Программа учебного предмета «Художественное слово» дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области искусства «Искусство театра»
Программа учебного предмета
«Художественное слово»
дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области искусства «Искусство театра»
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Художественное слово» дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области искусства «Искусство театра» составлена с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».
Программа «Художественное слово» - это комплексный подход к обучению, включающий освоение знаний, умений и навыков по технике и логике речи, искусству художественного слова, развитие культуры речевого общения, повышение общекультурного уровня детей и расширение кругозора чтения.
В основу обучения искусству художественного слова положены методические разработки, теоретические и практические работы физиологов, лингвистов, психологов, преподавателей сценической речи, театроведов.
.
Срок реализации учебного предмета «Художественное слово» - 4 года
Срок обучения (классы) - 4 года обучения (1-4класс)
Количество часов в неделю - 0,5
Количество часов я в год - 17
Общее количество часов - 68
Форма проведения учебных занятий
Обучение проходит в форме индивидуальных занятий. Для более эффективного усвоения материала, улучшения качества практических навыков, для развития чувства партнёра и умения работать в команде могут быть выбраны такие виды учебных занятий, как мастер-класс, семинар и другие.
Рекомендуемая продолжительность урока – 35 минут для 1 класса и 40 минут для 2,3,4 классов.
Цели:
- выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте;
- художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.
Задачи:
приобретение детьми знаний, умений и навыков в области техники речи, орфоэпии;
обучение логическому разбору и постановке действенной задачи при исполнении художественного произведения;
ознакомление с возможностями различной исполнительской трактовки произведения;
расширение круга чтения;
развитие осмысленной ясной, грамотной речи в быту и в условиях сценической деятельности обучающихся;
развитие навыков самостоятельного творческого образного мышления;
развитие культуры речевого общения;
воспитание творческой инициативы;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
подготовка одаренных детей к участию в конкурсах и фестивалях.
Методы обучения
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Художественное слово» имеет следующие разделы:
1. Техника речи (дыхание, голосоведение, дикция).
2. Орфоэпия.
3. Логический анализ текста.
4. Культура речевого общения.
5. Сценическая речь.
Все разделы программы «Художественное слово» осваиваются в тесной взаимосвязи. Педагог должен постоянно тренировать свой речевой аппарат, начиная выполнять с обучающимися упражнений дыхательной и артикуляционной гимнастики, дикционных и орфоэпических комплексов (преимущественно в игровой форме, сообразно возрасту) знакомя их с основами логического разбора исполняемого произведения. Уметь выстраивать линию словесного действия в соответствии с исполнительскими задачами для достижения главной цели занятий - открытия мира искусства художественного слова, как материала актёрского искусства, исполнительского искусства чтеца и как жизненно важного принципа культуры личности и культуры общения.
Педагог должен планировать занятия, соединяя теоретический материал с определенно выстроенными практическими занятиями и обсуждением пройденного.
Раздел «Сценическая речь» входит в программу, как значительный, особо важный этап процесса реализации программы и предназначен для развития навыков владения ясной, логически осмысленной, грамотной речью во время исполнения роли в спектакле.
При подготовке к исполнению отдельного художественного произведения или литературной, литературно-музыкальной композиции, литературного спектакля предлагается включить в учебный процесс групповое посещение музеев и театров для знакомства с творчеством писателя и эпохой, отображённой в произведении. Также возможны и виртуальные экскурсии с использованием информационных средств, возможностей интернет-пространства, что будет способствовать развитию навыков самостоятельной работы над изучением произведений. Важным компонентом обучения является групповое и мелкогрупповое запланированное посещение библиотек и библиографических кабинетов с приглашением библиографов для обучения навыкам работы со справочно-информационными ресурсами библиотек, в том числе и электронных.
При планировании самостоятельной работы обучающихся по программе «Художественное слово» следует учитывать время на выполнение домашних заданий, а также посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
1.Техника речи.
1. Дыхание. Основы.
2. Ряд гласных. Основы голосоведения.
3. Дикция. Речевые игры на развитие активности согласных
2. Орфоэпия.
1. Произносительные нормы современного русского языка и ошибки в бытовой речи.
2.Зависимость произносительных норм от ударения в слове
3. Логический анализ текста.
1. Речевые такты и логические паузы.
2. Логические ударения. Главное слово или словосочетание в речевом такте.
