Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» (5 лет обучения) «ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»


Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
пгт. Магдагачи
Дополнительная предпрофессиональнаяобщеобразовательная программа
в области изобразительного искусства

«Живопись»
В.ОО. Вариативная часть
Программа по учебному предмету
В.О2. ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Срок работы по программе - 3 года
2015г.
«ОДОБРЕНО»
Педагогическим советом
МАУДО «ДШИ» пгт. Магдагачи
«___»___________ 2015 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАУДО «ДШИ»
пгт. Магдагачи
______________ К.Н. Гамага (подпись)
«___»___________ 2015 г.
Разработчик – Товолжанская Ольга Григорьевна, преподаватель
живописи, рисунка, композиции станковой, прикладного
творчества, истории искусств, скульптуры,
первая квалификационная категория;
Рецензент –

СОДЕРЖАНИЕ
№ Наименование раздела Стр.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН 8
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 15
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ23
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК 24
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 25
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на основании и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства «Живопись» и является вариативной частью данной программы.
Учебный предмет «Прикладное творчество» занимает важное место в комплексе предметов программ «Живопись». Он дополняет изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной темой, содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета.
Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.
Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 3 года обучения, с 1 по 3 класс.
Продолжительность учебных занятий составляет 34 недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Прикладное творчество» при 3-летнем сроке обучения составляет 408 часа. Из них: 204 часов – аудиторные занятия, 204 часов - самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации
Всего часов
Классы 1
2
3
Полугодия 1 2 3 4 5 6 Аудиторные занятия 34 34 34 34 34 34 204
Самостоятельная работа
34 34 34 34 34 34 204
Максимальная учебная нагрузка
68 68 68 68 68 68 408
Вид промежуточной аттестации
просмотр
просмотр
просмотр Форма проведения учебных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – от 10 человек.
Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения.
Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий, а также 2 часа самостоятельной работы.

Цели и задачи учебного предмета
Цели:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
- формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;
- формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
обучающие:
– научить основам художественной грамоты;
– сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
– овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и основами художественного мастерства;
– научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества;
– научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;
– научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;
– научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
воспитательно-развивающие:
– пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству;
– раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;
– формировать творческое отношение к художественной деятельности;
– развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
– приобщить к народным традициям;
– воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
Освоение приемов работы в материале.
Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.
Учебный план
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1:
Работа с бумагой. Основы декоративной композиции.
№ Назвение раздела, темы Вид учебного занятия Максимальная нагрузка Самостоятельнаяработа Аудиторные
занятия
год 136 68 68
1 полугодие 68 34 34
1.1. Декоративная композиция «Букет цветов» Урок 8 4
4
1.2. Торцевая аппликация.
Урок 8 4
4
1.3. «Шоколадница»
Урок 8 4 4
1.4. Домашний оберег «Золотая рыбка»
Урок 8 4
4
1.5. Коллаж «Натюрморт на фоне окна»
Урок 4 2 2
Раздел 2:
Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись
2.1. Беседа о росписи.
Знакомство с элементами росписи. Урок 4
2 2
2.2. Творческая работа создание композиции с использованием характерных образов данной росписи Урок
8 4 4
Раздел 3:
Современные художественные техники.
3.1.
Техника «Гофротрубочки». Урок-презентация 8 4
4
3.2. Инкрустация по пенопласту.
