Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» учебная программа «Ансамбль»
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам и примерные репертуарные списки (приложение 1)
- Примерные программы для выступлений на зачётах и контрольных уроках (приложение 2)
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
-Пояснение к репертуарному списку;
- Список рекомендуемой методической литературы
- Список рекомендуемых нотных сборников(прил.3)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «Фортепиано».
Данная программа предназначена для занятий с детьми,обучающимися в 1-
8(9) классах ДШИ и входит в обязательную часть предметной области
«Музыкальное исполнительство».
Программа «Ансамбль» имеет вариативную часть,которая даёт возможность
углубления подготовки обучающихся,определяемой содержанием
обязательной части ОП, для получения обучающимися дополнительных
знаний,умений и навыков.
Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки,
полученные на занятиях в классе по специальности.
За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и
навыков, необходимых для совместного музицирования.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе
следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2-
рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров
отечественных и зарубежных композиторов.
Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по
фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит
учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой,
романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого
творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу,
совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на
высоком художественном уровне.
К занятиям юных пианистов по учебному предмету «Ансамбль» могут привлекаться ученики,обучающиеся на других отделениях (смешанные инструментальные ансамбли любого состава). Кроме того,
обучение игре в ансамбле может проходить в форме совместного
исполнения музыкальных произведений ученика и преподавателя.
В 8 классе возможно продолжение изучения предмета «Ансамбль».
2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
Срок реализации данной программы составляет восемь лет (с 1 по 8
класс).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Таблица 1.
Вид учебной работы: «Ансамбль»
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
495
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
198
в том числе:
-практические занятия
-контрольные уроки, зачеты
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
297
в том числе:
- выполнение домашнего задания
- посещение учреждений культуры
(филармония, театры, музеи и др.)
-участие в творческих мероприятиях и культурно – просветительская деятельность
Консультации
6
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов
Не предусмотрено
Таблица 2.
Вариативная часть
Максимальная учебная нагрузка (всего)
245
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
98
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
147
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов
Не предусмотрено
Срок обучения 9 лет.
(объём учебного времени,предназначенный на дополнительный год обучения предмета,перенесён в 8 класс).
Учебный план
Срок обучения 8 лет.
Таблица 3.
Наименование предмета: «Ансамбль»
1
кл.
2
кл.
3
кл.
4
кл.
5
кл.
6
кл.
7
кл.
8
кл.
Распределение по годам обучения (обязательная часть)
-
-
-
1
1
1
1
2
Распределение по годам обучения (вариативная часть)
1
1
1
-
-
-
-
-
Консультации
Самостоятельная работа
-
1,5
-
1,5
-
1,5
-
1,5
1 ( в год)
1,5
1(в год)
1,5
1(в год)
1,5
2(в год)
1,5
Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и т.д.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповая (два ученика), рекомендуемая продолжительность
урока - 45 минут.
По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться
Как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по
другим образовательным программам в области музыкального
искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может
проходить в форме совместного исполнения музыкальных
произведений обучающегося с преподавателем.
5. Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль»
Цель:
- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на
основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого
исполнительства.
Задачи:
- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в
процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),
артистизма и музыкальности;
- обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с
листа в ансамбле;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
- расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с
ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и
исполнителями камерной музыки.
- формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального
исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
6. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального
материала обеих партий);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего
произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующая организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках
предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
ансамблевого исполнительства на фортепиано.
7. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета «Ансамбль».
-реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета(класс для индивидуальных занятий) и зал для концертных выступлений
-оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано
-технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, магнитофон .
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для
содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных
инструментов.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности и
составляет 1,5 часа в неделю.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и
др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный
для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве,
необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания,
умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать
в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию
исполнительского замысла;
- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений,
созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических,
циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других
произведений, а также камерно-инструментального репертуара)
отечественных и зарубежных композиторов а так же популярной музыки;
- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных
эпох;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства, обусловленных художественным содержанием и
особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание
учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического
развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских
знаний, умений и навыков.
Годовые требования по классам и примерные репертуарные списки см. в приложении 1.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает
формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному
музицированию в ансамбле с партнерами;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и
других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации
авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из
музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и
форм;
- знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных
инструментов - струнных, духовых, народных), их особенностей и
возможностей;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
- навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
- навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом
музицировании;
- навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве
ансамблиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Начинать заниматься ансамблем рекомендуется с первого класса.
Оценка знаний проводится на уроке и на зачётах (контрольных уроках). Учитываются выступления на концертах, конкурсах, фестивалях. Итоговая оценка выставляется по четвертям.
