордеона для учащихся 1-2 классов ДМШ и ДШИ / Сост. Т.Лукьянова.- Спб.: Союз художников, 2011
Этюды: Г.Беренс Соч.70 №7, №42
К.Черни Соч.599 №21, 32, 43, 44; Соч.2 №4
Г.Вольфарт Соль-мажор
К.Гурлит До-мажор
Этюды для аккордеона / сост. М.Двилянский.- М.: Советский композитор, 1988:
Беркович И. Этюд C-durНечипоренко А. Этюд C-durЧерни К. Этюд G-durЧерни К. Этюд C-durДенисов А. Этюд C-durМотов В. Этюд a-mollЧерни К. Этюд C-durШитте Л. Этюд e-mollГаврилов JI. Этюд G-durПопов В. Этюд C-durСмородников Ю. «Этюды для баяна (аккордеона)» М., 2006:
Этюд C-dur Этюд d-mollПьесы
Аккрдеон. 1-3 классы ДМШ. Сост. В.Н.Мотов, Г.Шахов.- М.: Кифара, 2002:
Гайдн Й. АллемандаГайдн Й. Танец
Вебер К. Колыбельная
Ферро А. Гавот
Шуберт Ф. Вальс
Малиновский Л. «Девичий хоровод. Пьесы и обработки народных мелодий для баяна (аккордеона)». Барановичи, 2006
Моцарт В. А. Вальс
Спадавеккиа А. «Добрый жук», песенка-танец из кинофильма «Золушка»
Коробейников А. «Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона» часть I / Сост. В. Ушаков, С. Ставицкая. СПб., 2003
Тик-так
Ну-ка, терции-шалуньи
Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне» М., изд. Кифара, 2007
М.Глинка «Полька»
А. Гурилев «Матушка-голубушка»
Ф. Шуберт «Форель»
М. Кожелух «Анданте»
Народные песни и танцы
В.В.Ушенин Школа игры на аккордеоне / Сост. В.В.Ушенин.- Ростов н/Д: Феникс, 2013
Р.н.п. «Степь, да степь кругом»
У.н.п. «Ноченька лунная»
Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»
Р.н.п. «Вдоль, да по речке»
Р.н.п. «Как под яблонькой»
Полифонические произведения
Полифонические пьесы. 1-3 классы ДМШ.- М.: Кифара, 1997
Аглинцева Е. «Русская песня»
Арман Ж. Пьеса
Гуммель И. Пьеса
Г.Перселл. Ария
Х.-Г.Нефе. Аллегретто
3 класс
Двилянский. М., 1988
Бертини Г. Этюд фа-мажор
Циполи Д. Этюд ля-минор
Двилянский Е. Этюд ре-минор
Лушников. Школа игры на аккордеоне.- М.: Советский композитор, 1982
Лешгорн А. Этюд соль-мажор
Черни К. Этюд соль-мажор
Черни К. Этюд (репитиция) до-мажор
класс
Пьесы:
Перевезенцев Н. Ступеньки мастерства. Вып.1.- Иваново: Изд. Епишева О.В., 2013
«Озорница», «Полька с вариацией», «Взгрустнулось», «Вечереет»
Коробейников А. «Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона» часть I / Сост. В. Ушаков, С. Ставицкая. СПб., 2003
Ласковый вальс
Трубачи
Забавный ежик
Петушок-золотой гребешок
Малиновский Л. «Девичий хоровод. Пьесы и обработки народных мелодий для баяна (аккордеона)». Барановичи, 2006
Денисов А. Песня без слов
Народные песни и танцы
Педагогический репертуар баяниста и аккордеониста. ДМШ. 1-7 кл. / Сост. Из произв. В. Ефимова, Л. Кленкова, А Коробейникова. М., 2001.
