ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Балалайка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
РЕЖЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Балалайка
г. Реж 2014 г.
«Одобрено»
Педагогическим советом
МБОУДОД Режевская ДШИ
«___»___________ 2014 г.
«Утверждаю»
Директор ___________ С.П. Тарабаев
«___»____________ 2014 г.
Разработчик: Третьяков А.В. – преподаватель Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Режевская детская школа искусств»
Рецензент –
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
2. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам;
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
5. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Учебная литература;
Методическая литература
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «балалайка», далее – «Специальность (балалайка)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (балалайка)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на балалайке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (балалайка)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
2. Срок реализации данной программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:
с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 (9) лет;
с десяти до двенадцати лет, составляет 5 (6) лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (балалайка)»:
Таблица 1
Срок обучения
8 лет
9-й год обучения
5 лет
6-й год обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
1316
214,5
924
214,5
Количество часов на аудиторные занятия
559
82,5
363
82,5
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
757
132
561
132
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут и предполагает занятия:
2 часа в неделю для учащихся 1-6 классов (8-ми летний срок обучения), для учащихся 1-3 классов (5-ти летний срок обучения);
2,5 часа в неделю для учащихся 7-8 классов (8-ми летний срок обучения), для учащихся 4-5 классов (5-ти летний срок обучения), для учащихся дополнительного года обучения.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета
Цель предмета «Специальность (балалайка)» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на балалайке произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Программа направлена на решение следующих задач:
выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на балалайке до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
овладение знаниями, умениями и навыками игры на трехструнной домре, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (балалайка)»
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
8. Материально-технические условия
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете по классу балалайки необходимых принадлежностей:
Инструменты (балалайки) обычного размера, а также наличие инструментов уменьшенного размера.
Подставки под ноги или разноуровневые стулья.
Чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.
Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов.
Электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки инструмента.
Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.
9. Связь с другими предметами программы
Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:
Специальность,
Ансамбль,
Фортепиано,
Хоровой класс.
Теория и история музыки:
Сольфеджио,
Слушание музыки,
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная).
В дополнение к названным, предмет «Оркестровый класс» способствует развитию гармонического слуха и музыкальной памяти, умений ансамблевого исполнительства, навыков коллективного музицирования, даёт основы знаний репертуара различных жанров и стилей в исполнении оркестра народных инструментов.
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (балалайка)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Срок обучения 8 (9) лет
Распределение по годам обучения
Класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
32
33
33
33
33
33
33
33
33
Количество часов на аудиторные занятия в неделю
2
2
2
2
2
2
2,5
2,5
2,5
Общее количество часов на аудиторные занятия
559
82,5
641,5
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю
2
2
2
3
3
3
4
4
4
Общее количество
часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам
64
66
66
99
99
99
132
132
132
Общее количество
часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
757
132
889
Максимальное количество
часов занятия в неделю
4
4
4
5
5
5
6,5
6,5
6,5
Общее максимальное
количество часов по годам
128
132
132
165
165
165
214,5
214,5
214,5
Общее максимальное
количество часов на весь
период обучения
1316
214,5
1530,5
Таблица 3
Срок обучения 5 (6) лет
Распределение по годам обучения
Класс
1
2
3
4
5
6
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
33
33
33
33
33
33
Количество часов на аудиторные занятия в неделю
2
2
2
2,5
2,5
2,5
Общее количество часов на аудиторные занятия
363
82,2
445,5
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю
3
3
3
4
4
4
Общее количество
часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
561
132
693
Максимальное количество
часов занятия в неделю
5
5
5
6,5
6,5
6,5
Общее максимальное
количество часов по годам
165
165
165
214,5
214,5
214,5
Общее максимальное
количество часов на весь
период обучения
924
214,5
1138,5
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Годовые требования по классам
Срок обучения 8 (9) лет
Первый класс
Освоение посадки, постановки рук, координация движений обеих рук. Знакомство с основными размерами, с обозначениями на нотном стане, практика чтения нот с листа. Освоение грифа в пределах первой позиции.
Освоение приема pizz Б.п., бряцание, арпеджиато.
