Статья «Некоторые аспекты организации процесса самообразования учителя»
Эльзессер И.Ю.
Учитель химии МБОУ-СОШ № 168
Некоторые аспекты организации процесса самообразования учителя
Залогом профессионального успеха уже не могут
служить полученные один раз в жизни знания.
На первый план выходит способность людей
ориентироваться в огромном информационном
поле, умение самостоятельно находить решения
их успешно реализовывать.
В.В.Путин
Модернизация образования невозможна без развития профессиональной компетентности учителя. Одним из показателей профессиональной компетентности является способность учителя к самообразованию. Без самообразования не может быть личностного и профессионального развития учителя.
Самообразование интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие способностей и индивидуальности, которая осуществляется добровольно, управляется самим человеком и необходима для совершенствования профессиональных качеств. Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и выступает одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного педагогического образования.[5]
Но если в образовательном учреждении самообразование учителя никем не организуется, не контролируется и не поощряется, то происходит снижение мотивации к подобному роду деятельности. Учитывая важность совершенствования кадрового потенциала, организация процесса самообразования становится одной из ключевых управленческих задач
Перед управленцем встает задача создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого учителя и перспектив его роста. В первую очередь, задачей кадровой стратегии становится создание условий для постоянной возможности самообразования учителя, создание квалифицированной команды педагогов, которые способны эффективно развить образовательный процесс, формирования педагогического коллектива как команды единомышленников, так как образовательный результат достигается объединенными действиями и усилиями всех.
Эффективность самообразования учителя зависит от следующих факторов: во-первых, от наличия потребности в собственном развитии и саморазвитии и, во-вторых, от существования или отсутствия условий для реализации данной потребности. Чтобы появилось первое условие, педагог должен обладает способностью к рефлексии; т.е. должен уметь анализировать свою деятельность на основе объективной диагностики как результатов деятельности, так и профессиональных затруднений. Чтобы реализовать второе условие, необходимо предоставить педагогическим работникам ОУ возможность развиваться в следующих направлениях:
в предметной области;
в области психолого-педагогических знаний (об индивидуальных особенностях обучающихся);
в расширении методических возможностей (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
в повышении информационной компетентности (компьютерные технологии, интернет-ресурсы);
в развитии коммуникативных умений (взаимодействие между субъектами образовательного процесса);
в совершенствовании личных компетентностей (имидж, искусство общения, лидерские качества, педагогический такт).
Управленческая программа, направленная на организацию процесса самообразования учителя, должна опираться на:
системный анализ профессиональной деятельности педагога;
индивидуально-ориентированный поход к учителю;
мотивацию педагогических работников;
гуманность и демократичность взаимоотношений администрации и педагогов;
непрерывное отслеживание результатов труда учителя и их оценку;
дифференцированный подход к возможностям профессионального роста, личностного развития и самореализации разных категорий педагогов.
Самым большим препятствием в организации процесса самообразования педагогов – это недостаточная мотивация, неготовность к его осуществлению. Поэтому в нашей школе разработана система непрерывного повышения профессиональной компетентности, призванная к формированию субъектной позиции преподавателя, формированию мотивации к профессиональному саморазвитию, вооружению механизмами такого развития. Данная система реализуются в рамках двух процессов: аттестации педагогических работников ОУ и программы развития школы. Процесс реализации программы развития школы в системе обсуждается на тематических педсоветах. Темами таких педсоветов становятся стратегические вопросы развития школы. Вот некоторые из них: «Оптимизация работы школьного ученического самоуправления», «Освоение новых стандартов. Возможности и риски», «Кадровый потенциал как один из ресурсов повышения качества образования», и др. Основной акцент на таких педсоветах ставится на анализ соответствия деятельности школы и каждого преподавателя современным требованиям, на поиск путей совершенствования воспитательно-образовательного процесса с учетом этих требований. Именно аналитические выступления на педсоветах, побуждают педагогов к повышению профессиональных знаний. Важным механизмом профессионального развития является работа над темой самообразования. Каждый преподаватель на основе анализа собственной педагогической практики выявляет проблемные места, формулирует тему, над которой будет работать в течение ряда лет, исследует причины проблемы, ищет пути решения. Именно эта исследовательская работа помогает легко подготовиться к процедуре аттестации педагогических кадров.