Кленков Л. Обработка р. н. п. «Как у наших у ворот» Лушников. Школа игры на аккордеоне.- М.: Советский композитор, 1982
Р.н.п. «Как ходил, гулял Ванюша»
Коробейников А. «Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона» часть II / Сост. В. Ушаков, С. Ставицкая. СПб., 2003
Б.н.п. «Савка и Гришка»
У.н.п. «Ой, варил голубь лебеду»
Полифонические произведения
Нотная папка баяниста-аккордеониста. Младшие классы музыкальной школы. Выпуск 1. / Сост. С. Севостьянова, Л. Мартынова, Т. Крупчанская, М. Соловьева, В. Ковтонюк. М., 2005:
Корелли А. Сарабанда d-mollКригер И. Менуэт a-mollМоцарт В. А. Менуэт F-durГендель Г. Сарабанда d-mollВ мире танца. Вып.1.: Менуэты, гавоты, контрдансы, кадрили. Переложение для аккордеона или баяна / Сост. Г.Бойцова. - М.: Музыка, 2012
Моцарт.Л. Менуэт d-mollСвиридов Г. Старинный танец. Из «Альбома для детей» a-mollМайкапар С. Менуэт F-mollПроизведения крупной формы
Сонатины и рондо в переложении для аккордеона. СПб, 2005
Бейль А. Сонатина G-durВанхаль Я. Сонатина F-durДанкомб В. Сонатина C-dur, II часть
Данкомб В. Сонатина C-dur, III часть
Баян, аккордеон: Из репертуара Международного конкурса юных исполнителей им. В.В.Андреева / Сост. Л.Комарова, Е. Михайлова. СПБ. 1994
Бухвостов В. Маленькая сюита в 3 частях: Частушка; Хоровод; Переборы
4 класс
Этюды:
Этюды для аккордеона. Вып.21 / Сост. М. Двилянский. М., 1988
Беренс Г. Этюд C-durБухвостов В. Этюд C-durНовожилов В. Этюд g-mollНотная папка баяниста и аккордеониста. Золотая библиотека педагогического репертуара. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.2 / Сост. В. Баканов. М., 2006
Переселенцев В. Этюд D-durЭтюды для аккордеона. Вып.3 / Сост. М. Двилянский. М., 2000
Лак Т. Этюд C-durЛешгорн А. Этюд d-mollБеренс Г. Этюд F-durГеллер С. Этюд C-durПьесы:
Нотная папка баяниста и аккордеониста. Золотая библиотека педагогического репертуара. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.2 / Сост. В. Баканов. М., 2006
Керн Дж. «Дым»
Маре П. «Парижский гамен»
Циполли Д. Жига
Малиновский Л. «Девичий хоровод. Пьесы и обработки народных мелодий для баяна (аккордеона)». Барановичи, 2006
Бетховен Л. Контрданс
В мире танца. Вып.1.: Менуэты, гавоты, контрдансы, кадрили. Переложение для аккордеона или баяна / Сост. Г.Бойцова. - М.: Музыка, 2012
Темнов В. Веселая кадриль
Аккордеон. 3-5 классы ДМШ / Сост. В.Мотов, Г.Шахов. – М.: Кифара, 2003
Штраус И. Полька « Анюта»
Дога Е. Вальс из кинофильма « Мой ласковый и нежный зверь»
Народные песни и танцы
Русская пляска. Сборник русских народных танцев для баяна или аккордеона. / Сост. А. Салин. М., 1963
Тышкевич Г. Обработка р. н. п. «Пойду ль я, выйду ль я»
Малиновский Л. «Девичий хоровод. Пьесы и обработки народных мелодий для баяна (аккордеона)». Барановичи, 2006
Малиновский Л. Обработка р. н. п. «Ты пойди, моя коровушка»
Ефимов В. Концертные пьесы для баяна и аккордеона. М., 2006
Ефимов В. Обработка башкирского народного танца «Карабай»
Народная музыка Белоруссии в обработке для баяна. Вып.1 / Сост. Н. Горлов. М., 1971
«Бульба-полька»
«Лявониха»
Аккордеон. 3-5 классы ДМШ / Сост. В.Мотов, Г.Шахов. – М.: Кифара, 2003
Дога Е. Вальс (из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)
Полифонические произведения
Нотная папка баяниста и аккордеониста. Золотая библиотека педагогического репертуара. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.2 / Сост. В. Баканов. М., 2006
Бах И. С. Маленькая прелюдия c-mollМаттезон И. Сарабанда G-durах К. Ф. Э. АффеттуозоАккордеон. 3-5 классы ДМШ / Сост. В.Мотов, Г.Шахов. – М.: Кифара, 2003
Мотов В. Полифоническая пьеса e -mollГлинка М. Фуга a- mollПроизведения крупной формы
Сонатины и рондо в переложении для аккордеона. СПб, 2005
Хаслингер Т. Сонатина C-durХук Д. Сонатина D-durСонатины и рондо. Вып.2 / Сост. Б. Беньяминов. Л., 1999
Клементи М. Сонатина C-dur, III часть
Педагогический репертуар баяниста и аккордеониста. ДМШ. I-VII классы. / Сост. Из произв. В. Ефимова, Л. Кленкова, А. Коробейникова. М., 2001
Коробейников А. Новогодняя сюита в 5 частях: Дедушка Мороз; Зайчики под ёлкой; Снегуркин вальс; На саночках; Рождественская колыбельная
Коробейников А. Утренняя сюита в 5 частях: С добрым утром; На старт! Внимание! Марш!; Чай втроем (Мама, папа и я); Кажется, дождь начинается; Вприпрыжку на урок
Коробейников А. Сонатина G-durВласов В. «Альбом для детей и юношества». СПб, 2001
Власов В. Сонатина D-durСонатины и рондо в переложении для аккордеона. СПб., 2005
Лихнер Г. Рондо C-dur5 класс
Аккордеон. 3-5 классы ДМШ / Сост. В.Мотов, Г.Шахов. – М.: Кифара, 2003
ЛакТ. «Этюд a-moll»
Бургмюллер «Этюд C-dur»
МотовВ. «Этюд C-dur»
Чайкин К. «Этюд e-moll»
Этюды для баяна. Вып. 3 / Сост. С. Чапкий. Киев, 1988.
