Статья Некоторые аспекты реализации адаптированной программы по общеинтеллектуальному воспитанию при работе с учащимися 1 класса
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает особое значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни.
Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.
Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства. Внеурочные занятия позволяют в большем объеме и более разнопланово донести до ребёнка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Цель общеинтеллектуального направления: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, логики мышления, привитие интереса к чтению, развитие читательского кругозора.
Основные формы организации деятельности: познавательные игры и беседы, экскурсии, походы, конкурсы рисунков и поделок.
В процессе реализации адаптивной программы по интеллектуальному развитию реализовывались следующие воспитательные технологии:
Игровая.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Поэтому большинство воспитательных мероприятий с учащимися 1 класса проводятся в игровой форме. Это такие мероприятия как: "Нарисуй и сосчитай", на котором дети закрепляли компетенции элементарных математических вычислений с использованием рисунков;«Третий лишний», на этом мероприятии закреплялись компетенции исключения лишнего слова из спектра предложенных слов.
К категории интеллектуальных игр относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.
По этому направлению в классе проводились следующие мероприятия: «Загадки о животных», «Наоборот», «Ребусы» и другие.
Информационно-игровая.
В контексте реализации данной программы применяется слайдовая презентация, информация из интернет ресурсов, способствующих формированию академических и социальных интеллектуальных компетенций.
В форме данной воспитательной технологии в классе проводились следующие мероприятия: «Дождь и ветер». На этом занятии формировались компетенции о дожде и ветре, как о природных явлениях. На занятии «Птицы» дети знакомились с классом птиц, с их отличительными характеристиками и функциями в природе.
Практическая.
На воспитательных мероприятиях с практической формой занятия учащиеся знакомились с различными техниками работы с бумагой (оригами , кусудама, квиллинг).
Большой популярностью во всем мире пользуется искусство оригами, которое никого не оставляет равнодушным, особенно детей. Конструирование по типу оригами учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям; стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами. Учащиеся 1 класса с большим удовольствием делают поделки для подарков и конкурсов проводимых в школе и занимают призовые места.