Доклад «Русская православная церковь и Отечественная война 1812 года»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Медногорска»
Доклад на тему:
«Русская православная церковь и Отечественная война 1812 года»
Номинация:
«Роль Русской православной церкви в истории России XIX века»
Выступающий: Бритвина Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2014 год
В регулярной армии каждый полк имел своего священника, свою походную церковь и, как правило, свою икону, считавшуюся покровительницей этого армейского подразделения. Во время Отечественной войны в русской армии находилась также общая святыня - Смоленская икона Божией Матери, воспринимавшаяся всеми как истинная Путеводительница.
25 августа 1812 г., накануне Бородинской битвы, по всему военному лагерю пронесли Смоленскую икону Божией Матери. Вечером перед ней в присутствии М. И. Кутузова был отслужен молебен. Участнику сражения Ф. Н. Глинке при описании этого события удалось передать настроение, царившее при этом в русском лагере: "Духовенство шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением и святая икона шествовала. Сама собою, по влечению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле.
Мы заслонили тут собойПорог Москвы – в Россию двери;Тут русские дрались, как звери,Как ангелы! – Своих головМы не щадили за иконуВладычицы. Внимая звонуДуше родных колоколов...
«– Матушку несут! Заступницу! – писал в романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой.
За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных». А сама Бородинская битва произошла в день Владимирской иконы Богородицы. Французы издалека в подзорные трубы с удивлением наблюдали за тем, что происходит в рядах русских. Для них поклонение иконе выглядело диким. Они издевательски посмеивались над «русским невежеством».
Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли, его примеру последовали генералитет и вся армия.
Богослужения и молебны, регулярно проводимые полковыми священниками, поднимали моральный дух русской армии, укрепляли ее мужество. Перед сражением, обходя позиции своих полков, священники напоминали солдатам об их долге и присяге. На поле брани под неприятельским огнем они напутствовали умирающих, а при необходимости воодушевляли солдат личным примером - вставали с крестом в руке впереди полка, увлекая его в атаку.
Участие Русской Православной Церкви в Отечественной войне 1812 года определялось тем положением, которое она в рассматриваемый период занимала в России. Церковь была тесно связана с государственной властью, а православие являлось идеологической и духовной основой империи и одним из важнейших факторов, определявших мировоззрение русского народа. Первенствующее положение православия закреплялось в законодательстве, где оно называлось религией,«господствующей в государстве». Закон также прямо указывал на обязательную принадлежность к православной вере русского императора. Вступая на престол, император проходил обряд коронования и миропомазания по чину Православной Греко-Российской Церкви. В народном сознании он был Помазанником Божиим и сами понятия веры, царя и Отечества были тесно связаны между собой.
Непосредственное общение государственной власти и Русской православной церкви с народом осуществлялось через приходские храмы. Здесь прочитывались Высочайшие манифесты и указы, предназначенные для обнародования, здесь велось религиозное воспитание народа на языке священных книг и описаний жития святых. Через молитвы и богослужения Церковь воодушевляла верующих любовью к царю и Отечеству до готовности положить за них свою жизнь. Идеологическая роль Церкви особенно ярко проявлялась в армии, ибо речь шла, по сути дела, о моральной санкции такого кровавого и ужасного явления, как война. Считая войну вообще бедствием и несомненным злом, Русская православная Церковь войны в защиту Отечества полностью оправдывала, объявляя их священными, а погибших в них воинов - совершившими жертвенный подвиг во славу России.
Защитниками Отечества стали представители разных сословий. Некоторые народные дружины возглавили церковные старосты и клирики. Не иссякал поток пожертвований от приходов и монастырей. Щедрость явил Святейший Синод, отдав на победу все, что долго собирал на духовные школы и духовенство. Помощь действующей армии объединяла церковную и светскую власть. Помимо семинаристов и церковнослужителей, которые, как не имевшие священного сана, могли взять в руки оружие, при отрядах народного ополчения состояли священники. Они выполняли те же функции, что и военное духовенство в регулярной армии. Губернаторы, обращаясь к епархиальным архиереям с просьбой назначить в ополчение священнослужителей, называли последних "духовными вождями, способными внушать новоизбранным воинам их обязанности и побуждения не щадить жизни для защиты веры, царя и Отечества". Со своими отрядами священники участвовали в сражениях, некоторые из них из походов не вернулись. Так, в октябре 1814 г. под Варшавой скончался протоиерей III отряда Санкт-Петербургского ополчения Алексей Шашкевич.
