Программа учебного предмета дополнительной общеразвивающей программы в области искусств ФортепианоАккомпанемент и игра в ансамбле
муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Юртинская детская музыкальная школа»
Аккомпанемент и игра в ансамбле
Программа учебного предмета дополнительной общеразвивающей программы в области искусств
Срок реализации - 2 года
Юрты
2016
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
2. Срок реализации учебного предмета;
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Учреждения
на реализацию учебного предмета;
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
5. Цели и задачи учебного предмета;
6. Обоснование структуры программы учебного предмета;
7. Методы обучения;
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
Требования по годам обучения
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2. Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации. Аккомпанемент.
2. Методические рекомендации. Ансамбль;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Аккомпанемент и игра в ансамбле» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008; «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств» от 21.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ; «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 апреля 2014 года № 41; дополнительной общеразвивающей программой в области муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Юртинская детская музыкальная школа» (далее по тексту – Учреждение) от 30.08.2016 г. Приказ №34/2-ОД; «Порядком приёма, перевода, отчисления и восстановления учащихся осваивающих дополнительную общеразвивающую программу в области искусств муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Юртинская детская музыкальная школа» от 03.09.2015 приказ № 40/1-ОД; «Положением о формах периодичности и порядке организации текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств в муниципальном казённом учреждении дополнительного образовании «Юртинская детская музыкальная школа»; «Порядком и формой проведения итоговой аттестации учащихся завершающих освоение дополнительных общеразвивающих программ в области искусств муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Юртинская детская музыкальная школа» от 04.06.2015 г. приказ № 29-ОД; Уставом Учреждения, с учетом мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся Учреждения; на основе примерных программ «Ансамбль», «Концертмейстерский класс» г.Москва 2012г., адаптированной программы «Аккомпанемент и игра в ансамбле» разработанной преподавателем Антоновой М.Б. в 2012 году.
Данная программа помогает понять какое место и роль играет предмет «Аккомпанемент и игра в ансамбле» в детской музыкальной школе.
Предмет "Аккомпанемент и игра в ансамбле" направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, игры в ансамбле, а также на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.
Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки. Формирование навыков аккомпанемента тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры.
Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Работа в классе ансамбля, аккомпанемента направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
Срок реализации учебного предмета «Аккомпанемент и игра в ансамбле»
Срок освоения программы для учащихся составляет 2 года. Возраст учащихся 12– 17 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию программы «Аккомпанемент и игра в ансамбле» – 1 час в неделю (40 минут), в год – 33 часа, за весь срок обучения – 66 часов.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая и индивидуальная. К занятиям ансамблем могут привлекаться как учащиеся по классу фортепиано, так и по другим инструментам. Кроме того, реализация данного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений учащегося с преподавателем. Обучение аккомпанементу предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать учащиеся школы или, в случае их недостаточности, работники школы. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
Цели и задачи программы «Аккомпанемент и игра в ансамбле»
Цели программы:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства;
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле или в качестве аккомпаниатора;
Задачи программы:
решение коммуникативных задач (совместное творчество учащихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
формирование у учащихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для аккомпанирования и ансамблевого музицирования;
развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
умение слышать все произведение в целом, чувствовать солиста и поддерживать все его творческие замыслы;
умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;
приобретение знаний об особенностях вокального (искусство дыхания, фразировка и др.) исполнительства;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле и нетрудного текста с солистом;
приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования и в качестве аккомпаниатора;
расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с вокальным и ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области музыкального исполнительства.
Уровень подготовки учащихся является результатом освоения адаптированной программы « Аккомпанемент и игра в ансамбле», которая предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами, а также аккомпанементу;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар и репертуар для аккомпанемента из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
знание профессиональной терминологии;
навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки и несложного аккомпанемента;
навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
знание основных принципов аккомпанирования солисту;
навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских возможностей солиста;
навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании и аккомпанементе;
навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста и аккомпаниатора.
Новизна данной программы в том, что она предлагает более широкое понимание учебно-воспитательных целей. Она предусмотрена как для учащихся со средними способностями, так и для детей со слабыми музыкальными данными.