3. Тема. Идея. Сверхзадача.
4. Разбор произведений. Исполнение басен и стихотворений малых форм
4. Культура речевого общения.
1. Умение владеть грамотной речью в основных жизненных ситуациях. Этюды.
2. Контрольный урок. Итоговый показ.
Годовые требования
Раздел.1.Техника речи.
Тема 1.1. Дыхание. Основы. Техника речи и роль изучения её разделов в сценической деятельности, в быту. Первостепенная роль правильного дыхания. Практические упражнения для укрепления мышц диафрагмы, брюшного пресса, межрёберных мышц стоя, сидя, в движении. Выполнение в игровой форме дыхательной гимнастики.
Тема 1.2. Ряд гласных. Основы голосоведения. Элементарные сведения об анатомии, физиологии и гигиене речевого аппарата, о понятиях: диапазон голоса, тембр, регистр, резонатор. Упражнения на координацию дыхания со звуком, укрепление и освобождение от ненужного напряжения мышц речевого аппарата. Речь «на опоре».
Тема 1.3. Дикция. Речевые игры на развитие активности согласных. Дикционная культура. Упражнения для развития речевого аппарата, освобождения от мышечных зажимов, артикуляционная гимнастика, сочетания гласных и согласных. Игровой комплекс «Активные согласные».
Раздел 2. Орфоэпия.
Тема 2.1. Произносительные нормы современного русского языка и ошибки в бытовой речи. Необходимость овладения грамотным произношением в жизни и на сцене. Упражнения в игровой форме «Говорим правильно» на тему ошибок в бытовой речи.
Тема 2.2. Зависимость произносительных норм от ударения в слове. Разноместное ударение в русском языке. Игра «Волшебные слова» на тему смыслоразличительного значения ударений (из слов на карточках скачки-скачки, атлас-атлас, уже-уже, дорога-дорога и т.п.) необходимо одной команде составить, а другой – прочитать предложения с различным значением. Игра «Скажу неверно, а ты поправь!». Работа в парах. Один сознательно неверно произносит, другой - исправляет. Развитие навыка пользоваться словарём для проверки правильности ударений.
Раздел 3. Логический анализ текста.
Тема 3.1. Речевые такты и логические паузы. Донесение мысли в звучащей речи. Логика речи. Речевые такты, как группы слов, связанные единой мыслью. Логические пауз для разделения и связывания речевых тактов. Графическое обозначение речевых тактов и видов логических пауз (основные: соединительные, разделительные и люфт-пауза) при логическом разборе текста в репертуарной тетради чтеца и актёра. Тема 3.2. Логические ударения. Главное слово или словосочетание в речевом такте. Выделение главных слов или словосочетаний в речевом такте, фразе, куске. Основные знаковые обозначения главных и второстепенных логических ударений. Игра «Путешествие в страну ЛОГИКА». На усмотрение педагога - выбор литературного, сказочного или бытового героя, который «расшифровав» маршрут на речевой карте из 1-3-х несложных предложений (совершив графическую разбивку на речевые такты, обозначив паузы и главные слова) достигает цели.
Тема 3.3. Тема. Идея. Сверхзадача. О чем нам рассказал автор? Определение главной мысли произведения. О чем я хочу рассказать? Чем бы я хотел увлечь, о чем должен поразмыслить слушатель и зритель после моего исполнения? Беседа с ответами на данные вопросы в группе. Определение эвристическим методом понятий тема, идея, сверхзадача и определение их на примере в конкретных произведений .Тема 3.4. Разбор произведений. Исполнение басен и стихотворений малых форм. История возникновения басни. Эзоп. Бабрий. Лафонтен. Державин. Тредиаковский. Крылов. Василий Пушкин. Михалков. Кривин. Чтение басен в группе. Выбор басен сообразно возрасту в процессе чтения. Стихотворения детских поэтов – А.Барто, С. Михалкова, Б. Заходера, Э.Мошковской, А. Усачёва, Э.Успенского и других.
Исполнение басен и стихотворений с предварительным разбором идейно-тематического содержания, авторского и личностного отношения.
Раздел 4. Культура речевого общения.
Тема 1.4. Умение владеть грамотной речью в основных жизненных ситуациях. Этюды .Культура речи и культура речевого общения как многозначные понятия. Использование языковых средств в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Практическое исполнение небольших сюжетно-ролевых этюдов на вышеуказанные темы.