Урок 12 6 6
2 полугодие
3 четверть – 24 часа
3.3. Бумагопластика
«Киригами»
Урок 8 4 4
3.4. СкрапбукингУрок 8 4 4
3.5. Точечная живопись. Урок 12 6 6
3.6. КанзашиУрок 12 6 6
3.7. Крэйзи – квилтУрок 8 4 4
4 четверть
3.8. Холодный фарфор Урок 8 4 4
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах
4.1. Кукла-оберег Урок 4 2 2
4.2. Колокольчик – петушок. Урок 4 2 2
4.3. Современная матрёшка. Урок 4 2
2
Итого за второе полугодие 68 34 34


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ Название раздела, темы
Вид
учеб
ного занятия Общий объем времени в часах
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная
работа Аудиторные
занятия
Год
136 68 68
1 пол. 68 34 34
Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж
1.1. Мир, в котором я живу
Урок 12 6 6
1.2. Натюрморт
Урок 8 4 4
1.3. Открытка
Урок 12 6 6
1.4. Город
Урок 12 6 6
Раздел 2: Традиционные виды роспись. Кистевая роспись. Гжель
2.1. Беседа о росписи. Знакомство с элементами Урок 4
2 2
2.2. Копирование образца
Урок 8
4 4
2.3. Творческая работа создание композиции с использованием характерных образов данной росписи Урок 12
6 6
2 полугодие
Раздел 3: Традиционные виды роспись. Кистевая роспись.
Хохломская роспись.
3.1. Беседа о росписи. Знакомство с элементами Урок 4 2 2
3.2. Копирование образца Урок 4
2 4
3.3. Творческая работа создание композиции с использованием характерных образов данной росписи Урок 8
4 6
3.4. Творческая работа – роспись деревянной досточки или ложки.
Урок 8 4 6
3.5. Орнаментальная композиция «Золотая хохлома» Урок 8 4 4
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.
4.1. Закладка на основе косички из 3-х, 5-и соломин, 4-х с двумя основными
Урок 4 2 4
4.2. Тряпичная кукла.
Урок 4 2 4
4.3. «Птица»
Урок 4 2 2
4.4. «Лошадка»
Урок 4 2 2
Итого 2 полугодия
68 34 34
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ Название раздела, темы
Вид
учебного занятия Общий объем времени в часах
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная
работа Аудиторные
занятия
год
136 68 68
2 полугодие 68 34 34
Раздел 1: Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги. Объемное моделирование и конструирование
1.1. Способы создания фактуры на бумаге Мастер-класс 4 2 2
1.2. Монотипия или мраморированиеМастер-класс 8 4 4
1.3. Волнистый шар Урок 8 4 4
1.4. Елка объемная
Урок 12 6 6
1.5. Бумажная бижутерия
Урок 12 6 6
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Роспись по дереву (Городец и Мезенская роспись)
2.1. Беседа о видах росписи. Знакомство с их художественно-стилистическими особенностями
Урок 8
4 4
2.2. Копирование образца
Урок 8
4 4
2.3. Эскиз росписи разделочной доски в городецкой технике Урок 8
4 4
2 полугодие
2.5. Эскиз росписи прялки в мезенской технике
Урок 16 8 8
Раздел 3: Текстиль. Способы декорирования ткани
3.1. Роспись тканей. Беседа о способах нанесения узора 2 1 1
3.2. Печать на ткани геометрического орнамента. Урок 6 3 3
3.3 Печать на ткани растительного орнамента. Урок 4
Батик
2 2
3.4. Батик. Свободная техника росписи.
Урок 12
6 6
3.5. Техника росписи «Холодный батик».
Урок 16
8 8
Раздел 4: Современные техники прикладного искусства.
4.1.
-4.3.
Современные техники прикладного искусства. Урок 12 6 6
Итого за 2 полугодие 68 34 34

Годовые требования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества.
Содержание программы включает следующие основные разделы:
1 класс:
Раздел 1: Работа с бумагой.
Раздел 2: Традиционные виды росписи.
Раздел 3: Современные художественные техники.
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.
2 класс:
Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж
Раздел 2: Традиционные виды роспись. Кистевая роспись. Гжель
Раздел 3: Традиционные виды роспись. Кистевая роспись.
Хохломская роспись.
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.
3 класс:
Раздел 1: Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги. Объемное моделирование и конструирование
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Роспись по дереву (Городец и Мезенская роспись)
Раздел 3: Текстиль. Способы декорирования ткани
Раздел 4: Современные техники прикладного искусства.
