ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства Живопись

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«НОВОЛАДОЖСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по дополнительной общеразвивающей
программе
в области изобразительного искусства
Живопись



















НОВАЯ ЛАДОГА
2014


Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом Директор МОБУДОД «НДШИ»
МОБУДОД «НДШИ» _____________Н.П.Салтанова
______________________ __________________________
______________________ __________________________















Разработала Генчева Ирина Валерьевна
























Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах - «Интерьер».
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Живопись» при 4 летнем сроке обучения реализуется 4 года – с 1 по 4 класс, а также в классе профориентации 5 год обучения.
При реализации программы «Живопись» с 4 -летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1-4 классах – три часа, самостоятельная работа в 1-2 классах – два часа, в 5 классе (профориентеции) – 3часа.
Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета:
Целью учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:
знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
знаний разнообразных техник живописи;
знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
навыков в использовании основных техник и материалов;
навыков последовательного ведения живописной работы;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Форма проведения учебных занятий
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Класс по живописи оснащен мольбертами, стульями, демонстрационной доской, банкетками и предметами натурного фонда.




Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета,
сведения о затратах учебного времени,
графике промежуточной и итоговой аттестации
При реализации программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 4 года общая трудоемкость учебного предмета «Живопись» составляет 408 часов (в том числе, аудиторных часов, часов самостоятельной работы). При реализации программы «Живопись» с дополнительным годом обучения общая трудоемкость учебного предмета «Живопись» составляет 510 часов (в том числе, аудиторных часов -353, 157- часов самостоятельной работы.
Экзамены проводятся с первого по четвертый класс во втором полугодии та же система аттестации для класса профоринтации. В остальное время видом промежуточной аттестации служит творческий просмотр (зачет).

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки
Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации


Всего часов



Классы/полугодия



1

2
3
4
5



1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4


Аудиторные занятия (в часах)

14


18
15
20
16
12
9
10
22
14
16
24
29
19
16
24
20
353

Самостоятельная работа
(домашнее практическое задание, в часах)
11
7
10
8
9
6
10
8
15
12
20
2
13
5
6
4
6
5
6
4
157

Вид промежуточной аттестации
Э/п
Э/п
Э/п
Э/п
Э/п
Э/п
Э/п
Э/п
Э/п
Э/п
Э/п
Э/п
Э/п
Э/п
Э/п
Э
Э/п
Э/п
Э/п
Э


Максимальная учебная нагрузка (в часах)
27
21
30
24
27
21
30
24
27
21
30
24
27
21
30
24
27
21
30
24
510


Условные знаки -
Э- экзамен
Э/п - экзаменационная постановка

Учебно-тематический план
В данной программе предложен пример учебно-тематического плана с объемом часов, соответствующим объему, предложенному при реализации предпрофессиональной программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 4 (5) года.
Первый год обучения





Наименование темы

Вид учебного занятия
Максимальная учебная нагрузка
Задание для самостоятельной работы
Аудиторное задание

1 класс

1 четверть


Характеристика цвета
урок
3
1
2


Характеристика цвета
урок
3
1
2


Характеристика цвета. Три основных свойства цвета.
Урок
3
1
2


Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. (Заливка, мазок)
урок
6
2
4


Приемы работы с акварелью. Обработка основных приёмов.(Заливка по-сырому)
урок
6
2
4


Приемы работы с акварелью. Копирование лоскутков ткани. (Э/п)
урок
6
4
6


Итого в четверти

27
11
16


2 четверть

7
Нюанс
урок
3
1
1

8
Световой контраст (ахроматический контраст)
урок
6
2
4

9
Цветовая гармония. Полярная гармония.
Урок
3
1
2

10
Трехцветная и многоцветная гармония
урок
6
2
4

11.
Гармония по общему цветовому тону (Э/п)
урок
3
1
2


Итого в четверти

21
7
14

3 четверть


Гармония по общему цветовому тону
урок
6
2
4


Гармония по общему цветовому тону. Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов (лессировка, по-сырому, мазок)
урок
9
3
6


Цветовой контраст (хроматический).
урок
6
2
4


Цветовой контраст (хроматический) (Э/п)
урок
9
3
6




30
10
20


4 четверть


Контрастная гармония (на асыщенных цветах)
урок
6
2
4


Фигура человека
урок
9
3
6


Гармония по общему цветовому тону(Э/п)
урок
9
3
6


Итого в 4 четверти

24
8
16


Итого в год

102
36
66


Второй год обучения





Наименование темы

Вид учебного занятия
Максимальная учебная нагрузка
Задание для самостоятельной работы
Аудиторное задание

1 четверть.


