Информационный час Жизнь,ставшая легендой

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧАС.
«Жизнь, ставшая легендой»

Цели: воспитывать патриотизм, интерес к истории своей Родины, формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как целеустремлённость, воля к победе, самоотверженность, патриотизм.
Ход занятия:

1.Организационный момент.
2.Вступительное слово.
Человеку всегда было свойственно стремление к идеалу.
Молодой человек жадно ищет образец для подражания, идеал, на который хочется быть похожим. Герои боевиков, участники телевизионных шоу, миллионеры, политики – вот кумиры современной молодёжи. Но цена этим кумирам - ничтожна. Их забывают, как только они исчезают с экранов.

3.Основная часть.
Истинный идеал – он как факел в тёмном, дремучем лесу. Он может осветить всю жизнь человека, придать ей смысл, вдохновить на подвиг. И такие идеалы мы можем найти в истории нашего Отечества.
Великий полководец, не знавший поражений, любимец солдат, народный герой. Он принёс славу своему Отечеству и сам добился невиданной славы (слайд 1).
Те, кто видел его могилу в Александро-Невской Лавре Санкт - Петербурга, невольно останавливались, не в силах сдержать трепетного благоговенияВделанная в пол белая мраморная плита с огромными медными буквами: «Здесь лежит Суворов».
(слайд 2)
И никаких объяснений – ни орденов, ни побед, ни титулов. Просто большими буквами СУВОРОВ – и у каждого русского сожмётся сердце.
Могила Суворова.
С годами сердце жаждет простоты,
Побольше дел, поменьше разговоров.
Вот я стою у каменной плиты
С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».
Ни мрамора, ни бронзы рядом нет.
Цветы и те глядят чуть-чуть сурово.
Как много надо одержать побед,
чтоб так звучали три негромких слова!
Когда хватают славу на лету,
Когда о титулах заводят споры.
Я вспоминаю серую плиту
С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».
Как понимал славу сам Суворов? (слайд 3)
- Что имеет в виду Александр Васильевич Суворов, когда говорит, что истинная слава не может быть отыскана? Почему? (Славы нужно добиваться, зарабатывать)
- Самопожертвование и общее благо. Как слава связана с этими двумя понятиями? (думать не о себе, а о долге перед Россией)
- Суворов видит своё доброе имя в славе Отечества. Согласны ли вы, что это путь к истинной славе? (Кто думает о себе, тот славы не заслуживает)