Содержание программы направлено на освоение различных способов работы с материалами, ознакомление с традиционными народными ремеслами, а также с другими видами декоративно-прикладного творчества.
1 год обучения
Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа
1.1. Тема: Декоративная композиция «Букет цветов». Познакомиться с особенностями декоративной композиции: плоскостность изображения, лаконичность и выразительность силуэта, локальные цветовые отношения. Использование контрастных отношений локального цвета фона и пестрой аппликации, которая на него наклеивается. Используется картон, цветная и пестрая бумага из журналов, клей, ножницы.
Самостоятельная работа: «Букет цветов». Придумать и выполнить декоративную композицию. (формат А3).
1.2. Тема: Торцевая аппликация. Познакомиться с торцевой аппликацией. Выполнить композицию из заранее подготовленных кусочков бумаги разных оттенков одного цвета. Организовать плоскость листа при акцентировании композиционного центра и соподчинении всех элементов композиции. Задание выполняется на картоне с использованием цветных полосок..Самостоятельная работа: Придумать и выполнить композицию.
1.3.Тема: Поделка «Шоколадница»
Знакомство с понятием «простая и сложная форма». Вычерчивание деталей Использование цветной бумаги, картона, декоративных украшений.
Самостоятельная работа: используя бумага, картон формат А4 выполнить объёмную поделку.
1.4. Тема: Домашний оберег «Золотая рыбка»
Используя навыки, приобретенные на предыдущих уроках, выполнить композицию . Самостоятельная работа: предлогается сделать оберег.
1.5.Тема: Коллаж «Натюрморт на фоне окна» Познакомить с жанром – натюрморт в декоративно-прикладном искусстве. Выполнить композицию: натюрморт на фоне открытого окна. Найти выразительное решение композиции. Использование пластилина, ткани, цветного картона.
Самостоятельная работа: поинтересоваться у родных есть ли дома глиняная игрушка, если есть, то узнать какая и принести на занятие.
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись
2.1. Тема: Филимоновская роспись. Беседа об истории возникновения и развития росписи деревни Филимоново Тульской области. Знакомство с ее орнаментальными мотивами, видами узоров, которыми украшают филимоновскую игрушку и способами их нанесения на поверхность. Выполнение орнаментальных схем. Заполнение плоской формы узором. Возможно создание коллективной композиции «Ярмарка игрушек». Работа ведется на формате А4 гуашью, с использованием шаблонов.
Самостоятельная работа: вместе с родителями посмотреть информацию о мастерах филимоновской игрушки и вписать ее в альбом домашних заданий.
2.2. Тема: Копирование образца. Выполнить копию росписи филимоновской игрушки. Расписать нарисованную по шаблону фигурку или готовую белую игрушку-свистульку простой формы, используя в качестве образцов игрушки расписанные мастерами, а также схемы, выполненные на предыдущих уроках. Используется акварель, гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: разработать узор для филимоновского всадника и барыни в альбоме домашних заданий.
Раздел 3: Современные художественные тезники.
3.1. Тема: «Гофротрубочки». Познакомить детей с новой и интересной техникой.
Самостоятельная работа: закрепить полученные навыки в данной технике.
3.2. Тема: Инкрустация по пенопласту. Познакомить детей с новой и интересной техникой.
3.3. Тема: Бумагопластика «Киригами». Познакомить детей с новой и интересной техникой.
3.4. Тема: Скрапбукинг. Познакомить детей с новой и интересной техникой.
3.5. Тема: Точечная живопись. Познакомить детей с новой и интересной техникой.
Материалы: витражные контуры, стекло.
Самостоятельная работа: Выполнить колористическую композицию на свободную тему.
3.6. Тема: Канзаши. Познакомить детей с новой и интересной техникой.
Самостоятельная работа: Выполнить работу на тему «Мир цветов».
3.7.Крэйзи – квилт. Познакомить детей с новой и интересной техникой.
Самостоятельная работа: повторить дома способ работы.
3.7. Тема: Холодный фарфор.