Пожертвования для действующей армии собирались всюду. Был сбор и в пользу беженцев с занятых врагом территорий. Беженцев селили в монастырях. Более того, после войны епархии помогали в обустройстве разоренных областей. На многих приходах собирали деньги для пострадавших москвичей.
Около 200 священников были при действующей армии. Иные из них погибли. Есть примеры героизма. Священник Василий Васильковский не раз при атаке на врага шел впереди полка с крестом, благословляя воинов. Был ранен. ». В бою под Витебском он шел впереди солдат и был ранен в лицо и в ногу, а затем контужен пулей, попавшей в наперсный кипарисовый крест! Далее был его подвиг в сражении под Малоярославцем. Генерал Дохтуров докладывал о его поведении: «Священник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за веру, царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову». А затем по личному ходатайству Кутузова государь повелел наградить мужественного батюшку за неустрашимость и ревностную службу орденом святого Георгия 4-й степени. Доселе ни один священник не был удостоен этой награды! В дальнейшем отец Василий дошел вместе со своим полком до Франции и уже там скончался от полученных ран.
В указе Александра I Святейшему Синоду от 6 декабря 1806 г. было сказано: "Мы призываем Святейший Синод предписать всем местам и чинам, ему подвластным, дабы градские и сельские священники в настоящих обстоятельствах, при образовании земского ополчения усугубили ревность свою ко внушению своим прихожанам, колико ополчение сие для спасения Отечества необходимо". Нужно было показать, что война, которую ведет Россия, носит справедливый, освободительный характер, что "не искание тщетной славы, но безопасность Наших пределов, безопасность Отечества... влагает им в руки оружие".
Потери Церкви в результате войны были колоссальны. При входе в Москву врага, как все знают, начался страшный пожар. Он повредил многие храмы, ведь выгорело не менее трех четвертей Москвы. 12 храмов безвозвратно погибли. Приходы были опустошены.
Ущерб усугубляли преступления оккупантов. Некоторые храмы они превратили в казармы, конюшни и скотобойни. Начался неслыханный грабеж. Для розыска ценностей в кремлевских соборах Наполеон создал специальную комиссию. Грабителей особенно интересовал Успенский собор. Согласно надписи, оставшейся на одной из колонн, враг забрал 325 пудов серебра и 18 пудов золота, не считая драгоценных камней. Пропали золотые и серебряные оклады гробниц, драгоценные кресты, лампады, подсвечники. Целой осталась лишь рака митрополита Ионы. В центре храма французы поставили весы для измерения награбленного добра. На обезображенном иконостасе, с европейской щепетильностью вели учет переплавленного металла. Более того, храм превратили в конюшню. Уходя из Москвы, враг в бессильной злобе пытался взорвать собор, но стены святыни устояли.
Вообще, кремлевские храмы понесли невосполнимые потери. Древние царские врата Благовещенского собора исчезли навсегда. Пытались взорвать колокольню Иван Великий, но она выдержала, только вверху дала трещину. Она осталась без креста, стоя "одиноко... как столб".
Церковь теряла не только храмы и утварь: гибли ее служители. Французы с православным духовенством не церемонились. Интересная деталь. Беседуя 6 августа 1812 года с епископом Нижегородским Моисеем (Близнецовым-Платоновым), знаменитый реформатор Михаил Сперанский заметил, что при завоевании немецких земель Наполеон защищал духовенство, являя к нему уважение, запрещал разграбление храмов и, ради их сохранности, ставил к ним караульных. Почему же так беспощадно относились к православному духовенству? Ведь это не был религиозный конфликт. Известен факт ограбления оккупантами католического храма в России. Со слов писательницы Анны де Сталь, узнав о множестве храмов в Москве, Наполеон удивился: "Совершенно непонятно... зачем так много?". Тогда почему такой контраст с тем, как армия Наполеона вела себя в Германии? Можно лишь гадать. Спрашивается: с кем пришел воевать Наполеон на русскую землю? Сам он утверждал, что необходимо лишь ослабить слишком сильное влияние России в Европе, но цели были куда шире – покарать русских за то, что, упорствуя, сохраняют православную веру.
Несмотря на сравнение наполеоновской армии с дикарями, документы того времени не содержат призывов к вседозволенности в борьбе с ней. С точки зрения христианской морали, на которой воспитывались русская армия и народ, поверженному врагу необходимо было даровать пощаду. И даже после разграбления и осквернения в 1812 г. Великой армией значительного количества православных храмов, перед началом заграничного подхода, Православная церковь и император призывали русских солдат на территории неприятеля не уподобляться врагу и победить его "столько же великодушием своим, сколько оружием». Документы и воспоминания очевидцев содержат немало примеров благородного отношения русских к поверженному врагу (как во время Отечественной войны, так и во время заграничного похода).