Упражнения и этюды на пройденные приемы, закрепление постановки рук, развитие координации обеих рук.
Включение в репертуар детских песенок и попевок, русских народных песен, произведений советских композиторов и зарубежных авторов до XIX века.
Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 4
1 полугодие
2 полугодие
--
Май – зачет (3 разнохарактерные пьесы).
Примерная программа академического концерта
Барток Б. Детская пьеса.
Старрокадомский М. Любитель-рыболов.
рнп «Вы послушайте ребята, что струна-то говорит».
Шентирмай. Венгерская народная песня.
рнп «Метелица». Обр. Тихомирова.
Каркасси М. Аллегретто.
Второй класс
Однооктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио в тональностях до 3-х знаков в одной и смежных позициях (на одной струне), пройденными приемами, ритмическими вариантами на одном звуке и в последовательности.
Освоение грифа в верхнем регистре, применение более сложных ритмических фигураций (пунктирный ритм, шестнадцатые).
Освоение новых приемов исполнения: двойное пиццикато, малая дробь.
Упражнения и этюды на пройденные виды техники, звуковое соотношение ударов вверх-вниз при использовании приемов бряцание и двойное пиццикато, расширение позиций, растяжку пальцев левой руки.
Включение в репертуар легких вариаций на народные темы, произведений зарубежных авторов до XIX века, советских композиторов.
Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой.
Игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 5
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).
Декабрь – зачет (две разнохарактерные пьесы).
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд).
Май – зачет (две разнохарактерные пьесы).
Примерная программа академического концерта
Цветков И. Плясовой наигрыш.
Рота Н. Поговори со мной.
Бак. Танец.
Зверев А. «Огневушка-поскакушка» из сюиты № 2 «Из любимых книжек».
украинская народная песня «Ехал казак за Дунай». Обр. А. Шалова.
Панин А. Этюд D-dur.
Третий класс
Однооктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио в тональностях до 4-х знаков в соседних позициях («лесенкой» на двух струнах) пройденными приемами и ритмическими фигурациями на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций.
Освоение гитарного приема в спокойном темпе, применение пройденных приемов в подвижных темпах, освоение триолей.
Упражнения и этюды на пройденные виды техники, смену позиций, аккордовую технику. Подготовительные упражнения для освоения приема тремоло.
Включение в репертуар произведений в простой трехчастной форме, форме рондо, вариаций на народные темы, произведений современных композиторов и произведений кантиленного характера.
Работа над звуком, динамикой, характером, законченностью пьес.
Игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 6
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – технический зачет (одна гамма, два этюда).
Декабрь – зачет (две разнохарактерные пьесы).
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд).
Май – зачет (две разнохарактерные пьесы).
Примерная программа академического концерта
Каркасси М. Аллегретто.
Вилла Лобос. Пусть мама баюкает
Фиготин Б. Хоровод.
Зверев А. «Му-му» из сюиты № 2 «Из любимых книжек».
рнп «Как у наших у ворот». Обр. А. Шалова.
Евдокимов А. Этюд A-dur.
Четвертый класс
Двухоктавные мажорные и минорные (трех видов) гаммы и арпеджио в тональностях до 5-ти знаков в I, II, III позициях пройденными приемами и ритмическими фигурациями на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций.
Применение смешанных ритмов и триолей; приемов тремоло на одиночных нотах и аккордах в небольших музыкальных построениях, одинарное пиццикато, гитарное пиццикато и тремоло.
Упражнения и этюды на пройденный виды техники, смену позиций, аккордовую технику.
Включение в репертуар произведений в сложной трехчастной форме, форме рондо, вариаций на народные темы (не менее трех вариаций), произведений современных композиторов, произведений кантиленного характера.
Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
Игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 7
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – технический зачет (одна гамма, два этюда).
Декабрь – зачет (два разнохарактерных произведения).
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд).
Май – академический концерт (три разнохарактерных произведения).
Примерная программа экзамена
Шалов А. Этюд-тарантелла.
Гендель Г. Прелюдия.
рнп «Утушка луговая». Обр. Бубнова.
Гендель Г. Канцонетта.
Калинников В. Русское интермеццо.