Контрольный урок.
Итоговый показ в форме обзорного концерта по пройденным темам и исполнением басни, либо стихотворения.
Второй год обучения
1.Техника речи
1. Дыхательная гимнастика.
2. Дикционные комплексы.
3. Развитие полётности голоса.
4. Скороговорки
2.Орфоэпия.
1. Произношение гласных звуков в ударном и безударном положении.
2. Классификация согласных
3. Логический анализ текста.
1. Логические ударения. Главные слова. Паузы.
2. Тема. Идея.
3. Событийный ряд.
4. Разбор произведений. Исполнение небольших рассказов или отрывков из рассказов остросюжетного характера
4. Культура речевого общения.
1. Слушаем и отвечаем
2. Контрольный урок. Итоговый показ
Годовые требования
Раздел 1. Техника речи.
Тема 1.1. Дыхательные гимнастики. Выполнение различных видов дыхательных гимнастик в игровой форме для воспитания полного смешанного диафрагматического дыхания. Осанка при выполнении дыхательных упражнений, упражнения в положении стоя, сидя, лёжа. Воспитание навыков носового дыхания. Упражнения «Цветок», «Снежинка». «Пушинка», «Насос и мячик», «Свечи» и т.п.
Тема 1.2. Дикционные комплексы. Упражнения для развития речевого аппарата, освобождения от мышечных зажимов, артикуляционная гимнастика, сочетания гласных и согласных. Ряд гласных обычный и йотированный (И-Э-А-О-У-Ы; И-Е-Я-Ё-Ю-И). Слоговые упражнения на сонорных и звонких щелевых согласных (Л, Р, М, Н, Ж, З, В); губно-губных и смычных согласных (П, Б).Упражнения на освоение разницы в артикуляции твёрдых и мягких согласных ( Т, ТЬ, Д, ДЬ)
1.3. Развитие полётности голоса. Мимический точечный и вибрационный массаж без звука и со звуками «М», «В». Упражнения для выведения звука вперёд: «Зеркало», «Расслабленный язык», «Игра в теннис», «Игра в мяч» со звуковыми сочетаниями «Эхо», «Камешки» на протяжных «ми-мэ-ма-мо-му-мы» и т.п.1.4. Скороговорки. Исполнение скороговорок в игровой форме для проверки правильности произношения проблемных звукосочетаний.
Раздел 2. Орфоэпия.
Тема 2.1. Произношение гласных звуков в ударном и безударном положении. Игровые упражнения на выделение ударного слога разными способами (взмахом руки, шагом и т.п.). Музыкальный способ выделения ударного слога высотой тона. Этюд «Кукольный магазин». Игрушки произносят слова, применяя для динамического ударения вышеупомянутые способы. Предударный и заударный слог. Редукция.
Тема 2.2. Классификация согласных. Упражнения на произношение согласных в сочетаниях: смычных взрывных (п-б,т-д,к-г); щелевых(с-з,ш-ж,ф-в,х): глухих (п,т,к,х,с,ф,ш,щ,ц,ч) и звонких (б,д,г,з,в.ж), сонорных(м,н,л,р). В сочетаниях твердых и мягких согласных (ел-ель, был-бил, кра-кря и т.п.).
Раздел 3. Логический анализ текста.
Тема 3.1. Логические ударения. Главные слова. Паузы. Разбор тестовых текстов-отрывков из прозаических произведений. Главная мысль отрывка. Способы интонационного выделения.
Тема 3.2. Тема. Идея. Сверхзадача. Логический разбор отрывков, выбранных для исполнения.
Тема 3.3. Событийный ряд. Событийный ряд в рассказе, сказке, пьесе. Исходное событие. Центральное событие. Главное событие. (Завязка. Кульминация. Развязка). Определение в отрывках, выбранных для исполнения.
Тема 3.4. Разбор произведений. Исполнение небольших рассказов или отрывков из рассказов остросюжетного характера. Исполнение рассказов и отрывков из рассказов с предварительным действенным анализом (идейно-тематическое содержания, авторская задача, задача исполнителя, событийный ряд, личностное отношение к событиям).
Раздел 4. Культура речевого общения.
Тема 1.4. Слушаем и отвечаем. Сюжетно-ролевая игра, воспитывающая умение слушать собеседника и вежливо ему отвечать в различных ситуациях. Примерные темы «Мой школьный день», «Как я провёл каникулы», «Поездка, которая мне понравилась (не понравилась)» и т.п.