Программа предполагает индивидуальный подход к учащимся. При сохранении последовательности изучаемого материала время и уровень сложности зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
Обоснование структуры учебного предмета «Аккомпанемент и игра в ансамбле»
Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств» от 21.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа составлена на основе:
Методическая разработка «Особенности образовательного процесса и учебных программ детской музыкальной школы» В.Крюкова, Г.Левченко.
Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ. Сост. А.Д.Алексеев, А.П. Батагова, Е.Н. Орлова, И.А. Дашкова, В.В. Дельнова, Э.Ш. Тургенева, З.П. Проскурякова. Москва. Всесоюзный методический кабинет. 1988.
Обучение игре на фортепиано. Г.М. Цыпин. Москва. «Просвещение» 1984.
Программа содержит следующие разделы:
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках программы «Аккомпанемент и игра в ансамбле» являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях аккомпанемента и ансамблевого исполнительства на фортепиано.
Приобщаться к совместному музицированию учащимся необходимо как можно раньше. За годы обучения в Учреждении учащиеся имеют возможность овладеть первоначальными навыками аккомпанемента и ансамбля на занятиях по предмету «Музицирование».
Увлечь ученика основами аккомпанемента и ансамбля можно только при условии заинтересованности в этом преподавателя. Дети должны испытывать радость от совместного музицирования. Итог такой работы – это классные, отделенческие, школьные концерты, конкурсы, концерты на городских сценах, выступления на конкурсах и фестивалях различных уровней. В школе учатся дети с разными музыкальными способностями, трудолюбивые и нерадивые, но участие в открытых выступлениях придаёт уверенность в своих силах любому ученику.
Первая проблема, с которой сталкиваются и преподаватель, и партнёр по совместному музицированию (вокалист или инструменталист) - это поверхностное знание текста учеником-аккомпаниатором исполняемого произведения. Приходя в класс, учащийся должен быть убеждён в том, что его исполнение в достаточной степени удовлетворяет требованиям преподавателя. Это приучает ученика к вниманию, к точному выполнению всех замечаний, к систематичности в домашних занятиях и, главное, к ответственности перед партнером по совместному исполнению.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Аккомпанемент и игра в ансамбле».
Материально-техническая база Учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по предмету «Аккомпанемент и игра в ансамбле» оснащены пианино и имеют площадь не менее 6 кв. метров. Имеется концертный зал с концертным роялем, библиотека и фонотека. Помещения имеют звукоизоляцию и своевременно ремонтируются. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиком (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«АККОМПАНЕМЕНТ И ИГРА В АНСАМБЛЕ"
Требования по годам обучения
6 класс
Аккомпанемент
Особенности исполнения музыкальных произведений с солистами-вокалистами. Знания фактуры фортепианного сопровождения. Изучение партии солиста. Владение навыками выполнения цезур. Синхронность исполнения. Умение слышать общий объём звучания. Соблюдение динамического баланса. Знания гармонической основы произведений. Сценическое поведение аккомпаниатора.
В 1 полугодии следует подробно пройти в классе не менее 2-х романсов (песен) и регулярно читать с листа в классе и дома. В конце полугодия ученик должен сыграть 1 романс на контрольном уроке.
Знакомство с новым предметом - вокальный аккомпанемент. При отсутствии иллюстраторов-вокалистов вокальную партию может исполнять сам учащийся.
Работа с вокальным материалом требует элементарных знаний о вокальном искусстве, о природе человеческого голоса и его диапазоне, искусстве дыхания и свободной манере исполнения вокалистов. Наличие текста помогает понять художественную задачу произведения.
Следует начать с самых простых аккомпанементов, состоящих из разложенных аккордовых последовательностей или несложных аккордовых построений, где аккорды располагаются на сильной доле такта. Необходимо отметить места цезур, проанализировать фактуру фортепианной партии, определить звуковой баланс голоса и фортепиано.
Во 2 полугодии следует пройти в классе 2-3 романса (песни). Работа над усложнением аккомпанементов, включающих различные комбинации типов фактуры.
