Конспект урока по технологии на тему Комнатные растения в интерьере (7 класс)

Предмет: Технология

Класс: 7 класс

Учитель: В.А. Тиранова

Программа: «Технология. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы» под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. М.: «Просвещение», 2010.

УМК: Технология: учебник для 7 класса общеобразовательный учреждений, под редакцией В.Д. Симоненко. Москва: Вентана-Граф, 2010.

Раздел: «Интерьер дома»

Тема урока: «Комнатные растения в интерьере»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Сформировать знания учащихся о приемах и способах размещения комнатных растений в интерьере помещения.

Задачи урока:
- образовательные:
1. познакомить с ролью комнатных растений в микроклимате помещения,
2. дать представление о разновидностях комнатных растений и уходе за ними,
3. дать представление о приемах и способах размещение комнатных растений в интерьере;
4. выработать умение размещать комнатные растения в конкретном интерьере.
- воспитательные:
1. эстетическое воспитание;
2. вовлечь в активную практическую деятельность;
3. совершенствовать навыки общения.
- развивающие:
1. развивать умение выделять главное в изучаемом материале,
2. развивать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и делать выводы, логически излагать мысли,

3. развивать у учащихся художественный вкус, внимание и творческое искание.


Форма проведения: комбинированный урок

Методы обучения: словесные - беседа, доклады,
наглядные – демонстрация плакатов,
практические – разнообразные задания.

Межпредметные связи: музыка, биология, изобразительное искусство.

Наглядные пособия: плакаты, инструкционные карты, схематичные задания.

План урока:
Организационный этап.
Изучение нового учебного материала:
2.1. Роль комнатных растений в микроклимате помещения.
Проверка домашнего задания.
2.2. Разновидности комнатных растений.
2.3. Уход за растениями.
3. Закрепление учебного материала:
3.1. Практическая работа: «Пересадка комнатных декоративных растений».
4. Изучение нового учебного материала:
4.1. Комнатные растения в интерьере.
5. Закрепление учебного материала:
5.1. Практическое задание.
6. Задание на дом. Рефлексия.
Ход урока

Этапы работы
Содержание этапа

1.Органи-
зацион-
ный этап
Задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих.
Звучит музыка («Вальс цветов» П. Чайковский).
Слово учителя: Прозвучало музыкальное произведение. Как называется это произведение? Кто автор? (ответы учащихся).
«У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок, ибо хлеб – пища для тела, а цветок для души». Арабская пословица.
Как вы думаете, о чем говорит пословица? Важно ли это?
Цветы украшают нашу жизнь. Ими отмечают все торжественные события нашей жизни! И на общественных празднествах с древних времен до наших дней всегда обилие цветов. Польза цветов – в их красоте. А красота людям необходима.
Обычай украшать жилище растениями, возможно, возник в стране с резко выраженной сменой времен года, чтобы задержать дома островок живой природы.
Кто-то догадался о теме нашего урока? Чем мы сегодня будем
заниматься? (дети отвечают).

