Профориентационная работа с выпускниками коррекционных школ: профессия швея
Алёнкина О.А. «Профориентационная работа с выпускниками коррекционных школ: профессия швея» (рисунки автора)
ШВЕЯ
13 июля – День работников легкой промышленности.
723900198120
Жил портной один умелый,
Знал прекрасно свое дело:
Ткани выбирал для нас –
Хлопок, ситец и атлас.
А потом снимал он мерку, Делал выкройку, примерку,
Белой ниткой ткань сметал,
На машинке все сшивал.
И на праздник у ребят
Новый был всегда наряд.
С. Васильева
Словарь:
Швея – работница, занимающаяся шитьем (устаревшее слово – портниха).
Портной (устар.)– мастер, специалист по шитью одежды.
Ателье – мастерская по пошиву одежды.
Модельер – человек, который придумывает новые фасоны одежды.
Модель – человек, который показывает образцы новой одежды.
Краткая характеристика профессии
Стремителен XXI век, но кому не хочется выглядеть красиво, модно и элегантно? Эту задачу может решить профессиональная швея. Именно им, повелительницам иголок, ниток и швейных машин, мы обязаны своими любимыми брюкам, роскошными платьями, строгими блузами. Разноцветный и богатый мир, в котором живет швея – это всевозможные ткани, кожа, нитки, пуговицы, лекала, воланы и рюшки. Собрав эти элементы воедино, швея предоставит нам удобный повседневный наряд или, напротив, элегантный, праздничный. Но и самым смелым экстравагантным дамам она сошьет модели по их вкусу. Стоит только ей сесть за швейную машинку, и на свет появляются красивые и практичные вещи, без которых невозможно представить нашу повседневную жизнь.
Профессия швеи сейчас очень востребована, для них найдется работа на фабриках и в небольших частных фирмах, в ателье и при индивидуально-трудовой деятельности на дому по пошиву постельного белья, кухонной утвари и различных видов одежды. Работники этой специальности могут шить не только одежду, но также обувь, кожгалантерейные аксессуары, автомобильные чехлы и многие другие вещи. Платья, пальто, брюки, сумки, шубы дубленки, – все это продукты труда швей.
Ровные строчки, совпадение рисунка, знание тонкостей швейной технологии и умение самостоятельно устранить элементарные неисправности швейной машинки – вот основные требования, предъявляемые к швеям. К этому можно добавить терпение, а также готовность быстро переключаться с одной операции на другую. Но самое главное качество профессионала – шагать в ногу с современной модой.
Возможность сшить для себя и всей семьи именно то, что наиболее приемлемо и нравится всем домашним, не ходить в стандартной одежде, а нести в себе индивидуальность – это преимущество профессии швеи. А самый большой минус – это потеря зрения и боль в спине. Поэтому необходимо давать отдых глазам и спине, а также выполнять в течение рабочего времени несложные физические и расслабляющие упражнения.
Поступив в профессиональные училища или на практическое обучение на швейное предприятие, можно вырасти из «ученика» в «мастера». Профессионализм швей определяется ее разрядом, от первого до пятого.
Историческая справка: как появилась профессия швеи
История профессии швеи уходит далеко в глубь веков, и необходимость в швейных услугах появилась уже тогда, когда человеку впервые пришла идея защитить свое тело одеждой – в каменном веке. Тогда каждый сам себе был швеей: мужчины-охотники добывали пищу, а вместе с ней – шкуры животных; женщины шили из них примитивную одежду (набедренные повязки, накидки, головные уборы и т.п.). Прошло много сотен лет до той поры, когда появились всем известные ткани (шелковые, парчовые, шерстяные, атласные, фланелевые и др.) вместе с новыми технологиями пошива такой одежды, которая бы была по плечу очень искусному мастеру. Только в XIX столетии появилась первая швейная фабрика, и именно тогда профессия швеи стала востребованной.
Швейная игла
В длинной коллекции изобретений человечества игла – это сокровище. Чтобы мы делали без этой кропотливой помощницы, выручающей нас!
Человек изобрел иглу задолго до того, как были открыты металлы. Первые иглы делали из рыбьей кости, в тупом конце которой проделывали отверствие. Придвинувшись поближе к огню, человек шил себе одежду из теплых звериных шкур. Но костяная игла была не очень прочной. Как только были открыты золото и серебро, иглы стали делать из них. Золотые и серебряные иглы часто находят археологи.