Следует познакомить ученика с навыками транспонирования: сначала на интервал увеличенной примы (прибавление диеза или бемоля), а затем для наиболее способных учеников - на интервал большой или малой секунды. Материалом для транспонирования служат самые легкие аккомпанементы.
В этом полугодии предусмотрена промежуточная аттестация контрольный урок. Ученик должен исполнить 1 произведение по аккомпанементу.
Примерный репертуарный список по аккомпанементу
Абаза Г., сл. Тургенева Т. «Утро туманное»
Абрамов А. Луна.
Алябьев А. Зимняя дорога.
Аренский А., сл. Фета А. «Осень»
Б.Б. Дремлют плакучие ивы.
Бах И.С., сл. Шемели Г.К. Хорал «Уходит день»
Бойко Р. Скрипка.
Бородин А., сл. Пушкина А. «Для берегов отчизны дальной»
Варламов А. На заре ты её не буди.
Варламов А., сл. Лермонтова Ю. «Белеет парус одинокий», «Благодарность», «Ангел»
Варламов А., сл. Плещеева А. «Листья шумели уныло»
Варламов А., сл. Цыганкова Н. «Красный сарафан»
Вивальди А., сл. Боночини Пассакалья «Снова слёзы и стоны рекой»
Волков К. Весна.
Гаджибеков У. Колыбельная.
Гендель Г. Ария «Дай мне слезами».
Гендель Г. Ф. «Дигнарэ»
Глинка М. Жаворонок.
Глиэр Р. Травка зеленеет.
Гречанинов А. Осень.
Гурилёв А. Вьётся ласточка сизокрылая.
Гурилёв А. Грусть девушки.
Гурилёв А. И скучно и грустно.
Гурилёв А. Однозвучно гремит колокольчик.
Гурилёв А. Сарафанчик.
Гурилёв А., сл. А.А. «Гаданье»
Гурилёв А., сл. Дьякова А. «Пробуждение»
Гурилёв А., сл. Огорёва Н. «Внутренняя музыка»
Даргомыжский А. Я вас любил.
Дюбюк А. Не брани меня, родная.
Иорданский М. (обработка р.н.п.) Пойду лук я полоть.
Ит. Н.П. Санта-Лючия.
Кабалевский Д. Птичий дом.
Каччини Д. «Аве Мария»
Листов Н. «Я помню вальса звук прелестный»
Мартини Ж.П., сл.н.а. «Восторг любви»
Моцарт В. «Ария Керубино» из оперы «Свадьба Фигаро»
Моцарт В., сл. Вербека О., пер. Сикорской Т. «Тоска по весне», «Фиалка», «Вечерние думы»
Перотте М. Тихо, так тихо.
Старокадомский М. Весенняя песенка.
Старокадомский М. Школьный вальс.
Струве Г. За новым поворотом.
Струве Г. Капелька солнца.
Тиличеева Е. Осень.
Титов Н. Талисман.
Фомин Я., сл Германа П. «Только раз»
Форэ Г., сл. Верлена П. «Пробуждение»
Хренников Т. Колыбельная Светланы из музыки к пьесе «Давным-давно».
Чайковский П., сл. Клименко И. «Отчего»
Чайковский П., сл. Хвостовой А. «Нет, только тот, кто знал»
Чичков Ю. Первый школьный звонок.
Шишкин Н., сл Языкова М. «Ночь светла»
Шуберт Ф., сл. Шобера Ф., пер. Райского Н. «К музыке»
Шуман Р. Совёнок.
Яковлев С., сл. Пушкина А. «Элегия»
Ансамбль
Развитие навыков ансамблевого музицирования, приобретённых в предыдущих классах. Освоение более сложной фортепианной фактуры (полифонической, гомофонно-гармонической). Агогика (ускорение, замедление). Навыки исполнения в 4 руки на двух роялях. Педализация. Общая направленность на единство исполнительских намерений и реализацию художественного замысла.
В течение учебного года учащийся должен освоить 4-6 разностилевых, разножанровых, разнохарактерных произведений. Допустимы различные формы изучения репертуара: ознакомление, разбор, фрагментарное разучивание, игра по нотам, концертное исполнение.