2. Изучение нового учебного материала


















Проверка
домашнего задания
Тема урока: «Комнатные растения в интерьере».
Цель урока: Сформировать знания о приемах и способах размещения комнатных растений в интерьере помещения.
2.1. Роль комнатных растений в микроклимате помещения.
По мере открытия новых земель и роста культурных и торговых связей между народами в Европу вместе с богатствами завозились семена растений. Одними из первых заморских диковинок были лимонные и апельсиновые деревья. Для них создавали специальные помещения – теплицы (позднее они будут называться оранжереями), зимние сады. В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были князь Голицын и граф Шереметьев.
Опыт многих поколений садоводов позволил отобрать из тепличных коллекций виды растений, наиболее устойчивые к микроклимату жилища. Они использовались для украшения парадных помещений. Размещали их на жардиньерках или подставках.
Жардиньерка – специальный цветочный столик, снабженный жестяным или цилиндрическим ящиком со сточной трубкой.
Постепенно сформировались правила содержания растений в закрытых помещениях. И теперь редко встретишь дом, в котором бы не нашлось ни одного растения.
Сообщения учащихся. Учитель заранее дает задание подготовить доклад на тему: «Роль комнатных растений в микроклимате помещения».
Комнатные растения создают иллюзию контакта с природой. Красотой форм, окраской, благоуханием: они благотворно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение, гасят нервозность. Растение – санитары жилых помещений. Они поглощают пыль, очищают воздух от
углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микроорганизмы.
2.2. Разновидности комнатных растений.
Требования растений к окружающим условиям неодинаковы. Одним необходимо много тепла (большинство тропических растений), другим – меньше (субтропические), некоторым достаточно малого количества света (теневыносливые), а многие требовательны к нему (светолюбивые растения). Например, для теплых помещений подходят бальзамины, папоротники, традесканция, комнатный виноград; для прохладных – герани, гортензия, розы, лавр, цитрусовые.
По степени освещенности все растения можно условно разделить на три группы:
- светолюбивые (алоэ, аспарагус, бальзамин, лимон);
- теневыносливые (традесканция, монстера, большинство бегоний);
- тенелюбивые (плющ, драцена, кливия).
Для озеленения жилищ чаще всего используют теневыносливые растения. Они приспосабливаются к средним условиям освещенности.
Различают 4 основные группы растений (Приложение 1):
- декоративно-лиственные, листья которых зелены круглый год; при правильном уходе они могут очень долго произрастать в комнатных условиях;
- декоративно-цветущие горшечные растения используются для создания временных композиций; после цветения их убирают;
- декоративно-цветущие комнатные растения декоративны круглый год (листва после цветения не отмирает, но может утратить свою привлекательность); при правильном уходе сохраняются долгое время;
- кактусы способны очень долго жить в комнатных условиях. Это растения – суккуленты, их мясистые стебли покрыты колючками или пушистыми волосками. Многие из них цветут.

Учитель помещает на магнитной доске четыре плаката с основными группами растений, дает задание подписать названия групп. Слово учителя: Кто догадается, где какая группа растений изображена? В тетради запишите названия групп, и кратко основные признаки каждой группы.