Золото – металл почтенный, но для иглы он не самый подходящий. Со временем стали изготовлять иголки бронзовые и железные. Но лишь с изобретением прочной стали в XIV в. люди получили добротную, крепкую, удобную иглу. Причем сначала ушко в этой стальной иголке не просверливали – просто загибали кончик иглы и в этот загиб заправляли нитку. Первые стальные иглы еще не были теми сияющими, стройными красавицами, каким они являются сейчас. Они совершенствовались и хорошели постепенно.
У нас в России до самого XVII в. стальных игл не было. Шип колючего куста да рыбья кость по-прежнему служили для бедноты хоть и плохонькой, но иглой. А богатые люди покупали за большие деньги заморскую диковинную металлическую иглу. Лишь к XVIII в. русские мастера наладили свое производство хороших, качественных игл.
Что делать, чтобы иголки не падали и не рассыпались? Удобнее всего их хранить в коробочке, на дне которой лежит магнит. А от ржавчины их спасет мыло. Надо намылить кончики игл или хранить их в кусочке мыла, как в игольной подушечке.
Утюг
Знаете, какой подарок в старину был самым желанным и дорогим для невесты? Большой, тяжелый утюг. Подаренный утюг означал, что невесту считают рукодельницей и отличной хозяйкой. Его хранили как семейную реликвию, он переходил от матери к дочери.
Утюгу не более 500 лет от роду.
Первой предшественницей утюга была сковородка! В нее насыпали горячих углей, и, взявшись за ручку, ею гладили.
Еще один прибор для глаженья, которым очень многие на Руси пользовались, – это рубель с вальком. Рубель – рифленая доска с рукоятью на конце. На валик наматывали постельное белье, а затем катали по нему рубель.
Первое письменное упоминание об утюге нашли в книге записей царицы Евдокии – супруги государя Михаила Федоровича Романова. Запись сделана в 1636 г: «Января в 31 день, кузнецу Ивашке Трофимову 5 алтын, а он за те деньги сделал в Царицыну палату утюг железный».
Мастера-литейщики отливали и маленькие утюжки для глажки кружев, воротничков, носовых платков. В XVIII в. утюги, в основном, отливали на Демидовском заводе. Утюг считался вещью дорогой и солидной: он стоил рубль – большие тогда деньги. Самый популярный из всех утюгов – духовой. Он топился углем. Крышка окидывалась для загрузки угля, а по бокам были отверстия-«иллюминаторы».
рубель чугунный утюг духовой утюг паровой утюг
В конце XIX в., когда химики открывали новые вещества, изобретатели заменили уголь на спирт, газ, керосин. Газ оказался самым подходящим топливом, и появились газовые утюги. Они представляли собой маленький заводик: у них был бочок с жидким топливом, поддувалом.
Настоящий переворот в государстве утюгов произвел электрический утюг. Спираль, нагревающая подошву утюга, – вот и вся его конструкция. В первых электрических утюгах не было увлажнителя. В конце прошлого века две жительницы Германии получили патент на утюг, к носу которого на маленькой площадке крепился стаканчик с водой. В дне стаканчика была дырочка, которую закрывала пробка с длинной ручкой. Надавишь пальцем ручку – и пробка откроется, чтобы выпустить часть воды на ткань. Это был первый утюг с увлажнителем.
И все-таки самая современная и самая лучшая конструкция увлажнителя появилась в шестидесятые годы. Пар просто выходил через отверстия в подошве утюга.
Швейная машина
В двадцатых годах XIX в. на дорогах Франции можно было встретить худого, одетого в лохмотьях человека, который бродил от города к городу. Он кормился тем, что показывал публике удивительный предмет – швейную машинку, изобретенную им самим. Варфоломей Тимонье создал в 1755 г. первую механическую машинку, которая шила – и шила хорошо! В. Тимонье организовал швейную мастерскую, где работали 80 машинок. Но недолго просуществовала его мастерская. Боясь конкуренции, парижские портные ночью напали и разгромили ателье-мастерскую, выкинув все машинки на улицу. Уцелела только одна. В. Тимонье использовал иглу с двумя остриями и отверстием посередине. Конструкция машинки была еще совсем несовершенной, и все же она дала толчок к тому, что сразу же несколько изобретателей стали усовершенствовать ее.