Гармония по общему цветовому тону
урок
9
3
6


Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах)
урок
9
3
6


Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах) (Э/п)
урок

9
3
6


Всего в четверти

27
9
18


2 четверть


Гармония по насыщенности
урок
5
2
3


Контрастная гармония
урок
6
2
3


Световой контраст (ахроматический). Гризайль. (Э/п)
Урок
6
2
3


Итого во 2 четверти

21
6
15

3 четверть


Гармония по светлоте и насыщенности

6
2
4


Фигура человека
урок
6
2
4


Гармония по общему цветовому тону
урок
9
3
6


Гармония по насыщенности и светлоте(Э/п)
урок
9
3
6


Итого в 3 четверти

30
10
20


4 четверть


Гармония по общему цветовому тону
урок
6
2
4


Гармония по насыщенности
урок
9
3
6


Гармония по общему цветовому тону и светлоте (Э/п)
урок
9
3
6


Итого в четверти

24
8
16


Итого в год

102
32
70



Третий год обучения



Наименование темы

Вид учебного занятия
Максимальная учебная нагрузка
Задание для самостоятельной работы
Аудиторное задание

1 четверть


Контрастная гармония (на насыщенных цветах)
урок
9
5
4


Гармония по общему цветовому тону и светлоте
урок
9
5
4


Контрастная гармония (на насыщенных цветах) (Э/п)
урок
9
5
4


Итого в 1 четверти

27
15
12


2 четверть


Фигура человека
урок
9
4
5


Гармония по общему цветовому тону и насыщенности
(на ненасыщенных цветах) (Э/п)
урок
12
8
4


Итого во 2 четверти

21
12
9

3 четверть


Гармония по общему цветовому тону
урок
15
10
5


Контрастная гармония на ненасыщенных цветах (Э/п)
урок
15
10
5


Итого в 3 четверти

30
20
10


4 четверть


Гармония по общему цветовому тону и светлоте
урок
12
2
10


Гармония по светлоте (Э/п)
урок
12
-
12


Итого в 4 четверти

24
2
22


Итого в год

102
59
43



Четвертый год обучения



Наименование темы

Вид учебного занятия
Максимальная учебная нагрузка
Задание для самостоятельной работы
Аудиторное задание

1 четверть


Контрастная гармония (на насыщенных цветах)
урок
12
6
6


Гармония по общему цветовому тону и насыщенности
(на ненасыщенных цветах) (Э/п)
урок
15
7
8


Итого в 1 четверти

27
13
14


2 четверть


Гармония по общему цветовому тону и светлоте
урок
9
3
6


Гармония по общему цветовому тону (Э/п)
урок
12
2
10


Итого во 2 четверти

21
5
16

3 четверть


Гармония по общему цветовому тону и насыщенности
(на ненасыщенных цветах)
урок
15
3
12


Гармония по насыщенности и светлоте (Э/п)
урок
15
3
12


Итого в 3 четверти

30
6
24


4 четверть


Нюансная гармония
урок
12
2
10


Фигура человека (Э/п)
урок
12
2
10


Итого в 4 четверти

24
4
29


Итого в год

102
28
74



Пятый год обучения (класс профориентации)



Наименование темы

Вид учебного занятия
Максимальная учебная нагрузка
Задание для самостоятельной работы
Аудиторное задание

1 четверть


Гармония по общему цветовому
тону, по насыщенности
урок
9
2
7


Нюансная гармония (Э/п)
урок
18
4
12


Итого в 1 четверти

27
6
19


2 четверть


Гармония по насыщенности и светлоте

урок
9
2
7


Интерьер (Э/п)
урок
12
3
9


Итого во 2 четверти

21
5
16

3 четверть


Гармония по общему цветовому тону
урок
9
2
7


Гармония по общему цветовому тону и насыщенности
урок
12
2
10


Фигура человека (Э/п)
урок
9
2
7


Итого в 3 четверти

30
6
24


4 четверть


Гармония по общему цветовому
тону и светлоте
урок
12
2
10


Гармония по общему цветовому
тону и насыщенности (Э/п)
урок
12
2
10


Итого в 4 четверти

24
4
20


Итого в год

102
21
81



Содержание учебного предмета.
Годовые требования
В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет.
В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со станковой композицией.
Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии.
Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы.
В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии.
В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности.
В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся основные задачи академической живописи: передать точные цветовые отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте, форму, объем и фактуру предметов.
К учащимся шестого класса предъявляются следующие основные требования:
- самостоятельно выполнять задание по созданию художественного образа, натюрморта;
- самостоятельно строить цветовую гармонию;
- выражать индивидуальное отношение к изображаемому;
- уметь технически реализовать замысел.