При выборе растения большое значение имеет его внешний вид и размеры. Низкое, небольшое растение будет неуместно на фоне голой стены, а высокое древовидное вряд ли поместится на узком подоконнике.
По внешним данным практически все комнатные растения можно разделить на 6 групп (учитель рассказывает, демонстрируя цветы, находящиеся в кабинете, включая в беседу обучающихся – «какой из цветов соответствует данной группе растений?»):
Злаковидные отличаются длинными, узкими, собранными в пучок листьями (аир, осока). Наиболее популярны среди них виды с наиболее широкими листьми (хлорофитум, нарцисс, валлота).
Растения с прямостоячими стеблями могут иметь различную высоту. Существует три разновидности растений этой группы: столбовидные (цереус перуанский), деревья (лавр, фикус каучуконосный) и ложные пальмы (драцена, юкка).
Лианы и ампельные растения.
Лиана – вьющееся или лазящее травянисто или в разной степени одревесневающее растение с удлиненным стеблем, не способное подниматься вверх без дополнительной опоры.
Ампельное растение – растение с плетевидными побегами, свободно свисающие из подвесного сосуда, в который оно посажено. Их стебли нуждаются в опоре или свисают по сторонам горшка. Разновидностями этой группы является пассифлора, стефанотис (лиана) и бегония повислая.
Розеточные растения имеют листья, сближенные в одной точке. Эти растения невысоки. Распространены плоские (глоксиния, примула), суккуленты (алоэ карликовое) и воронкообразные розеточные растения (гусмания).
Шаровидные растения не имеют плоских листьев, стебель у них почти гладкий, либо покрыт волосками или колючками (астрофитум).
Кустистые растения – это те виды растений, которые нельзя отнести ни к одной из других групп, у таких растений из земли обычно растут несколько стеблей (ахименес, маранта).
2.3. Уход за растениями
Каждому комнатному растению для нормального роста и развития требуется уход, который включает выбор соответствующей почвенной смеси, поливку, подкормку, перевалку и чистку.
Для каждого растения требуется своя, особая почвенная смесь, состоящая из листовой (торфяной и перегнойной) и дерновой земли, песка. Различают тяжелые, средние и легкие смеси в зависимости от количества дерновой земли, входящей в состав той или иной смеси. Для растений, корневая система которых слабо развита (папоротники), используют легкую смесь, для быстро растущих (аспарагус) – среднюю, а для старых растений с мощной корневой системой (цитрусовые) – тяжелую. Любую смесь можно приобрести в специализированных магазинах или приготовить самостоятельно. Важно, чтобы она была достаточно питательной, хорошо пропускала воздух и влагу.
Одним важнейших мероприятий по уходу за растениями является полив. Его частота и количество воды зависят от многих факторов:
- вида растения,
- фазы развития (в период роста растение нуждается в поливе больше, чем в период покоя),
- времени года (летом – обильно, зимой – меньше).
Поливают растения ежедневно (частый полив: бегония, лимон, плющ), через день-два (умеренный: пальмы, маранта, сенполия), раз в несколько дней, недель, месяцев (редкий: кактусы, алоэ).
Большинство комнатных растений нужно поливать так, чтобы вода пропитала землю и стекла немного в поддонник. Для этого используют лейку без ситечка, при этом носик лейки должен касаться края горшка. Такие растения, как цикламен, сенполия, поливают с поддона.
Воду для полива берут отстоявшуюся (не менее суток), дождевую или снеговую. Ее температура должна быть на 2-3 градуса выше комнатной.
Зимой, когда растения приостанавливаются в росте, применяют «сухую поливку»: их реже поливают, чаще рыхлят землю в горшках, чтобы воздух лучше поступал к корням, опрыскивают.
Улучшить процесс фотосинтеза, предупредить заболевания растений и попадание на них вредителей помогает чистка, то есть промывание листьев растений.
По мере роста растения увеличивается его корневая система, посуда становится для него мала. Необходима пересадка – замена почвы без сохранения кома. Для этого растение вынимают из горшка, помещают в посуду с водой, осматривают корни. До пересадки горшок (его размер немного больше предыдущего) моют горячей водой с мылом. На дно горшка укладывают черепок выпуклой стороной вверх, посыпают слой мелких камушков или угольков, а затем крупнозернистый песок (до 2 см). Дренаж готов. После этого засыпают почвенную смесь (Приложение 2), делают в ней углубление и сажают в него растение. Уровень почвы от края горшка должен быть ниже на 2-3 см. Затем растение необходимо полить. Исключение составляют кактусы, их поливают примерно через неделю после пересадки.
В случае, когда растения не переносят пересадок (пальмы) или необходимо ускорить цветение, применяют перевалку: растение переносят в новую, большую посуду с сохранением кома. Для этого новый горшок должен свободно вмещать прежний. Ком выбивают из старого горшка, ставят его на новый дренажный слой и заполняют пустые места между горшком и комом стекой, землю уплотняют. Затем растение поливают теплой водой, опрыскивают и ставят на некоторое время в затененное место.
Размножать комнатные растения можно различными способами. При температуре не ниже 25 градусов прорастут семена кактусов, цикламенов, бегоний. Черенками весной и летом размножают лимон, мирт, традесканцию. Отрезками стебля можно размножать диффенбахию и монстеру. Деление куста обычно делают весной (папоротники). Наиболее сложный способ – прививка (кактусы, цитрусовые).
Для нормального роста растений необходимо периодически (раз в 10-14 дней с весны до осени) пополнять почву питательными веществами. Лучше всего для этого использовать готовую цветочную смесь.
Промышленностью выпускается разнообразная красиво оформленная посуда для цветов: горшки, кашпо, контейнеры из фарфора, керамики, жести, пластмасс и древесины.
Словарик
Горшок – емкость с одним или несколькими дренажными отверстиями в дне. Используется для высадки одного или нескольких растений. Его ставят на поддон или помещают в кашпо.
Кашпо – емкость со сплошным водонепроницаемым дном, в которую ставят горшок.
Контейнер – водонепроницаемая емкость со сплошным дном, используемая для размещения нескольких горшков или высаживания растений.