Познакомить со способом приготовления холодного фарфора и способами работы.
Самостоятельная работа: закрепить дома способ выполнения работ в данной технологии.
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.
4.1. Тема: Кукла – оберег. Познакомиться с традиционной глиняной игрушкой Орловского края и особенностями ее выполнения. Освоить приемы лепки и декора плешковской игрушки-свистульки. Зарисовать образцы, фрагменты декора игрушек-свистулек. Выполнить игрушку в материале. Используется глина, красители.
Самостоятельная работа: посмотреть информацию о мастерах игрушки, зарисовать некоторые их работы в альбом с домашними заданиями. Принести на следующие занятие мелко порванные кусочки газеты.
4.3. Тема: Колокольчик – петушок. Познакомиться с техникой прикладного творчества папье-маше. Выполнить основу формы из пластилина, послойно оклеить ее мелко порванной тонкой бумагой. После полного застывания объемную форму расписать, украсить декоративными элементами. Используется пластилин, клей ПВА, мелко порванная газета, гуашь.
Самостоятельная работа: закончить нанесение необходимого количества слоев бумаги на пластилиновую форму, дать ей просохнуть.
4.4. Тема: Современная матрешка.
Познакомиться с историей возникновения матрешки – образа красавицы, воспетой в русских песнях и сказках. Расписать матрешку в полховско - майданской традиции. Познакомиться с последовательностью работы над заготовкой, сначала лицо и руки, после этого фоновые места на поверхности формы, после этого разные элементы декора. Используется гуашь, плотная бумага.
Самостоятельная работа: изучить литературу про русскую матрешку.
2 год обучения
Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж
1.1.Тема: Мир, в котором я живу. На бумагу, согласно задумке наклеить вырезанный из пестрой ткани силуэт. Импровизируя на тему рисунка, нанесенного на ткань, выполнить композицию, дорисовывать фон, как органическую среду для данного мотива. В процессе работы необходимо соблюдение единого с рисунком ткани стиля (тот же колорит, характер рисунка, ритм, структура), таким образом, определяется значение стилевого единства в композиции. Используется ткань, гуашь, бумага формат А4.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичное задание на формате А5.
1.2.Тема: Натюрморт. Используя технику коллажа выполнить выразительное решение сюжета. Выбрать удачное композиционное размещение предметов на плоскости. Составить эскиз аппликации, вырезать отдельные его части по заготовленным лекалам из тканей различных по фактуре и цвету и наклеить их согласно рисунку. Материалы: ткань, кожа, бумага, фурнитура.
Самостоятельная работа: собрать в коллекцию разные по фактуре ткани и бумагу.
1.3.Тема: Открытка. Продумать сюжет и эскиз на основе знаний о симметрии и асимметрии, понятий ритмически расположенных форм. Согласно эскизу продумать порядок формирования изображения способом послойного наложения вырезанных заготовок на плоскость. Используется в работе цветная бумага, картон, фетр, фурнитура (пуговицы, пайетки, бусины).
Самостоятельная работа: выполнить композицию «Дерево» из пуговиц.
1.4.Тема: Зима в городе. Нарисовать эскиз панно, затем выполнить его в технике коллажа с использованием различных материалов и способов их обработки. Используя способ бумагокручения, основанный на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, возможно получение объемных деталей композиции. Использование бумаги, ткани, картона, дырокола и др.
Самостоятельная работа: подготовить некоторые детали композиции
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Кистевая роспись. Гжель
2.1. Тема: Беседа о росписи. Кистевая роспись. Гжель. Беседа об истории возникновения и развития кистевой росписи «Гжель». Знакомство с элементами (бордюр, «мазок с тенью», капелька и др.) Изучить элементы росписи, овладеть основными приемами их выполнения. Написать цветок или птицу в технике «Гжель». Использование материалов: гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: в альбоме домашних заданий отработать навыки работы кистью полученные на уроке.
