Статья Некоторые формы урочной и внеурочной работы по биологии с одарёнными детьми
Некоторые формы урочной и внеурочной работы по биологии с одарёнными детьми.
По настоящему одарённые дети - гении в природе рождаются редко. Но талантливых детей достаточно. Правда, в маленьких сельских школах как наша их просто единицы. И перед учителем стоит задача выявить таких детей и раскрыть их природные способности. «В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» - это слова Иммануила Канта.
Наш учебный предмет биология, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одарённых детей.
Главная задача учителя при работе с одаренными заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и дать ребенку возможность развить свой интеллект. На уроке такому ребёнку будет скучно, если его не загрузить. В этом мне хорошо помогают биологические задачи. Пока другие дети дают определения понятиям, отвечают на вопросы, одарённый ребёнок решает задачу. Например, такого содержания: Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут, один человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил? Или: При длине тела 3 мм высота прыжка блохи 20 см. На какую высоту мог бы прыгнуть человек, если бы он прыгал так же, как и блоха?
К домашним заданиям тоже подхожу дифференцированно. Например, при изучении малого и большого кругов кровообращения детям нужно запомнить, как кровь движется по этим кругам. Но по желанию предлагаю выполнить творческое задание. «Вам сделали укол в правое плечо, как лекарство достигнет икроножной мышцы?». Слабые ученики даже не приступят к его выполнению, а сильный будет рассуждать, доказывать. И замечательно, другие ученики с интересом послушают его рассуждения.
Лабораторно – практические занятия важная форма урочной работы по биологии. Некоторые лабораторные работы мы проводим в природе, на местности. И для более талантливых учеников я всегда припасаю ряд вопросов, носящих проблемный характер. Например, что случилось бы с лесом, если вырубить все кустарники? или от чего зимой больше страдают птицы: от холода или голода? И опять работает мысль, выдвигаются гипотезы, созревает решение данной проблемы. А на лице улыбка, состояние радости и одухотворённости. Моя задача, как учителя выполнена – ученик испытал чувство успеха.
В конце учебного года я задаю своим ученикам летние задания. Летом они могут применить знания, полученные на уроках, на практике, провести наблюдения над растениями и животными в их естественной среде. Ребята ведут дневники наблюдений, изготовляют коллекции, гербарии, рисуют таблицы, оформляют фотоальбомы, выращивают комнатные растения. В начале следующего учебного года они делают отчёты по летним заданиям. Такая форма работы даёт возможность ученикам реализовать свой творческий потенциал, удовлетворить интересы, выявить профессиональные наклонности и правильно сориентироваться в выборе будущей профессии. Но практика показывает, что 20-10 лет тому назад все ученики выполняли такое задание, сейчас единицы и это те, которые хотят учиться, творчески развиваться.
Одним из самых значимых направлений инновационной деятельности современного педагога является организация проектной, научно-исследовательской деятельности обучающихся по своему предмету. Эта деятельность способствует развитию детской одарённости, т.к. направлена как реализацию общего развития детей, так и на развитие индивидуальных способностей. В проектно - исследовательскую работу я вовлекаю учеников последовательно, поэтапно: вначале дети учатся делать небольшие тренировочные проекты к урокам, защищают их, выступают. Затем на кружке «Юный биолог» 1, 2 ученика занимаются самостоятельной исследовательской работой. Так моя ученица Фомина Анжелика в прошлом учебном году, работая над проектом «Плесень, она полезная или вредная?» заняла 1 место и на школьной, и районной НПК.
Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности и самореализации. Для этого мои ученики принимают участие в различных олимпиадах, конкурсах, чемпионатах, викторинах. Вот результаты за последние 3 года:
Мероприятие Участник Результаты
Всероссийский «Молодёжный чемпионат по биологии» Шарыпова Алина
Тимофеева Оля Диплом 1 степени в регионе
Диплом 2 степени в регионе
Общероссийская предметная олимпиада по биологии Чувашова Наташа Диплом 3 место
Конкурс «Мы живём в Зауралье!» Кандакова Дарья Диплом 2 место
Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус» Чувашова Наташа Диплом 3 место
Всероссийская дистанционная олимпиада «Экологическая тропа» Чувашова Наташа Диплом призёра 2 место
Всероссийский дистанционный конкурс проектов Шевелев Данил Диплом победителя
Всероссийский дистанционный конкурс «Мир Знаний» Королёва Диана Диплом 3 место
Детский экологический конкурс «Чистое небо, земля и вода самыми ценными будут всегда!» Кандакова Даша Диплом 1 место
Всероссийская олимпиада. Центр выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи. Кандакова Даша Диплом 2 место
Всероссийский конкурс «Я ЭнциклопедиЯ» Кандакова Даша
Фомина Лика
Тимофеева Катя
Оглуздина Даша Диплом 2 степени
Диплом 2 степени
Диплом 1 степени
Диплом 3 степени
Районная НПК «Мир вокруг нас» Фомина Лика Победитель
Районный конкурс видеороликов «Моя Родина – Зауралье» Кандакова Даша
Чувашова Наташа Диплом 1 место
Диплом 3 место
Всероссийская олимпиада школьников 1 этап Фомина Лика Победитель
Конкурс «Молодёжное движение» Тимофеева Екатерина
Тимофеева Полина Диплом 1 степени
Диплом 1 степени
Чтобы работать с одарёнными детьми учителю надо самому идти в ногу со временем и совершенствовать себя профессионально. С этой целью я тоже участвую в различных профессиональных конкурсах, размещаю методические разработки на образовательных сайтах, повышаю свою квалификацию на курсах:
Мероприятие Результаты
Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» Диплом 3 место
Общероссийский конкурс «Педагогическое мастерство» Диплом 3 степени
Общероссийский конкурс «Шкатулка научного познания» Сертификат
Общероссийский конкурс «Живица» Диплом 3 степени
«Фестиваль медиауроков – 2014» ИРОСТ Диплом участника
Всероссийский конкурс «23 февраля – Красный день календаря!» Диплом 2 степени
Создание персонального сайта, размещение 5 методических разработок на сайте «Инфоурок» Сертификат
Публикация методической статьи в журнале «Педагогическое Зауралье» Журнал
Всероссийский конкурс «Инновационный подход» ИРОСТ Сертификат
Общероссийский конкурс педмастерства «Педагог.RU» Диплом 2 степени
Межрегиональный слёт педагогических клубов. ИРОСТ Сертификат
Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одарённых детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.