Мясков К. Этюд a-mollРебиков В. «Этюд № 30 d-moll»
Гедике А. «Этюд № 31 e-moll»
Гедике А. «Этюд № 32 с-moll»
Ребиков В. «Этюд № 33 с-moll»
МедыньЯ. «Этюд №34 a-moll»
Пьесы:
Нотная папка баяниста и аккордеониста. Золотая библиотека педагогического репертуара. Средние и старшие классы музыкальной школы. Вып. 2 / Сост. В. Баканов. М., 2006.
Баканов В. Осенний вальс
Дмитриев В. Молодежный вальс
Куперен Ф. «Маленькие ветряные мельницы»
Пиццигони П. «Свет и тени». Вальс-мюзет
Пьяццолла А. «Река Сена»
Народные песни и танцы
Иванов Аз. Руководство по игре на аккордеоне. Л., 1990.
Иванов Аз. Обработка укр. н. п. «Садом, садом, кумасенька»
Малиновский Л. Девичий хоровод. Пьесы и обработки народных мелодий для баяна (аккордеона). Барановичи, 2006.
Малиновский Л. Обработка р. н. п. «Трава моя, трава»
Пьесы и обработки на фольклорной основе. Баян, аккордеон / Сост. А. Судариков. М., 2003.
Михайлов А. «Волжские напевы»
Беляев А. Ностальгия. Концертные обработки популярных мелодий прошлых лет. М., 1994.
Мокроусов Б. — Беляев А. «Одинокая гармонь»
Полифонические произведения
Нотная папка баяниста и аккордеониста. Золотая библиотека педагогического репертуара. Средние и старшие классы музыкальной школы. Вып. 2 / Сост. В. Баканов. М., 2006.
Гендель Г. Чакона d-mollХрестоматия аккордеониста 5 класс ДМШ/ Сост.А.Судариков, М.: Музыка,1982.
Гендель Г. Сараанда с вариациями d-moll
Бах И.С. Ария g-moll Глинка М. Двухголосная фуга a-mollПроизведения крупной формы
Бажилин Р. Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона (баяна). Произведения крупной формы. Вып. 1. М., 2002.
Довлаш Б. Концертино
Композиции для аккордеона. Эстрадный репертуар аккордеониста. Вып. 5 / Сост. В. Ушаков. СПб., 1998.
Пешков Ю. Сюита «Ретро» в 4 частях: Танго; Вальс; Буги-вуги; СтэпИзбранные сонаты и сонатины зарубежных композиторов. Сост. Н. Ризоль. Киев 1967
Бетховен Л. Соната №2 из цикла «3 сонаты»
Бортнянский Д. «Соната A-dur», «Соната F-dur»
Кулау Ф. «Соч. 20, №2 Сонатина»
6 класс
Этюды:
Хрестоматия аккордеониста: 1 курс муз.училищ / Сост. М.Двилянский.- М.: Музыка, 1983
Черни К. «Этюд с- moll»
Шитте Л. «Этюд G-dur»
ГеллерС. «Этюд a-moll»
Двилянский М. «Этюд g-moll»
Пьесы:
Дмитриев В. Эстрадные композиции и обработки для аккордеона или баяна. Вып. 1. –С.-П.: Композитор, 2002
Экспромт
Старая карусель
Веселые переборы
Самойленко Б.Г. Педагогический репертуар баяниста-аккордеониста: 2-7 классы ДМШ. - Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 2000
Р.н.п. «На Муромской дорожке»
Варламов А. «Вдоль по улице метелица метет» (обр. Б.Самойленко)
Нотная папка баяниста и аккордеониста. Золотая библиотека педагогического репертуара. Средние и старшие классы музыкальной школы. Вып. 2 / Сост. В. Баканов. М., 2006.
Баканов В. Осенний вальс
Дмитриев В. Молодежный вальс
Куперен Ф. «Маленькие ветряные мельницы»
Пиццигони П. «Свет и тени». Вальс-мюзет
Пьяццолла А. «Река Сена»
Фоменко В. Детские истории. Пьесы для аккордеона. Тула, 2000.
Фоменко В. «Паровозик из Ромашкова»
Перевезенцев Н.Б. Ступени мастерства: ноты для баяна / Н.Б.Перевезенцев.-Вып.2.-Иваново: Изд.Епишева О.В., 2013.
Волчок
Мотыльки
Огни больщого города
Южный экспресс
Кокетка (кадриль)
Народные песни и танцы
Иванов Аз. Руководство по игре на аккордеоне. Л., 1990.