Примерный репертуарный список по ансамблю
Балаев Г. Вальс.
Балаев Г. Догони.
Балаев Г. Испанский танец.
Балаев Г. Марш-шествие.
Балаев Г. Танго.
Бах И.С. Переложение Федосова Д. Сицилиана.
Бах И.С. Шутка из сюиты си минор.
Брамс И. Два вальса.
Гершвин Дж. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс»
Григ Э. Норвежский танец.
Кабалевский Д. Гавот из сюиты «Комедианты».
Моцарт В.-А. Анданте и менуэт.
Моцарт В.-А. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро».
Петрова О. Петров А. Вальс из музыки к телесериалу «Петербургские тайны».
Прибылов А. Переложение Федосова Д. Одинокий ковбой.
Прибылов А. Переложение Федосова Д. Шуточная полька.
Прокофьев С. Вальс из балета «Золушка»
Прокофьев С. Переложение Аптекмана Э. Сказка старой бабушки.
Прокофьев С. Переложение Аптекмана Э. Танец девушек с лилиями из балета «Ромео и Джульетта».
Ребиков В. Переложение Федосова д. Вальс из оперы-сказки «Ёлка».
Стравинский И. Вальс из балета «Петрушка».
Хачатурян А. Танец девушек из балета «Гаяне».
Хачатурян К. Вальс цветов из балета «Чиполлино».
Хачатурян К. Галоп из балета «Чиполлино».
Чайковский П. Обработка Руббаха А. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик».
Шостакович Д. Прелюдия Соч. 87 № 15.
Шостакович Д. Фантастический танец.
Штраус И. (отец). Радецки-марш.
Штраус И. Анна-полька.
Штраус И. Полька.
Щедрин Р. Девичий хоровод из балета «Конёк-горбунок».
Примерная программа контрольных уроков
I вариант
Аккомпанемент Гурилёв А. Сарафанчик.
Ансамбль Бах И.С. Шутка из сюиты си минор.
II вариант
Аккомпанемент Гурилёв А. Однозвучно гремит колокольчик.
Ансамбль Штраус И. Анна-полька.
III вариант
Аккомпанемент Гендель Г. Ария «Дай мне слезами».
Ансамбль Прибылов А. Переложение Федосова Д. Шуточная полька.
7 класс
Аккомпанемент
Совершенствование мастерства аккомпанемента. Интерпретация исполнения музыкальных произведений. Особенности исполнения музыкальных произведений с солистами-вокалистами. Изучение партии солиста. Активизация внутреннего слуха. Предслышание действий солиста (дыхание, цезуры, изменение динамики, развитие кульминации, агогические отклонения, эмоциональный настрой). Знания фактуры фортепианного сопровождения. Синхронность исполнения. Умение слышать общий объём звучания. Соблюдение динамического баланса. Агогика. Передача общего эмоционального состояния, настроения и образа произведения. Знания ладо-гармонической основы произведений. Сценическое поведение.
За полугодие учащиеся должны пройти в классе (с разным уровнем подготовки) минимум 3 произведения различного характера.
Примерный репертуарный список по аккомпанементу:
Аренский А., сл. Фета А. «Осень»
Бородин А., сл. Пушкина А. «Для берегов отчизны дальней»
Варламов А. «Одиночество»
Варламов А., сл. Глинки Ф. «Доктор»
Варламов А., сл. Головачёва Г. «Вздохнёшь ли ты?»
Вивальди А. Пассакалья «Снова стоны и слёзы рекой»
Гречанинов А., сл. Пушкина А. «Ночь»
Донауров С., сл.н.а. «Ожидание»
Лист Ф., сл. Редьица «В любви всё чудных чар полно»
Мартини Ж.П., сл.н.а. «Восторг любви»
Моцарт В.А. «Надежда», «Тоска по весне», «Фиалка», «Вечерние думы»
Моцарт В. «Ария Керубино» из оперы «Свадьба Фигаро»
Фомин Я. Сл Гермпна П. «Только раз»
Чайковский П. сл. Клименко И. «Отчего»; «Нет, только тот, кто знал»
Ансамбль
Закрепление приобретённых навыков ансамблевого исполнительства. Освоение более сложного репертуара, с элементами крупной техники, метро-ритмическим разнообразием. Интерпретация музыкальных произведений. Навыки исполнения современной музыки ХХ-ХХI веков. Навыки использования акустических, тембральных, регистровых красок звучания инструмента. Навыки ансамблевого исполнения на двух роялях в 8 рук. Преобладающая тенденция – общность музыкального мышления, максимальное сближение исполнительского уровня участников ансамбля. Навыки творческого состояния на сцене.