Отечественная война 1812 года стала воистину войной Православной Руси против безбожной Европы. Сразу после вторжения Наполеона началось возрождение религиозных чувств во всем народе России, от мала до велика, от беднейшего крестьянина до самого государя императора.
Осознание народом России войны 1812 г, как войны православной позволило Церкви приобрести после победы новые святыни. 25 декабря 1812 г. вышел манифест императора Александра I, в котором сообщалось о намерении соорудить "церковь во имя Спасителя Христа" "в сохранение вечной памяти того безпримерного усердия, верности и любви к вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Русский, и в ознаменование благодарности Нашей к промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели. Построенный в честь победы в войне 1812 г. храм Христа Спасителя превратился вскоре в одну из главных православных святынь страны.
Строительство храма Христа Спасителя в Москве затянулось на несколько десятилетий. В середине XIX века им руководил митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), один из столпов Русской Православной Церкви. Он лично продумывал сюжеты для внутренних росписей и наружных горельефов, коими было украшено бессмертное творение архитектора Константина Андреевича Тона.
Когда к власти в России пришли безбожники, духовно более близкие Наполеону, нежели героям 1812 года, сей величественный храм был уничтожен. Его восстановление на прежнем месте и в прежнем виде осуществилось уже в эпоху великого патриаршества незабвенного Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси. Человека, в роду которого были и те, кто защищал Отечество наше во время «грозы двенадцатого года».
Ныне храм Рождества Христова, более известный как храм Христа Спасителя, снова плывет над Москвой, являя собой грозное предупреждением всем врагам Отечества нашего, что если они вновь сунутся к нам, то «есть место им в полях России среди нечуждых им гробов». А интерьеры собора расписаны важнейшими упоминаниями о событиях той великой и священной войны.
Другой выдающийся памятник войне 1812 года – Спасо - Бородинская обитель, воздвигнутая на Бородинском поле стараниями вдовы генерала Тучкова. Судьба Маргариты Михайловны Тучковой по сей день потрясает нас, далеких потомков людей 1812 года. Маргарита Тучкова сопровождала мужа во многих походах, начиная с 1807 года. Это был настоящий подвиг во имя любви. Изнеженная аристократка научилась варить походную кашу, ухаживать за лошадьми. Мало того, полюбила все это. Генерал Тучков геройски погиб на Бородинском поле. Маргарита Михайловна тщетно искала его тело среди других тел. Все свои ювелирные украшения она продала. Заложила и тульское имение. В 1817 году военный министр генерал Петр Петрович Коновницын сообщил ей, где именно в последний раз видели Тучкова. На этом месте, возле средней Багратионовой флеши, Маргарита возвела поминальную часовню, а вскоре стала строить и храм-памятник Спаса на крови, и это стало первой постройкой на Бородинском поле. Так переплелись в одном восхитительном творении героизм русских солдат и офицеров, женская верность и вера в Христа, давшего людям надежду.
Москва не была сломлена духовно. На третий день после ухода врага ударил благовестный колокол в Страстном монастыре, призывая верующих на молитву.
Когда наступил мир, разоренные обители и храмы начали восстанавливать. Это было непросто. На восстановление Покровского монастыря в Москве, опустошенного французами, ушло три года. Поруганный храм Вознесенской обители заново освятили лишь в 1814 году.
Многое связывает в памяти о войне российское общество XIX века и Церковь. Прах Михаила Кутузова упокоился в Казанском соборе Петербурга, где когда-то полководец был благословлен на ратный подвиг. На Бородинском поле для молитв о погибших был основан Спасо-Бородинский женский монастырь. У истоков Бородинской обители стояла Маргарита Тучкова (в монашестве Мария), вдова павшего у Бородина генерала Александра Тучкова. В пятую годовщину великой битвы заложили московский храм Христа Спасителя.
Молитвы 1812 года не забыли и при советской власти. В осажденном Ленинграде совершался специальный молебен о победе, который звучал в 1812 году.
Многосторонняя деятельность православного духовенства свидетельствует о том, что оно всеми имевшимися в его распоряжении средствами старалось вызвать в народе сознание национального единства и организовать его на борьбу с врагом. В этом заключается несомненная историческая заслуга Церкви и духовного сословия перед Отечеством.