2.2. Тема: Кистевая роспись. Гжель. Выполнение копии. Копирование росписи. Научиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов росписи, отработать навыки выполнения основных приемов. Гуашь, керамическая плитка.
Самостоятельная работа: внимательно рассмотреть изделия с росписью, и интересные элементы зарисовать в альбом домашних заданий.
2.3.Тема: Кистевая роспись. Создание композиции. Повторение основных особенностей гжельской росписи (орнаментальные мотивы и приемы выполнения росписи). Создать свой эскиз и выполнить роспись керамической плитки. Роспись выполняется на керамической плитке гуашью, по предварительно выполненному эскизу.
Самостоятельная работа: выполнить свой вариант росписи в технике «Гжель».
Раздел 3: Традиционные виды росписи. Кистевая роспись.
Хохломская роспись.
3.1. Тема: Беседа о росписи. Кистевая роспись. Хохлома. Беседа об истории возникновения и развития кистевой росписи «Хохлома». Знакомство с элементами . Изучить элементы росписи, овладеть основными приемами их выполнения. Написать цветок или птицу в данной технике . Использование материалов: гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: в альбоме домашних заданий отработать навыки работы кистью полученные на уроке.
3.2. Тема: Кистевая роспись. Гжель. Выполнение копии. Копирование росписи. Научиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов росписи, отработать навыки выполнения основных приемов. Гуашь.
Самостоятельная работа: внимательно рассмотреть изделия с росписью, и интересные элементы зарисовать в альбом домашних заданий.
3.3.Тема: Кистевая роспись. Создание композиции. Повторение основных особенностей хохломской росписи (орнаментальные мотивы и приемы выполнения росписи). Создать свой эскиз и выполнить роспись. Роспись выполняется гуашью, по предварительно выполненному эскизу.
Самостоятельная работа: выполнить свой вариант росписи в технике «Хохлома».
3.4. Творческая работа . Роспись деревянной досточки или ложки.
3.5. Орнаментальная композиция. «Золотая хохлома» на выбор учащихся.
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.
Игрушка из природного материала (солома, листья кукурузы, рогоз).
4.1. Тема: Закладка на основе косички из 3-х, 5-и соломин, 4-х с двумя основными. Познакомиться с соломоплетением (рогозом, листьями кукурузы и т.д.), правилами заготовки растений, отбеливанием и крашением, техникой плетения. Выполнить плоские плетенки – закладки с использованием разного количества соломин. Изделие выплетается из соломы, фиксируется прочной нитью.
4.2. Тема: «Тряпичная кукла». Изготовление игрушек из ткани, ниток по традициям, уходящим корнями в глубокое прошлое. История сакрального значения данных кукол.
Самостоятельная работа: придумать возможные варианты тряпичных кукол.
4.3. Тема: «Птица». Символика образа птицы в народном творчестве. Знакомство с несколькими способами изготовления птиц, от которых зависит конструкция изделия: птицы могут быть подвесными, стоячими на двух ногах или на одной ноге-подставке. Работа выполняется из лыка, цветных нитей, ткани.
Самостоятельная работа: попробовать разные варианты изготовления птицы из лыка
4.4. Тема: «Лошадка». Знакомство с символикой образа коня в народном творчестве. Выполнить фигурку лошадки. При изготовлении фигурки соблюдать последовательность, которую ученикам необходимо запомнить. Используется соломка, нитки.
Самостоятельная работа: посмотреть литературу по теме - образ коня в народном творчестве.
3 год обучения
Раздел 1: Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги. Объемное моделирование и конструирование
1.1. Тема: Способы создания фактуру на бумаге. Познакомиться со способами создания фактуры на бумаге с помощью пленки и соли. Результатом работы станут навыки получения цветной бумаги из обычной. Возможно, использование получившихся образцов в изготовлении изделий в других заданиях, а также при изготовлении упаковки. Используется бумага, акварель, пищевая пленка.
Самостоятельная работа: повторить эксперименты с красками дома.