рнп «Ах вечер, веселый наш вечер». Обр. Б. Трояновского.
Пятый класс
Двухоктавные мажорные и минорные (трех видов) гаммы и арпеджио в тональностях до 5-ти знаков в I, II, III позициях пройденными штрихами, динамическими оттенками и ритмическими фигурациями на одном звуке и в последовательности.
Применение пройденных ритмических фигураций, освоение квинтолей двумя способами (2 + 3, 3 + 2), мелизмов. Освоение новых приемо: vibr указательным и средним пальцами, тремоло в исполнении кантилены, pizz левой рукой в нисходящем движении, большая дробь, натуральные флажолеты (от открытой струны).
Упражнения и этюды на овладение и развитие новых видов техники, усложнение ритмических фигураций, растяжку пальцев левой руки, отработку исполнения мелизмов.
Включение в репертуар произведений в сложной трехчастной форме, форме рондо, вариаций, крупной циклической форме (концерт, соната, сюита).
Работа над звуком, динамикой, характером, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
Игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 8
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – технический зачет (одна гамма, два этюда).
Декабрь – зачет (два разнохарактерных произведения).
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд).
Май – академический концерт (три разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы).
Примерная программа академичского концерта
Моцарт В. Рондо (III ч. Легкой сонаты для фортепиано C-dur)
Рахманинов С. Итальянская полька.
рнп «Возле речки, возле моста». Обр. А. Конова.
В. Цветков. Рондо.
Френкель Я. Погоня.
рнп «При долинушке». Обр. Б. Феоктистова.
Шестой класс
Все мажорные и минорные (трех видов) двухоктавные гаммы и арпеджио всеми допустимыми приемами и штрихами, ритмическими фигурациями и динамическими оттенками, аппликатурными вариантами, интервалами (терциями).
Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть).
Применение синкоп и скачков на широкие интервалы, флажолет (натуральных и искусственных), освоение приема pizz левой рукой в нисходящем движении и Б.п., обратной дроби, тремоло на одной струне, тремоло в исполнении кантилены.
Упражнения и этюды на развитие приемов звукоизвлечения, исполнения красочных приемов, развитие аккордовой и мелкой техники, позиционной игры.
Включение в репертуар произведений крупной формы: концерт (I ч. или II и III чч.), соната (не менее трех частей), сюита (не менее двух частей; пьесы кантиленного характера, оригинальных произведений, произведений современных авторов.
Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
Игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 9
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – технический зачет (одна гамма, два этюда).
Декабрь – зачет (два разнохарактерных произведения).
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение с листа).
Май – академический концерт (три разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы).
Примерная программа академического концерта
Бах И. С. Аллегро (II ч. Сонаты № 6 E-dur для флейты с фортепиано).
Андреев В. Испанский танец. Обр. Б. Трояновского.
Цветков В. Вальс.
Дербенко Е. Гдовская кадриль.
Хренников Т. Колыбельная Светланы.
рнп «При народе в хороводе». Обр. Б. Трояновского
Седьмой класс
Все мажорные и минорные двухоктавные гаммы и арпеджио всеми допустимыми приемами и штрихами, ритмическими фигурациями и динамическими оттенками, аппликатурными вариантами.
Применение всех допустимых приемов и штрихов, освоение секстолей.
Самостоятельная работа над произведением.
Упражнения и этюды на пройденные техники.
Включение в репертуар произведений крупной формы: концерт (I ч. или II и III чч.), соната (не менее трех частей), сюита (не менее двух частей; пьесы кантиленного характера; произведений, основу которых составлят народная или популярная мелодия; оригинальных произведений, произведений современных авторов, виртуозных пьес или концертных этюдов.
Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
Игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 10
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – технический зачет (одна гамма, два этюда или самостоятельно выученная пьеса).
Декабрь – зачет (два разнохарактерных произведения).
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение с листа).
Май – академический концерт (три разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы).
Примерная программа академического концерта
Рогалев И. Рондо в старинном стиле. Пер. Е. Шабалина.
Римский-Корсаков Н. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».
рнп «Заиграй моя волынка». Обр. Б. Трояновского.
