Эссе на конкурс Воспитатель года Тема: Я-мастер своего дела

мастер своего дела.

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий.

Воспитатель – это гончар-мастер, в руках которого мягкая, податливая глина, превращающаяся в изящный сосуд. Но самое главное, что этот сосуд заполняется добром, милосердием, творчеством, знаниями, умениями, навыками, для того, чтобы он нес не только красоту, но и был полезным и востребованным для нашего общества.
Еще вчера самым страшным словом считалось слово «война», сегодня – «экологическая катастрофа». Перед человечеством стоит множество нерешенных проблем, экология одна из важнейших. Ежедневно мы слышим призывы и предостережения:
«Образумьтесь люди!», «Будущее Земли в опасности!», но все они так и останутся призывами, если мы не осознаем главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы.
Формирование гуманного отношения у школьников к природе – важная проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения
Гуманное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, но особенно интенсивно в школьные годы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что содействует созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека гуманного отношения к природе. Мы, взрослые, в большинстве своем уже поняли, что уничтожить природу – это все равно, что рубить свои корни.
Моя цель – довести до ума и сердец школьников, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека.
Я решаю задачу экологической культуры школьников, приобщая их к гуманному отношению к природе. Реализуя свою концепцию, организовала экологический клуб «Исток» по программе «Дети природы», целью которого является формирование осознанного, правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Работа экологического клуба предполагает активное включение детей в различные виды деятельности. Подобная форма работы позволяет учащимися сформулировать собственное понимание современных экологических проблем, дать характеристику своего места в мире, оценить перспективы на будущее, представить личностный взгляд на себя, других людей и окружающую действительность, иными словами дать качественную характеристику сформированной у них экологической культуры.
В познавательной деятельности очень широко используются такие методы как беседы и классные часы. Они помогают детям узнать много нового интересного, помимо учебной деятельности.
Таким образом, мною проводились многочисленные беседы и классные часы. Это и «Растения весной», «Наша планета Земля», «Судьба природы - наша судьба», «Дом, в котором мы живем», «Тайны лесных жителей», «Реки, ручейки, моря на Земле текут не зря», «Красная книга растений», «Наши природные лекари», «Наедине с природой», «Вода вокруг нас», «Рыбы-дети воды», а также часто включаю в работе беседы узкой тематики, связанные с работой клуба «Исток». Организовала операцию «Живи родник», который бьет вблизи школы. Цель операции: вымостить дорожку к роднику, убрать от мусора территорию вокруг родничка.
Благодаря той местности, где находится наша школа, такие методы как наблюдения, прогулки, очень широко используются в моей работе. Экскурсии с конкретными целями и задачами клуба: вымостить дорожку к роднику, закопать мусор, очистить лесные полянки цветов, земляники, отнести мусор в общий котлован. Где воспитывать ребят любовь к родной природе, показать все ее разнообразия, красоту, если не на экскурсии на природу? Дети, находясь на природе, выполняют, различные упражнения на внимательность, обращают особое внимание на красоту окружающей их среды, ведут немой разговор с растениями, насекомыми, птицами. Они превращают диалог о природе в непосредственный диалог с природой, который представляет ни с чем не сравнимые впечатления, обогащающие ум и сердце человека, делающее благороднее каждого ребенка.
К.Д. Ушинский написал: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение. Что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.
Я с детьми очень часто совершаю прогулки в лес, в разные времена года. Проводились экскурсии на такие темы как: «Поздняя осень», «В студеном декабре», «Как наше слово отзовется», «Встреча весны» и другие.
Ежедневные наблюдения за природой, позволяют детям видеть сезонные изменения в объектах живой и не живой природы. Они учат логически мыслить, сравнивать, анализировать. Наблюдения позволяют им прикоснуться к природе, почувствовать в ней жизнь, силу и могущество.
Экологические сказки рассчитаны, прежде всего, на младших школьников, но с ними можно работать и в средних, а также в старших классах.