1.2. Тема: Монотипия или мраморирование. Познакомиться со способами получения «единственного отпечатка». Плавные переходы тонов монотипии усиливают декоративный эффект. Мраморирование – оттиск с поверхности воды, монотипия – с любой гладкой плоскости. Используются в работе бумага, акварель, мыло, чернила для мраморирования.
Самостоятельная работа: закрепление полученных на уроке навыков.
1.3. Тема: Конструирование объемной формы «Волнистый шар». Теоретические сведения. Понятие «круг», «овал». Правила деления круга на равные части. Художественное конструирование объемных форм на основе геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, цилиндр). Техника изготовления «Волнистого шара». Сбор шара из 12 и 18 частей. Используемые материалы: бумага, циркуль, клей ПВА.
Самостоятельная работа: повторить способы деление окружности на равные части, отработать навыки аккуратного резанья бумаги ножницами и ее сгибания.
1.4. Тема: Елка объемная. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Возможен индивидуальный подход: более подготовленным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить упрощенный вариант. При этом обучающий и развивающий смысл задания сохраняется. Используя шаблон и правила симметричного вырезания подготовить детали елки. Согласно схеме соединить части в общую форму. Используется плотная бумага, линейка, ножницы, клей ПВА.
Самостоятельная работа: создание своих вариантов силуэта елки.
1.5. Тема: Бумажная бижутерия. Такой эксперимент в работе с бумагой позволит детям увидеть привычные вещи по-новому. Освоить способы скручивания бумаги в трубочки. Форма бусины зависит от способа нарезки бумаги (прямоугольник или треугольник), дополнительными вставками в снизке могут стать гофрированные элементы. Использование цветных страниц из глянцевых журналов (чем толще бумага, тем больше бусина), ножницы, линейка, зубочистка, клей.
Самостоятельная работа: закончить работу над заданием дома собрать снизку из бусин.
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Роспись по дереву
(Городец и Мезень)
2.1. Тема: Роспись по дереву. Беседа о видах росписи, художественно-стилистические особенности основных центров росписи по дереву (Хохлома, Городец, Мезень). Краски, применяемые для росписи. Познакомить с центрами росписи по дереву, узнать особенности стиля и орнаментальные мотивы. Изучить элементы и мотивы выбранной росписи, овладеть основными приемами их выполнения. На основе полученных знаний самостоятельно выполнить гирлянду из цветов на бумаге. Используется гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: изучить литературу по данной теме.
2.2. Тема: Роспись по дереву. Выполнение копии. Научиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов росписи, отработать навыки выполнения основных приемов. Выполнение копии с подлинника. Использование деревянной заготовки, гуаши.
Самостоятельная работа: подобрать иллюстративный материал для работы над будущей композицией.
2.3. Тема: Эскиз росписи разделочной доски в городецкой технике. Создать композицию с использованием характерных образов выбранной росписи. Используя основные элементы, цветовые сочетания, композиционные особенности выбранной росписи, создать свой эскиз, выполнить роспись на доске. Деревянная заготовка, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.
2.4. Тема: Эскиз росписи прялки в мезенской технике. Создать композицию с использованием характерных образов выбранной росписи. Используя основные элементы, цветовые сочетания, композиционные особенности выбранной росписи создать свой эскиз, выполнить роспись на доске. Деревянная заготовка, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.
Раздел 3: Текстиль. Способы декорирования ткани
3.1.Тема: Роспись тканей. Провести беседу о способах нанесения узора на ткань ручным способом: набойка, холодный и горячий батик, свободная роспись; красители и инструменты, применяемые при росписи тканей. Возможность многообразия цветовых сочетаний при свободной росписи.
Самостоятельная работа: изучить литературу по теме.
3.2. Тема: Печать на ткани геометрического орнамента.
Познакомить с историей возникновения печатания на ткани (набойки). Выполнить оформление ткани, используя различные штампы из природных форм - простые узоры из кругов, квадратов, ромбов и т.д., вырезанных на картофеле и моркови. Продумать эскиз оформления ткани, по предложенным преподавателем схемам (круг или квадрат), создать свои раппорты, потренироваться на ткани, после этого приступить к ее оформлению. Используемые материалы: ткань, гуашь, штампы из природного материала.