Кулау Ф. Рондо из Сонатины № 1. Соч. 20.
Берковский В., Никитин С. Под музыку Вивальди. Обр. А. Федорова.
Дженкинсон Э. Танец.
Восьмой класс
Все мажорные и минорные двухоктавные гаммы и арпеджио всеми допустимыми приемами и штрихами, ритмическими фигурациями и динамическими оттенками, аппликатурными вариантами.
Применение всех допустимых приемов и штрихов, освоение секстолей.
Освоение исполнения смешанных штрихов при чередовании приемов тремоло – удар, удар-тремоло; переход от крупных длительностей, исполняемых тремоло к шестнадцатым – и наоборот; смена аккордовой техники на мелкую - и наоборот, а также другие варианты смены полярно противоположных приемов, ритмических, штриховых элементов.
Упражнения и этюды на пройденные виды техники.
Включение в репертуар произведений крупной формы: концерт (I ч. или II и III чч.), соната (не менее трех частей), сюита (не менее двух частей; пьесы кантиленного характера, оригинальных произведений, произведений современных авторов, виртуозных пьес или концертных этюдов.
Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
Игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 11
1 полугодие
2 полугодие
Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы (произведение крупной формы, произведение на выбор из программы выпускного экзамена).
Март – прослушивание не исполненной части программы).
Май – экзамен (4 произведения, в том числе произведение крупной формы, обработки на народные или популярные мелодии, произведение кантиленного характера, оригинального произведения).
Примерная экзаменационная программа
Гендель Г. Ф. Соната E-dur.
Минцев В. Калина красная. Вариации на тему песни Я. Френкеля.
Печерский Б. Тарантелла.
Зверев А. Вальс-воспоминание.
Гендель Г. Ф. Соната D-dur.
Скултэ А. Ариетта.
Быков Е. Елочки-сосеночки (частушки). Ред. Е. Блинова.
Тростянский Е. Кадриль.
Девятый класс
Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем вопросом музыкального исполнительства ставятся повышенные требования:
- к работе над техникой в целом;
- к работе над произведением,
- к качеству самостоятельной работы;
- к сформированности музыкального мышления.
Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, отдела, школы, конкурсах. С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных учреждениях и т. д.)
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 12
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – технический зачет в виде контрольного урока (1 гамма, 2 этюда или виртуозная пьеса).
Декабрь – прослушивание части программы (произведение крупной формы, произведение на выбор из программы выпускного экзамена).
Март – прослушивание не исполненной части программы).
Май – экзамен (4 произведения, в том числе произведение крупной формы, обработки на народные или популярные мелодии, произведение кантиленного характера, оригинального произведения).
Примерная экзаменационная программа
Чимароза Д. Концерт.
Рнп «Посею лебеду на берегу». Обр. В. Щербакова.
Курчеко А. Романс.
Абреу С. Бразильский карнавал. Обр. Е. Блинова.
Кулау Ф. Рондо из Сонатины № 1. Соч. 20.
Шуберт Ф. – Эльман М. Серенада. Пер. Е. Блинова.
Рнп. «Уж ты сад». Обр. В. Городовской.
Штраус И. Весенние голоса (вальс). Пер. Н. Царева.
Экзаменационные требования
1. Технический зачет
- Требования, соответствующие программе каждого класса:
Упражнения,
Этюды,
Гаммы и арпеджио,
Музыкальные термины:
2, 3 классы – динамические оттенки,
4, 5 классы – основные обозначения темпов,
6, 7 классы – характер исполнения произведений.
2. Зачет по творческим навыкам
- Требования, соответствующие программе каждого класса:
Самостоятельно выученное произведение,
Чтение нот с листа,
Подбор по слуху,
3. Академический концерт
- Требования, соответствующие программе каждого класса:
Исполнение наизусть двух-трех разнохарактерных произведений.
4. Выпускной экзамен
1. Произведение крупной формы:
Концерт (I ч. или II и III части);
Соната (I ч. или II и III части);
Вариации.
Оригинальное произведение (произведение, написанное для балалайки).
Произведение, основу которого составляет обработка народной или популярной мелодии.
Виртуозная пьеса или концертный этюд.