В течение учебного года учащийся должен освоить 4-6 разностилевых, разножанровых, разнохарактерных произведений. Допустимы различные формы изучения репертуара: ознакомление, разбор, фрагментарное разучивание, игра по нотам, концертное исполнение.
Примерный репертуарный список по ансамблю
Балакирев М. Василий Окульевич. (былина).
Бах И.С. Ларго из трио-сонаты (для двух фортепиано в 8 рук)
Бах И.С. Менуэт и шутка из оркестровой сюиты си минор
Бетховен Л. Ванн. Шесть вариаций (песня с вариациями)
Бизе Ж. Антракт к IV действию оперы «Кармен»
Бородин А. Полька.
Брамс Й. Вальс из цикла «Песни любви»
Верди Дж. Переложение Федосова Д. Прелюдия к опере «Травиата»
Вила-Лобос Э. Переложение Федосова Д.Ария из «Бразильской бахианы №5».
Гаврилин В. Альбом «Зарисовки»: «Одинокая гармонь», «Вальс», «Тарантелла», «Тройка», «Извозчик», «Галоп»
Гедике А. Обработка р.н.п. «Уж ты Сёма».
Глазунов А. Испанский танец из балета «Раймонда».
Дворжак А. Славянский танец соч. 72 №2.
Джоплин С. «Артист эстрады»
Купревичус Г. Вальс.
Лист Ф. Торжественный полонез
Львов-Компанеец Д. «За околицей».
Лядов А. Коляда-Маледа. Р.Н.П.
Лядов А. «Эй, ухнем!» Бурлацкая песня.
Моцарт В.-А. Романс из «Маленькой ночной серенады» для струнного оркестра.
Моцарт В.-А. Сонатина №1 (первая часть)
Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».
Паулс Р. Переложение Федосова Д. Вокализ.
Прибылов А. Переложение Федосова Д. «На карнавале».
Прокофьев С. Песня без слов. Соч.35.
Пьяцолло А. Переложение Федосова Д. Либертанго.
Равель М. «Испанская рапсодия»: «Прелюдия ночи», «Малагуэнья», «Хабанера», «Фиеста»
Раххманинов С. Русская песня. Соч. 11.
Руббах А. Старинная полька.
Свиридов Г. Транскрипция Федосова Д. Романс из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».
Сен-Санс К. Переложение Готлиба Н Лебедь, Кукушка в чаще леса из цикла «Карнавал животных»
Стравинский И. «Русская», отрывок из балета «Петрушка»
Хачатурян А. Обработка Готлиба А. Танец девушек из балета «Гаяне».
Хачатурян А.Переложение А. Бакулова. Танец грека-раба из балета «Спартак»
Хачатурян К. «Погоня» из балета «Чиполлино».
Шостакович Д. «Охота». Соч. 32.Тарантелла
Шуман Р. Экспромт соч. 66.
Эшпай А. Танец.
В конце 1 полугодия и 3 четверти прослушивание выпускной программы.
В конце года – итоговая аттестация
Примерная программа выпускного экзамена
I вариант
Аккомпанемент Хренников Т., сл. Гладкова Г. «Колыбельная Светланы»
Ансамбль Хачатурян А.Переложение А. Бакулова. Танец грека-раба из балета «Спартак»
II вариант
Аккомпанемент Абаза Г., сл. Тургенева И. «Утро туманное»
Ансамбль Джоплин С. «Артист эстрады»
III вариант
Аккомпанемент Свиридов Г. Романс из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»
Ансамбль Хачатурян А. Обработка Готлиба А. Танец девушек из балета «Гаяне».