Первый год обучения
1. Тема. Характеристика цвета. (3 часа)
Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с основными и составными цветами. Применение лессировок. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными цветами.
2. Тема. Характеристика цвета. (3 часа)
Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнение растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца.
3. Тема. Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. (3 часа)
Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность», «светлота». Умение составлять сложные цвета. Тема «Листья». Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: смешение красок с черным цветом. Тема «Ненастье».
4. Тема. Приемы работы с акварелью. (6 часов)
Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, мазок). Этюды перьев птиц, коры деревьев и т.п. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: этюды осенних цветов.
5. Тема. Приемы работы с акварелью. (6 часов)
Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, по-сырому, a la prima). Этюд с палитрой художника. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюды природных материалов (шишки, коряги, ракушки и т.п.)
6. Тема. Приемы работы с акварелью. (6 часов) (Э/п)
Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов. Копирование лоскутков тканей. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: тема «Морские камешки», «Мыльные пузыри».
2 четверть
7. Тема. Нюанс. (3 четверть)
Развитие представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда». Влияние освещения на цвет. Изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом освещении. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при холодном освещении.
8. Тема. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль.
(6 часов)
Силуэт. Форма предмета, решение силуэта. Монохром. Натюрморт из светлых предметов, различных по форме, на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов, различных по форме, на светлом фоне.
9. Тема. Цветовая гармония. Полярная гармония. (3 часа)
Понятие «цветовая гармония», «полярная гармония», «дополнительные цвета». Этюд фруктов или овощей на дополнительных цветах (красный-зеленый, желтый-фиолетовый и т.д.) Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюд фруктов или овощей по тому же принципу.
10. Тема. Трехцветная и многоцветная гармонии. (6 часов)
Поиск цветовых отношений. Понятие трехцветной и многоцветной гармонии. Этюд цветов в декоративно-плоскостном варианте, в многоцветной гармонии. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: натюрморт из цветов в трехцветной гармонии.
3 четверть
11. Тема. Гармония по общему цветовому тону. (3 часа) (Э/п)
Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Натюрморт из различных фруктов и овощей на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.
3 четверть
12. Тема. Гармония по общему цветовому тону. (3 часа)
Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы (кастрюля) с фруктами в холодной гамме при теплом освещении на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
13. Тема. Гармония по общему цветовому тону. (6 часов)
Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Несложный натюрморт в теплой гамме при холодном освещении на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.
14. Тема. Цветовой контраст (хроматический). (6 часов)
Влияние цветовой среды на предметы. Понятие «цветовой контраст». Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на красном фоне). Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
15. Тема. Цветовой контраст (хроматический). (9 часов). (Э\п)
Влияние цветовой среды на предметы. Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на зеленом фоне). Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: подобный натюрморт в домашних условиях.
4 четверть
16. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). (6 часов)
Применение различных приемов акварели. Лепка формы предмета с учетом цветовых и тональных отношений. Натюрморт на контрастном цветовом фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
17. Тема. Фигура человека. (9 часов)
Ознакомление с изображением человеческой фигуры, передача пропорций. Передача силуэтом характера модели. Этюды с натуры фигуры человека. Использование акварели (монохром), бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: этюды с натуры фигуры человека.
18. Тема. Гармония по общему цветовому тону. (9 часов) (Э/п)
Тонкие цветовые отношения. Понятия «цветовая гамма», «колорит». Использование в процессе работы различных приемов акварели, передача формы и материальности предметов. Натюрморт из трех предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.

