Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» учебная программа «Ансамбль»

13 EMBED Word.Document.8 \s 1415

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам и примерные репертуарные списки (приложение 1)

- Примерные программы для выступлений на зачётах и контрольных уроках (приложение 2)

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

-Пояснение к репертуарному списку;
- Список рекомендуемой методической литературы
- Список рекомендуемых нотных сборников(прил.3)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с

учетом федеральных государственных требований к дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программе в области

музыкального искусства «Фортепиано».

Данная программа предназначена для занятий с детьми,обучающимися в 1-

8(9) классах ДШИ и входит в обязательную часть предметной области

«Музыкальное исполнительство».

Программа «Ансамбль» имеет вариативную часть,которая даёт возможность

углубления подготовки обучающихся,определяемой содержанием

обязательной части ОП, для получения обучающимися дополнительных

знаний,умений и навыков.

Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки,

полученные на занятиях в классе по специальности.

За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и

навыков, необходимых для совместного музицирования.

Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе

следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2-

рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров

отечественных и зарубежных композиторов.

Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по

фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит

учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой,

романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.

Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого

творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу,

совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на

высоком художественном уровне.

К занятиям юных пианистов по учебному предмету «Ансамбль» могут привлекаться ученики,обучающиеся на других отделениях (смешанные инструментальные ансамбли любого состава). Кроме того,
обучение игре в ансамбле может проходить в форме совместного
исполнения музыкальных произведений ученика и преподавателя.
В 8 классе возможно продолжение изучения предмета «Ансамбль».

2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

Срок реализации данной программы составляет восемь лет (с 1 по 8
класс).

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Таблица 1.
Вид учебной работы: «Ансамбль»
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
495

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
198

в том числе:


-практические занятия


-контрольные уроки, зачеты


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
297

в том числе:


- выполнение домашнего задания


- посещение учреждений культуры
(филармония, театры, музеи и др.)


-участие в творческих мероприятиях и культурно – просветительская деятельность


Консультации
6

Промежуточная аттестация


Итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов
Не предусмотрено


Таблица 2.
Вариативная часть


Максимальная учебная нагрузка (всего)
245

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
98

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
147

Промежуточная аттестация


Итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов
Не предусмотрено


Срок обучения 9 лет.
(объём учебного времени,предназначенный на дополнительный год обучения предмета,перенесён в 8 класс).


Учебный план

Срок обучения 8 лет.

Таблица 3.
Наименование предмета: «Ансамбль»
1
кл.
2
кл.
3
кл.
4
кл.
5
кл.
6
кл.
7
кл.
8
кл.

Распределение по годам обучения (обязательная часть)
-
-
-
1
1
1
1
2

Распределение по годам обучения (вариативная часть)
1
1
1
-
-
-
-
-

Консультации

Самостоятельная работа
-

1,5
-

1,5
-

1,5
-

1,5
1 ( в год)
1,5
1(в год)
1,5
1(в год)
1,5

2(в год)
1,5


Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и т.д.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповая (два ученика), рекомендуемая продолжительность

урока - 45 минут.

По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться

Как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по

другим образовательным программам в области музыкального

искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может

проходить в форме совместного исполнения музыкальных

произведений обучающегося с преподавателем.

5. Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль»

Цель:

- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на

основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого

исполнительства.

Задачи:

- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся

разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в

процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,

воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,

необходимых для ансамблевого музицирования;

- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),

артистизма и музыкальности;

- обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с

листа в ансамбле;

- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных

выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

- расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с

ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и

исполнителями камерной музыки.

- формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального

исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.


6. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального

материала обеих партий);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего

произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление

целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и

последующая организация целого);

- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение

концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных

особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках

предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее

продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного

предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях

ансамблевого исполнительства на фортепиано.



7. Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета «Ансамбль».

-реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета (класс для индивидуальных занятий) и зал для концертных выступлений
-оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано
-технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, магнитофон .
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для

содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных

инструментов.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную,

самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом

сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности и

составляет 1,5 часа в неделю.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных

залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и

культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и

др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый

класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный

для освоения учебного материала.

2. Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве,

необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания,

умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного

творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать

в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию

исполнительского замысла;

- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений,

созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических,

циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других

произведений, а также камерно-инструментального репертуара)

отечественных и зарубежных композиторов а так же популярной музыки;

- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных

эпох;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого

исполнительства, обусловленных художественным содержанием и

особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую

направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание

учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического

развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских

знаний, умений и навыков.

Годовые требования по классам и примерные репертуарные списки см. в приложении 1.



III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения

программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает

формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному

музицированию в ансамбле с партнерами;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,

позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и

других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации

авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из

музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и

форм;

- знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);

- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

- знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных

инструментов - струнных, духовых, народных), их особенностей и

возможностей;

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;

- навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;

- навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом

музицировании;

- навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о

методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над

исполнительскими трудностями;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве

ансамблиста.


IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Начинать заниматься ансамблем рекомендуется с первого класса.

Оценка знаний проводится на уроке и на зачётах (контрольных уроках). Учитываются выступления на концертах, конкурсах, фестивалях. Итоговая оценка выставляется по четвертям.
Одной из форм контроля по работе в классе ансамбля является выступления на концертах или на конкурсах (фестивалях) ансамблевой музыки.
Контрольные уроки и зачеты по ансамблю проводятся начиная с первого класса в конце второго полугодия. В 8 классе итоговая аттестация проводится в конце учебного года в форме контрольного урока.
При выставлении годовой оценки учитывается: выполнение плана, все оценки, полученные учащимся в течение года, результаты выступлений на контрольных уроках, зачетах, конкурсах, а также выступления на концертах.
Программы выступлений фиксируются в индивидуальных планах учащегося. Там же отражается профессиональный рост ученика за весь период обучения (грамоты, дипломы конкурсов, сведения по концертной деятельности).


Рекомендуются следующие формы и методы контроля и оценки результатов обучения:

Формы:


1. Поурочные оценки за самостоятельную работу

2. Контрольные уроки

6. Концертные выступления

7. Промежуточная аттестация


Методы:

1. Обсуждение выступления

2. Выставление оценок

3.Награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами


Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных

средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие

оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку

качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а

также степень готовности учащихся к возможному продолжению

профессионального образования в области музыкального искусства.


«Отлично»:


-на выступлении участники ансамбля чувствуют себя свободно, при этом каждый исполнитель выразительно и разнообразно исполняет свою партию
-каждый ученик владеет исполнительской техникой, богатством и разнообразием звуковой палитры
- умение выстроить динамическую линию двух партий ансамбля
- решение тембровых и регистровых задач
- выступление яркое и осознанное

«Хорошо»:
-достаточное владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения.
-решение слуховых задач (слышать партию партнёра и сочетание двух партий)
-убедительная трактовка исполнения музыкальных произведений


«Удовлетворительно»:
-однообразное исполнение, недостаточные навыки ансамблевой
игры, вялая динамика

«Неудовлетворительно»:
-слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методическое обеспечение учебного процесса:
-рекомендуемые учебные издания - художественный материал по программе
-использование методической и учебной литературы, музыкальных словарей
Дополнительные источники: музыкальная энциклопедия, поисковые системы, сайты Интернета. Сайты издательств.

1.Методические рекомендации педагогическим работникам

Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор

учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в

классе специальности.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам


последовательности, постепенности, доступности и наглядности в

освоении материала.

Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к

сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика –

интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные,

уровень его подготовки.

Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль"

(фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за

инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами

(как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).

Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших

примеров исполнения камерной музыки.

Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа

над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом

их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями,

умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения,

чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются

учениками отдельно. Форма произведения является также важной

составляющей частью общего представления о произведении, его

смыслового и художественного образа.

Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном

уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее

художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более

серьёзная индивидуальная работа.

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение

учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные

фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения.

Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала

ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером.

Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные

Репетиции с преподавателем и без него.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный

план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует

учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки

учеников.

В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени

технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию,

разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует

менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между

разными учащимися.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как

отечественных, так и зарубежных композиторов.

Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего

начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано

в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук).




2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся


С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит

одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано -

«Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский

класс»-учащийся должен разумно распределять время своих домашних

занятий.

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,

обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские

указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по

ансамблю.

После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь

репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре.

Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника

ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали

друг друг с другом свои творческие намерения,согласовывая их.

творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в

нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей

синхронности звучания,а также звукового баланса между исполнителями.

Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой

(там, где это предусмотрено).



1. Пояснение к репертуарному списку
Выбор репертуара зависит от индивидуальных особенностей ученика и находится в компетенции педагога. Программа охватывает весь период обучения учащихся музыкальной школы с 1 по 8 (9) классы.
В каждом разделе программы по классам учитывается необходимость всестороннего ознакомления ученика с ансамблевой литературой, поспешное усложнение репертуара, изучение различных музыкальных жанров, а также знакомство с западноевропейской, русской и советской музыкой. В настоящей программе большой выбор ансамблей для музицирования, для выступления на различных концертах.
В конце программы дан список тех сборников, в которых можно найти подобранные педагогом ансамблевые произведения. Цифры около каждого произведения соответствует номеру сборника, в котором помещена выбранная пьеса.
Некоторые пьесы находятся в нескольких сборниках, что также отражено цифрами.
2 . Список литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано.- М., 1978.
2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 1935.
3. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974.
4. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – М., 1973.
5. Бирман Л. О художественной технике пианиста.- М., 1973.
6. Коган Г. Вопросы пианизма. Избр. статьи. М., 1968.
7. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М., 1965.
8. Кременштейн Б. Педагогика Г. Нейгауза. М., 1984.
9. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982.
10. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1961.
11.Тургенева Э. Ш. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано. Центр. Метод. кабинет по детскому музыкальному и художественному образованию. – М., 1970.






Заголовок 115