Произведение кантиленного характера.
Произведение современного композитора.
Ансамбли.
Выпускник исполняет на выпускном экзамене от трех до пяти произведений, в соответствии с программными требованиями профессионального учебного заведения следующего уровня.
Годовые требования по классам
Срок обучения 5 (6) лет
Требования по специальности для обучающихся на балалайке сроком 5 лет те же, что и при 8-летнем обучении, но в несколько сжатой форме. Условно говоря, все темы изучаются в меньшем объеме часов.
Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога – выполнение учебной программы направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости подготовить его к поступлению в среднее специальное учебное заведение.
Первый класс
Освоение посадки, постановки рук, координация движений обеих рук. Знакомство с основными размерами, с обозначениями на нотном стане, практика чтения нот с листа. Освоение грифа в пределах первой позиции.
Освоение приема pizz Б.п., бряцание, арпеджиато.
Мажорные, минорные гаммы и арпеджио в тональностях до 3-х знаков в пределах первой позиции, пройденными приемами, простым ритмическим рисунком на одном звуке и в последовательности.
Упражнения и этюды на пройденные приемы, закрепление постановки рук, развитие координации обеих рук.
Включение в репертуар детских песенок и попевок, русских народных песен, произведений советских композиторов и зарубежных авторов до XIX века.
Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.
Примерная программа академического концерта
Филиппенко А. Скакалочка.
Горелова Г. Верхом на ослике.
рнп «Ивушка».
Старрокадомский М. Любитель-рыболов.
белорусская народная песня «Перепелочка». Обр. Ю. Слонова.
Бирнов Л. Эхо.
Второй класс
Однооктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио в тональностях до 3-х знаков в смежных позициях (на одной струне), пройденными приемами и ритмическими вариантами на одном звуке и в последовательности.
Освоение грифа в верхнем регистре, применение более сложных ритмических фигураций (пунктирный ритм, шестнадцатые).
Освоение новых приемов исполнения: двойное пиццикато, малая дробь.
Упражнения и этюды на пройденные виды техники, звуковое соотношение ударов вверх-вниз при использовании приемов бряцание и двойное пиццикато, расширение позиций, растяжку пальцев левой руки.
Включение в репертуар произведений в простой трехчастной форме, вариаций на народные темы, произведений зарубежных авторов до XIX века, советских композиторов.
Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой.
Игра в ансамбле.
Примерная программа академического концерта
Вебер К. Хор охотников.
Шевченко С. «Марш снеговичков» из сюиты «Подарки деда Мороза».
украинская народная песня «Метелица». Обр. А. Тихомирова.
Гендель Г. Прелюдия.
украинская народная песня «Ехал казак за Дунай». Обр. А. Шалова.
Зверев А. «Огневушка-поскакушка» из сюиты № 2 «Из любимых книжек».
Третий класс
Двухоктавные мажорные и минорные (трех видов) гаммы и арпеджио в тональностях до 5-ти знаков в I, II, III позициях пройденными приемами и ритмическими фигурациями на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций.
Применение смешанных ритмов и триолей; приемов тремоло на одиночных нотах и аккордах в небольших музыкальных построениях, одинарное пиццикато, гитарное пиццикато и тремоло, vibr указательным и средним пальцами.
Упражнения и этюды на пройденные виды техники, смену позиций, аккордовую технику.
Включение в репертуар произведений в сложной трехчастной форме, форме рондо, вариаций на народные темы (не менее трех вариаций), произведений современных композиторов, произведений кантиленного характера.
Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
Игра в ансамбле.
Примерная программа академического концерта
Гендель Г. Гавот с вариациями.
рнп «На горе было, горе». Обр. А. Шалова.
В. Холминов. Хоровод
Гедике А. Трехголосная прелюдия.
рнп «Барыня». Обр. В. Лобова.
Прокофьев С. Гавот.
Четвертый класс
Двухоктавные мажорные и минорные (трех видов) гаммы и арпеджио в тональностях до 5-ти знаков в I, II, III позициях пройденными штрихами, динамическими оттенками и ритмическими фигурациями на одном звуке и в последовательности.