Второй год обучения

1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. (9 часов)
Развитие навыков и умений работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Этюд ветки с плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне. Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на нейтральном фоне.
2. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). (9 часов)
Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Этюд овощей или грибов на контрастном фоне. Использование акварели (многослойная живопись), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне.
3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах). (9 часов) (Э/п)
Развитие навыков по передаче цветовых отношений. Выражение характера формы силуэтом. Натюрморт из 2-3 предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. Использование акварели (техника «по сырому»), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом фоне.
2 четверть
4. Тема. Гармония по насыщенности. (5 часов)
Изучение понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы с акварелью. Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: эскизы домашних животных.
5. Тема. Контрастная гармония. (6 часов)
Лепка формы цветом с учетом светотеневых отношений, совершенствование акварельных приемов. Работа кистью по форме, передача изменений локального цвета предметов на свету и в тени, взаимодействие цветов. Этюды двух предметов быта, контрастных по форме и цвету. Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюд чайника на контрастном фоне.
6. Тема. Световой контраст (ахроматический). Гризайль. (6 часов)
Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и пространства тональными средствами. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок. Гризайль. Использование акварели, бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).
3 четверть
7. Тема. Гармония по светлоте и насыщенности. (6 часов)
Передача светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с окружающей средой. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне без складок (с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.
8. Тема. Фигура человека. (6 часов)
Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Два этюда фигуры человека (в различных позах). Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.
9. Тема. Гармония по общему цветовому тону. (9 часов)
Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения. Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы акварелью (по сырому, лессировка, мазок). Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне.
10. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. (9 часов) (Э/П)
Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача глубины пространства. Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без складок при боковом освещении (с предварительным эскизом). Использование акварели (техника a la prima), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне.

4 четверть

11. Тема. Гармония по общему цветовому тону. (6 часов)
Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с корзиной и грибами на светлом теплом фоне без складок. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями.
12. Тема. Гармония по насыщенности. (9 часов)
Передача точных свето-тоновых и цветовых отношений. Определение различия тональных и цветовых отношений в натюрморте. Связь предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков. Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне.
13. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. (Э/П) (9 часов)
Закрепление полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в натюрморте. Натюрморт из трех с предметом из металла (чайник, турка, кофейник). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне.

Третий год обучения

1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). (9 часов)
Развитие колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование различных приемов работы с акварелью. Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов.
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. (9 ЧАСОВ)
Развитие представление о сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из нескольких различных по форме и цвету предметов на нейтральном фоне (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель, поэтапная работа над формой), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.
3. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). (9 часов). (Э/п)
Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение пространства в натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по тону и цвету с различными по фактуре поверхностями на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.
2 четверть
4. Тема. Фигура человека. (9 часов)
Передача характера движения. Обобщенная передача формы цветом. Этюд фигуры человека. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению.
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). (12 часов)
Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы в тени. Натюрморт из предметов быта против света. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: копирование натюрмортов с подобной композицией.
3 четверть
6. Тема. Гармония по общему цветовому тону. (15 часов)
Цельность колористического решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц.
7. Тема. Контрастная гармония на ненасыщенных цветах. (15 часов). (Э/п)
Цветотональные отношения. Различные приемы акварели. Натюрморт с крупным предметом на контрастном фоне (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.
4 четверть
8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. (12 часов)
Поиск выразительного живописно-пластического решения. Передача формы предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой). Использование акварели («по сырому), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства.
9. Тема. Гармония по светлоте. (12 часов) (Э\п)
Последовательное ведение длительной работы. Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы цветом. Натюрморт в светлой тональности. Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.

Четвертый год обучения
1 четверть
1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). (12 часов)
Цельность и декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета бытовой утвари на контрастном фоне. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды живых цветов.
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). (15 часов)
Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка формы предметов, передача световоздушной среды. Натюрморт в различных техниках из атрибутов художника со сложной по фактуре и цвету драпировкой с введением гипса (с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмортов известных отечественных и зарубежных художников
2 четверть
3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. (9 часов)
Последовательное ведение длительной постановки. Применение различных приемов работы с акварелью. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных по материалу.
4. Тема. Гармония по общему цветовому тону. (12 часов)
Применение на практике полученных знаний. Лепка формы цветом, передача материальности. Этюд драпировки со складками. Использование акварели, бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: этюд драпировки со складками.
3 четверть
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). (15 часов)
Передача глубины пространства. Создание нескольких эскизов с разных мест. Эскизы натюрмортов в интерьере (венский стул, виолончель, ткань со складками). Использование акварели, бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: копирование с репродукций картин известных отечественный и зарубежных художников с подобной композицией.
6. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. (15 часов) (Э\п)
Цветотональное решение. Выделение смыслового центра светом. Ритмическое построение цветовых пятен. Тематический натюрморт из четырех предметов, четких по цвету и различных по форме. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов.
4 четверть
7. Тема. Нюансная гармония. (12 часов)
Грамотное последовательное ведение длительной постановки. Поиск интересного живописно-пластического решения. Натюрморт с чучелом птицы. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов.
8. Тема. Фигура человека. (12 часов) (Э\П)
Развитие навыков и умений рисования фигуры человека с индивидуальными особенностями. Решение формы при помощи нюансов цвета. Этюд фигуры человека в спокойной позе («За рукоделием», «За чтением» и т.п.) Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению.