(слайд №4)
Говорят, генералиссимус Суворов провёл 60 сражений и боёв и одержал 60 побед. Но самую первую и самую главную победу он одержал над собственной слабостью, над самим собой.
В детстве Суворов был хилым, болезненным ребёнком, вечно простуженным и вечно нездоровым. Его отец решил, что мальчик не годится к военной службе, потому. Что он ростом мал, тощ, плохо сложен. И некрасив, а в армии нужны сильные, выносливые здоровые офицеры. Но у Саши были совсем другие планы. С самого раннего детства он увлекался военной историей и военным делом. Он запоем читал биографии полководцев: Александра Македонского, Юлия Цезаря, Ганнибала. Восхищался выносливостью, мужеством древних воинов, которые могли сутками идти по пустыне, не боясь жары, жажды, холода. Он поставил себе цель – стать полководцем.
И ради этой цели он решил переделать себя. Он занимается гимнастикой, обливается холодной водой, даже в самую лютую стужу, ходит в лёгкой одежде. Чтобы испытать свою смелость, он скачет на лошади под проливным дождём, когда грохочет гром и сверкают молнии. Эту борьбу с собой, с собственной слабостью, ленью, изнеженностью Суворов вёл всю жизнь, даже когда стал генералиссимусом.
Он просыпался с первыми петухами в час ночи. Приказывал слугам: «Если не послушаю, тащи меня за ногу!» Он спал на сене, укрывался простынёй или своим кафтаном, каждый день обливался холодной водой, делал зарядку, бегал, каждую свободную минуту старался использовать для учёбы – учил языки, литературу, историю. Он избегал всякой роскоши, ел очень простую пищу, строжайше соблюдал все церковные посты, не исключая среды и пятницы. А во время страстной недели Суворов ничего не ел, а только пил один чай без хлеба.
Он вообще был глубоко верующим человеком.
Вера в Бога и добро всю жизнь руководили Суворовым. Он не начинал ни одного сражения, не обратившись с горячей молитвой к Богу. И каждую победу начинал праздновать с благодарственного молебна. Он считал, что в армии должны быть все верующими. Суворов говорил: «Неверующее войско учить – что ржавое железо точить». Суворов был очень скромным человеком, избегал самолюбования –терпеть не мог зеркал и своих парадных портретов.
(слайд №5)
Суворов – величайший полководец мира. Он прошёл все ступени воинской службы – от солдата до генералиссимуса.
Путём самообразования он, досконально изучил военное искусство, знал географию, математику, интересовался философией, говорил на 8 иностранных языках! Он хорошо знал жизнь солдат и офицеров, жил в солдатских казармах, ел солдатскую кашу, не доверяя никому, вникал во все подробности армейской жизни. Он любил русского солдата, сумел оценить драгоценные качества его души. Одним из первых он стал учить солдат читать, писать, считать. Он учил их секретам военного искусства. Это была суворовская «Наука побеждать» - так назвал полководец свою книгу о военной науке. И эта наука обучала солдат только одному – атаке и штурму.
«Быстрота, глазомер, натиск» - вот главные правила этой науки. Вот ещё несколько правил: «Быстрота и внезапность заменяют число. Натиск и удар решают битву. Приступ предпочтительнее осады». Суворовская «Наука побеждать» сделала его солдат «чудо-богатырями», которые принесли славу полководцу и Отечеству.
В современной армии есть спецназ, специальные элитные войска, которые отличаются высоким боевым духом и отличной подготовкой. А у Суворова вся армия была такая!

Император Павел преклонялся перед Пруссией. В русской армии он ввёл прусские порядки, нарядил солдат в прусские парики с буклями и косами, посыпанными мукой, ввёл жестокую муштру и палочную дисциплину. В этой армии главное было - не рассуждать, а беспрекословно подчиняться. Суворов, наоборот, учил солдат самостоятельности и инициативе. Он говорил: «Каждый воин должен знать свой маневр». О прусских порядках он говорил: «Русские прусских всегда бивали. Что ж тут перенять?» На одном из парадов Павел 1 увидел на Суворове старую русскую форму и закричал, чтобы Суворов её сменил. Но Суворов не захотел подчиниться этим порядкам. Он сказал: «Пудра - не порох, букли – не пушка, коса – не тесак, а я не немец, а природный русак». После этих слов Суворов развернулся и уехал с парада. За это разгневанный император отправил Суворова в ссылку. Но потом вынужден был вернуть его в армию. Суворов отличался безрассудной отвагой. Он не боялся смерти. Его мечтой было умереть на поле брани. Суворов был награждён самыми высокими русскими и зарубежными орденами и титулами.
Но самой высокой наградой для него была любовь солдат и уважение народа. На всех своих письмах Суворов ставил сургучную печать с пушками, саблями, знамёнами. На печати была надпись по-латыни: «Доблесть и верность» - это был девиз Суворова. Доблесть в бою и верность присяге – этот девиз Суворов пронёс через всю жизнь.
Боевой опыт Суворова отражён в его знаменитом сочинении, которое он назвал «Наука побеждать». Суворов умел говорить кратко и точно, поэтому многие его изречения стали пословицами.
(слайды 6, 7, 8)
Пригодятся ли какие-то Суворовские истины нам в жизни?
- Мотайте на ус!

