Урок Политическая история Казанского ханства

Развернутый план-конспект урока
Педагог Габдрахманова Жанна Амиржановна,
Предмет История Татарстана
Блок-тема №5 (модуль) «Казанское ханство 1445-1552 гг.»
Тема урока «Казанское ханство 1445-1552 гг.»
Дата проведения _________________
Группа №__
Время урока 1 час 20 минут
Тип урока усвоение новых знаний
Материально-техническое оснащение урока интерактивная доска, ноутбук, компьютерная образовательная программа
Методы – обучения: диалогический
- преподавания: стимулирующий
- учения: репродуктивный, частично-поисковый
Вид урока беседа с постановкой проблемных вопросов, анализ полученных знаний
Формируемые компетенции:
О.К. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество.
О.К. Работать с информацией, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Цели и задачи для учителя:
- изложить политическую историю Казанского ханства; определить в чем проявлялось обострение отношений между Московским государством и Казанским ханством; охарактеризовать внешнеполитическое положение Казанского ханства в период правления крымских ханов;
- объяснить, как сформировалась татарская народность; закрепить знания о культуре, быте и занятиях населения Казанского ханства;
- развивать моторную, зрительную и слуховую память посредством анимированной карты и презентаций путем их просмотра и самостоятельного изготовления;
- способствовать формированию убеждений и целостных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма и патриотизма.


Этапы урока
Содержание этапа

1
Организационный момент, включающий:
Постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока;
Определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
Описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока.

Приготовить ручки и тетради, открыть учебники на изученном на прошлом уроке параграфе, для повторения домашнего задания;


Достичь полного 100% внимания обучаемых и сосредоточить только лишь на получение новых знаний


Проверка готовности обучаемых к уроку: наличие ручки, тетради, учебника.


2
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
Определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока;
Определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

Описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;












Определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

Описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей группы, с которой работает педагог;

Описание методов мотивирования учебной активности в ходе опроса;


Описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.


для успешного усвоения нового знаний и достижения поставленных на данном уроке целей нам необходимо вспомнить информацию, полученную на прошлом уроке;

актуализация пройденного на прошлом уроке материала;


На этапе опроса (проверки домашнего задания) учащимся предъявляются изображения (слайд №3), знакомые им в процессе изучения темы, посвященные важным, узловым событиям и способные вызвать «эффект узнавания». Этот способ является оптимальным, ибо помогает достаточно точно определить способность учащихся свободно ориентироваться в историческом материале. Изображения при работе на данном этапе урока презентуются без сопроводительных подписей, в хронологическом порядке. Задача учеников – определить, чему посвящено изображение. Работа выполняется устно.
- слайд № 3 опорный конспект «Золотая Орда»
Вопросы к обучающимся:
1. Как изменилось положение Волжской Булгарии после событий 1236 года?
2. Когда Золотая Орда перестает существовать как единое государство?
3. На какие независимы государства распалась Золотая Орда?

В том случае, если обучаемые затрудняются ответить на заданные вопросы, учитель показывает дополнительный наглядный материал, использованный на предыдущем уроке, и задает наводящие вопросы.




Перед опросом можно разбить обучаемых на 4 группы и задав вопрос, давать время на осуждение 20 сек., затем, принимать ответ от группы. Соответственно оценивать полученный ответ и участие каждого члена группы в данном «блиц-опросе». Так же данные группы сохраняются в течении всего урока, так стимулирующие внимание вопросы будут ставиться учителем на каждом этапе урока.

Мотивация учебной активности в ходе устного опроса: 1. Соревнование, какая команда заработает больше баллов(+), та команда выигрывает - получает грамоту и оценки в журнал в конце урока.


Применяется на данном уроке привычная для обучающихся система оценок «+» и «-». Критерии: правильно ответила команда, получает плюс, неправильно получает минус. В итоге за урок три плюса – оценка «5», два плюса и один минус – «4», один плюс и два минуса – «3», три минуса – «2».