Пятый год обучения
(класс профориентации)
1 четверть
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности.
(9 часов)
Цельность, декоративность колористического решения. Передача фактуры предметов. Этюды постановок с грибами и осенними листьями. Использование акварели (техника по выбору), бумаги формата А3 Самостоятельная работа: копии с репродукции натюрмортов.
2. Тема. Нюансная гармония. (18 часов) (Э\п)
Грамотное ведение длительной работы. Связь натюрморта с пространством интерьера. Осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента интерьера (с предварительным эскизом) с нестандартной точки зрения. Использование акварели (техника a la prima), бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента окна.
2 четверть
3. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. (9 часов)
Самостоятельное последовательное ведение длительной работы. Передача материальности предметов, лепка формы цветом. Натюрморт с предметами из стекла (2-4 стеклянных предмета, различные по цвету) в темной цветовой гамме. Использование акварели (многослойная акварель). Выбор формата с учетом композиции.
Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в различном освещении.
4. Тема. Интерьер. (12 часов) (Э\п)
Поиск интересной композиции интерьера. Передача пространства. Фрагмент интерьера класса, холла с растениями. Использование акварели (техника по выбору), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: фрагмент домашнего интерьера с комнатными растениями.
3 четверть
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону. (9 часов)
Самостоятельное последовательное ведение работы. Передача материальности и характера предметов в среде. Тематические натюрморты бытового жанра. Использование акварели (техника a la prima), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды натюрморта из нескольких предметов с ярко выраженными различиями материальности.
6. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. (12 часов)
Грамотное построение цветовых и тональных отношений. Передача «большой формы», пространства в натюрморте. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с введением гипсовой маски или орнамента. Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды 2-3 белых предметов на различном фоне.
7. Тема. Фигура человека в театральном костюме.(9 часов)
Выявление характерных особенностей модели. Этюды фигуры человека в контражуре. Использование акварели, бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: этюды родных и друзей.
4 четверть
8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. (12 часов)
Сближенные отношения, цветовые нюансы. Использование в работе ограниченной палитры цветов. Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, но близких по цвету. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов.
9. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. (12 часов). (Э\п)
Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом. Передача материальности. Натюрморт из предметов различной материальности (тематический натюрморт «Игрушки»). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды игрушек с различных точек.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
Требования к экзамену
Экзамен рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью на формате А3 в течение 4 учебных часов. В первых-вторых классах натюрморт состоит из простых по форме предметов (2-3 предмета и однотоновая драпировка), в третьих-четвертых классах – комбинированных по форме, различных по материалу предметов (3-4 предмета и богатые по цвету и декору драпировки).
Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен:
- грамотно расположить предметы в листе;
- точно передать пропорции предметов;
- поставить предметы на плоскость;
- правильно строить цветовые гармонии;
- умело использовать приемы работы с акварелью;
- передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность;
- добиться цельности в изображении натюрморта.

Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
Экзаменационная постановка - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти.
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:
1 год обучения
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;
2 год обучения
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- грамотно передавать оттенки локального цвета;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных поверхностей.
3 год обучения
- грамотно компоновать сложные натюрморты;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
4 год обучения
- грамотно компоновать объекты в интерьере;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
- грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
- грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей;
5 год обучения
- передавать цельность и законченность в работе;
- строить сложные цветовые гармонии;
- грамотно передавать сложные светотеневые отношения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;
- грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркально-прозрачных поверхностей;
С учетом данных критериев выставляются оценки:
5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев;
3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.

Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников-классиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение картона.
6. Выполнение работы на формате в материале.

Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.

Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.

Список рекомендуемой литературы

Методическая литература
Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974
Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003
Беда Г. В. Живопись. - М., 1986
Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004
Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002
Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992
Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977
Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997
Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2008
Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992
Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996
Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007
Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003
Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996
Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975
Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974

Учебная литература
Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988: №2
Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996
Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997
Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005
Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985
Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999
Кальнинг А. К. Акварельная живопись. – М., 1968
Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980.









13PAGE 15


13PAGE 14215




15