Итоговый показ в форме обзорного концерта по пройденным темам и исполнением рассказов. По выбору педагога можно объединить концерт единой темой, например «Весёлые страницы», «Мои любимые писатели» и т.п.
Третий год обучения
1.Техника речи.
1. Дыхательно-артикуляционные комплексы с движением.
2. Дикционные комплексы с движением и ролевым компонентом.
3. Развитие силы голоса.
4. Скороговорки, загадки, народные заклички с сюжетно - ролевым компонентом
2. Орфоэпия.
1. Пословицы и поговорки для тренировки ударных и безударных гласных
2. Пословицы и поговорки для тренировки согласных
3. Элементы народного говора.
3.Логический анализ текста.
1. Темпо-ритм произведения.
2. Фантазия и воображение. Создание рассказчиком атмосферы произведения.
3. Предлагаемые обстоятельства.
4. Разбор произведений. Исполнение русских народных или авторских сказок
4.Культура речевого общения.
1. Обсуждение спектакля, концерта. Виды аргументации
5. Сценическая речь
1. Действенный анализ монолога из пьесы и его исполнение
2. Контрольный урок. Итоговый показ
Годовые требования
1. Техника речи.
1.1. Дыхательно-артикуляционные комплексы с движением. Упражнения на развитие длинного дыхания и правильного голосообразования в движении.
1.2. Дикционные комплексы с движением и ролевым компонентом. Использование поэтических форм народного фольклора для выполнения комплексов с активным движением с элементами музыкально-ритмического оформления.
1.3. Развитие силы голоса. Повышение и понижение голоса при произнесении стихотворных строчек построчно нараспев.
1.4. Скороговорки, загадки, народные заклички с сюжетно - ролевым компонентом. Составление и исполнение небольшого монолога из скороговорок с использованием навыков по всем темам раздела.. Образ рассказчика. Построение сюжета. Конфликт.
2. Орфоэпия.
2.1. Пословицы и поговорки для тренировки ударных и безударных гласных. Произношение и запоминание пословиц и поговорок на пары гласных ударном и безударном положении а-я; о-ё; и-ы; е; у-ю.
2.1. Пословицы и поговорки для тренировки согласных Произношение и запоминание пословиц и поговорок на ч-щ, л-р.
2.3.Элементы народного говора. Использование авторами говора, как элемента характерности героя. Говоры и диалекты. Севернорусский. Южнорусский. Среднерусский. Зона говоров Сибири и Дальнего Востока.
3. Логический анализ текста.
3.1.Темпо-ритм произведения.
3.2. Фантазия и воображение. Создание рассказчиком атмосферы произведения. Речевые этюды «Сочинители сказочных историй», «Продолжи сказку», «Необычный поворот сюжета».
3.3. Предлагаемые обстоятельства. Обстоятельства времени, места действия ситуативно-личностного характера и их роль в развитии сюжетно-действенной линии.
3.4.Разбор произведений. Исполнение русских народных или авторских сказок. Сказка, как маленький спектакль. Образы русских сказительниц прошлого. Собиратели сказок. Элементы аутентичного исполнения (с говором). Современное исполнение. Юмор рассказчика.
4. Культура речевого общения.
4.1.Обсуждение спектакля, концерта. Виды аргументации. Беседа с педагогом. Логические, этические и чувственные аргументы. Преимущества и недостатки.
5. Сценическая речь
5.1. Действенный анализ монолога из пьесы и его исполнение. Предлагаемые обстоятельства, сверхзадача, сквозное действие, контрдействие, оценка события. Линия роли. Второй план. Внутренний монолог. Видения. Характерность.
6. Контрольный урок. Итоговый показ Литературный спектакль или литературно-музыкальная композиция по сказочным сюжетам с использованием монологов из пьес со сказочным сюжетом. А.Островский «Снегурочка». С.Маршак «Двенадцать месяцев», «Теремок», «Сказка про козла», «Кошкин дом». Л. Шварц «Два клёна», «Дракон», «Сказка о потерянном времени», «Красная шапочка», «Обыкновенное чудо» и др.
Четвертый год обучения
1.Техника речи.
1.Тренинги-разминки для подготовки к выступлению
2.Орфоэпия.