Иванов Аз. Обработка укр. н. п. «Садом, садом, кумасенька»
Малиновский Л. Девичий хоровод. Пьесы и обработки народных мелодий для баяна (аккордеона). Барановичи, 2006.
Малиновский Л. Обработка р. н. п. «Трава моя, трава»
Пьесы и обработки на фольклорной основе. Баян, аккордеон / Сост. А. Судариков. М., 2003.
Михайлов А. «Волжские напевы»
Беляев А. Ностальгия. Концертные обработки популярных мелодий прошлых лет. М., 1994.
Популярные мелодии. Обработка для баяна В. Кузнецова. С-Пб «Музыка», 1992
«Коробейники»
Матросский танец «Яблочко»
В. Юманс «Кариока» (румба)
Полифонические произведения
Нотная папка баяниста и аккордеониста. Золотая библиотека педагогического репертуара. Средние и старшие классы музыкальной школы. Вып. 2 / Сост. В. Баканов. М., 2006.
Гендель Г. Чакона d-mollПолифонические пьесы в переложении для баяна. Педагогический репертуар для учеников ДМШ и музучилищ. Вып. 2 / Сост. Н. Корецкий. Киев, 1972.
Мясковский Н. Фуга «В старинном стиле»
Классические произведения в переложении для баяна. Вып. 3 / Сост. В. Паньков. Киев, 1974.
Нихельман К. Сарабанда c-mollТелеман Г. Фантазия c-mollПроизведения крупной формы
Бажилин Р. Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона (баяна). Произведения крупной формы. Вып. 1. М., 2002.
Довлаш Б. Концертино
Композиции для аккордеона. Эстрадный репертуар аккордеониста. Вып. 5 / Сост. В. Ушаков. СПб., 1998.
Пешков Ю. Сюита «Ретро» в 4 частях: Танго; Вальс; Буги-вуги; СтэпБетховен Л. Соната №2 из цикла «3 сонаты»
Бортнянский Д. «Соната A-dur», «Соната F-dur»
Кулау Ф. «Соч. 20, №2 Сонатина»
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля учащихся являются:
• текущий контроль,
• промежуточная аттестация учащихся,
• итоговая аттестация учащихся.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:
• систематичность,
• учет индивидуальных особенностей учащегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и
выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются:контрольный урок, участие втематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно - просветительской, творческой деятельности школы, участие в фестивалях и конкурсах/
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:
• зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
• переводные зачеты (дифференцированные);
• академические концерты;
• контрольные уроки.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.
Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от экзаменов и зачетов. Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить также и в виде академических концертов.
Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок.
4 (хорошо) - ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения.
3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.
При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать:формированиеустойчивого интереса кмузыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V.Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Музыкальный инструмент. Аккордеон» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
знаний основ музыкальной грамоты;
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
навыков публичных выступлений;
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации;
Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:
владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,
умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.
VI. Методическое и материально –техническое обеспечение
Методические рекомендации преподавателям
Для успешной работы и выполнения программы необходимы индивидуальные планы учащихся. Преподаватель должен составлять индивидуальный план на каждого учащегося. В него заносятся оценки, полученные на вступительных испытаниях, репертуар каждого полугодия обучения, отражается выполнение учебного плана, динамика развития учащегося, фиксируется репертуар, исполненный на академических концертах, технических зачетах и экзаменах, результаты этих выступлений, дается характеристика учащемуся по окончании учебного года, указываются выступления на конкурсах, концертах.
Педагогу необходимо найти оптимальный вариант индивидуального полугодового плана работы ученика на основе строгого соблюдения дидактического принципа, детального изучения программных требований соответствующего класса, с учетом индивидуальных особенностей ученика.
Обязательными разделами индивидуального плана должны быть:
работа над репертуаром, соответствующим программе и способностям учащегося;
работа над гаммами, арпеджио, аккордами;
работа над этюдами и упражнениями;
самостоятельная работа над музыкальным произведением;
подбор мелодии по слуху и транспонирование;
чтение нот с листа;
ансамблевая игра;
повторение пройденного материала.
Для расширения музыкального кругозора в индивидуальный план ученика следует включать произведения, предназначенные для ознакомления, при этом допускается различная степень завершенности работы над ними.
Индивидуальные планы составляются к началу каждого полугодия и утверждаются руководителем отдела и заведующим учебной частью или директором. В конце каждого полугодия педагог отмечает в индивидуальных планах качество выполнения и изменения, внесенные в утвержденные ранее списки, а в конце года дает развернутую характеристику музыкального и технического развития, успеваемости и работоспособности ученика.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием. В воспитании музыкально-эстетического вкуса учащихся качество художественного репертуара играет решающую роль. Репертуар должен включать разнообразные по содержанию, форме, стилю и фактуре музыкальные произведения композиторов-классиков, современных и зарубежных композиторов, обработки песен и танцев народов мира. В последние годы появляется все больше оригинальных сочинений для аккордеона. Это отрадное явление, но необходимо помнить, что овладение всеми тонкостями музыкального языка невозможно без изучения классического наследия. В репертуар учеников необходимо также включать массовые детские песни, революционные песни, песни гражданской и Великой Отечественной войн, народные и современные песни и танцы. Такой репертуар позволит ученикам сразу же включиться в музыкально-просветительскую работу, будет способствовать повышению общественной значимости обучения в музыкальной школе и вместе с тем позволит активизировать учебный процесс в классе.