Применение пройденных ритмических фигураций, освоение квинтолей двумя способами (2 + 3, 3 + 2), мелизмов. Использование полиритмии, синкоп, игры во всех позициях, скачков на широкие интервалы.
Освоение новых приемов: тремоло в исполнении кантилены, тремоло на одной струне, pizz левой рукой в нисходящем движении, глиссандо, большая и обратная дробь, натуральные флажолеты (от открытой струны, гитарные приемы (pizz, тремоло), мелизмы.
Упражнения и этюды на овладение и развитие новых видов техники, усложнение ритмических фигураций, растяжку пальцев левой руки, отработку исполнения мелизмов.
Включение в репертуар произведений в сложной трехчастной форме, форме рондо, вариаций, крупной циклической форме (концерт, соната, сюита).
Работа над звуком, динамикой, характером, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
Игра в ансамбле.
Примерная программа академического концерта
Бетховен Л. Рондо. Финал сонатины F-dur.
Андреев В. Полька-мазурка. Обр. Б. Трояновского.
Мотов В. Хороводная.
Штраус И. Персидский марш.
Будашкин Н. Вальс.
Рожков М. Я встретил Вас.
Пятый класс
Все мажорные и минорные (трех видов) двухоктавные гаммы и арпеджио всеми допустимыми приемами и штрихами, ритмическими фигурациями и динамическими оттенками, аппликатурными вариантами, интервалами (терциями), хроматические гаммы.
Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть).
Применение синкоп и скачков на широкие интервалы, флажолет (натуральных и искусственных), освоение приема pizz левой рукой в нисходящем движении и Б.п., обратной дроби, тремоло на одной струне, тремоло в исполнении кантилены.
Упражнения и этюды на пройденные виды техники.
Включение в репертуар произведений крупной формы: концерт (I ч. или II и III чч.), соната (не менее трех частей), сюита (не менее двух частей; пьесы кантиленного характера, оригинальных произведений, произведений современных авторов.
Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
Игра в ансамбле.
Примерная экзаменационная программа
Моцарт В. Сонатина № 1, ч. 4.
Андреев В. Испанский танец.
Шуберт Ф. Серенада.
рнп «Ах вечер, веселый наш вечер». Обр. Б. Трояновского.
Телеман А. Соната.
Чайковский. П. Русская пляска.
рнп «Возле речки, возле моста». Обр. Конова.
Андреев В. Полонез № 1. Ред. А. Илюхин.
Шестой класс
Все мажорные и минорные (трех видов) двухоктавные гаммы и арпеджио всеми допустимыми приемами и штрихами, ритмическими фигурациями и динамическими оттенками, аппликатурными вариантами, интервалами (терциями, секстами).
Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть).
В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение. В связи с этим, педагогу рекомендуется составлять годовой репертуар года с учетом программных требований профессионального образовательного учреждения. Участие в классных вечерах, концертах отдела, школы, конкурсах принесут значительную пользу, придав уверенности в игре.
Примерная экзаменационная программа
Гендель Г. Соната F-dur, 1, 2 части
Тростянский Е. Ноктюрн.
Ибер Ж. Маленький беленький ослик.
Шалов А. Концертная пьеса на рему рнп «Не брани меня, родная».
Телеман Г. Ф. Соната.
Андреев В. Испанский танец.
Быков Е. Модный парень (воронежская лирическая). Ред. Е. Блинова.
Стравинский И. Русская из балета «Петрушка».
Экзаменационные требования
1. Технический зачет
- Требования, соответствующие программе каждого класса:
Упражнения,
Этюды,
Гаммы и арпеджио,
Музыкальные термины:
1, 2 классы – динамические оттенки,
3 класс – основные обозначения темпов,
4 класс – характер исполнения произведений.
2. Зачет по творческим навыкам
- Требования, соответствующие программе каждого класса:
Самостоятельно выученное произведение,
Чтение нот с листа,
Подбор по слуху,
3. Академический концерт
- Требования, соответствующие программе каждого класса:
Исполнение наизусть двух-трех разнохарактерных произведений.
4. Выпускной экзамен
Произведение крупной формы:
Концерт (I ч. или II и III части);
Соната (I ч. или II и III части);
Вариации.