В 1814 г. появилась игла с ушком не в тупом конце, а в острие. Как потом оказалось, это было правильное решение. Наиболее удачную модель машинки для такой иглы-перевертыша создал американский изобретатель Э. Хоу. В 1845 г. он получил патент на швейную машинку с челноком. Он придумал шов из двух ниток. Но игла у машинки Э. Хоу двигалась горизонтально, а ткань двигалась вертикально и могла перемещаться только по прямой линии.
И. Зингер – американский фабрикант и механик. Он сделал все наоборот: иглу расположил вертикально, а ткань – горизонтально. Ее прижимала при шитье маленькая, но крепкая лапка. Машинка И. Зингера удалась, и слава ее облетела весь мир. В конце XIX в. фирма «Зингер» выпускала в год 600 тысяч швейных машин. Еще и сейчас у некоторых почтенных старушек сохранились старые «Зингеры», которые им достались в приданое от бабушек.
Швейная машина «Зингер» Современная швейная машина
Сегодня швейные машины благодаря устройствам – приставкам, рубильникам – могут не только шить, но и вышивать, обметывать петли, подгибать края, пришивать пуговицы.
В 1872 г. потребителям была предложена первая модель электрической швейной машины. Ее изобрел русский электротехник В.Н. Чиколев. Машина приводилась в движение маленьким электромотором, который питался от аккумуляторной батареи. На западе ее внедрили в производство сразу, а у нас она стала выпускаться только в 50-е годы XX столетия.
Краткая история костюма
Понятия «одежда» и «костюм» во многом сходны, однако имеются и отличия. Одежда включает в себя различные виды изделий: белье, платье, обувь, головные уборы, чулки и т. д. Костюм – это единый ансамбль предметов одежды, важная роль в котором отводится аксессуарам (перчатки, сумки, пояса, ювелирные украшения и т. д.), прическе, косметике.Нам привычны слова «модный», «немодный». Что же такое мода? В одних случаях под этим подразумевают одежду, в других – стиль жизни, пристрастия в питании, в выборе автомашины и т. д. Изменчивая мода снова и снова утверждает окончательный идеал красоты, которого нет, но к которому человечество стремится на протяжении всей своей истории. Человек с готовностью принимает его, по сути, лишь покоряясь велениям моды. «Человека вне моды не существует, – неустанно подчеркивает известный российский модельер Вячеслав Зайцев. – Он либо старомоден, либо современен, либо идет впереди времени, т. е. ультрамоден».
Мода – это стильный костюм, а стиль костюма определяется его силуэтом. По своей конструкции костюмы всех эпох делятся на три типа.
Наиболее древний костюм – драпированный, то есть состоящий из обернутого вокруг тела куска ткани, скрепленного непосредственно на фигуре: все виды плащей, передники, греческий хитон и др.
Со временем появился более сложный костюм – накладной, надеваемый через голову (как бы наложенный на печи): многие типы платьев, рубашек, кафтанов, сарафаны и т. д.
Костюм распашной, имеющий спереди разрез сверху донизу – современник накладного костюма. К распашным одеждам относятся халаты, жилеты, пиджаки, пальто, куртки, некоторые виды платьев, кофты, сюртуки и т. д.Подчеркивая или скрывая определенные части тела, одежда приближает силуэт к общепринятому идеалу. Сегодня мировым стандартом для женщин являются цифры 90-60-90: это результаты в сантиметрах последовательно замеренных обхватов груди, талии и бедер. Одежда как бы подправляет природу и «стилизует» облик, зрительно меняя пропорции. Нередко в одежде выражается стремление преувеличить действительную величину отдельных частей тела, выразить достоинство и общественное положение человека. Например, в средине века длина шлейфа или количество израсходованного материала являлись показателем принадлежности владельца к определенному сословию.
Пожалуй, самое консервативное понятие в моде – это понятие «приличие в одежде». Долгое время масштабы чувства стыда (по крайней мере, в Европе) определялись размерами и формой декольте на груди. Одно из первых декольте появилось в женском костюме Древнего Крита, и было столь смелым, что оставшейся частью лифа почти не удавалось прикрыть грудь. В Древней Элладе декольте были строже и разнообразнее. Дамы средневековья, следуя бургундской моде, щеголяли платьями с декольте, обнажающим не только грудь, но и изрядную часть спины. Не забыт этот элемент кроя и в эпоху Возрождения, открытого чувственным радостям и наслаждениям.