Даже у старшеклассников, при слове сказка, сразу же проявляется интерес, рождаются положительные эмоции. В своей работе я часто прибегаю к этому методу. Использую как чтение экологических сказок, так и их инсценировка. Были инсценированы такие сказки как: «О Лесном царстве, грибном государстве», «Волшебный сон», « Праздник Чистоты и Здоровья», «Мир вокруг нас» (цветы в легендах и преданиях), «Земля - наш общий дом» литературная музыкальная композиция.
Сказки основаны на вымыслах, но придуманы не для забавы. В них выражены представления людей о жизни и справедливости, они учат жить. Экологические сказки не исключение. Их назначение - научить детей понимать природу и беречь ее. Основные факты в экологических сказках даны правдиво, с научной достоверностью. Вымышлены в них лишь события и разговоры между животными и растениями, которые помогают детям понять суть происходящего в природе.
В процессе воспитательной работы стремлюсь использовать художественную и научную литературы: рассказы, повести. Так же имеют большое значение в воспитании у школьников гуманного отношения к природе. Провели читательскую конференцию по книге Э. Сетон - Томпсона « Рассказы о животных», и книге краеведа Зубово – Полянского района А.А. Прохорова «В гостях у бабушки Ведявы». Они помогают детям научиться сопереживать и сочувствовать животным, осуждая деятельность человека по отношению к ним.
Формирование гуманного отношения школьников к природе происходит посредством трудовой деятельности. Особенно благотворно влияет такой метод как флористика. Этот метод помогает детям развить фантазию, воображение. Умение видеть красоту природного материала. Или создавать из неприметного красивое и необычное. Это убеждает детей в том, что в природе нет ничего ненужного и некрасивого.
Еще я использую такой метод как изготовление поделок из других различных материалов, в которых заимствованы природные сюжеты. Это лишний раз убеждает детей в том, что каждый объект или явление природы неповторимы и прекрасны.
Также я использую в своей работе разведение комнатных растений. Систематическая забота о цветах способна доставать детям немало, по- настоящему прекрасных, светлых переживаний. Здесь и радость своей сопричастности к ее существованию. Значение таких минут трудно переоценить. В этом виде деятельности использую и такой метод как выставки рисунков и плакатов о защите окружающей среды. Это также способствует формированию любви и уважения к природе.
Повышению эффективности решения вышеуказанной проблемы, способствует оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов, форм и средств экологического воспитания. Так, в последнее время. Все чаще стала использовать игры экологического содержания.
Игра – не развлечение и забава, а одно из серьезных средств экологического воспитания детей. Роль игры в экологическом воспитании определяется тем, что она способствует расширению знаний ребенка о природе формированию нравственных представлений; развивает у детей способность предсказывать следствие по причине; создает опыт упражнений в нравственном поведении; формирует потребность положительного воздействия на природу. Игры, используемые в экологическом воспитании школьников, различны по форме и содержанию: игры- викторины, игры диспуты, игры упражнения ( кроссворды, ребусы, шарады, чайнворды, головоломки, лото, и другие), игры- конкурсы.
Игры - соревнования и игры - конкурсы вызывают у детей особый интерес. Потому что в них присутствует дух соревнования.
У нас в группе проводились такие игры как: « Экологическая тропа», « На планете все равны», « Природа - это наши корни, начало нашей жизни». А также различные викторины и конкурсы.
Использование всего разнообразия игр в учебной и воспитательной работе, повышает усвоение экологических знаний и способствует формированию гуманного отношения школьников к природе.
Формированию гуманного отношения школьников к природе, немало способствует и творческая деятельность детей. Это театрализованные представления, отображающие экологические проблемы, и не только их. Различные КВНы, экологические ассорти, игры- путешествия, брейн - ринги, экологические акции и многое другое. Посредством этих мероприятий, дети обобщают свои знания, раскрывают свой творческий потенциал, реализуют творческие способности. А также имеют возможность проверить свои знания, и
возможность поделиться ими с другими детьми. В этом виде деятельности были проведены такие мероприятия как: « Будьте добрыми и человечными» праздничный вечер, « За здоровый образ жизни» - КВН, « Пятое время года»- вечер отдыха, счастливый случай: « Берегите природу», и другие мероприятия.