3.
Изучение нового учебного материала.
Постановка конкретной учебной цели перед учащимися


Описание форм и методов изложения нового учебного материала





































































































































































Описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей группы, в котором работает педагог






Описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу

Описание методов мотивирования учебной активности в ходе освоения нового учебного материала


На данном уроке мы должны ответить на следующие вопросы (слайд №2):
«Почему Казанское ханство не сумело сохранить независимость?»,
«Где граница чувства национальной гордости и начало национализма?»

Открыть интерактивную анимированную карту боевых действий №5 «Россия в XVI веке» из образовательного комплекса «1С Школа. История, 10-11кл. Подготовка к ЕГЭ»;
Вопросы и комментарии к каждому пункту анимированной карте:
Покажите на карте территорию Казанского ханства, территорию Русского государства.
Какие территории вошли в состав Русского государства в середине 16 века?
При каком царе, произошло завоевание Поволжья?

- свернуть интерактивную карту;

- открыть презентацию учителя слайд № 4:
Объяснение нового материала учителем по опорному конспекту «Казанское ханство 1 1445-1552 гг.», где в знаках-символах изображена вся политическая история Казанского ханства. Учитель излагает обзорную лекцию по каждому периоду:
1. Период образования, становления и расцвета Казанского ханства 1445-1487гг.
2. Период московского протектората над Казанью 1487-1521гг.
3. Период правления крымских ханов на Казанском престоле 1521-1552гг.
Этот этап урока является ключевым, так как здесь обучаемые видят причинно-следственную связь политической истории ханства от начала до конца.

- презентация слайд №5:
1. просмотр видеофрагмента о создании Казанского ханства из документального фильма «На стыке цивилизаций и тысячелетий», снятый к 1000-летию города Казани, источник: ТПО «Панорама» ГТРК «Татарстан» 1998 год
2. Вопросы к видеофрагменту:
Назовите имя первого хана – основателя казанского ханства?
Какой царь возглавлял русские войска в первых столкновениях с казанским войском?

- презентация слайд №6:
Объяснение учителем нового материала по опорному конспекту «Период образования, становления и расцвета Казанского ханства 1445-1487гг.».
Основателем Казанского ханства был Махмуд. Ханство стало самостоятельным государством. В период правления хана Махмуда в Казанском ханстве царили мир и спокойствие, развивалась торговля, богатели города.
В 1452 г. Возникло Касимовское ханство. Через касимовских царевичей Москва стремилась контролировать Казань и ее политику. После смерти Махмуда казанцы выдвинули ханом Ибрагима. Москва же хотела видеть на казанском престоле Касима.
В 1467 г. Иван III послал на Казань войско во главе с Касимом, поход оказался безуспешным. После этих событий Иван III устраивал набеги на волжские города. Казань так же предпринимает активные действия, и даже расширила свою территорию за счет Вятской земли.
В ответ на это русское правительство в 1469г. Организовало новый поход на Казань, затем в 1478 г. состоялся такой же поход.
После смерти Ибрагима претендентами на престол стали его сыновья – Ильгам и Мухаммад-Амин. Промосковская группировка в Казани, заинтересованная в экономическом союзе с Русью, поддерживали Мухаммад-Амина. Сторонники Ильгама были экономически тесно связаны восточным рынком. Им удалось возвести на престол Ильгама. Мухаммад-Амин вынужден был покинуть пределы ханства.
В 1487г. Иван III поход на Казань. После 52-дневной осады и боев сопротивление казанцев было сломлено. 9 июля 1487 года городские ворота были открыты. Хан Ильгам был свергнут. На престол возведен Мухаммад-Амин.

- презентация слайд №7:
1. Просмотр видеофрагмента о культуре казанского населения из документального фильма «История Волжской Булгарии» 2 часть, источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2. Вопросы к видео фрагменту:
К какой языковой группе относится татарский язык и письменность?
Почему казанскую девушку называли «Казанская гордячка?»
Какую религию приняло население Казанского ханства?
В чем состоит особенность татарской музыки?
5. Перечислите, какие вы знаете татарские народные праздники: языческие и религиозные?

