Рабочая программа по преодолению оптической дисграфии и дислексии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОКСИТОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 7 ВИДА


«Утверждаю»: «Согласовано»:
Директор школы Зам.директора по УВР
Алибаев Ш.Г. Нурмухаметова А.Н..
_______________2012г ______________2012г




Рабочая программа по преодолению
оптической дисграфии и дислексии

на 2012-2013 учебный год






Учитель-логопед: ___________ /Галимова А.Б./
Количество занятий в неделю _________
Общее число занятий __________


Литература:
Калинина И.Л. Сборник упражнений по письму для учащихся 1 класса. – М.: Наука, 1992.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Кочеткова Н.А. Я различаю буквы о-а, сходные по написанию: альбом ученика. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы, – М.: КАРО, 2006.
Романова Е.В. Пишу правильно буквы И и У. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб: КАРО, 2007.
Романова Е.В. Пишу правильно буквы Б и Д. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб: КАРО, 2007.
Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10 лет. – СПб.: КАРО, 2007.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


Пояснительная записка.

Нарушения письменной речи принято обозначать терминами «дисграфия», «дислексия» и «дизорфография».
Дисграфия характеризуется стойкими специфическими ошибками на письме, которые могут быть обусловлены как несформированностью устной речи, так и значимых для обеспечения процесса письма высших психических функций в силу различных причин (от социально-психологических до органической патологии).
Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При оптической дисграфии наблюдаются искаженное воспроизведение букв на письме:
неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы;
замены и смешения графически сходных букв (п-т, п-т, л-м, и-ш, в-д).

Цель: преодоление смешений и замен оптически схожих букв на письме.
Задачи:
Развитие зрительного восприятии я и памяти
Развитие пространственных ориентировок.
Развитие буквенного гнозиса.
Дифференциация оптически схожих букв.


Срок реализации программы: 1-2- учебных года.

Литература.
Калинина И.Л. Сборник упражнений по письму для учащихся 1 класса. – М.: Наука, 1992.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Кочеткова Н.А. Я различаю буквы о-а, сходные по написанию: альбом ученика. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы, – М.: КАРО, 2006.
Романова Е.В. Пишу правильно буквы И и У. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб: КАРО, 2007.
Романова Е.В. Пишу правильно буквы Б и Д. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб: КАРО, 2007.
Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10 лет. – СПб.: КАРО, 2007.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.






Форма занятий
Этап. Тема
Период
К-во часов

Индиви-дуальные и подгрупп-повые занятия
Подготовительный этап
1. Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов.
Развитие зрительного гнозиса:
развитие восприятия цвета;
развитие восприятия формы;
развитие восприятия размера и величины.
-Развитие буквенного гнозиса:
развитие восприятия цвета букв;
развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;
дифференциация расположения элементов букв.
2 Развитие зрительного анализа и синтеза.
3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):
развитие запоминания формы предметов;
развитие запоминания цвета;
развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов.
4. Формирование пространственного восприятии и представлений:
ориентировка в схеме собственного тела;
дифференциация правых и левых частей предмета;
ориентировка в окружающем пространстве.
5. Формирование речевых средств, отражающих  зрительно-пространственные отношения.
6. Развитие зрительно-моторных координаций.
Основной этап.
Закрепление связей между произнесенным звуком и его графическим изображением на письме.
Различение гласных и согласных звуков.
Деление на слоги. Ударение.
Развитие простых форм звукобуквенного анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова.
Слог. Слоговой анализ и синтез.
Дифференциация смешиваемых звуков (определяется структурой дефекта).
Дифференциация букв о -а изолированно, в слогах и в словах
Дифференциация букв о–а в словосочетаниях, предложениях и тексте
Дифференциация букв и –у изолированно, в слогах и в словах
Дифференциация букв и–у в словосочетаниях, предложениях и тексте
Дифференциация букв и –ш изолированно, в слогах и в словах
Дифференциация букв и–ш в словосочетаниях, предложениях и тексте
Дифференциация букв б –д изолированно, в слогах и в словах
Дифференциация букв б–д в словосочетаниях, предложениях и тексте
Дифференциация букв п –т, изолированно, в слогах и в словах
Дифференциация букв п –т в словосочетаниях, предложениях и тексте
Дифференциация букв л –м. изолированно, в слогах и в словах
Дифференциация букв л –м в словосочетаниях, предложениях и тексте
Дифференциация букв к –н, изолированно, в слогах и в словах
Дифференциация букв к – н, в словосочетаниях, предложениях и тексте
Дифференциация букв ш –щ, изолированно, в слогах и в словах
Дифференциация букв ш –щ, Ш-Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте
Дифференциация букв и –ц, изолированно, в слогах и в словах Дифференциация букв и –ц, И-Ц в словосочетаниях, предложениях и тексте
Дифференциация букв и –ц, в словосочетаниях, предложениях и тексте
Дифференциация букв ц –щ, изолированно, в слогах и в словах
Дифференциация букв ц –щ, в словосочетаниях, предложениях и тексте
Дифференциация букв З-Е изолированно, в слогах и в словах
Дифференциация букв З-Е в словосочетаниях, предложениях и тексте
Заключительный этап
Совершенствование графо-моторных навыков. Закрепление полученных навыков на письме. Графические диктанты, выборочное списывание, творческие работы
16 сентября – 15 октября 2011











16 октября – 1 ноября 2011
7-15 ноября 2011



декабрь 2011 – март 2012



























апрель-май 2012
8













8

4




24




























16





60