1.Орфоэпические комплексы - повторение пройденного. Нормы литературного сценического произношения.
3. Логический анализ текста.
1. Действенный анализ текста. Разбор произведений. Исполнение произведений различных жанров для исполнения в концертных программах и конкурсах.
4. Культура речевого общения.
1.Подготовка к публичному выступлению. Самопрезентация5.Сценическая речь
1.Работа над словесным действием в отрывках и пьесах различных жанров.
2.Работа над речью в учебном спектакле
3.Контрольный урок. Итоговый показ
Годовые требования
1. Техника речи.
1.1. Тренинги-разминки для подготовки к выступлению. Тренинги, состоящие из упражнений по дыхательной, артикуляционной гимнастике в игровой форме. Специальный массаж-релакс для голоса после речевой нагрузки. Дикционный комплекс с усложненным сочетанием согласных. Освоение самостоятельного ведения тренинга.
2. Орфоэпия.
2.1. Орфоэпические комплексы - повторение пройденного. Нормы литературного сценического произношения.
Нормы литературного произношения. Профессиональный и бытовой сленг. Необходимость овладения культурой речи в обыденной жизни. Задания и упражнения по устранению диалектных ошибок. Качественная и количественная редукция безударных гласных (формула А.А.Потебни). Упражнения по методу "дирижирования", развивающие слухо-произносительные навыки.
3. Логический анализ текста.
3.1. Действенный анализ текста. Разбор произведений. Исполнение произведений различных жанров для исполнения в концертных программах и для поступления в вузы. Тема. Идея. Сверхзадача. Эпизоды. Событийный ряд. Жанровые и стилистические особенности литературных произведений. Особенности исполнения отрывков публицистики и произведений эпистолярного, мемуарного жанров. Умение применить репертуар в концертах и мероприятиях различной тематики.
4. Культура речевого общения.
4.1. Подготовка к публичному выступлению. Самопрезентация. Подготовка выступления-презентации на выбранную тему. Умение использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Упражнения по логическому разбору текста с использованием различных видов пауз (люфтпаузы, соединительные, соединительно-разделительные паузы, смысловые акценты), а также тактовых и фазовых ударений. Акцент и выделение основной мысли.
5. Сценическая речь.
Работа над словесным действием в отрывках и пьесах различных жанров. Работа над речью в учебном спектакле.
6. Контрольный урок. Итоговый показ Литературный спектакль или литературно-музыкальная композиция
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения учебного предмета «Художественное слово» обучающиеся приобретут следующие знания, умения, навыки:
знание приемов дыхания, характерных для театрального исполнительства;
знание строения артикуляционного аппарата;
знание основных норм литературного произношения текста;
умение использовать голосовой аппарат в соответствии с особенностями театрального исполнительства;
умение работать с литературным текстом;
умение устанавливать непосредственное общение со слушателями;
навыки по использованию голосового аппарата, владению дыханием;
навыки владения выразительными средствами устной речи;
навыки по тренировке артикуляционного аппарата,
а также:
– знание основ строения рече-голосового аппарата,
– знание основ фонетики и орфоэпии русского языка,
- знание законов логического разбора произведения;
- умение выполнять и проводить комплексы речевой гимнастики с элементами дыхательного, артикуляционного и голосового тренинга, в том числе и с элементами сценического движения;
- навыки выполнения разминки для подготовки речевого аппарата будущего чтеца и актёра перед выступлением;
- умение применить полученные знания по современному литературному произношению в бытовой речи и в условиях сценической практики;
- умение проводить разбор стихотворного и прозаического произведения методом: идейно-тематического содержания, авторского и личного отношения к поставленной проблематике, сознательного отношения к выразительным особенностям стиля автора;
- умение пользоваться методом действенного анализа при разборе художественных текстов;
- умение самостоятельно подбирать определённую речевую характерность и речевой темпо-ритм для исполнения роли в спектакле;
– навык самостоятельного выбора материала для репертуара;
- умение работать с библиографическими ресурсами обычных библиотек, и с электронными ресурсами;
- умение воплотить литературные произведения различных жанров в звучащем художественном слове с учетом освоения основ актерского мастерства;
- навыки творческой деятельности;
- умение планировать свою домашнюю работу и осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
- умение давать объективную оценку своему труду,
- навыки взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В процессе освоения обучающимися предмета «Художественное слово» преподаватель осуществляет оперативное управление учебным процессом, контролируя качество полученных знаний, умений и навыков в соответствии с определёнными критериями и показателями, а также обеспечивает обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции аттестационных мероприятий.