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного предмета «Аккомпанемент и игра в ансамбле», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный), концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального);
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов - струнных, духовых, народных), их особенностей и возможностей;
знание основных принципов аккомпанирования солисту;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;
навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
умение аккомпанировать солистам несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских возможностей солиста;
умение разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста и концертмейстера.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы «Аккомпанемент и игра в ансамбле» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях контроля за качеством освоения программы.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы учащихся и проводится с целью определения:
качества реализации образовательного процесса;
качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
уровня умений и навыков, сформированных у учащегося на определённом этапе обучения.
Промежуточная аттестация проходит в виде контрольных уроков и выступлений на академических концертах.
Выступления учащихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.
Итоговая аттестация предмету проводится в форме академического концерта, по его итогам выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании Учреждения.
Форма контроля успеваемости:
Контрольный урок во 2 и 4 четверти в 6 классе.
Прослушивания выпускной программы во 2 и 3 четверти в 7 классе.
Выпускной экзамен в конце года в 7 классе.
Отчётный концерт по итогам года.
Тематические и творческие музыкальные вечера.
Школьные конкурсы и концерты
Выступления перед родителями, в общеобразовательных школах, центрах досуга и др.
Количество произведений выставляемых, на контрольные уроки и итоговую аттестацию определяется соответственно возможностям каждого учащегося, но не менее 1 произведения по ансамблю, аккомпанементу.
При выставлении итоговой оценки (в конце учебного года) необходимо учитывать продвижение учащегося и соотносить качественный уровень выполнения программных требований с индивидуальными способностями ребёнка.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на контрольном уроке, прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка «5» («отлично»):
артистичное поведение на сцене;
увлечённость исполнением;
художественное толкование средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
понимание музыкальных форм произведений;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо-ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
частые «срывы» и остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро-ритмическая неустойчивость.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации. Аккомпанемент.
Совместное исполнение требует от участников безупречного, уверенного ритма - метрономически чёткого и в то же время живого, гибкого, выразительного. В камерном ансамбле или ансамбле с вокалистами ритмика пианиста должна откликаться на особенно выразительные интонации, возникающие в партиях инструменталиста или певца.
Особенно важно для преподавателя пробуждать и развивать у учащегося умение слышать то, что он исполняет сам и что исполняет партнёр. Необходимо очень строго отмечать малейшие неточности при неполном совпадении звуков, добиваться единого дыхания на паузах, одновременного снятия звуков аккордов, соблюдения общности штрихов – того, что принято называть синхронным исполнением.
Совместное музицирование способствует воспитанию артистических навыков, благодаря чему партнёры учатся владеть собой на сцене, держаться увереннее, независимее, раскованнее. Это положительно сказывается и на сольных выступлениях учащихся.
Важная художественная задача совместного разнотембрового звучания – динамика исполнения, динамическое развитие. Всегда неприятно динамическое однообразие, когда оба исполняющих звучат на mf или f. Очень важно добиться от исполнителей тонких звуковых оттенков, красивого пиано, тончайшего пианиссимо.
По мере усложнения художественных целей расширяются и технические задачи совместного исполнения. Возникает необходимость преодоления трудностей полиритмии, использования специфических тембровых возможностей, педализации, обеспечения единства художественного замысла, повышения общей стилистической грамотности и технической подготовки. Эти требования следует предъявлять к начинающему аккомпаниатору постоянно, совершенствуя приобретённые навыки аккомпаниаторского мастерства и усложняя репертуар.
Выбор репертуара должен способствовать воспитанию художественного вкуса и соответствовать техническим и творческим способностям учащегося.
Ремесло аккомпаниатора включает в себя много составляющих, но результатом является гармоничное, естественное музыкальное целое с солистом. Общая звуковая картина складывается из музыкального взаимодействия солиста и аккомпаниатора.
Работа аккомпаниатора уникальна, и пианист, овладевший мастерством аккомпанемента, всегда будет чувствовать свою востребованность и в сфере музыкального исполнительства, и в сфере домашнего музицирования.
