Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе на тему «Прогулка в сказочный зимний лес»
Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе
на тему «Прогулка в сказочный зимний лес»
Выполнила: Захарова.Т.Г., воспитатель 1 категории, МБДОУ № 222 г. Оренбурга
Образовательная область: Познание.
Цель: Уточнение и закрепление представления по теме: «Дикие животные»
Коррекционно-образовательные задачи. Обогащение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде, повадках, местах обитания и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по темам «Дикие животные», «Зима. Признаки зимы», «Деревья». Введение понятия «хищник». Закрепление умения отгадывать загадки. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных (волчьи, лисьи, беличьи, заячьи). Употребление предложно-падежных конструкций. Определение равенства и неравенства количества предметов.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие мелодико-интонационной стороны речи, зрительного внимания и памяти, творческого воображения. Развитие логического мышления. Формирование связной диалогической речи детей. Развитие мелкой моторики, отработка графических навыков.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Развитие творческих способностей. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Развивающая среда и раздаточный материал:: Дидактическое дерево с шишками, дорожки следов животных, магнитная доска, маркер, предметные картинки с изображением диких животных, карточки на сравнение, математические знаки; карточки с изображением животных и птиц в точечном изображении; карандаши; цифры.
Предварительная работа. Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением диких животных и их детёнышей. Беседы о диких животных, их обитании, поведении зимой в лесу. Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев. Беседы о лесе, о деревьях. Чтение художественных произведений В.Бианки. Рассказывание русских народных сказок о животных. Дидактический игры «Кто где живёт?», «У кого кто?», «Чей хвост?», «Угадай по описанию», «Что растёт в лесу?», «Кто живёт в лесу?».
Деятельность детей в ОД: познавательная, познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Ход образовательной деятельности.
Вступительная часть
Дети находятся в группе.
Фея: Дети, посмотрите, к нам пришло письмо. Интересно, от кого оно? Дети: Письмо от Лесовичка. На конверте написано. «Здравствуйте дети, хочу вам рассказать, как сейчас красиво в моём лесу. Пожалуй, как и в любое другое время года. Но сейчас, везде так тихо, белоснежно, мало зверей и людей.» Фея: Ребята, посмотрите в окно и скажите какое сейчас время года? (ответы детей) Фея: А почему вы так думаете? (ответы детей) Фея: Интересно, а что же сейчас происходит в лесу? Хотите отправиться в зимний лес? Дети: Да! Фея: Но прежде чем мы отправимся в лес, вспомним как правильно вести себя в лесу. Беседа о правилах поведения в лесу.
(дети проговаривают правила поведения в лесу: не шуметь, не кричать, не пугать лесных обитателей, не мусорить, не разводить костер, не разорять жилища животных, не ломать веток, не вытаптывать траву, не трогать животных , это может быть опасным и т.д.)
Фея: Зимой, и в настоящем, и в сказочном лесу, очень холодно. Нужно, ребята, одеться потеплее.(имитация одевания теплой одежды)-Дети, все оделись тепло? Теперь можно отправляться в зимний, сказочный лес. Но сначала нужно сказать волшебные слова:«По тропинке мы идем, В зимний лес скорей придем»
Основная часть.
Дети вместе с Феей (воспитателем) выходят из группы, спускаются на первый этаж в музыкальный зал. Звучит музыка «Звуки природы» (Пение синицы в зимнем лесу.)
1. Игра «Назови какой?» (Подбор прилагательных).Фея: -Посмотрите, вот мы и оказались в зимнем лесу. Зимой лес выглядит сказочно. Попробуем подобрать красивые слова для описания леса. –Какой лес зимой? Дети: Зимний, красивый, волшебный, сказочный, снежный. Фея: - Да, ребята, снега в лесу много. Какой снег в лесу?Дети: Пушистый, белый, блестящий, серебристый, холодный, скрипучий.
2.Дыхательная гимнастика (Упражнение на развитие длительного выдоха.)
Фея: Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже- Руки за спину положим. Голову поднимем выше. И легко- легко подышим.Фея: - Как хорошо зимой в лесу! И дышится легко морозным, свежим воздухом. Дети набирают полной грудью воздух через нос и выдыхают через рот, медленно, сильной струей.Фея: -А теперь еще раз вздохнем и скажем: Ay! Ay! Ау!
(Из-за елки выходит Лесовичок.)
Лесовичок: - Здравствуйте, ребятки, вы меня звали? Зачем пожаловали в мои владения?
Фея: Здравствуй, Лесовичок. Мы получили от тебя письмо, ты пишешь, как у тебя красиво в лесу. Дети:- Мы пришли посмотреть на зимний лес, познакомиться с его обитателями. Лесовичок.:- А вы знаете, кто живет в моем лесу? Дети:- Да! Лесовичок: – А что растёт в моем лесу? Дети:- Да! Лесовичок: -Сейчас проверим!
3.Выполнение заданий.