Лишь испанская мода чопорно запрещала легкомысленное декольте. Правда, эпоха барокко вернула женскому костюму большие вырезы, со временем (стиль рококо) расширив границы дозволенного.
В одну и ту же эпоху представления различных социальных групп о допустимости или недопустимости обнажения той или иной части тела весьма отличались. Так, декольте, характерное для женского костюма высших классов в XVII–XVIII в., было неприемлемо для народного костюма. И наоборот, укороченная юбка народного костюма (ее длина обусловлена трудовым образом жизни) считалась неприличной в высших классах. Революция в моде, изменившая понятие о приличиях в одежде, произошла лишь в начале XX в. с появлением костюма, уже не скрывающего женские ноги.
При моделировании одежды учитываются особенности мужской и женской фигур. Безусловно, существенную роль в истории костюма играла эротика. Ее проявление в костюме (от декольте в женской одежде до намеренного подчеркивания признаков пола в мужской одежде средневековья) подчинено нравам и вкусам эпохи. Так что подчеркнутая сексуальность современной моды – это хорошо усвоенная традиция прежних времен.
86995448945
одежда XVIII века одежда XIX–ХХ веков современная одежда
Как появились шапки
Свое название шапка берет от древнеанглийского слова, которое означает«покрывать»: оно дает нам понять, почему люди стали пользоваться шапками.
Сначала человек носил шапку, чтобы защитить голову от дождя и снега, а также солнечных лучей. В северных странах шапки делали из кожи и шкур, в южных – из тростника и соломы.
Позже придумали шлем. Люди разных племен его надевали по разным причинам. Некоторые племена надевали шлем с целью устрашения противника.
Со временем у каждого народа развился свой стиль головных уборов для украшения и различных церемоний.
Феска – фетровый головной убор без полей красного цвета был распространен в странах Западной Азии.
Тюрбан с разными украшениями изобрели арабы.
Короны обозначали титул королей и королев, которые их носили.
Только пять или шесть столетий назад люди всерьез занялись изготовлением головных уборов. Сначала их делали из овечьей шерсти, позднее стали использовать шерсть бобра для изготовления фетровых шляп. Со временем головные уборы стали носить и простые люди, а шляпы с широкими полями стали привилегией джентльменов.
Необычные шляпы были у религиозных и политических деятелей. Пуритане, последователи Оливера Кромвеля, носили «ведьмины колпаки» с пирамидальной тульей!
Многие головные уборы названы в честь людей, которые впервые изобрели и надели их – например, боливар, или места, где люди их носили – Хомбург. А простую панаму изобрели в Панаме 300 лет назад.
шлем корона шляпа
цилиндр панама
Школьная швейная мастерская
Школьная швейная мастерская – это класс, специально оборудованный для работы по пошиву изделий из ткани. В швейной мастерской под руководством педагога учащиеся учатся изготавливать полезные вещи для себя и своей для семьи.
Правила поведения в мастерской:
не опаздывать к началу занятий;
перед началом работы надеть специальную одежду – фартук и косынку (берет);
выполнять работу на закрепленном рабочем месте;
пользоваться инструментами, закрепленными за каждым учащимся или их подгруппой;
соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами.
Правила уборки мастерской:
положить инструменты на место;
сложить рукоделие и убрать в отведенное место;
собрать со стола и с пола нитки, обрезки ткани и бумаги;
снять специальную одежду и убрать в отведенное место.
Обязанности дежурного:
подмести пол;
протереть доску;
стереть пыль со столов, подоконников, швейных машин;
вымыть пол;
проветрить помещение.
Инструменты и приспособления для швейных работ:
1270133985 218440236855 277495227330 203835176530
48895-913130
иголки наперсток сантиметровая лента ножницы манекен
-6540519685
линейка швейная
машинка иголка и нитки пуговицы булавки
Что нужно знать начинающей швее
Выкройка –
шаблон для разметки и кройки ткани
Вытачка –
небольшая сужающаяся складочка,
застрачиваемая с изнанки, чтобы ушить одежду по фигуре
Лекало –
чертежный инструмент для вычерчивания кривых линий
102997054610 Манекен –
фигура в форме человеческого корпуса, необходимая при шитье или отделке
одежды
Отрывки из литературных произведений о портных и шитье
…Ей пришлось гладить сестрам платья, крахмалить их юбки, плоить воротники и оборки.