За время обучения преподаватель должен научить учащегося самостоятельно разучивать и грамотно исполнять на инструменте произведения из репертуара детской музыкальной школы.
В работе над произведениями необходимо добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.
В работе над сольным репертуаром формируются эффективные игровые приемы и техника игры на инструменте. Понятие ''техническая работа'' включает точность и экономичность движений, удобство, легкость игры и многие другие методические тонкости, выработанные различными исполнительскими школами. Отсюда – пристальное внимание педагога к посадке ученика, положению рук, их движением, работе пальцев.
Для развития навыков творческой, грамотной работы учащихся программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.
Для воспитания и развития навыков самостоятельного мышления можно рекомендовать следующие формы работы с учениками:
Устный отчет о подготовке домашнего задания: чего было труднее добиться, какими способами устранялись встретившиеся трудности, каков был режим занятий и т.д.
Самостоятельный анализ своего исполнения на уроке: следует указать на допущенные ошибки и наметить способы их устранения, оценить свою игру, проанализировать исполнение своего товарища, обратив особое внимание на те произведения, которые ученик сам играл прежде и хорошо изучил.
Самостоятельный устный и практический разбор на инструменте нового задания в классе под наблюдением педагога.
Словесная характеристика замысла или настроения произведения и анализ средств музыкальной выразительности, использованных композиторов.
Определение особенностей произведения: его характеристика (песенный, танцевальный, маршевый и т.д.), лада, размера, формы (границы фраз). Определить динамические оттенки, повторяющиеся элементы фактуры.
Особое внимание нужно уделить одному из самых важных периодов обучения музыке – его начальному этапу. Следует увеличить «донотный» период в обучении (имеется в виду введение записи нот и чтение их уже посте того, как ребенок играет и поет ряд песенок, показанных ему преподавателем). Согласно известной теории психолога Гальперина, сознательное изучение ребенком нотной грамоты начинается только после данного этапа. Такой подход вырабатывает в ученике умение опираться в процессе игры на слух, а не только на зрительную и мышечную память. Увеличение этого этапа в обучении позволит также сделать максимально постепенным переход от основного занятия детства (игры) к учебе.
Занятия по анализу музыкальных произведений целесообразно начинать с песенного материала, так как связь слова и мелодии способствует более яркому образному восприятию художественного содержания, заостряет внимание ученика на музыкальном языке как средстве выражения эмоционального состояния и музыкального содержания, интенсивно развивает его художественное мышление и вкус.
Навыки звукоизвлечения учащиеся осваивают и совершенствуют под руководством преподавателя на протяжении всего периода обучения в школе, работая над динамикой, штрихами, фразировкой и различными характерными приемами. Учитывая слабую, еще не развитую координацию движения и двигательную память детей, нельзя злоупотреблять быстрыми темпами и преувеличенной динамикой, что может привести к зажатию рук и станет серьезным препятствием на пути технического и музыкального развития ученика.
В течение всего периода обучения преподавателю необходимо уделять внимание вопросам постановки, посадки, положения инструмента и рук во время исполнения. Необходимо вырабатывать у них самостоятельные навыки в использовании регистров.
Необходимо учитывать, что занятия на аккордеоне требуют от учащегося известной физической силы и выносливости. Преподаватель должен вовремя заметить признаки усталости и сделать небольшой перерыв, или изменить характер деятельности ученика. Во время перерыва необходимо снять инструмент и немного походить по классу.
При проведении занятий преподаватель должен придерживаться ровного, спокойного тона в отношениях с учениками. Чрезмерные похвалы, как и резкие порицания, излишне возбуждают детей и отвлекают от выполнения стоящих перед ними задач.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.
Для успешной реализации данной программы необходимы следующие материально- технические условия:
учебное помещение (класс), соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму;
музыкальные инструменты – баяны и аккордеоны разных размеров по возрасту учащихся;
пюпитры для нот;
стулья различной высоты, соответствующие росту учеников;
подставки для ног и на сидения, если не хватает разновысоких стульев;
аудио- и видеоаппаратура.