Освоение разделов программы могут контролироваться в форме проведения открытых уроков.
Основной формой промежуточной аттестации по программе «Художественное слово» является итоговое занятие в форме показа творческих работ.
Итоговые занятия в форме показа творческих работ с приглашением зрителей проводятся в конце учебного года.
На итоговую аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее чем за две недели до начала проведения итоговой аттестации.
Критерии оценки
Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале:
Оценка
Критерии оценивания
5 («отлично»)
Дикционная культура, соблюдение орфоэпических законов, логики речи; выразительное, богатое интонационно, точное, эмоциональное исполнение произведений различных жанров (в соответствии с этапами освоения программы); донесение авторской задачи, подтекста; работоспособность, успешная самостоятельная работа по освоению профессиональных навыков, дисциплина, самоконтроль4 («хорошо»)
частично правильное использование элементов техники и логики речи, некоторая зажатость в исполнении, но с донесением логики авторской мысли, элементами интонационной выразительности; видимая возможность дальнейшего развития, дисциплина и желание обучаться
3 («удовлетворительно»)
ученик плохо владеет элементами техники речи и словесного действия, недостаточно работает над собой, не держит сценическую задачу, не умеет пользоваться объектами внимания; говорит тихо, неэмоционально, в основном из-за отсутствия самоконтроля, дисциплины, но в его исполнении присутствуют элементы освоенного материала, а также он проявляет стремление к дальнейшему профессиональному росту
2 («неудовлетворительно»)
невозможность выполнить поставленные задачи по технике, орфоэпии, логическому разбору, культуре речи и искусству звучащего слова в результате регулярного невыполнения заданий, недисциплинированности, пропуска занятий без уважительных причин, невыполнения домашней работы
зачет (без оценки)
промежуточная оценка работы ученика, отражающая полученные на определённом этапе навыки и умения
Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более гибко подойти к оценке.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области театрального искусства.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические рекомендации педагогическим работникам
Обучение по предмету «Художественное слово» проходит в форме занятий, состоящих из теоретической части, выполнения практических заданий, обсуждения и показа домашнего задания. В то же время часть занятий проходит в виде беседы, в ходе которой эвристическим методом обучающиеся выявляют ту или иную проблему, обсуждают и пытаются найти наиболее интересный способ ее решения. Программа делится на разделы. Каждый раздел требует особенного методического подхода.
Например, в разделе «Техника речи» необходимо обратить особое внимание на начальный этап практических занятий, где закладываются основы правильного дыхания, голосоведения и дикционной культуры. На первых годах обучения упражнения проводятся в игровой форме, но важно проконтролировать правильность выполнения, а не обозначения «понарошку» элементов дыхательно-речевых и дикционных комплексов.
Проводится тренировка произношения сочетаний согласных звуков с гласными в упражнениях, словах, фразах, специально подобранных для этой цели. Эти слова и фразы могут быть частями детских стихотворений любимых авторов (детские стихотворения и композиции из них с успехом используются в тренингах при обучении профессиональных актёров драматического и музыкального театра).
Особое внимание уделяется активности согласных по специально созданному курсу упражнений. Проводится постоянное наблюдение за естественностью артикуляции, свободой мышц голосового аппарата, за правильным использованием дыхания, за естественным, ненапряжённым звучанием голоса. Также проводятся беседы и практический показ упражнений, необходимых для профилактических мер по сохранению здорового голосового аппарата. К концу обучения каждый должен уметь провести расслабляющий массаж и несколько упражнений для полного раскрытия гортани, научиться координировать дыхание со звуком, укреплять и освобождать от ненужного напряжения мышцы речевого аппарата. Необходимо придерживаться принципа постепенного освоения материала – «от простого к сложному».
В старших классах, при изучении раздела «Сценическая речь», необходима совместная беседа о роли слова на сцене, раскрытой в книге К.С.Станиславского “Работа актера над собой. II” (гл. 3).