– А я надену самое скромное платье, но зато у меня будет накидка, расшитая золотыми цветами, и бриллиантовый пояс, какого нет ни у одной знатной дамы.
Послали за искуснейшей модисткой, чтобы она сшила им чепчики с двойной оборкой, а мушки купили у самой лучшей мастерицы в городе…
Ш. Перро. «Золушка»
…Ко дню рождения сшила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в новой, нарядной красной шапочке…
Ш. Перро. «Красная шапочка»
…Пошёл он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец начал и пришивать ее к штанам.
Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.
– Чего ты колешься? Ах ты противная! – говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик так, чтобы не уколоться…
Н. Носов. «Заплатка»
И спросила Нина тихо:
– Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну конечно, не пилот.
С. Михалков. «А что у вас?»
…Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Надевать он стал пальто – Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: не ваши.
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду…
С. Маршак. «Вот какой рассеянный»
Истории и стихи о портняжном деле
Как Мите сшили сюртук
К. Ушинский
Сюртук
– род длинного однобортного или
двубортного пиджака, обычно приталенного
Отец захотел сшить Мите суконный сюртучок. Пришел портной и снял с Мити мерку. Воротясь домой, портной развернул штуку сукна и нарисовал на нем мелом части сюртука: спинку, грудь, полы, рукава, воротник, лацканы и обшлага.
спинка грудь рукава воротник
Потом взял он большие ножницы, выкроил все эти части и отдал в мастерскую, где на лавках сидели и шили работники. Работники стали пришивать одну часть сюртука к другой и разглаживать швы утюгом. Через неделю все было сшито, петли обметаны, пуговицы пришиты, подкладка подложена. Тогда работник вычистил сюртук и отнес его хозяину, а хозяин отнес Мите. Сюртук был как раз впору. Митин отец заплатил портному за материал, за приклад и за работу; а сыну сказал:
– Носи на здоровье, да береги! Сюртук стоит недешево.
Портной
Посмотри, зимой и летом
Заяц, белка, серый волк
Хорошо всегда одеты –
Видно, в шубах знают толк.
И – скорее за машинку,
Строчки ровные бегут.
Складка здесь, а здесь – резинка,
Молния, конечно, тут.
Ну а мы за платьем новым
Обращаемся, друзья,
Обязательно к портному,
Без него никак нельзя. Вот строителю – спецовка,
Белый для врача халат.
Обшивает очень ловко
Он и взрослых, и ребят!
Мерку снимет он сейчас же,
Модный подберет фасон,
Ткани разные покажет:
Яркий ситец, шелк и лен.
Пословицы и поговорки
Береги платье снову,
А честь смолоду.
Семь раз отмерь –
Один раз отрежь.
Поспешишь – людей насмешишь.
Всяк портной на свой покрой.
Крой да песни пой;
Шить станешь – наплачешься.
Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит.
Где сшито на живую нитку,
Там жди прорехи. Без клиньев кафтана не сошьешь.
Загадки
На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
(Швейная машинка) По полотняной стране, по реке Простыне
Плывет пароход, то назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
Я – младшая сестра иголки,
Я тоже с длинной шеей тонкой,
Я отличаюсь лишь едва:
Вместо уха – голова.
(Булавка) Смотрите, мы раскрыли пасть,
В нее бумагу можно класть:
Бумага в нашей пасти
Разделится на части.
(Ножницы)
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.
(Иголка)
На пальце одном
Ведерко вверх дном.
(Наперсток)
Один входит, три выходит.
(Рубашка, свитер) Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(Иголка с ниткой)
По дороге я шел, две дороги нашел,
По обеим пошел.
(Брюки)
Скороговорки
У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Портной без порток,
Сапожник без сапог.
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
По одежке протягивай ножки.
Куда иголка, туда и нитка. Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.
Доскажи словечко
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический … (утюг)
Никак не согласится
Она лежать без толку.
Кто знает мастерицу
Усердную … (иголка)
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему … (штанишки)
Ребусы:
ате
вытачка ножницы утюг ателье
Вопросы для самопроверки
1. Какие вещи изготавливает швея?
2. Чем занимается модельер? Какими знаниями он должен обладать?
3. Какими инструментами пользуется швея?
4. В чем смысл пословицы «Семь раз отмерь – один раз отрежь»?
5. Для чего необходим манекен в швейной мастерской