Наличие библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).VII. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., Советский композитор, 1989
Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя - баяниста. Баян и баянисты. Вып. 4. М., Музыка, 1978
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., Советский композитор,
1979
Беляков В., Стативкин Г Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М., Советский композитор, 1980
. Аппликатура готово-выборного баяна. М., Советский композитор, 1978
Браудо И.А. Артикуляция: о произношении мелоии. Л., Музыка, 1973
Власов В.П. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями: учеб. пособие для муз. вузов и муз. уч-щ. М., РАМ им. Г несиных, 2004
Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения // Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970
Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники. Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970
Говорушко П.И. Об основах развития исполнительских навыков баяниста // Методика обучения игре на народных инструментах. Сост. П.Говорушко. Л., Музыка, 1975
Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., Музыка, 1981
Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Л., Музыка, 1985
Давыдов Н. Методика переложения инструментальных произведений для баяна. М., Музыка, 1982
Егоров Б. Средства артикуляции и штрихи на баяне // Вопросы профессионального воспитания баяниста: Труды ГМПМ им.Гнесиных. Вып.48. М., 1980
Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне. Баян и баянисты. Вып. 2. М., 1974
Крупин А. О некоторых принципах освоения современных приёмов ведения меха баянистами. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. Л.,1985
Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога. Баян и баянисты. Вып. 2. М.,1974
Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., Музыка, 1985
Липс Ф. О переложениях и транскрипциях. Баян и баянисты. Вып.3. М., 1977
Максимов В.А. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне: Пособие для учащихся и педагогов музыкальных школ, училищ, вузов М., Изд. центр ВЛАДОС, 2004
Аккордеон. 1-3 классы ДМШ. Сост. В.Н.Мотов, Г.Шахов. –М.: Кифара, 2002.
Аккордеон. 3-5 классы ДМШ. Сост. В.Н.Мотов, Г.Шахов. –М.: Кифара, 2003.
Аккордеон. 5-7 классы ДМШ. Сост. В.Н.Мотов, Г.Шахов. –М.: Кифара, 2003.
Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 27. Сост. Ф.Бушуев. –М.: Советский композитор, 1978.
Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 19. Сост. А.Талакин. –М.: Советский композитор, 1975.
Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 классов. Вып. 50. Сост. А.Талакин. –М.: Советский композитор, 1985.
Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 45. Сост. Ф.Бушуев. –М.: Советский композитор, 1983.
Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 38. Сост. В.Грачев. –М.: Советский композитор, 1981.
Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 4-5 классов. Вып. 29. Сост. С.Павин. – М.: Советский композитор, 1978.
Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 4-5 классов. Вып. 46. Сост. М.Двилянский. –М.: Советский композитор, 1983.
Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 4-5 классов. Вып. 58. Сост. М. Двилянский. –М.: Советский композитор, 1989.
Аккордеон Плюс: концертные пьесы для аккордеона и баяна: учебно-методическое пособие / Сост. и исп. ред. Ю.Шишкина, Е.Левина.-Ростов н/Д: Феникс, 2013.- 47 с.
Аккордеон. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни, Хрестоматия: 3-5 классы ДМШ / В.Мотова и Г.Шахова.- М.: Кифара, 2003- 158 с.
Аккордеон с азов. Сост. Е.Муравьева. –С.-П.: Композитор, 1998.
Альбом для детей. Произведения для аккордеона. Вып. 1. Сост. Ф.Бушуев, С.Павин. –М.: Музыка, 1986 с.
Альбом для юношества. Произведения для аккордеона. Вып. 3. Сост. - М.Двилянский. – М.: Музыка, 1986.
Альбом для детей. Произведения для аккордеона. Вып. 3. Сост. Ф.Бушуев, С.Павин. –М.: Музыка, 1988.
Альбом для детей. Произведения для аккордеона. Вып. 4. Сост. Ф.Бушуев, С.Павин. –М.:1990
Альбом начинающего аккордеониста. Вып. 35. Сост. М.Цыбулин. –М.: Советский композитор, 1992.
Бажилин Р.Н. Аккордеон в джазе. –М.: Издательство Владимира Катанского, 2000.
Бажилин Р. Концертные пьесы для аккордеона в стилях популярной музыки. –М.: Издательство Владимира Катанского, 2000.
Бажилин Р. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). –М.: Издательство Владимира Катанского, 2002.
Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне. – Москва.: Издательство Владимира Катанского, 2001
Баян. Полифонические пьесы. 1-3 классы ДМШ / Сост. и ред. Д.Самойлов.- М.: Кифара, 1997.- 35 с.
Беляев Г.А. Краски музыки: сборник пьес и песен для баяна (аккордеона): 1-3 классы ДМШ / Г.А.Беляев.-Ростов-н/Д: Феникс, 2012. -77 с.
Бухвостов В., Шахов Г. Баян и аккордеон. –М.: Советский композитор, 1980.
Власов В. Альбом для детей и юношества. –С.-П.: Композитор, 2001.
Вальс, танго, фокстрот для аккордеона или баяна. Сост. И.Савинцев. –М.: Музыка, 1981.
