Опыт моей работы «Как и чему учить школьников на уроках географии», Разработка урока по географии в 6-м классе по теме «Движение воды в океане»
Опыт моей работы:
«Как и чему учить школьников на уроках географии.»
Моя возможная модель ответа:
В наши дни, когда речь идет о широкой гуманизации образования, я глубоко осознаю, что значение школьной географии особенно экономической и социальной возрастает. Это, на мой взгляд, по сути, единственный учебный предмет, который призван дать учащимся знания о многих фундаментальных вопросах развития цивилизации, об обостряющихся противоречиях между обществом и природой, о глобальных проблемах современности.
В своей работе с учащимися разных возрастов я исхожу из того, что моя работа, как учителя географии, должна отвечать таким ведущим принципам, как гуманизация, экологизация, плюрализм, междисциплинарная интеграция, системность, увлекательность, вариативность.
На уроках географии я стремлюсь базировать свою деятельность на мотивации обучения, постановку цели, определения способа решения задач, самоконтроль, самооценку, это способствовало бы развитию у моих подопечных самостоятельной активности и творческого мышления. Не случайно, мною определена такая поисковая тема, как: «Формирование и развитие ключевых компетенций, учащихся на уроках географии, на основе технологии проблемного обучения».
Развитие ключевых компетенций не может обойтись без познания (человеческого мышления, процесса получения знаний об объектах природной и социальной действительности).
…Познание (человеческое мышление), есть процесс получения знаний об объектах природной и социальной действительности, представляющей собой идеальное отражение этих объектов.
Мыслительная деятельность связана с решением ряда задач, опосредствованное познание предметов и явлений материального мира. В основе мышления анализ, синтез, абстракция, обобщение.
Анализируя свою работу по разнообразным формам и методам учебно-воспитательного процесса средствами предмета географии, я преследую следующие основные тенденции:
«Очеловечивание географии»
Известно, что в современной школьной географии человек присутствует мало. А школьника «обесчеловеченная» география не интересует. Поэтому на уроках я стараюсь больше времени уделять взаимодействию человека и природы.
Краеведение – важнейшее средство воспитания личности.
Краеведческая работа способствует воспитанию любви к родному краю, уважения к людям труда, к культуре своего и других народов, воспитывает доброту, отзывчивость, понимание красоты природы.
Демократизация и гуманизация процесса обучения,
переход от авторитарного преподавания к сотрудничеству в организации познавательной деятельности. Главное – это личность школьника, его мысли, чувства, стремления.
Внедрение новых форм обучения:
Групповой работы, игровых форм, семинаров, дискуссий, пресс-конференций и т.д.
Активное стремление к самосовершенствованию своего мастерства, профессиональных умений, к обмену опытом, к изучению достижений коллег, к внедрению всего нового и прогрессивного.
Постоянный поиск – отбор содержания и выбор методов обучения.
Формирование ценностно-этнических ориентации, требующих пристального внимания ученых.
Планируя и реализуя поставленные цели и задачи по предмету во внеклассной работе, большое значение я придаю педагогическому анализу своей деятельности, так как считаю, что педагогический анализ – это процесс познания, отражающий определённую часть действительности – педагогическую.
Живое созерцание – это созерцание организованное, действенное, стремящееся к определённой цели. Поэтому первая ступень познания анализируемого объекта сводится не к стихийному, а к системному строго спланированному обследованию. Эта ступень даёт материал для следующего шага на пути познания систематизации абстрактного мышления. Таков 1 этап познания целого – абстрагирование движения мысли от чувственного конкретного целого к абстрактным отдельным понятиям, определений отражающим компоненты, части целого, выделенные посредством анализирующей работы человеческого разума.
Педагогический анализ. Живое созерцание, абстрактное мышление, практика. Цель научного познания в открытии новых истин, установлений, законов развития, природы и общества. Педагогический анализ развивает общую культуру учителя, даёт ему возможность глубоко изучать ученика, влияет на рост творческой активности учителя, и как считал В. А. Сухомлинский коренным образом меняет его взгляд на свой труд и является дальнейшим побудительным средством процесса самовоспитания и самообразования педагога.
В основе познавательной стадии лежит аналитическая деятельность – диагностика и прогнозирование. Успешность специалиста определяется не объёмом знаний, а его мобильностью умением неординарно подойти к решению проблем самостоятельно, получить новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент стала востребованной, его способность к творческим оригинальным решениям и генерации, идей.