Самообразованию педагогов также способствует участие в профессиональных конкурсах, так как возникает необходимость осмысления своей деятельности, своего педагогического кредо, профессиональной позиции, собственной системы работы.
Необходимо отметить, что организация перечисленных выше видов работы со стороны учителей встречает сильное сопротивление. Очевидно, что все протесты исходят не столько от большой загруженности преподавателей (хотя это главный аргумент), сколько от неумения осуществлять подобного рода деятельность, страха, что что-то не получится.
Большую роль в данной ситуации приобретает организация методического сопровождения процесса самообразования. Для достижения желаемых результатов необходимо не просто заинтересовать педагогов данным видом деятельности, но и осуществить реальную помощь на протяжении всего процесса: от выбора темы, ее формулировки, до публичной презентации результатов исследования.
С этой целью в школе осуществляется следующая методическая работа: анализ профессиональной деятельности педагога по результатам диагностики образовательных результатов, посещения уроков, собеседования с администрацией школы, изучения школьной документации; индивидуальная методическая поддержка профессиональной деятельности и постоянно действующий методический практико-ориентированный семинар «Современный урок».
Собеседование проводиться в конце учебного года с каждым педагогом персонально. Преподавателям предоставлена возможность не только представить своеобразный отчет о проделанной работе, своих достижениях за год, но и обозначить перспективы дальнейшей деятельности. Собеседование необходимо руководителям школы, так как они получают информацию о том, как видят свою деятельность учителя, какие цели ставят, что для них является ценным. Собеседование необходимо и педагогам, так как формирует субъектную позицию, повышает уровень рефлексии и направлено на осмысление профессиональной деятельности. Семинар представляет собой серию занятий, объединенных общей темой, которая принимается на методическом совете. Занятия направлены на овладение теоретическим материалом, психолого-педагогическими знаниями, на педагогическое проектирование, практическую реализацию собственных проектов. Рассматриваются только существенные стороны обсуждаемых понятий, общие подходы, и задача каждого учителя самостоятельно перенести полученные знания на свой предмет, конкретизировать их, преобразовать, найти границу их применимости. Достоинством подобной формы работы следует считать ее деятельностный характер, а также возможность объединение учителей разных предметов в творческие группы для решения общих педагогических проблем. Использование групповых форм работы, активные и интерактивные методы, диалоговый режим, организация обратной связи делают изучаемый материал личностно значимым, формируют у участников семинара, аналитические, коммуникативные и рефлексивные способности. Формы проведения семинарских занятий разные: теоретические, практические, консультативные. Так в рамках семинара разбирались вопросы разработки компетентностных заданий, использования возможностей Google дистанционной поддержки образовательного процесса, способы преодоления неуспешности обучающихся, формирование воспитательной среды в классе и др.
Безусловно, в школе не решены все проблемы организации процесса самообразования педагогов. Но удалось создать мотивационные, организационно-содержательные условия для проведения самоанализа педагогической практики, выявления и формулировки профессиональных проблем, осмысления трудностей, поиска путей их устранения, изучения теории. Ценно то, что педагогический опыт педагогов стал фактором изменения образовательной ситуации. Когда учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности и признает свое несовершенство, тогда он является открытым для изменений.
В результате проделанной работы повысился интерес коллектива к вопросам методологии, педагогики, методики, психологии, значит, определены правильные пути организации процесса самообразования.
Литература
Гребенкина Л.К. Анциферова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы, М., 2000.
Даутова О.Б. Христофоров С.В. Инновации и образование, СПб, 2003.
Зверева В.И. Организационно - педагогическая деятельность руководителя школы. - М., 1997.
Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. – М., 2009
Пупырев С.И. Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога/ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Трофименко Т.И. Материалы по самообразованию// Управление современной школой. Завуч.- 2013, № 3,
Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией, М., 2000.
Заголовок 115