В мире танца. Вып.1: Менуэты, гавоты, контрдансы, кадрили. Перелож. для аккордеона и баяна / Сост. Г.Бойцова.- М.: Музыка, 2012.- 56 с.
Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне. –М.: Советский композитор, 1992.
Дмитриев В. Эстрадные композиции и обработки для аккордеона или баяна. Вып. 1. –С.-П.: Композитор, 2002.
Дмитриев В. Эстрадные композиции и обработки для аккордеона или баяна. Вып. 2. –С.-П.: Композитор, 2002.
Доренский А. Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона: 1-3 классы ДМШ: учебно-методическое пособие / А.Доренский.- Ростов-н/Д: Феникс, 2007.- 56 с.
Завальный В. Музыкальная мозаика. Альбом для детей и юношества для баяна и аккордеона. –М.: Кифара, 2002.
Знакомые мелодии. Пьесы для аккордеона. Вып.4. Сост. О.Агафонов. –М: Советский композитор, 1974.
Коробейников А. Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона. Часть 1. –С.-П.: Советский композитор, 2003.
Коробейников А. Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона. Часть 2. –С.-П.: Композитор, 2003.
Концертные пьесы для аккордеона (баяна) в стиле мюзет. – М.: Издательство Владимира Катанского, 2000.
Кораблик. Альбом детских сочинений для баяна или аккордеона. Сост. Р.Гречухина. – С.-П.: Композитор, 2001.
Кудрявцев А. Самоучитель игры на аккордеоне. – М.: Советский композитор, 1980.
Корчевой. Маленький виртуоз. Пьесы для баяна и аккордеона. – Омск.: Фирма «Лео», 1997.
Левина Е. Музыкальный зоопарк: для маленьких и самых маленьких баянистов и аккордеонистов: учебно-методическое пособие / Е.Левина, Е.Левин.- Ростов-н/Д:Феникс, 2011.- 55 с.
Лунная серенада. Джазовые пьесы. Обработка для аккордеона (баяна) М.Лихачева. –С.-П.: Композитор, 2006.
Лушников В. Школа игры на аккордеоне. –М.: Советский композитор, 1982.
Лондонов П. Народная музыка в обработке для баяна или аккордеона. –М.: Советский композитор, 1988.
Лондонов П. Пьесы, обработка и этюды для аккордеона. –М.: Музыка, 1978.
Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне. –М.: Советский композитор, 1981.
Музыка советских композиторов для аккордеона. Вып. 2. Сост. А.Новиков. –М.: Музыка, 1982.
Народные мелодии для баяна (аккордеона) –С.-П.: Советский композитор, 1998.
Наумов Г., Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. –М.: Музыка, 1973.
Народные мелодии для баяна (аккордеона) –С.-П.: Советский композитор, 1998.
Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 4. Сост. Ю.Акимов. –М.: Советский композитор, 1976.
Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 7. Сост. В.Нестеров, А.Чиняков. –М.: Музыка, 1981.
Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 8. Сост. С.Павин. –М.: Советский композитор, 1978.
Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 13. –М.: Советский композитор, 1981.
Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 16. –М.: Советский композитор, 1982.
Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 17. –М.: Советский композитор, 1983.
Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 23. Сост. С.Павин. –М.: Советский композитор, 1986.
Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 24. Сост. Е.Ефимов. –М.: Советский композитор, 1986.
Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 27. Сост. С.Павин. –М.: Советский композитор, 1988.
Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 28. Сост. В.Грачев, А.Гуськов. –М.: Советский композитор, 1988.
Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 34. Сост. А.Гуськов, В.Грачев. –М.: Советский композитор, 1992.
Новые произведения российских композиторов юным баянистам-аккордеонистам: 1-2 класс ДМШ: учебно-методическое пособие / ред.-сост. В.Ушенин.- Ростов-н/Д: Феникс, 2010.- 77 с.
Педагогический репертуар аккордеониста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 10. –М.: Музыка, 1981.
Педагогический репертуар аккордеониста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 8. –М.: Музыка, 1978.
Педагогический репертуар аккордеониста. 3-5 классы ДМШ. Вып. 8. –М.: Музыка, 1978 г.
Перевезенцев Н.Б. Ступени мастерства: ноты для баяна / Н.Б.Перевезенцев.-Вып.2.-Иваново:Изд.Епишева О.В., 2013.- 60 с.
Репертуар аккордеониста. Вып. 41. Сост. В.Алехин. –М.: Советский композитор, 1978.
Репертуар аккордеониста. Вып. 44. Сост. С.Рубинштейн. –М.: Советский композитор, 1979.
Репертуар аккордеониста. Вып. 45. Сост. Ф.Бушуев. –М.: Советский композитор, 1979.
Репертуар аккордеониста. Вып. 49. –М.: Советский композитор, 1981.
Репертуар аккордеониста. Вып. 50. –М.: Советский композитор, 1981.
