Статья Чему и как учить современных школьников на уроках литературы?


Гришко Виктор Александрович
МКОУ ВСОШ №4, Россия, Томск
Чему и как учить современных школьников на уроках литературы?
К сожалению, современная молодежь практически не читает книг, считая любое чтение бесполезным занятием. В качестве примера приведу откровения некой старшеклассницы Анны М.: «Почему-то чтение приравнивают к интеллекту. Если человек не читал Пушкина и Достоевского, значит, он «неграмотный»? А я вот уверена, что чтение книг – пустая трата времени, а Пушкин, Достоевский и прочие не такие уж гении, как о них говорят, это просто стереотипы, которые людям вбили в голову… А современная молодежь выбирает то, что на самом деле интересно для них. Зачем читать сотни страниц воды, когда можно узнать намного больше в Интернете или фильм посмотреть? И впечатлений больше получишь, и времени меньше потратишь. Лично мне любовь к книгам отбили в школе, когда заставляли читать всякую классику, а потом находить в ней то, о чем даже сам автор вряд ли задумывался, когда писал…» К сожалению, в отсутствии у большей части современной молодежи всякого интереса к чтению серьезных книг, во многом виновата школа. Одна из главных целей школьного литературного образования - формирование у обучающихся навыков самостоятельного прочтения и анализа художественного текста. Однако по этому поводу Романичева Е.С. в статье «Духовно-нравственное развитие учащихся в процессе литературного образования» пишет, что «в школе преподавание литературы обычно превращается в преподавание основ литературоведения, когда учащиеся приобщаются не к литературе как искусству слова, а к науке о нем». Но ведь не наука о литературе, а именно искусство слова играет особую роль в нравственном развитии личности, поэтому «только в преподавании искусства, а не науки или ее основ возможно формирование ценностных ориентаций личности, в числе которых потребность читать и получать от этого эстетическое удовольствие». Сегодня молодые люди вместо вдумчивого прочтения книги предпочитают посмотреть фильм, снятый по мотивам художественного произведения, или же просто довольствуются кратким пересказом содержания. Их совершенно не волнуют жизненные проблемы и духовные искания героев классической русской литературы. Каждый год мы, учителя русского языка и литературы, оказываемся в ситуации своеобразного научного эксперимента или социологического исследования, позволяющего сделать выводы о том, что происходит с литературным образованием в современной школе. Особенно тревожит потрясающая безграмотность наших учащихся, слабая начитанность и неумение самостоятельно в устной и письменной речи излагать свои мысли, рассуждать. Сегодня много говорят о системном кризисе образования в школе, в том числе и о кризисе образования литературного. Прежняя система изучения литературы, опиравшаяся на жесткие идеологические требования, разрушена до основания, а в свое время навязанная «сверху» деидеологизация литературы и предоставленные в связи с этим возможности вариативности изучения школьного курса, к сожалению, не позволили достигнуть необходимого положительного результата. Несмотря на то, что авторы современных школьных учебников по литературе особое внимание уделяют исследованию не социальных или идеологических, а общечеловеческих проблем, продолжает развиваться негативная тенденция упрощенного восприятия и толкования литературных произведений. Большинство учащихся за годы учебы в средней школе так и не овладевают элементарными навыками анализа художественных текстов, особенно поэтических, не понимают, что литература – это особый вид искусства слова.
В исправительном учреждении ситуация с чтением литературы несколько иная, так как молодые люди лишены многих благ цивилизации, например, возможности общения в Интернете. Поэтому изучение литературных произведений на уроках в вечерней школе вызывает у учащихся определенный интерес к творчеству тех или иных русских и зарубежных писателей. Этот интерес приводит определенную часть учащихся в библиотеку, где они отыскивают нужные им книги и уже самостоятельно пытаются осваивать художественные тексты.