Оригинальное произведение (произведение, написанное для балалайки).
Произведение, основу которого составляет обработка народной или популярной мелодии.
Виртуозная пьеса или концертный этюд.
Произведение кантиленного характера.
Произведение современного композитора.
Ансамбли.
Выпускник исполняет на выпускном экзамене от трех до пяти произведений, в соответствии с программными требованиями профессионального учебного заведения следующего уровня.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
знать основные исторические сведения об инструменте;
знать конструктивные особенности инструмента;
знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
знать оркестровые разновидности балалайки;
знать основы музыкальной грамоты;
знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на балалайке;
знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;
уметь самостоятельно настраивать инструмент;
уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
иметь навык игры по нотам;
иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;
приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;
приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.
Реализация программы обеспечивает:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
комплексное совершенствование игровой техники балалаечника, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности балалайки для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
знание художественно-исполнительских возможностей балалайки;
знание музыкальной терминологии;
знание репертуара для балалайки, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;
наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
умение транспонировать и подбирать по слуху;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Оценки качества знаний по «Специальности (балалайка)» охватывают все виды контроля:
текущий контроль успеваемости;
промежуточная аттестация учащихся;
итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Таблица 13
Вид контроля
Задачи
Формы
Текущий контроль
поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения учащегося изучаемому предмету,
повышение уровня освоения текущего учебного материала.
Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.
контрольные
уроки,
академические
концерты,
прослушивания
к конкурсам, отчетным концертам.
Промежуточная аттестация
определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения.
зачеты (показ части программы, технический зачет),
академические концерты,
переводные зачеты,
экзамены
Итоговая аттестация
определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета.
экзамен – проводится в
выпускных классах: 5 (6), 8 (9).
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.
2. Контроль и учет успеваемости
Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.
Успеваемость учащихся по программе «Специальность (балалайка)» учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, технических зачетах, зачетах или контрольных уроках по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с листа, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.
Форма и репертуар зачетных выступлений учащегося планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащегося.
В соответствии с учебным планом в 8 (5) классе учащиеся сдают выпускной экзамен. В остальных классах проходят школьные академические концерты, которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго полугодия (декабрь, апрель). Для показа на академических концертах из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником не менее 4 произведений различных по жанру и форме. Количество произведений для исполнения не ограничивается.
Уровень технической подготовки учащегося проверяется на техническом зачете – контрольном прослушивании гамм и этюдов, который проходит 2 раза в год с оценкой в середине первого и второго полугодия. Каждый учащийся на своем техническом уровне должен показать хорошую выучку в области постановки исполнительского аппарата, а также грамотное, осознанное и аккуратное в звуковом отношении исполнение своей зачетной программы.
Кроме того, учителям также рекомендуется готовить учащихся к выступлению на конкурсах, учебных концертах отдела, а также проводить каждую четверть в своем классе концерт для родителей. Исполнение самостоятельно подготовленных произведений (подбор по слуху, сочинение, аранжировки) рекомендовано выносить на классные и родительские собрания.
Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе и в классе дополнительного года обучения. В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом.
На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения культуры и искусства. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.
Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;
оценка ученика за выступление на академическом концерте и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Критерии оценки выступления учащегося на академическом концерте, зачете, экзамене:
Оценка 5 (отлично) выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений.
В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.
Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения.
Оценка 4 (хорошо) выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.
Учащийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения.
Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.
Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению
Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.
Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается директором школы. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на балалайке является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности балалайки.
В классе балалайки при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры. Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
периодичность занятий – каждый день;
объем самостоятельных занятий в неделю – от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их в дневнике.
3. Дидактическое обеспечение
В ДШИ имеется библиотека для балалайки, содержащая около 40 единиц методических пособий и нотных сборников, а также электронная библиотека (около 30 сборников). Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.
Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Методические пособия
Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. – М.: Изд. Музыка, 1982. – 95 с.
Гаммы и арпеджио для балалайки. Методическое пособие для ССМШ, ДМШ, музыкальных училищ и вузов. / сост. И. Иншаков, А. Горбачёв. – М.: Музыка, 1996. – 87 с.
Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке.. – М.: Музыка, 1980. – 150 с.
Информационные бюллетень «Народник» № 1-58./Ред.-сост. В. Новожилов, В. Петров. – М.: Музыка, 1998-2007.
Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. – М.: Музыка, 2004. – 184 с.
Упражнения и этюды для балалайки. Методическое пособие для ССМШ, ДМШ, музыкальных училищ и вузов. / сост. И. Иншаков, А. Горбачёв. – М.: Музыка, 1998.- 64 с.
2. Учебная литература
Альбом начинающего балалаечника вып. 6 . Сост. И. Шелмаков. – Л.: Изд. Композитор, 1982. – 35
Альбом начинающего балалаечника вып. 8. Ред. И. Обликин. – М.: Изд. Композитор, 1984. – 31 с.
Альбом начинающего балалаечника вып. 9. Ред. И. Обликин. – М.: Изд. Композитор, 1985. – 31 с.
Балалайка. Хрестоматия 1-3 кл. ДМШ. (народные песни, пьесы, этюды)./ сост. В. Глейхман. – М.: Кифара, 2004. – 188 с.
Балалайка. Хрестоматия 3-5 кл. ДМШ. (народные песни, пьесы, этюды)./ сост. В. Глейхман. – М.: Кифара, 2007. – 160 с.
Данилов А. Обработки и транскрипции для балалайки и фортепиано. Вып. 2. – Р-н-Д.: Изд. Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2001. – 72 с.
Данилов. А. Транскрипции для балалайки и фортепиано.– Р-н-Д.: Изд. Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 1998. – 47 с.
Дугушин А. Музыкальные зарисовки. Для балалайки и фортепиано. – СПб.: Композитор, 2001. – 38 с.
Из репертуара П. Нечепоренко. Произведения для балалайки. Вып. 2. / Сост. В. Болдырев. – М.: музыка., 2001. – 80 с.
Концертные пьесы для балалайки и фортепиано. Сост. Е. Блинов.– Екатеринбург: АСБАУ, 1995. – 55 с.
Концертные пьесы для балалайки и фортепиано из репертуара Е. Шабалина, Н. Роботовой. – М.: Пробел, 2001. – 68 с.
Концертные пьесы для юношества. Сост. В. Конов.– М.: Изд. Музыка, 1999. – 46 с.
Крючков Е. Прелюдия и скерцо для балалайки и фортепиано.– М.: Изд. Музыка 2001. – 23 с.
На досуге. Репертуарная тетрадь балалаечника. Выпуск 1. / сост. В. Лобов. – М.: Музыка, 1982. – 31 с.
Нечепоренко П. Произведения для балалайки.– М.: Изд. Музыка, 2001. – 38 с.
Пьесы для балалайки старшие классы ДМШ. Сост. А. Зверев. – СП.: Изд. Композитор, 1999. – 40 с.
Репертуар балалаечника вып. 27. Сост. В. Глейхман. – М.: Композитор, 1994. – 49 с.
Хрестоматия балалаечника младшие классы ДМШ. В. Щербак. – М.: Изд. Музыка, 1996. – 80 с.
Хрестоматия балалаечника старшие классы ДМШ. Сост. В. Зажигин, С. Щегловитов.– СПб.: Изд. Композитор, 1999. – 76 с.
Хрестоматия балалаечника. Педагогический репертуар 4-5 классы ДМШ. / сост. В. Глейхман.– М.: Музыка, 1984. – 65 с.
Шалов А. Аленкины игрушки. Детская сюита для балалайки.– СПб.: Композхитор, 2000. – 25 с.
Шалов А. Концертные пьесы и обработки популярных мелодий для балалайки.– М.: Изд. Музыка, 2000. – 72 с.
Шестериков И. Детские сюиты для балалайки и фортепиано. – Красноярск: Клатерианум, 2005. – 33 с.
Этюды для балалайки./ сост. А. Данилов. – М.: Музыка, 1989. – 47 с.
Юным исполнителям. Пьесы для младших классов ДМШ. Сост. Зверев А. – М.: Изд. Музыка 1996. – 79 с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 143115
15