Все это ведет о становлении нового типа социально-культурного заказа на образование и профессиональную подготовку, в основе которой лежит индивидуальная модель способностей (компетенций).
И.С. Якиманская рассматривает субъективный опыт ученика, как решающий фактор личностно-ориентированного образования. Поэтому даже в условиях массовой школы можно дифференцировать не школьников («внешняя» дифференциация), а учебный материал, организовать образовательное пространство так, чтобы создать разнообразную среду, где каждый ученик может реализовать себя в соответствии со своими способностями и возможностями.
Тема урока: “Движение воды в Океане.”
Форма организации: “Урок-игра.”
Девиз урока: «Наша задача на уроке этом-не тайны открыть;
Наша задача-хотя бы немного, к ним интерес пробудить!»
Цели урока: 1. Дать уч-ся знания о видах движений океанической воды.
2. Устанавливать причинно-следственные связи: (возникновение движений океанической воды)
3. Развивать умственные способности: память, анализ, синтез.
4. Воспитывать стойких, глубокий интерес к предмету география.
Оборудование: карта, атласы, электронная доска.
Учитель: Ребята, сегодня вы будете исследователями и совершите путешествие, станете участниками экспедиции знаменитого капитана Немо героя романа Жюля Верна “20 000 лье под водой. “ Даю целевую установку : во время путешествия вы узнаете, почему и как образуются волны , цунами, приливы, отливы. Вам предстоит провести наблюдения, их результаты вы будете записывать в судовой журнал и помните-что аккуратность заполнения-залог научных достижений!
Желаю вам приятного путешествия!
Шаг 1. Пока лодка стоит у причала, попросим капитана Немо поделиться результатами, полученные в предыдущей экспедиции.
Научимся рассматривают значение поверхностных вод:
1. 90 с. ш.- -17 С
2. 60 с. ш.- + 4.8 С
3. 30 с. ш.- +21 С
4. 0 - + 27 С
Проанализируйте эти показатели и сделайте выводы.
Вывод: 1. t поверхностных вод изменяется с севера на юг (она повышается)
2. Изменяется географическая широта (угол наклона солнечных лучей, чем: он больше, чем терр. Получает больше тепла, следовательно, повышается t).
Шаг 2. Внимание! Начинается погружение! Ну, что это?!? Нам мешают волны! Почему и как они образуются?
Рассматриваем схему:
Причина-----следствие
Ветер-----движение воды на поверхности, т.е. ветровые волны.
Работа со слабоуспевающими:
Предложить нарисовать элементы волны.
Вывод: движение воды в ветровых волнах происходит по вертикали т.е является колебательным движением.
Шаг 3. Каждая океанологическая экспедиция определяет не только высоту волн, но и ее силу. По какой шкале определяется сила волн?
Ответы: Сила волн определяется по 9 ти бальной шкале.
Учитель: Наше путешествие продолжается!
Шаг 4. Мы вступили в новую стихию!
Худ. Слово учителя
“Веками длится этот бой:
Стоят упрямо берега,
Но разрушает их прибой
Нептуна ветреный слуга”
Учащиеся находят в учебнике и объясняют, что такое прибой.
Шаг 5.
Учитель предлагает послушать рассказ бывалого моряка.
“Мы увидели надвигающиеся волну. Она близилась как стена и росла. В этом водовороте крутились целые обломки скал и тяжелые стволы деревьев, словно это были спички. Все это продолжалось несколько минут и тем не менее залив после этого выглядел словно после битвы. ”
Что же это за природное явление?
Ответ уч-ся — это цунами.
Ребята, найдите определение в учебнике что такое цунами.
Рассматриваем схему:
Вывод: Цунами образуется в сейсмоопасных районах.
Шаг 6.
Мы приближаемся к береговой линии. Но замечаем, что уровень воды изменился. Как называется это явление?
Ответы: прилив, отлив.
Кто из физиков описал это явление?
Ответы: Приливы, отливы описал И.Ньютон.
Предложить уч-ся на макете показать каким образом происходит это явление.
На поверхности земли, обращенной к луне, сила притяжения больше поэтому уровень океана на этой стороне поднимается. На другой сила притяжение меньше это называется второй прилив.
А между двумя приливами имеет место отлив.
Показ слайдов.
Закрепление материала
Выводы