Например, обсуждение следующего утверждения мастера. “Говорить – значит действовать. Эту-то активность дает нам задача внедрять в других свои видения. … Об этом позаботятся матушка-природа и батюшка-подсознание. Ваше дело – хотеть внедрять, а хотения порождают действия”. Или: «Прошу всех обратить внимание, что в жизни, когда мы слушаем своего собеседника, в нас самих в ответ на все, что нам говорят, всегда идет такой внутренний монолог по отношению к тому, что мы слышим. Актеры же очень часто думают, что слушать партнера на сцене – это значит уставиться на него глазами и ни о чем в это время не думать. Сколько актеров “отдыхают” во время большого монолога партнера по сцене и оживляются к последним словам его, в то время как в жизни мы ведем всегда внутри себя диалог с тем, кого слушаем».
После интерактивной беседы необходимо выполнить несколько практических упражнений на сценическое общение и словесное действие, как бы соединив практические и теоретические навыки.
В разделе «Логический анализ текста» при работе над текстом исполняемого художественного произведения значительное внимание уделяется индивидуальной работе с обучающимся, в ходе которой он должен уметь выразить своё отношение к рассказываемым фактам, ознакомиться с понятиями перспективы речи, цели и сверхзадачи. Обязательной является домашняя работа по выбору литературных произведений для индивидуального и группового исполнения, подбору сведений о творческих биографиях авторов данных произведений, об эпохе, в которую жил автор, об историческом времени, освещаемом в исполняемом произведении. Так постепенно обучающийся обращается к методу исследовательской деятельности.
Индивидуальный подход к каждому ученику очень важен. Педагогу необходимо создать условия для проявления инициативы и самостоятельности ребенка. Также важно создать творческую атмосферу занятий, атмосферу доброжелательности, и вместе с тем - осознанной дисциплины. Обучающийся должен сам, по мере прохождения этапов занятий, попробовать методом «ролевой игры» побыть «педагогом» и осознать необходимость творческой дисциплины. В такой форме лучше осваиваются последовательность упражнений тренингов. Педагог должен развивать мотивированность обучающихся, поддерживать их уверенность в дальнейших творческих успехах, ставить новые задачи с учётом психофизических особенностей каждого. Необходимо применение деятельностного метода, когда результат обучения зависит от того, насколько активно ребенок включается в творческую деятельность, выполняя самостоятельные задания и этюды, обсуждая работу других членов группы и т.д.
Также необходимо избегать показа «с голоса», т.е. бездумного заучивания интонации, предлагаемой педагогом. Ученик сам должен открыть свою неповторимую интонацию с помощью метода действенного анализа и поставленных задач.
При освоении раздела «Культура речевого общения» важным является метод создания проблемных ситуаций в ролевых играх. Предлагая темы для этюдов по освоению речевой культуры, педагог должен учитывать наличие различной социальной среды в окружении обучающихся. Этюды можно объединять с повторением пройденного в разделе Орфоэпия. Такой комплексный подход поможет сделать выбор в организации языковых средств с обязательным учетом литературных норм.
Совместное посещение театров, концертов, музеев, конкурсов и фестивалей, прослушивание аудиозаписей известных мастеров слова и просмотр видеозаписей их выступлений, посещение мастер-классов известных чтецов и актёров с последующим обсуждением повышает уровень культуры обучающихся и воспитывает желание профессионального совершенствования.
Программа состоит из нескольких разделов, но в процессе обучения используется комплексный подход, то есть, на каждом занятии изучаются темы из разных разделов.
Примерная структура занятия:
1. Техника речи. Дыхательные и дикционные комплексы.
2. Орфоэпические комплексы. Упражнения. Этюды.
3. Этюды на развитие культуры речевого общения.
4. Логический разбор произведений различных жанров и их исполнение.
5. Обсуждение занятия. Получение домашнего задания.
VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой методической литературы
Андроников И.Л. Я хочу рассказать вам... - М.: Советский писатель,1962
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М., 1972
Бруссер А.М. Основы дикции. – М., 2003
Булатова Л.Н., Касатникн Л.Л., Строганова Т.Ю. О русских говорах. – М., 1975
Введенская Л.А.Словарь ударений для работников радио и телевидения –М., Феникс, 2012
Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. – М., 1977
Винокур Г.О. Русское сценическое произношение. – М., 1997
Выготский Л.С. Театральное творчество в школьном возрасте. - М., 1988
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1999
Галендеев В.Н., Кирилова Е.Н. Групповые занятия сценической речью. - Л., 1983
Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.,1980
Гольтяпина Н. Материалы для работы над дыханием, дикцией, орфоэпией и текстом на факультете музыкального театра. - М., 2007
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1978
Запорожец Т.И. Логика сценической речи. - М.: Просвещение, 1974
Искусство сценической речи. Учебник /Под ред. И. Ю. Промптовой. – М.: ГИТИС, 2007
Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: Учебное пособие. - М.: Флинта; Наука, 1998
Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. - М., 1970
Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. - М., 1985
Козлянинова И.П. Произношение и дикция. - М., 1977
Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. - М., 1967
Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси.- Л., 1984
Оссовская М.П. Орфоэпия. – М., 1998
Оссовская М.П. Русские диалекты. – М., 2000
Петрова А.Н. Сценическая речь. – М., 1983
Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т. Т. 3.- М., 1995
Филимонов Ю.С. Заметки о слове на эстраде. – М.: Сов. Россия, 1976
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. - М., 2001
Формановская Н.Н. Употребление русского речевого этикета. - М.: Русский язык, 1994
Kristin Linklater. Freeing the Natural Voice, Drama Pub, 2006
Список рекомендуемых Интернет-ресурсов
Архив образцов художественного чтения. Записи мастеров эстрады-И.Андронникова, Н. Журавлёва и др. - Режим доступа: http://gold.stihophone.ruТеатральная энциклопедия. – Режим доступа: http://www.theatre-enc.ru.
Список рекомендуемых произведений для репертуара обучающихся.
1-4 класс
Русские народные пословицы, поговорки, потешки, дразнилки, считалки, загадки
Русские народные сказки
Русские былины
Легенды и мифы Древней Греции (под ред. Н. Куна)
Эзоп. Жизнеописание. Басни
Басни Бабрия, Лафонтена, Тредиаковского, Крылова, Михалкова, Кривина
Братья Гримм. Сказки
В. Гауф. Сказки
Ш. Перро. Сказки
Г.-Х. Андерсен. Сказки
А.С.Пушкин. Сказки. Поэзия. Поэмы. Повести
М.Ю.Лермонтов. Поэзия. Ашик-Кериб. Песня про купца Калашникова
Л.Н.Толстой. Детство. Отрочество. Юность
С. Аксаков. Детские годы Багрова-внукаН. Гарин-Михайловский. Детство Темы
А.Н. Толстой. Детство Никиты
П. Бажов. Малахитовая шкатулка
Тютчев Ф.И. Стихи
Чехов А.П. Рассказы
Л. Чарская. Рассказы для детей
К. Паустовский. Стальное колечко
Ю. Олеша. Три толстяка
А. Волков. Волшебник изумрудного города
Н. Носов. Незнайка и его друзья
Поэзия С. Маршака, В.Берестова, А.Барто, С.Михалкова, К.Чуковского, Д. Хармса, Ю. Мориц, Л. Квитко, В. Дриза, Г. Сапгира, А. Кушнера, Г. ОстераЭ. Успенский. ЧебурашкаА. Милн. Винни-Пух и все, все, все
А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино
Дж. Свифт. Приключения Гулливера
Р.-Э. Распе. Барон Мюнхгаузен
Пивоварова И. Рассказы
Черный С. Детский остров
Аверченко А. Юмористические рассказы
Р. Киплинг. Маугли. Сказки, поэзия
Ф. Бернет. Приключения маленького лорда ФаунтлерояД. Барри. Питер ПэнМ. Твен. Принц и нищий. Приключения Тома Сойера и Геккельберри Финна
А. Сент-Экзюпери. Маленький принц
М. Додж. Серебряные коньки
Ч. Диккенс. Рождественские рассказы
В. Каверин. Два капитана
В. Драгунский. Денискины рассказы
Теффи Н. Юмористические рассказы
Л. Кассиль. Дорогие мои мальчишки. Кондуит и ШвамбранияА. Гайдар. Повести и рассказы
В. Катаев. Белеет парус одинокий
Поэзия Великой Отечественной войны
Б. Шергин. Поморские были
Б. Житков. Что бывало. Рассказы
А. Грин. Алые паруса. Рассказы
Ф. Искандер. Дерево детства
Архив образцов художественного чтения. Уникальные записи авторского исполнения Ахматовой, Блока, Есенина и других поэтов. Записи мастеров эстрады - И.Андронникова, Н. Журавлёва и др. -http://gold.stihophone.ru