Возможность преподавания литературы сначала в детской колонии, в обычной средней общеобразовательной школе и в вечерней школе для взрослых, позволила мне провести наблюдения и проанализировать, как постепенно на протяжении многих лет менялся, постепенно снижаясь, уровень читательских интересов, знаний, умений и навыков учащихся. Если в подростковой среде изучение комедии «Горе от ума», романов «Бедная Лиза», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Мертвые души», «Герой нашего времени», «Отцы и дети», «Война и мир», «Белые ночи», «Преступление и наказание», пьесы «Вишневый сад» могло вызвать определенный интерес и позволяло достаточно глубоко проанализировать содержание художественных текстов, то читательский интерес у взрослых учащихся при изучении этих же произведений практически отсутствовал. Так герои комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» А.Чацкий и Евгений Онегин из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» фактически не воспринимались взрослыми учащимися в качестве положительных литературных образов. Крайне негативно взрослыми учащимися воспринимался образ Катерины из драмы А.Н.Островского «Гроза». Многие учащиеся считали, что жена, изменяющая своему мужу, никак не может быть «лучом света в темном царстве». Не вызывал к себе никакого сочувствия и симпатии со стороны учащихся-осужденных образ Печорина - главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Но почему-то особую неприязнь в среде взрослых учащихся вызвали образы Евгения Базарова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» и Родиона Раскольникова из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Список так называемых «лишних людей» русской классической литературы, которые в сознании современных молодых читателей неожиданно попали из положительных в отрицательные герои, можно значительно расширить. Одновременно с этим в сознании современных учащихся произошла другая странная метаморфоза: отрицательные герои вдруг стали восприниматься молодыми людьми как некие образцы для подражания. Так в качестве положительных героев для многих учащихся стали восприниматься образы Андрия из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», Молчалина и Фамусова из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», Тихона Кабанова из драмы А.Н.Островского «Гроза», братьев Кирсановых из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», Ильи Ильича Обломова из романа И.А.Гончарова «Обломов». Но особым уважением и симпатией взрослых учащихся пользуются образы мошенников и авантюристов Чичикова из романа Н.В.Гоголя «Мертвые души» и Остапа Бендера из романа «Двенадцать стульев». В некоторых сочинениях учащиеся указывали даже на некоторое внешнее портретное сходство и манеру поведения Чичикова с некогда известным, а ныне покойным, авантюристом Борисом Березовским. С другой стороны, в вечерней школе неожиданной популярностью пользуется образ русского праведника Ивана Северьяновича Флягина, героя повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Особую симпатию учащиеся испытывают к героям романа Ф.М.Достоевского «Идиот» князю Мышкину и Рогожину, одновременно с этим не воспринимая и осуждая литературный образ Настасьи Филипповны. Поэтому в вечерней школе на уроках литературы учащимся интереснее изучать не роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», а роман «Идиот». Если подростков совершенно не волнуют проблемы драматургии А.П.Чехова и М.Горького, то взрослые учащиеся все-таки пытаются разобраться в идейном содержании рассказа А.П.Чехова «Палата №6», понять сущность философских размышлений героев социальной драмы М.Горького «На дне». Большой интерес учащихся 11-х и 12-х классов вызывают произведения А.Куприна (повести «Олеся» и «Поединок»), рассказы И.Бунина («Легкое дыхание», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки» и др.), поэзия А.Ахматовой (особенно поэма «Реквием»), М.Булгакова (роман «Мастер и Маргарита» и повесть «Собачье сердце»), М.Шолохова (роман «Тихий Дон»), В.Шаламова («Колымские рассказы»), А.Жигулина (повесть «Черные камни»), рассказы В.Шукшина «Чудик», «Крепкий мужик», «Алеша бесконвойный» и др., Э.Хемингуэя (повесть «Старик и море»). Учебная программа по литературе в 11-х – 12-х классах настолько перегружена, что вся русская литература последних десятилетий изучается только обзорно, поэтому нам пришлось разработать для учащихся выпускных классов даже специальный факультативный курс на тему «Современная русская литература».
Действенность русской и зарубежной классической литературы в том, что она связана с жизнью людей, постоянно обогащает их духовный мир, воспитывает культуру чувств и духовных переживаний, способна помочь формированию высоконравственной личности. Но вместо этого программный курс литературы в современной школе давно уже не решает проблему формирования у учащихся устойчивой потребности в чтении. Действующий сегодня образовательный Стандарт приводит к тому, что учителя литературы в школе вынуждены преподавать не литературу как искусство слова, а некий адаптивный курс литературоведения. ЕГЭ в том формате, который предложен сегодня, позволяет в той или иной степени определить уровень ЗУНов школьников, однако вовсе не способствует духовно-нравственному развитию личности.