Методическая разработка по окружающему миру в нач классах Тема « На лесной полянке»


Методическая разработка классного часа
«На лесной полянке»
по окружающему миру в нач классах
Приготовил учитель нач классов Бучнева Наталья Владимировна
Цели и задачи классного часа:
познакомить с правилами поведения в лесу;
научить учащихся ориентироваться в лесу по приметам
развивать стремление охранять лес и бороться с нарушителями правил поведения;
способствовать развитию творческого мышления, любознательности , наблюдательности;
воспитывать любовь к природе и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.
Оборудование:
Аудиокассета с записью звуков природы.
Магнитофон, компьютер, проектор.
Иллюстрации о природе (птицы, лес, насекомые)
Сборник загадок, стихов
Костюмы ЛЕСОВИЧКА, ЛЕСНИЧЕГО
Ход классного часа
УЧИТЕЛЬ:
– Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы хотим пригласить вас в волшебный мир добра и красоты. Оглянитесь вокруг. Вам здесь нравиться на нашей «лесной полянке»? Почему вам здесь хорошо?
Ведущий:Дом со всех сторон открыт.Он резною крышей крыт.Заходи в зелёный дом –Чудеса увидишь в нём. (лес)
– Вы знаете, что любым путешественникам необходимо снаряжение. Посмотрите, что мы приготовили для прогулки.
Игра «Наборщик». Собери в рюкзак то, что понадобится в лесу. И объясни, почемутебе этот предмет необходим? (сачок для ловли насекомых, фотоаппарат, спички, компас, ружьё, магнитофон, книги, удочки, корзина, фломастеры, альбом, капкан, верёвка)Посмотрите на иллюстрации (СЛАЙДЫ) и скажите, а что такое лес?
– Значит: лес –это
родной дом растениям и животным; он кормит их и нас;
помощник земледельца; охраняет реки и озёра от пересыхания.
богатство и красота, украшает планету, даёт здоровье людям, радость и отдых;
«легкие» планеты (за 1 час 1 га насаждений поглощает 2 кг углекислоты)
защитник человека (стройматериалы получаем из древесины)
– Ребята, смотрите, кто же это идёт нам навстречу? Правильно… ЛЕСОВИЧОК. Он может нам много рассказать о своей жизни. Давайте послушаем его рассказ.
ЛЕСОВИЧОК: Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева… Оглянитесь в своей комнате, классе: мебель, пол, окна, двери – сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетрадки, специальные масла, дёготь, скипидар…
Более 10 тыс. различных изделий производится нашей промышленностью из древесины. Без дерева жизнь нынче немыслима. Поэтому с каждым годом лес все больше и больше нуждается в защите, в восстановлении того, что безжалостно истреблялось многие годы.
– А однажды я обходил свои владения, глядь, выскочила из воды рыбка и молвит: «Не отпускай меня, Лесовичок, назад в воду, моченьки нет там жить». А как вы считаете, почему случилось так? Почему рыбка не захотела оставаться в воде, ведь вода – это её дом?
Когда мы говорим о лесе, то подразумеваем его составные части, о которых вы узнаете из следующего задания, а задания будут о моих друзьях.
Работа в группах: на столах у вас лежат конверты с заданием, в них вы найдёте загадки, ребусы.
Кто 2 раза родился, В первый раз гладкий, во второй раз мягкий. «ПТИЦЫ»
– Вспомните и спойте песни о птицах. Назовите 3-4 названия птиц Какие названия птиц занесены в Красную книгу?
2 Дышит, растет,а ходить не может. «РАСТЕНИЯ»
– Вспомни названия растений. Какие названия деревьев, цветов вам знакомы? (ответы)
С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полях цветёт много цветов. Только растаял снег, как появился …подснежник. Послушайте стихотворение о этом замечательном цветке.
(Подготовленный ученик, в костюме цветка подснежника, читает стихотворение) «ПОДСНЕЖНИК» Л. Кудрявская:
Выглянул подснежникВ полутьме лесной,Маленький разведчик,Посланный весной.Прибежал подснежникВ мартовский лесок,Заглянул подснежник в чистый ручеёкИ, себя увидев, крикнул: «Вот те на!Я и не заметил, что пришла весна».
«ПОДСНЕЖНИК» - Ребята, посмотрите на меня. (см. иллюстрацию) Белые лепестки; короткий и тонкий стебелек; резные листья. А знаете ли вы , как называют этот цветок другие народы мира? (СЛАЙДЫ)
«СНЕЖНАЯ КАПЛЯ» – в Англии
«СНЕГОСВЕРЛИТЕЛЕМ» – во Франции
«СНЕЖИНКА» – чехи
«БЕЛЫЙ ЦВЕТОК» – испанцы
«СНЕЖНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК» – немцы
«ЗАДИРА» – в Болгарии.
– Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди смогли восхищаться тем, что создала природа. А теперь прочтите стихотворение-призыв, обращение ко всем нам , живущим на нашей замечательной планете.
(Стихотворение(см на экран) дети читают хором)
Если я сорву цветок,Если ты сорвешь цветок,Если все: и я, и ты,Если мы сорвем цветы,Опустеют все поляныИ не будет красоты!
Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!
Игра «Аукцион». «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме….».(За 1 мин. назовите названия лесных цветов. Повторять ответ нельзя. Кто последним назовет, тот и выиграл.)ЛЕСНИЧИЙ: Ещё не успеет растаять снег, а на солнцепёке и сухих местах уже высыхает прошлогодняя трава, листья, мхи. Всё это легко загорается! Страшен в лесу пожар! Долгие годы (больше 3 лет) растет на пожарище новый лес. Деревья не растут, а стоят до тех пор, пока сами не упадут. . Корни трав и деревьев выгорают. Гибнет масса насекомых и их куколок. А сколько гибнет мелких грызунов?!Очень страшны подземные пожары. Торфяные болота горят даже зимой под толщей снега.
Помни: из 1 дерева можно сделать 1млн. спичек, а 1 спичкой можно сжечь миллионы деревьев. Будь осторожен с огнем!
Когда забывают потушить или небрежно тушат огонь, искры разносятся на большие расстояния и вызывают новые пожары. Вспомните о печальном праздновании эвенкийского Нового года в Алданском районе. Более 3 недель не могли погасить лесной пожар, и в результате чего город был окутан дымовой завесой. Был нанесён материальный ущерб населению, т.к. огнём были уничтожены дачные усадьбы.
Иногда пожары возникают в лесу от удара молнии. Существует наземная и воздушная служба охраны лесов. Но любой пожар легче предотвратить, чем тушить. (слайд)
ПОМНИТЕ: 90 пожаров из 100 возникают по вине человека.
Чтобы сосны, липы, елиНе болели, зеленели,Чтобы новые лесаПоднимались в небеса,Их под звон и гомон птичий охраняет друг лесничий
– Лесники заботятся о том, чтобы леса не старели, они уничтожают вредных насекомых (их личинки), лечат больные деревья, следят за тем, чтобы в питомниках росли молодые деревца-саженцы.
«Лес – богатство и краса,Береги свои леса!Враг природы тот,Кто леса не бережет»
«Берегите русский лес,Он источник всех чудес!»
ЛЕСОВИЧОК: многие приметы в природе и в поведении животных подсказывают изменения погоды
Загадка: Приятное мое кушанье,сладок плод моих трудов.
(появляется «Пчела») – Пчелы утром, перед дождем, они не вылетают из ульев и сильно гудят, даже если светит солнце. Если рано отправляются за добычей и рано возвращаются – будет день хороший.
Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу.(появляется «муравей»)
– Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают ходы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут.
Без рук, без ног ползает.(появляется «червяк»)
– Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, т.к. могут быть затоплены их норы.
Кто поёт на одной ноге?(появляется «кузнечик»)
– Кузнечики сильно стрекочут поздним вечером, предвещая хорошую погоду.
Не птица, а летает,С хоботом, а не слон.Никто не приручает,а на нос садится.(появляется «муха»).
– Мухи рано просыпаются, оживленно жужжат, значит жди хорошую погоду. Мухи тихие, сонные – быть дождю.
Есть на свете зверёк,По примете все его боятся,Окна, двери запирают,Кто его убьёт, тотсвою кровь прольёт.(появляется «комар»)
– Комары перед дождем становятся назойливее, сильно кусаются к грозе. – вьются столбиком – хорошая погода.
Одуванчик перед дождем складывает свои пушистые шарики.
Клевер перед дождем наклоняется, опускает листья. В медицине используют цветы как противовоспалительное, болеутоляющее средство, при простуде и при кожных заболеваниях.
У маленькой скотинки100 серебряных монеток в спинке.
(появляется «рыба»)
– Рыба в засуху перед дождем перестает клевать.
ЛЕСОВИК:
– Давайте, друзья, поиграем все вместе и выполним последнее ЗАДАНИЕ .Игра «Веселый улей»
Представим, что мы с вами пчелы и живем в большом улье веселой и дружной семьёй. Пчелы очень трудолюбивый, работящий « народ». Они постоянно приносят «запасы» в свой домик. Итак, внимательно посмотри во все свои карманы и «принеси» в улей (сложи на свой стол) все содержимое карманов. У кого вещей будет больше, тот «улей» и выиграл.
УЧИТЕЛЬ:
– Вот и завершилось наше путешествие. Надеюсь, вы узнали много интересного, что непременно пригодится вам в настоящем походе. Со своими знаниями, полученными на сегодняшнем уроке, вы поделитесь с друзьями и родными. А находясь в лесу не забывайте о правилах поведения и о том, что рассказали вам ЛЕСОВИЧОК и его друзья..
ЛЕСОВИЧОК: В начале вашего путешествия вы были ПОТРЕБИТЕЛИ, а сейчас вам присуждается звание «НАБЛЮДАТЕЛЬ» и «ХОЗЯИН», а также вручается пригласительный билет в «ЛЕСНОЕ ЦАРСТВО» на круглогодичное посещение. Милости просим к нам в гости!
УЧИТЕЛЬ: Помните: Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее; а охраняя природу – вы охраняете себя!