Искусство аккомпанемента по художественному значению близко к искусству ансамблевого исполнения. Характер и роль аккомпанемента зависят от эпохи, национальной принадлежности автора и стиля музыки. Нередко из простого сопровождения он превращается в равноправную партию ансамбля. В инструментальной и вокальной музыке XVIII-XX веков аккомпанемент выполняет выразительные функции, «договаривает» не высказанное солистом, подчеркивает и углубляет психологическое и драматическое содержание музыки, создает изобразительный фон.
Занятия этим видом творчества позволят значительно расширить репертуарные рамки пианиста и разнообразно проявить себя в общении с инструментом.
Для успешной реализации данной программы соблюдается главное условие – наличие в школе квалифицированных специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, знающих обширный репертуар, представляющих его сложности и особенности, а также владеющих методикой преподавания данного предмета.
Преподавателям, которые не могут опереться на свой опыт, желательно проделать самостоятельную работу по изучению репертуара, систематизировать его по уровню сложности, по видам фактуры, по жанровым и стилевым особенностям, чтобы затем проще было подбирать репертуар для каждого конкретного учащегося, с учётом его игровых возможностей и интеллектуального развития.
Непременным условием реализации программы является также наличие в школе квалифицированных иллюстраторов (солистов), чей исполнительский опыт и профессиональная заинтересованность помогут в обучении.
Методические рекомендации. Ансамбль.
Одна из главных задач преподавателя по ансамблю подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика – интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Необходимым условием для успешного обучения является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).
При формировании детского ансамбля преподавателю очень важно учитывать контактность детей. Ансамбли будут слаженными, если дети дружны, психологически совместимы, имеют общие интересы. Партнёрство, навязанное насильно, не принесёт желаемых результатов и творческого удовлетворения ни преподавателю, ни учащимся.
Первая проблема, с которой сталкиваются и преподаватель, и партнёры по ансамблю – это поверхностное знание текста исполняемого произведения. Приходя в класс, учащиеся должны быть убеждены в том, что их исполнение в достаточной степени удовлетворяет требованиям преподавателя. Это приучает учащихся к вниманию, к точному выполнению всех замечаний, к системе в домашних занятиях и, главное, к ответственности перед партнёром по ансамблю.
Ансамбль требует от учащихся безупречного, точного ритма, который в то же время должен быть живым, гибким, выразительным.
Особенно важно для преподавателя пробуждать и развивать в учащихся умение слышать как свою партию, так и партию партнёра. Необходимо очень строго отмечать малейшие неточности при неполном совпадении звуков, добиваться единого дыхания на паузах, одновременного снятия звуков аккордов, соблюдения общности штрихов – того, что принято называть синхронным исполнением.
Ансамблевое музицирование способствует воспитанию артистических навыков: детям, играющим в ансамблях, приходится часто выступать на концертах, благодаря чему они учатся владеть собой на сцене, держаться увереннее, независимее, раскованнее. Этот навык положительно сказывается и на сольных выступлениях учащихся, на экзаменах и академических концертах.
Важная художественная задача игры в ансамбле – динамика исполнения, динамическое развитие. Очень важно добиваться от исполнителей не только плотного, мощного звучания фактуры, но и тонких звуковых оттенков, красивого пиано, тончайшего пианиссимо.
По мере усложнения художественных целей расширяются и технические задачи совместной игры. Возникает необходимость преодоления трудностей полиритмии, использования специфических тембровых возможностей фортепианного дуэта, педализации при игре на двух фортепиано, обеспечения единства художественного замысла, повышения общей стилистической грамотности и технической подготовки учащихся. Эти требования следует предъявлять к исполнителям фортепианных ансамблей постоянно совершенствуя приобретённые ими навыки исполнительства и усложняя репертуар.
Выбор репертуара для фортепианных ансамблей должен способствовать воспитанию художественного вкуса и соответствовать техническим и творческим способностям учащихся.
Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на оригинальные (специально созданные) сочинения, а также транскрипции и переложения, имеющие целью популяризацию симфонической, оперной, вокальной, инструментальной и народной музыки. Дети должны испытывать радость от совместного музицирования.