Одной из форм контроля по работе в классе ансамбля является выступления на концертах или на конкурсах (фестивалях) ансамблевой музыки.
Контрольные уроки и зачеты по ансамблю проводятся начиная с первого класса в конце второго полугодия. В 8 классе итоговая аттестация проводится в конце учебного года в форме контрольного урока.
При выставлении годовой оценки учитывается: выполнение плана, все оценки, полученные учащимся в течение года, результаты выступлений на контрольных уроках, зачетах, конкурсах, а также выступления на концертах.
Программы выступлений фиксируются в индивидуальных планах учащегося. Там же отражается профессиональный рост ученика за весь период обучения (грамоты, дипломы конкурсов, сведения по концертной деятельности).
Рекомендуются следующие формы и методы контроля и оценки результатов обучения:
Формы:
1. Поурочные оценки за самостоятельную работу
2. Контрольные уроки
6. Концертные выступления
7. Промежуточная аттестация
Методы:
1. Обсуждение выступления
2. Выставление оценок
3.Награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных
средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие
оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку
качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а
также степень готовности учащихся к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
«Отлично»:
-на выступлении участники ансамбля чувствуют себя свободно, при этом каждый исполнитель выразительно и разнообразно исполняет свою партию
-каждый ученик владеет исполнительской техникой, богатством и разнообразием звуковой палитры
- умение выстроить динамическую линию двух партий ансамбля
- решение тембровых и регистровых задач
- выступление яркое и осознанное
«Хорошо»:
-достаточное владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения.
-решение слуховых задач (слышать партию партнёра и сочетание двух партий)
-убедительная трактовка исполнения музыкальных произведений
«Удовлетворительно»:
-однообразное исполнение, недостаточные навыки ансамблевой
игры, вялая динамика
«Неудовлетворительно»:
-слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методическое обеспечение учебного процесса:
-рекомендуемые учебные издания - художественный материал по программе
-использование методической и учебной литературы, музыкальных словарей
Дополнительные источники: музыкальная энциклопедия, поисковые системы, сайты Интернета. Сайты издательств.
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор
учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в
классе специальности.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности и наглядности в
освоении материала.
Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к
сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика –
интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные,
уровень его подготовки.
Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль"
(фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за
инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами
(как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших
примеров исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа
над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом
их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями,
умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения,
чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются
учениками отдельно. Форма произведения является также важной
составляющей частью общего представления о произведении, его
смыслового и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном
уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее
художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более
серьёзная индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение
учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные
фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения.
Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала
ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером.
Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные
Репетиции с преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный
план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует
учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки
учеников.
В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени
технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию,
разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует
менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между
разными учащимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как
отечественных, так и зарубежных композиторов.
Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего
начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано
в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук).
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит
одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано -
«Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский
класс»-учащийся должен разумно распределять время своих домашних
занятий.
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,
обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские
указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по
ансамблю.
После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь
репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре.
Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника
ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали
друг друг с другом свои творческие намерения,согласовывая их.
творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в
нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей
синхронности звучания,а также звукового баланса между исполнителями.
Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой
(там, где это предусмотрено).
1. Пояснение к репертуарному списку
Выбор репертуара зависит от индивидуальных особенностей ученика и находится в компетенции педагога. Программа охватывает весь период обучения учащихся музыкальной школы с 1 по 8 (9) классы.
В каждом разделе программы по классам учитывается необходимость всестороннего ознакомления ученика с ансамблевой литературой, поспешное усложнение репертуара, изучение различных музыкальных жанров, а также знакомство с западноевропейской, русской и советской музыкой. В настоящей программе большой выбор ансамблей для музицирования, для выступления на различных концертах.
В конце программы дан список тех сборников, в которых можно найти подобранные педагогом ансамблевые произведения. Цифры около каждого произведения соответствует номеру сборника, в котором помещена выбранная пьеса.
Некоторые пьесы находятся в нескольких сборниках, что также отражено цифрами.
2 . Список литературы
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано.- М., 1978.
2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 1935.
3. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974.
4. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – М., 1973.
5. Бирман Л. О художественной технике пианиста.- М., 1973.
6. Коган Г. Вопросы пианизма. Избр. статьи. М., 1968.
7. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М., 1965.
8. Кременштейн Б. Педагогика Г. Нейгауза. М., 1984.
9. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982.
10. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1961.
11.Тургенева Э. Ш. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано. Центр. Метод. кабинет по детскому музыкальному и художественному образованию. – М., 1970.
Заголовок 115