Репертуар аккордеониста. Вып. 53. Сост. В.Ефимов. –М.: Советский композитор, 1983.
Репертуар аккордеониста. Вып. 54. Сост. С.Рубинштейн. –М.: Советский композитор, 1983.
Репертуар аккордеониста. Вып. 58. Сост. М.Цыбулин –М.: Советский композитор, 1985.
Самойленко Б.Г. Педагогический репертуар баяниста-аккордеониста: 2-7 классы ДМШ. - Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 2000.- 96 с.
Соловьев Ю. Пьесы, обработки и этюды для аккордеона. –М.: Музыка, 1976.
Сонатины, рондо и вариации советских композиторов в переложении для аккордеона. Сост. В.Иванов. –М.: Советский композитор, 1983.
Ушенин В.В. Школа игры на аккордеоне: учебно-методическое пособие / В.Ушенин.- Ростов-н/Д: Феникс, 2013.- 224 с.
Федчина Л. Музыкальный алфавит: первые этюды для самых маленьких: учебное пособие / Л.Федчина. – Спб: Лань, 2009.- 37 с.
Хрестоматия аккордеониста. 1-2 классы ДМШ. Сост. Ф.Бушуев, С.Павин. –М.: Музыка, 1984.
Хрестоматия аккордеона. 1-2 классы ДМШ. Сост. В.Лушников. –М.: Советский композитор, 1978.
Хрестоматия аккордеониста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. Ю.Акимов, А.Талакин. –М.: Музыка, 1974.
Хрестоматия аккордеониста. 1-3 классы ДМШ. Упражнения. Этюды. Сост. А.Талакин. –М.: Музыка, 1989.
Хрестоматия аккордеониста. 1-2 классы ДМШ. Сост. В.Лушников. –М.: Советский композитор, 1978.
Хрестоматия аккордеониста. 3-4 классы ДМШ. Сост. Ю.Акимов, А.Талакин. –М.: Музыка, 1982.
Хрестоматия аккордеониста. 3-5 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. Ю.Акимов, А.Талакин. –М.: музыка, 1974.
Хрестоматия аккордеониста. 5 класс ДМШ. Сост. А.Судариков. –М.: Музыка, 1982.
Хрестоматия аккордеониста. 1-2 классы ДМШ. Сост. В.Гусев. –М.: Музыка, 1988.
Хрестоматия аккордеониста. Этюды 4-5 классов ДМШ. Сост. А.Талакин. –М.: Музыка, 1988.
Чекалов П. Пьесы и этюды для аккордеона. –М.: Советский композитор, 1983.
Шплатова О.М. Первая ступенька: юным аккордеонистам и баянистам: учебно-методическое пособие / О.М. Шплатова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2008.- 23 с.
Штраус И. Венские вальсы. Переложение для аккордеона. Тетрадь 5. – Киев: Музична Украина, 1976.
Эстрадные миниатюры для аккордеона или баяна. Вып. 1. Сост. С.Лихачев. –С.-П.: Композитор, 2002.
Эстрадные миниатюры для аккордеона или баяна. Вып. 2. Сост. С.Лихачев. –С.-П.: Композитор, 2000.
Этюды для аккордеона. Вып. 10. –М.: Советский композитор, 1977.
Этюды для аккордеона, вып. 11. Сост. М.Двилянский. –М.: Советский композитор, 1978.
Этюды для аккордеона. Вып. 13. Сост. М.Двилянский. –М.: Советский композитор, 1980.
Этюды для аккордеона. Вып. 15. Сост. М.Двилянский. –М.: Советский композитор, 1982.
Этюды для аккордеона. Вып. 16. Сост. М.Двилянский. –М.: Советский композитор, 1983.
Этюды для аккордеона. Вып. 17. Сост. М.Двилянский. –М.: Советский композитор, 1984.
Этюды для аккордеона. Вып. 19. Сост. М.Двилянский. –М.: Советский композитор, 1986.
Этюды для аккордеона. Вып. 21. Сост. М.Двилянский. –М.: Советский композитор, 1988.
Этюды для баяна и аккордеона: 1-2 классы ДМШ и ДШИ / Сост. Т.Лукьянова – Спб: Союз художников, 2011.- 67 с.
Юному музыканту баянисту – аккордеонисту: первый класс ДМШ: учебно-методическое пособие/ ред.-сост. В.В.Ушенин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2010.- 73 с.
Юному музыканту баянисту – аккордеонисту: второй класс ДМШ: учебно-методическое пособие/ ред.-сост. В.В.Ушенин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2010.- 79 с.
Юному музыканту баянисту – аккордеонисту: подготовительный класс ДМШ: учебно-методическое пособие/ ред.-сост. В.В.Ушенин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2011.- 57 с.
Юный аккордеонист. Часть 2: методический текст пособия для преподавателей ДМШ / Г.Бойцова.- М.: Музыка, 2005.- 76 с.