Самостоятельная работа: придумать раппорты геометрического орнамента, приготовить штампы, выполнить отпечатки на ткани согласно схемам.
3.3. Тема: Печать на ткани растительного орнамента. Составить эскиз растительного орнамента из отпечатков разрезанной поперек головки чеснока (цветок) и листьев с хорошо выраженными прожилками (листочки). При печатании, дети пользуются предложенными преподавателем схемами (круг или квадрат). Используемые материалы: ткань, гуашь, штампы из природного материала.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.
3.4. Тема: Батик. Свободная техника росписи. Познакомить с техникой свободной росписи ткани. Обратить внимание на цветовую гармонию, выразительность линий и мягких переходов одного цвета в другой. Продемонстрировать приемы работы кистью на ткани. Создать композицию “Цветы”, работая с наглядным материалом. Выполнить рисунок на бумаге, узнать способы его перенесения на ткань, подготовить рамы к росписи, резервирование, роспись (работа с цветом). Декорирование выполненной композиции контурами. Использование красок для батика, ткани, декоративных контуров.
Самостоятельная работа: читать сказки, найти образы птиц, собрать иллюстративный материал.
3.5. Тема: Панно «Птица-пава». Познакомиться с техникой росписи «Холодный батик». Освоить приемы работы (переведение рисунка на ткань, нанесение контура, роспись с более светлых участков). Работа над эскизом батика. Возможно использование геометрического орнамента при создании рамки вокруг основного мотива. Использование ткани, красок для батика, резерва, стеклянных трубочек.
Самостоятельная работа: выполнить упражнения по отработке навыков работы кистью на ткани.
Раздел 4: Современные техники прикладного искусства.
4.1. – 4.3. Тема: Современные техники прикладного искусства.
Познакомить учащихся с современными и новыми техниками прикладного искусства – по желанию учащихся.
Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроках.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯРаздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Прикладное творчество».
1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов.
2.Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.
3.Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).
4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом.
5. Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла.
6. Умение работать с различными материалами.
7. Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования.
8. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
9. Навыки заполнения объемной формы узором.
10. Навыки ритмического заполнения поверхности.
11. Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
12. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
13. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
14. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения.
15. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность.
Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
“3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.
Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. Рекомендации по организации самостоятельной работы
Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях города и образовательного заведения. Для эффективного выполнения домашней работы все задания выполняются в специальном «Альбоме домашних заданий».
Средства обучения
На уроках прикладного творчества используется большое количество разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель мог ознакомить учащихся со способами изготовления изделий, с инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием. Типы пособий:
натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются детали увеличенного размера. Возможно использование предметно-технологической карты;
образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными;
устное описание внешнего вида предмета и его конструкции - способствует образованию у детей правильного представления о предмете творчества;
электронные образовательные ресурсы - мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи;
материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для батика), бумагой разных видов, гелевыми ручки, материалами для изготовления кукол и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
Аверьянова М.Г. Гжель – российская жемчужина.- М, 1993
Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989
Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010
Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная кукла своими руками. Белый город, 2010
Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство, 1975
Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность, Северный паломник, - 2008
Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009
Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007
Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005
Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.: «Изобразительное искусство»,1984
Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994
Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988
Орловская традиционная игрушка. Каталог. Составитель Борисова И.И., 2007
Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник: справочник / Сост. Теличко А.А., Рыженко В.И..- М.; Оникс, 2008
Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010
Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006
Фиона Джоунс Фантазии из бумаги. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2006
Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009
Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985
Юный художник 1992 г.: №№3-4. Яковлева О. “Филимоновская игрушка”
Список учебной литературы
Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007
Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007
Клиентов А. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2010
Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2010
Межуева Ю.А. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., Мозаика-Синтез, 2003
Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.- М.. Изд-во Эксмо, 2003
Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998