3. Закрепле-
ние нового учебного материала
3.1. Практическая работа: «Пересадка комнатных декоративных растений».
Инструкционная карта №1.
Принадлежности и материалы: горшок, совок, черепок, мелкие камушки, крупнозернистый песок, почвенная смесь, растение, газета.
Ход работы:
Извлеките растение из горшка.
Сделайте дренаж для нового горшка.
Выполните пересадку.
Произведите полив.
Поместите растение в слабоосвещенное место класса.
Уберите за собой рабочее место.
Класс делится на 2 команды и жюри (2 человека из класса). Девочки приступают к практической работе. Жюри оценивает работу команд и отдельно каждого.

4. Изучение нового учебного материала
4.1. Комнатные растения в интерьере помещения.
Цветы – один из элементов убранства квартиры. Их красота и прелесть воспринимается во взаимосвязи со всем интерьером и подбирается по законам аранжировки. Существует четыре основных приема размещения комнатных растений
(Приложение 3):
- одиночные растения,
- композиция из горшечных растений,
- комнатный садик,
- террариум.
Одиночные растения могут быть вечнозелеными или цветущими. Их располагают отдельно на полу, подоконнике или на специальной подставке в горшках или декоративных кашпо. Отдельно стоящие растения больше обращают на себя внимание. Они могут быть миниатюрными (цикламен, бегония) или крупными, как фикус или пальма. Разнообразные виды лиан, разрастаясь, образуют зеленый уголок. Одиночные растения с разнообразными пестрыми листьями наиболее эффектны на фоне однотонной стены.
Для композиции из горшечных растений устанавливаются близко друг к другу, чтобы образовалось большое зеленое пятно. Их можно разместить на полу, этажерках, подставках. Обычно на заднем плане располагается высокое растение с крупными листьями, а около него - более низкие. Для создания композиций пользуются различными подставками и декоративными кашпо. Вертикальные цветочные композиции удобны в помещениях малых размеров. Растения размещают на разных уровнях, используя готовые подставки.
Контейнер с растениями, посаженными в грунт или в отдельные горшки, прикрытые мхом и галькой, образует комнатный садик. Он может быть миниатюрным и располагаться на столе, окне либо образовывать крупную композицию, занимающую угол помещения или часть комнаты (зимний сад). Один из вариантов комнатного садика – висячий сад. Они выполняются из корзин, подвешенных к потолку или к настенным кронштейнам на веревке, декоративных цепях. Правило составления композиций из горшечных растений и комнатных садиков: по возможности собирать вместе растения с одинаковыми требованиями к освещенности и температуре. Если в комнатный садик поместить растения тенелюбивое и светолюбивое, то одно из них обязательно погибнет в зависимости от предложенных условий размещения.
Прекрасным декоративным элементом любого интерьера является террариум. Это цветочная композиция, посаженная внутри пластмассового или стеклянного сосуда, например, аквариума со съемной крышкой.
При размещении растений следует учитывать их декоративно-художественную ценность и своеобразие.
Способы размещения растений в интерьере: лучший способ поместить вьющееся растение в комнате – посадить его в контейнер (или кашпо), подвешенный к потолку или на кронштейн к стене. Тогда стеблям, спадающим каскадом, ничто не будет мешать. Растение в данном случае может зрительно увеличить высоту композиции или оживить скучную стену.
Место крупного одиночного растения – на полу. Для этих целей выбирают растения с привлекательной формой кроны, высокие цветущие растения или высокие лианы с крупными листьями (монстера). Высокие узкие растения зрительно поднимают потолки, низкие распростертые – опускают.
На подоконнике с точки зрения внешнего эффекта лучше помещать одиночное растение – низкое и кустистое, если расположить его посередине окна, или высокое и узкое, если оно будет располагаться ассиметрично. Растение должно гармонировать с обстановкой комнаты.
Комнатные растения с длинными стеблями дуговидной формы эффектно смотрятся, если их установить на специальную высокую подставку или поместить в высокую корзину.
У окон цветы можно установить на разного рода столиках, горках и других приспособлениях. Художественно оформленные цветочные столики называются жардиньерками.
На стенах обычно размещают декоративно цветущие растения (для оживления гладкой светлой стены) и лианы (для оформления окон, картин).
Определенная расстановка растений не только изменяет зрительно пространство помещения, но и позволяет разделить комнату на отдельные зоны, организовать уголок отдыха в виде небольшого зимнего сада. Для этого подходят легкие ажурные, деревянные или металлические стеллажи, трельяжи, стеклянные полки. Если растения подбираются по колориту, интерьер принимает неотразимый вид.