- презентация слайд №8:
1. объяснения нового материала по опорному конспекту: «Период Московского протектората над Казанью1487-1521 гг.»:
С 1487 года начался второй период в жизни ханства – период московского протектората над Казанью. Восточная группировка в Казани была недовольна политикой промосковским правительством Мухаммад-Амина. Она обратилась за помощью с сибирскому хану Мамуку. В 1496 году Мамук со своим войском двинулся к Казани. Мухаммад-Амин бежал из столицы, и сибирский хан взял город без сопротивления. Однако, политика нового хана перестала устраивать кого-либо, Казанские князья, воспользовавшись тем, что Мамук отправился в поход на Арск, закрыли ворота Казани и Мамука обратно в город не пустили.
В 1497 году ханом Казанского ханства стал Абдул-Латиф, но он стал проводить антимосковскую политику. В 1502 году по приказу и Ивана IV Абдул-Латиф был низложен.
В 1502 году на престоле вновь оказался Мухаммад-Амин. Опасаясь быть изгнанным, он поменял политическую ориентацию.
С 1505-1507 гг. происходят постоянные набеги, военные походы, погромы между Русью и Казанью. В 1507 году между Русским государством и Казанским был заключен мир, просуществовавший 10 лет. За это время Казанское ханство достигло больших успехов. После смерти Мухаммад-Амина, в 1518 году Москва предложила очередного хана Шах-Али (касимовский царевич).
Шах-Али никем любим не был и процарствовал недолго. Тяжелые налоги и грабежи купцов, засилье ставленников Москвы породили взрыв народного возмущения. Недовольные казанцы обратились за помощью к крымскому хану. В 1521 году крымские войска во главе с Сахиб-Гиреем вошли в город. Шах-Али был изгнан. Период Московского протектората подошел к своему концу.

- презентация слайд №9:
1. Просмотр видеофрагмента о развитии ремесел в Казанском ханстве из документального фильма «На стыке цивилизаций и тысячелетий», снятый к 1000-летию города Казани, источник: ТПО «Панорама» ГТРК «Татарстан» 1998 год
2. Вопросы к обучаемым:
Почему, согласно русской летописи в 985 году древнерусские воины отказались воевать булгарскими воинами?
В чем секрет изготовления татарских сапогов?
Перечислите ремесла о которых вы узнали из фильма?
4. Какие элементы средневековой Казани моды сохранились в современной Казани?

- презентация слайд №10:
1. объяснение учителм нового материала по опорному конспекту: «Период правления крымских ханов на Казанском престоле 1521-1551гг.»:
Правление Сахиб-Гирея началось с погромов русских купцов и касимовских татар. В 1524 году Сахиб-Гирей оставил на престоле своего племянника Сафа-Гирея.
В 1530 году русские войска напали на Казань и потерпели неудачу. В 1531 году московское правительство подтолкнуло промосковскую знать к мятежу и заговору и Сафа-Гирей был низложен.
На трон возведен Джан-Али (брат Шах-Али). Восстановление московского протектората вызвало массовое недовольство. В 1535 году Джан-Али был убит.
В Казань снова пригласили Сафа-Гирея. Он стал проводить прокрымскую политику. В 1546 году Иван IV объявил войну Сафа-Гирею., однако этот поход окончился неудачей для русских войск.