Задание№1 Дидактическая игра «Угадай по описанию» (Угадывание предмета по описанию). Лесовичок: –Крепкий, могучий, развесистый…. Дети:- Дуб. Лесовичок: –Стройная, кудрявая, белоствольная…. Дети:- Берёза. Лесовичок: – Стройная, зелёная, колючая…. Дети:-Сосна. (Ель, ёлка)
Задание№2 Игра «Предметы и цифры» (Соотнесение количества предметов с цифрой). Лесовичок: -Сосчитайте сколько шишек висит на сосне? ( дети выполняют задание) Лесовичок:- Сколько получилось? (ответы детей ) Лесовичок: - Вот вам цифры, возьмите только ту, которая соответствует количеству шишек и повесьте её на ветку сосны. Лесовичок: -Сосчитайте сколько ёлочек растёт на полянке? ( дети аналогично выполняют задание) Лес:- Молодцы, ребята! Справились с моим заданием, идите дальше.
Фея: - Спасибо, тебе, Лесовичок. Ну что, ребятки, пойдем? Ой, смотрите! На земле дорожки необычные, наверное, их Лесовичок нарисовал. Дети:- Это же следы! Фея:- И правда следы. А давайте рассмотрим, чьи это следы? Дети:- Это следы волчьи, это лисьи, беличьи, заячьи.
Задание№3 Игра «Угадай, кто?» (Развитие зрительной памяти, мелкой моторики, отработка графических навыков). Дети определяют, какое животное оставило след, находят картинку с его изображением и прикрепляют на магнитную доску, рядом рисуют его след. Детям предлагаются следы следующих животных (заяц, белка, лось, лиса, волк). (Дети выполняют задание)
Фея:- Ребята, опасно гулять, в лесу одним? Дети: Опасно. Фея:- Почему? (ответы детей:… Могут встретиться хищники, голодные звери. И тд.) Задание№4 Игра «Отгадай загадку» (Развитие логического мышления, памяти)Серый, страшный и зубастый Произвел переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех… (Волк)
Он мохнатый и большой,Спит в берлоге он зимой.Грозно может зареветьКосолапый зверь….(медведь)
Фея:- А кто не опасный, и сам всех боится?
Кто с высоких толстых сосен В ребятишек шишку бросил, А в кусты через пенёк Промелькнул, как огонёк? ( Белка)
Косоглазый, маленький, В белой шубке, в валенках. Серое брюхо, длинное ухо. (заяц)
Фея:- А мы, с вами , сейчас слепим снежного зайца.
Физминутка.
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас
Заяц вышел, как живой!
Он с хвостом и головой!
За усы не тяни –
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие Имитировать, как лепят снежки
Приставить раскрытые ладони к голове «ушки»
Указательными пальцами слегка прикасаться к уголкам глаз
Поджать руки к груди, кисти опущены
Рукой показать «хвост», положить ладони на голову
Погрозить пальцем
Развести руки от носа в стороны
Фея:- Ребята, пока мы с вами лепили снежного зайчика, Лесовичок, нам письмо передал. Посмотрите, здесь конверты, на каждого ребёнка и задание для всех.
Задание№5 «Соедини по точкам» (Развитие зрительной памяти, воображения, отработка графических навыков ), (работа с карандашом).
Фея зачитывает задание:«Попробуйте угадать, кто находится в конверте» - Ребята, сейчас каждый возьмёт конверт, сядет за стол . (дети садятся за столы) – Откройте конверт и посмотрите, кто изображён на картинке? -Поняла, здесь маленькая хитрость. Просто надо взять карандаш и соединить точки. И тогда мы с вами сможем увидеть, кто получится. (дети приступают к выполнению задания)
Появляется Лесовичок. –Что, дети, справились с заданием? Дети: Да. Фея: - Ребята, покажите и расскажите Лесовичку, кто у вас получился. (ответы детей: животные и птицы, называют их) Затем Лесовичок просит назвать сначала животных, потом птиц. Фея просит подойти к Лесовичку детей, у которых на карточках изображены животные, а к ней детей у которых на карточках изображены птицы.)
Задание№6 Игра «Угадай знак» (Определение равенства и неравенства количества предметов). (с использованием знаков больше, меньше, равно)
Фея:- Ребята, посмотрите, на столах ещё для вас задание. Присаживайтесь на свои места, переверните карточки, рассмотрите их. Посчитайте количество предметов слева и справа, определите, где больше, а где меньше и поставьте между ними знак: больше, меньше или равно. (Дети выполняют задание)
Фея:- Какие молодцы справились с заданием. Вот видишь, Лесовичок, какие у нас детки. Лесовичок: - Молодцы, ребята, вы показали, что много знаете и умеете. Было с вами очень интересно. А мне пора свои владения обходить. До свидания, дети, приходите ещё ко мне в гости! (Дети благодарят Лесовичка, прощаются).
Фея:- Интересно в зимнем лесу. Но слышите ветер засвистел (звучит музыка «Звуки природы»(Вьюга), значит пурга начинается, скоро все тропинки заметёт снегом. Пора нам возвращаться в свою группу.
Итог занятия.
Фея :-«Ребята, понравилась вам прогулка в зимнем лесу? С кем мы повстречались? (ответы детей) Дети вместе с Феей покидают музыкальный зал.
Литература
Арефьева.Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.: Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.
Авдеева.Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста».- СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Лебедева Л.В., Козина И.В. Лексические темы по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2013.
Моргачева И.Н. Ребёнок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие.- СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
Фалькович Т.А. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования.- М.: ВАКО, 2009.