5.Закрепление учебного материала
5.1. Практическое задание.
Инструкционная карта № 2.
1. Жюри составить композицию из горшечных растений.
Учащиеся работают в паре со следующим заданием: на схематических рисунках (Приложение 4) расположить комнатные растения с учетом основных приемов и способов размещения комнатных растений в интерьере.
Жюри собирает задания, анализирует, в итоговом выступлении делает выводы – какая пара наиболее точно выполнила задание. Оценивают работу каждой пары.
Пока жюри анализирует работы, обучающиеся рассматривают композицию жюри из горшечных растений, и высказывают свои мнения, оценивают работу жюри.

Вопросы для закрепления: Давайте поиграем в игру «ЛОТО». Из мешочка девочки вынимают бочонок с номером вопроса и отвечают. Учитель оценивает ответы.
Для чего нужны комнатные растения?
Что такое уход за растениями?
Какие приемы размещения комнатных растений вам известны?
Каковы способы размещения цветов в жилой комнате?

В заключении, информация к размышлению:
Закономерность во "взаимоотношениях" людей и цветов, причем закономерность, связанную со знаками Зодиака, подметили еще несколько тысяч лет назад на Востоке. Соответственно этому гороскопу "родные", любящие нас цветы, способствующие не только хорошему здоровью, но и прекрасному настроению, есть у каждого человека.
У ОВНА - это боярышник, анемон (ветреница), душистый горошек, фиалка и василек.
ТЕЛЕЦ: ландыш и сирень.
БЛИЗНЕЦЫ: маргаритка, мак, лютик, жасмин, нарцисс.
РАК: жимолость, водяная лилия, все белые цветы, жасмин.
ЛЕВ: пионы, ноготки, гладиолусы и хризантемы.
ДЕВА: астры, мать-и-мачеха, красный мак.
ВЕСЫ: ноготки, розы, фиалки.
СКОРПИОН: гвоздики, пионы, хризантемы.
СТРЕЛЕЦ: гвоздики, нарциссы, васильки.
КОЗЕРОГ: белая гвоздика, черный мак, плющ.
ВОДОЛЕЙ: фиалки, мирт, нарцисс.
РЫБЫ: нарциссы, жасмин, фиалки, незабудки.
В любом случае цветы - это всегда магия любви, удачи, везения, спокойствия и, наконец, здоровья! Окружайте себя цветами и будьте счастливы!


6.Задание на дом
Домашнее задание: Вы уже знаете о многих профессиях. Учитель учит детей новым знаниям, повар готовит для вас вкусные завтраки и обеды, а чем занимаются люди следующих профессий: фитодизайнер и флорист? Дома записать в тетрадь кратко об этих профессиях.
Рефлексия:
Вам понравился сегодня урок?
Из предложенных вариантов смайликов выберете, тот смайлик, который наиболее точно передает ваше настроение после нашего урока (Приложение 5).
Урок окончен.




















Приложение 1



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





Приложение 2











Приложение 3




ОДИНОЧНОЕ РАСТЕНИЕ






КОМПОЗИЦИЯ ИЗ ГОРШЕЧНЫХ РАСТЕНИЙ






КОМНАТНЫЙ САДИК





ТЕРРАРИУМ

Приложение 4


Приложение 5























Ваш личный результат?