- презентация слайд № 11:
1. просмотр видеофрагмента о завоевании Казанского ханства войсками Ивана Грозного из документального фильма «На стыке цивилизаций и тысячелетий», снятый к 1000-летию города Казани, источник: ТПО «Панорама» ГТРК «Татарстан» 1998 год.
2. Вопросы к обучаемым
Какую память оставили о себе в истории юные шакирды, ученики великого поэта и сеида Кул Шарифа?
Каким образом войскам Ивана грозного удалось пройти через крепостную стену Казанской крепости?
3. В каком году произошло покорение Казанского ханства?
4. Какие были попытки казанцев вернуть свою независимость?
- презентация слайд № 12:
Объяснение учителем нового материала по опорному конспекту: «Падение Казанского ханства 1551-1552гг.»:
После смерти Сафа-Гирея ханом был провозглашен его малолетний сын Утямыш-Гирей. Правительством рукводила его мать Сююмбике. Иван IV, недовольный самонадеянностью казанских правителей, предпринял зимой 1548-1549 гг. , а затем 1550 года крупные походы на Казань, но они закончились неудачей.
Военные приготовления Москвы сильно тревожили казанцев, и они вступили в переговоры с русским правительством. Поэтому договору престол занял Шах-Али, а Сююмбике и ее сына выдал московским властям 11 августа 1551 года. К Русскому государству отошел правый берег Волги – Нагорная сторона. Недовольство казанцев усиливалось. 9 марта 1552 года произошел переворот, образовалось правительство эмира Чапкуна Отучева. На престол возведен хан Ядыгар.
23 августа 1552 года 150-тысячная армия во главе с Иваном Грозным подошла к Казани. После ожесточенных боев Казань пала 2 октября 1552 года.
Казанское ханство перестало существовать как независимое государство. Его территорию включили в состав Русского государства, а Иван Грозный стал именовать себя «царем Казанским».
- презентация слайд № 13:
1. просмотр видеофрагмента о судьбе казанской царицы Сююмбике и ее сыновьях после покорения Казани из документального фильма «На стыке цивилизаций и тысячелетий», снятый к 1000-летию города Казани, источник: ТПО «Панорама» ГТРК «Татарстан» 1998 год;
2. Вопросы к обучающимся:
Какой архитектурный символ, посвщенный Сююмибике построен на Казанского кремля?
Знаете ли вы легенду о Сююмбике, о чем она гласит?
Как в реальности сложилась судьба Сююмбике и ее сыновей?
4. Какие архитектурные сооружения существуют на сегодняшний день на территории Казанского кремля, что они символизируют?

Изложение нового материала ведется методом диалога учителя с обучаемыми, с использованием интерактивной карты из электронной образовательной программы «1С Школа. История, 10-11кл. Подготовка к ЕГЭ» №5 «Россия в XVI веке» и компьютерной презентации учителя с видеофрагментами.
На данном этапе сохраняется форма соревнования между группами обучаемых. Соответственно, учитель оценивает полученный ответ и участие каждого члена группы при обсуждении каждого вопроса. В группе №13 время на ответы дается меньше чем в группах 1.2 и 1.5, так обучающиеся данной группы отличаются быстрым мышлением и более высоким уровнем общеобразовательной подготовки по итогам входящей контрольной по истории, проводимой учителем в начале учебного года. Количество и сложность вопросов в данной группе также отличается более высоким уровнем от вопросов для групп 1.2,1.5.

Качественное выполнение заданий; вопросы обучаемых по излагаемому материалу; желание использовать дополнительную литературу; вдумчивые ответы на задаваемые учителем вопросы; выражение собственного мнения, проявление чувств, эмоций на просмотр видеофрагментов.; желание узнать больше информации об истории родного края.


слово учителя, работа интерактивной картой, иллюстративными материалами, компьютерной презентацией учителя, подготовка проблемных вопросов, оценивание ответов обучаемых по системе «+» и «-».



4
Закрепление учебного материала
Постановка конкретной учебной цели перед учащимися

Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока

Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог




















































Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся, не освоила новый учебный материал


Выполнить самостоятельное задание в группах с использованием интерактивной доски и учебника;


1. Выяснить, насколько ученики понимают изучаемый на уроке материал;
2. Закрепить новые знания;
3. Развивать творческий потенциал обучаемых в ходе работы с текстом учебника и выполнением задания с использованием интерактивной доски;
4. сформировать выводы урока, развить умение высказывать свое мнение.