(слайд 9).
После серии блестящих побед в Италии, Суворов получил приказание двинуться в Швейцарию, чтобы соединиться с корпусом другой русской армии. Суворов выбрал самый короткий путь через горный перевал Сен-Готард, занятый французами. В районе перевала было узкое ущелье, где французы пытались остановит продвижение суворовской армии. Они разрушили Чертов мост, который перекинулся над ущельем на высоте 22-23 метра. Но русские солдаты под огнём врага сумели исправит мост, связав подрубленные сваи своими поясами. Прорвавшись через перевал, Суворов обнаружил, что союзники-австрийцы обманули его: ни продовольствия, ни вьючных животных русским не предоставили.
Двадцатитысячная армия Суворова оказалась в горной ловушке. Со всех сторон её окружала восьмидесятитысячная армия французов. У Суворова был только один выход – двигаться вперёд, иначе- неминуемая смерть в горах. Это были грозные Альпы – неприступные скалы, ледники, обрывы, водопады, пропасти. Местные жители утверждали, что в это время многие перевалы непроходимы, но Суворов говорил: «Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат. Там, где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат!» Ведя ожесточённые бои, русская армия двигалась по горным тропам и перевалам. Русские перебирались через обледенелые скалы и бездонные ущелья, шли среди облаков, ночевали на ледниках.
Чтобы выйти из окружения, солдатам приходилось иногда по пояс в снегу, всю артиллерию пришлось бросить, армия несла большие потери. Но Суворов поддерживал боевой дух в своих солдатах. Он говорил: «Мы русские, всё одолеем!» и русским удалось вырваться из вражеского кольца и даже привели с собой 1400 пленных. Вся Европа дивилась храбрости и стойкости русских солдат! Потом Суворов скажет: «Русский штык прорвался сквозь Альпы».

(слайд 10)
Суворов был очень яркой выдающейся личностью. О нём уже при жизни стали складывать былины, легенды, рассказы.
Однажды после трёх неудачных атак наши солдаты стали отступать. Тогда Суворов, видя это, приказал своему слуге Прошке рыть могилу. Видя, что Прошка роет недостаточно быстро, вырвал лопату и стал сам рыть. Солдаты остановились, спросили, что он делает. А Суворов сказал, что не может видеть, как русские солдаты отступают, лучше он умрёт. Солдаты постояли, молча развернулись, без криков пошли и взяли высоту.
Суворов терпеть не мог, когда солдаты и офицеры ему отвечали: «Не могу знать». Таких он называл: «немогузнаями». Он требовал, чтобы ему отвечали быстро, чётко и по делу. Чтобы отучить солдат от этой плохой привычки, он задавал им трудные и неожиданные вопросы: «Сколько звёзд на небе? Сколько рыб в море?» и т.п. На эти вопросы нужно было обязательно отвечать. Например, у одного офицера он спросил: «Знаешь ли, сколько вёрст до Луны?» «Знаю, Ваше Сиятельство!» «А сколько же?» «Два солдатских перехода», - отвечал офицер без запинки.

Суворов при себе никогда не носил ни часов. Ни денег. Так же и в его доме никогда не было часов. Он говорил, что солдату они не нужны и, что солдат без часов должен знать время. Когда надо было идти в поход, никогда в приказах не назначал часа, но всегда приказывал быть готовым с первыми петухами. Для этого он научился петь петухом и, когда время наставало, выходил и выкрикивал «ку-ка-ре-ку», и солдаты выступали в поход.

4.Викторина
(слайд 11)
Какие три главных воинских искусства должен знать солдат?
(Глазомер, быстрота, натиск.)
Что является матерью победы? («Дисциплина- мать победы».)
Где, по мнению Суворова, пройдёт русский солдат? («Там, где олень пройдёт, и там, где олень не пройдёт».)
Кого ценил Суворов дороже себя? («Мне солдат дороже себя».)
Какой ответ больше всего не любил Суворов? («Не могу знать».)
В каком звании начал службу Суворов? (Капрал.)
В каком звании Суворов закончил службу? (Генералиссимус.)
Как звал своих солдат Суворов? («Чудо-богатыри».)
Какая наука была придумана Суворовым? («Наука побеждать».)
Сколько вёрст до луны? («Два солдатских перехода».)
Сколько сражений проиграл Суворов? (Ни одного.)

Итог занятия.
«Мы русские, всё одолеем!».
Это слова Суворова. Он страстно верил в Россию, в силу русского характера.
Наша Родина сейчас переживает нелёгкие времена, и эти слова великого полководца вселяют надежду на то, что Россия выстоит и всё одолеет.










13PAGE 15


13PAGE 14415




15