Статья-выступление на родительском собрании: Некоторые аспекты социализации и интеграции в общество детей с ОВЗ
Некоторые аспекты социализации и интеграции в общество ребёнка с ОВЗ
МБОУ коррекционная школа-интернат№8 г. Саяногрск
Педагог-психолог Г.В. Аникина
На первый план в переходный период от детства к взрослости, в подготовке к самостоятельной жизни и работе обучающихся с ОВЗ выдвигается проблема социализации и интеграции в общество, что может быть достигнуто психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения, оказанием специальной помощи и поддержки.
Интеграция в общество выпускников тесно связана с их социально-трудовой адаптацией. В настоящее время создается много программ помогающих компенсировать недостатки более интенсивным развитием поведенческих навыков.
Профессиональная подготовка выпускников подразумевает:
- развитие профессиональной самоидентификации учащихся;
-развитие специфических трудовых навыков;
-привлечение семьи к профессиональному обучению;
- трудоустройство, в том числе и поддерживающее.
Навыки трудовой жизни положительно влияют на развитие личности и социальное развитие любого человека. В целом развитие ребенка представлено следующими важными сторонами: развитие физических способностей, развитие нравственности, развитие трудовых умений и навыков, развитие эстетических
способностей, развитие умственных способностей, развитие экологических навыков, развитие экономических навыков, формирование представлений о семье.
Главной целью физического воспитания выступает формирование устойчивого желания, потребности у ребенка в самостоятельных занятиях физической культурой, спортом. В семье должно стать традицией занятия утренней гимнастикой., прогулки, походы. Большое воспитательное значение в целом имеет посещение ребенком спортивной секции. Это не только формирует чувство ответственности, самостоятельности, но и расширяет выбор возможных занятий на досуге, дает отличный выход накопившейся энергии, позволяет переключиться, снять напряжение.
Целью нравственного воспитания является формирование нравственных понятий, нравственного поведения (выработка навыков и привычек социально-одобряемого поведения, чтобы потом они перешли в черту характера). Ребенок должен четко уяснить, что хорошо, а что плохо, что благородно, что нет, что соблюдение норм поведения одобряется окружающими, а несоблюдения – осуждается. Одним из наиболее действенных средств нравственного воспитания выступает собственный пример родителей, их отношение друг к другу, к родным и близким. Помимо этого эффективны- разъяснения правил поведения, беседа, создание воспитывающих ситуаций, приведение примеров взаимной выручки, дружбы, проявления заботы, примеров из художественной литературы, мультфильмов, повседневной жизни.
Обязательным является не только разъяснения определенных норм и правил, но и создание условий, в которых дети могли бы проверить свои нравственные взгляды, понятия, убедиться на опыте в их правильности. Важно, чтобы убеждения были приняты ребенком, тогда они станут мотивом, т.е. осознанным побуждением к действию.
Развитие трудовых навыков и умений являются для ребенка незаменимым средством развития, социализации, формирования его личности. В процессе выполнения различных трудовых операций у ребенка происходит развитие чувства ответственности, повышается уровень самостоятельности. В свою очередь, самостоятельность и ответственность- это синонимы взрослости. Поэтому поручение ребенку важного дела, (например, уборка квартиры перед приходом гостей) означает большую степень доверия, фактически отмечающую его взросление, переход на деловые, партнерские отношения.
Необходимо все время расширять занятость детей хозяйственно-бытовым трудом. Главное, чтобы родители привлекали ребенка к домашним делам и поощряли его помощь. Даже, если он забрызгал стены кухни , ничего страшного не произошло. Можно потом, когда ребенок завершит дело и уйдет, потихоньку доделать за него, прибраться. Но при этом ребенок будет знать, что он тоже умеет прибираться, может быть полезным в семье. А аккуратности он научится позже. Чтобы труд ребенка не был ему в тягость, важным является включение игровых моментов в трудовую деятельность.
В целом для развития трудовых умений и навыков можно использовать:
- совместный труд ребенка с родителями;
-поручения ребенку;
-закрепление трудовых обязанностей по дому.
Развитие эстетических способностей предполагает развитие творческого восприятия ребенка умения воспринимать, понимать, ценить прекрасное в природе, искусстве, обществе, окружающем мире.
Задача родителей -научить ребенка эстетической восприимчивости, умению видеть и понимать красоту окружающей жизни, вызывать чувства и переживания: удовольствие, радость, восхищение. Этому будет способствовать целенаправленное развитие творческих способностей через рисование, аппликацию, лепку, чеканку, выпиливание, выжигание, пения, музыки, хореографии, ритмики, вышивки, плетение, вязание и много других доступных нашим детям навыков. Развитие экологических навыков предполагает обучение ребенка способам ухода за комнатными растениями, за домашними животными, помощь родителям на дачном участке. Важно. Чтобы , находясь на природе, ребенок видел как взрослые берегут ее, как убирают после пикника мусор за собой, как правильно разжечь костер, чтобы не было пожара.
Развитие экономических навыков предполагает, что экономические проблемы семьи не должны оказываться вне поля зрения ребенка. В его сознании необходимо формировать представление об экономике семьи. Логика экономического воспитания заключается в том, чтобы вести ребенка от беззаботного потребителя к сознательному потреблению, а затем- к созиданию предметов потребления. При нем ведутся разговоры о доходах и расходах. Такие слова, как «деньги «, «купить», «заплатить» рано входят в словарь ребенка. Особую значимость для будущей взрослой жизни ребенка имеет знание им учреждений социально-бытового назначения: почты, поликлиники, сбербанка, где принимают платежи, магазинов, правил потребления товаров. Подростков необходимо учить планировать семейный бюджет, совершать покупки различных предметов бытового назначения.
Воспитание ребенка в процессе подготовки его к будущей семейной жизни выступает формирование представлений о семье. Основным аспектом подготовки выступает постижение образа жизни семьи, что достигается, прежде всего, за счет включения ребенка в различные виды деятельности семьи: хозяйственно-бытовую, трудовую, досуг (подготовка и проведение семейных праздников, совместный отдых).). Необходимо учить детей понимать эмоциональное состояние членов семьи, воспитывать желание порадовать своих родителей и других близких людей.
В целом воспитание ребенка как будущего семьянина должно основываться, прежде всего, на следующих принципах:
-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- ориентация на опережающее развитие;
-положительный пример взрослого, имеющего авторитет в глазах ребенка. Это может быть не только кто-то из родителей, но и ближайший родственник, к мнению которого ребенок прислушивается, кто является для него примером, кем ребенок восхищается. Такой взрослый может сильно повлиять на ребенка и это надо использовать для развития в нем необходимых способностей и качеств.
В целом родителям для достижения успеха в развитии и воспитании и социализации детей с особыми потребностями возможно рекомендовать следующее:
--- будьте чуткими к ребенку, общайтесь с ним, хвалите его, защищайте его, поощряйте тягу к творчеству;
- в сложных ситуациях, если есть сомнения, старайтесь сдерживаться. Никто не будет упрекать вас за то, чего вы не сказали;
---- с целью поддержки ребенка в сложных ситуациях следует: опираться на его сильные стороны, избегать подчеркивания промахов ребенка, демонстрировать любовь к ребенку, проводить с ним больше времени;
Литература:
Вестник психосоциальной и коррекционно-развивающейиработы. №1 – 2009
Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. У.В.Ульенкова, О.В.Лебедева М 2002