Итог такой работы – это классные, отделенческие, школьные концерты, конкурсы, концерты на поселковых и городских сценах.
Результат обучения, зависит от степени одарённости учащегося, его заинтересованности, мотивации к обучению и трудолюбия. Развитие этих навыков в дальнейшем будет зависеть от желания и самостоятельной работы.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Ансамбли для фортепиано» выпуск 1. Ю.Питерина. Москва «Советский композитор» 1979 г.
«Ансамбли для фортепиано» выпуск 2. А.Руббах. Москва «Советский композитор» 1973
«Ансамбли для фортепиано» выпуск 4. Б.Розенгауз. Москва «Советский композитор» 1978 г.
«Ансамбли для фортепиано» выпуск 6. Ю.Питерина. Москва «Советский композитор» 1978 г.
«Ансамбли для фортепиано» выпуск 10. В. Пороцкий.. Москва «Советский композитор» 1985 г.
«Вариативная программа для детских музыкальных школ «Музыкальный инструмент. Фортепиано» составители: Е.И. Гудова, С.А. Чернышов. Москва.2006г.
«За праздничным столом»вып.2.Катанский В.М. Москва «Издательский дом Катанского» 2006 г.
«Золотая коллекция русского романса» Москва «Современная музыка» 2003 г.
«Игра наизусть» Л.Маккиннон. Москва «Классика – 21» 2006г.
«Играем в 4 руки на фортепиано» Катанский В.М. Москва «Издательство Владимира Катанского» 2000 г.
«Играем вдвоем» 2-ой выпуск Д.В.Федосов. г.Иркутск 2006 г.
«Методическая разработка «Особенности образовательного процесса и учебных программ детской музыкальной школы» В.Крюкова, Г.Левченко.
«Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ». Сост. А.Д.Алексеев, А.П. Батагова, Е.Н. Орлова, И.А. Дашкова, В.В. Дельнова, Э.Ш. Тургенева, З.П. Проскурякова. Москва. Всесоюзный методический кабинет. 1988г.
«Музицирование для детей и взрослых». Барахтин. Новосибирск 2007 г.
«Музицирование для детей и взрослых». Вып. 2. Барахтин. Новосибирск 2007 г.
«Музицирование для детей и взрослых». Вып. 3. Барахтин. Новосибирск 2008 г.
«Музицируем вдвоём» ИТЛ БК. Минск 1994г.
«Музыкальная педагогика» В.В. Крюкова. Ростов – на Дону. «Феникс» 2002г.
«Музыкальные жемчужинки. Пьесы и ансамбли.» вып.2. Н.Шелухина. Санкт-Петербург «Композитор» 2007 г.
«Музыкальные жемчужинки. Пьесы и ансамбли.» вып.4. Н.Шелухина. Санкт-Петербург «Композитор» 2008 г.
«Обучение игре на фортепиано». Г.М. Цыпин. Москва. «Просвещение» 1984г.
«Основы импровизации и подбор аккомпанемента» Шайхутдинова Д.И. Ростов-на-Дону «Феникс» 2008 г.
«Пьесы для игры на фортепиано в четыре руки. Джазовые мотивы». Л.В. Пилипенко. Москва. «Владос» 2003г.
«Фортепианные ансамбли». Г.Балаев, А.Матевосян.Ростов-на-Дону «Феникс» 2000г
«Хрестоматия фортепианного ансамбля» вып.2. И. Анастасьева. Москва. «Музыка» 1984 г.
«Чтение с листа на уроках фортепиано» Т. Камаева, А. Камаев. Москва. «Классика – 21» 2006 г.
«Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги.» Пересветова Ж.И. Санкт-Петербург. «Композитор» 2008 г.
«Юному аккомпаниатору» Г. Арцышевский, Ж. Арцышевская, Москва «Советский композитор». 1990 г.
«Юный пианист. Выпуск 3. 6 – 7 класс». Сост.Ройзман Л.И., Натансон В.А. Москва «Советский композитор»1975 г.
«Юный пианист» выпуск 2. Сост. Л.И.Ройзман и В.А.Натансон. Москва «Советский композитор»1975 г.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715
Заверение программы 001Заголовок 115