Самостоятельное задание обучаемым (15 мин.) по тексту учебника «История Татарстана» Казань, «ТаРИХ», 2001г, §17, группа уже разделена на команды еще в начале урока.
1 группа «Экономика», §17 стр.86-88, прочитать, создать Опорный конспект по данному тексту;
2 группа «Государство и общество», §17, стр. 88-89, прочитать, создать Опорный конспект по данному тексту;
3 группа «Казань-столица государства» §17, стр. 89-92, прочитать, создать Опорный конспект по данному тексту;
4 группа «Культура Казанского ханства» §17, стр. 92-94, прочитать, создать Опорный конспект по данному тексту;

- учитель сворачивает презентацию и открывает программу Star Board (для работы с интерактивной доской);
Представители от команд (подгрупп) выходят к интерактивной доске, где должны изобразить заданные учителем опорные конспекты и дать их описание. Побеждает та команда, чей представитель правильнее и быстрее выполнит задание. Выставление оценок за урок по итогам соревнования между двумя командами по системе «+» и «-», вручение грамот.

- Открыть вновь презентацию учителя слайд №2, вернуться к цели урока.

Учитель задает вопросы, которые стояли в начале урока перед обучаемыми, здесь необходимо провести дискуссию и постараться, чтобы ученики самостоятельно сделали выводы. Обучаемые высказывают собственные предположения на заданные вопросы, устно.
Завершающее слово учителя, подведение итогов урока:
«Почему Казанское ханство не сумело сохранить независимость?», - Потому что верхушка казанской знати была раздираема междоусобицами, была разделена на 2 группировки: промосковскую и крымскую. А государство, в котором нет единства, не может долго существовать.
«Где граница чувства национальной гордости и начало национализма?», - Чувство национальной гордости должно быть у каждого человека, мы должны гордиться славной историей своего государства, своими героями, своей культурой, не забывать свой родной язык. Изучая историю, мы не раз уже убеждались на примерах Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной воны 1941-1945 гг., что только в единстве народов мы можем противостоять врагу и сохранить свою национальную независимость.
Патриотизм – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств, формировавших привязанность к родной земле, языку, традициям. А когда начинается искажение идей патриотизма, начинается национализм и крайнее его проявление – шовинизм. Суть национализма составляет проповедь собственной национальной исключительности. Так если каждый человек в нашей стране воскликнет из любви к своей нации: «Россия для русских!», «Татарстан для татар!», «Башкорстан для башкир!» ит.д. Нам известно к чему такая любовь к нации приведет. Поэтому в нашей стране задача националистов - возвышать свою нацию с целью сделать её «первой» (самой лучшей), но не допустить унижение представителей других национальностей.


Качественное выполнение опорных конспектов на интерактивной доске и комментарии к ним, устные ответы на вопросы, , оценка деятельности учащихся на уроке.



При не усвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу с дополнительной литературой, возможно художественной, а так же просмотр исторических документальных и художественных фильмов.


5
Задание на дом
постановка целей самостоятельной работы для учащихся

определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом



определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания
презентация слайд №15
Перечертить в тетрадь опорный конспект, который раздал на уроке учитель, и повторить все даты и события по учебнику §18;
Написать краткое сообщение или компьютерную презентацию на одну из наиболее интересующих и понравившихся событий, лидеров, культурных деятелей Казанского ханства.
Умение выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, уметь делать выводы, знать изученный материал, делать сравнительный анализ. - Развивать моторную, зрительную и слуховую память посредством интерактивной карты и презентаций путем их просмотра и самостоятельного изготовления;
Способствовать формированию убеждений и целостных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма и патриотизма.

правильность выполнения домашнего задания, свободное владение материалом при выполнении творческого задания и компьютерных презентаций, высокие результаты выполнения контрольной работы на следующем уроке по материалам данного урока















15