Подобная форма работы позволяет учащимися сформулировать собственное понимание современных экологических проблем, дать характеристику своего места в мире, оценить перспективы на будущее, представить личностный взгляд на себя, других людей и окружающую действительность, иными словами дать качественную характеристику сформированной у них экологической культуры.
В результате непрерывной работы все выше перечисленные виды деятельности, в своей совокупности, способствуют формированию гуманного отношения школьников к природе.
Роль педагога в реализации современных педагогических проблем велика. Воспитатель должен хорошо быть подготовлен теоретически, много читать и знать, уметь передавать свои знания в доступной, занимательной форме, учитывая психолого-педагогические возрастные особенности воспитанников. Прежде чем провести любое занятие по экологии, я читаю ряд научной и методической литературы, готовлю занимательный материал: подбираю загадки, сказки, вопросы для викторин.
Педагог должен не только сам обладать определенным объемом знаний, но и уметь заинтересовать детей.
Результат моей работы – это участие моих воспитанников в различных конкурсах на школьном уровне. Три воспитанницы в этом году участвовали в международном конкурсе «Подводный мир». Один воспитанник на республиканском уровне занял третье место в ролевой игре «Что? Где? Когда?»
Мой опыт работы показал, что использование различных видов деятельности в воспитательной работе повысили усвоение экологических знаний и способствовали формированию гуманного отношения детей к природе. Дети узнали много нового и интересного, помимо учебной деятельности. Они научились больше сопереживать и сочувствовать животным, осуждая деятельность человека по отношению к ним. Дети бережнее стали относиться к природе, ко всему живому, что их окружает. Своими руками изготовлены кормушки для птиц, где дети подкармливают их. Разводят и ухаживают за комнатными растениями. Участники клуба «Исток» научились видеть красоту своего родного края, и бережно относиться к природе того места, где они живут.
В заключении необходимо подчеркнуть, что при формировании гуманного отношения школьников к природе через различные виды деятельности, происходит взаимообратный процесс, в ходе которого формируются и развиваются различные знания, умения, навыки, качества личности ребенка, которые способствуют решению задач воспитания в целом.


.


























Наша планета – крошечное мироздание во Вселенной. Это очень хрупкое и ранимое существо. И его здоровье полностью зависит от нас людей. В современном мире экологические проблемы приобретают глобальный характер. И как они будут решаться в дальнейшем, зависит от экологического воспитания школьников сегодня. Формирование экологической культуры надо начинать с самых первых шагов детей в школе. Ведь именно в этом возрасте у ребёнка возникает интерес к окружающему миру. Именно познавая его, ребёнок черпает знания об явлениях природы, изведывает неизвестное. В этом возрасте сердце ребёнка чутко и зряче, это тот период жизни ребенка, который отличается особой восприимчивостью ко всякого рода влияниям. Поэтому важно именно в раннем возрасте развить в ребёнке умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Возрастные индивидуальные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обусловливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способ­ности гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Окружающий детей мир чрезвычайно разнооб­разен и многолик, это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики и техники, мир вещей, слов, мимики и жестов и, наконец, внутренний мир самого ребенка. И с каждым из этих миров ему необходимо установить такие отношения, которые позво­лили бы жить в гармонии с ними, т.е. жить экологично. Для развития экологической культуры недостаточно лишь обучения на занятиях: освоение основ экологии и методики воспитания детей должно сочетаться с внеурочными мероприятиями, обеспечивающими разными способами их сознания ценности природы. Показателями экологической культуры являются: экологическая образованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности. К ней относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники, работы на пришкольном участке. Мне хочется познакомить участников с формированием экологической культуры младших школьников через их участие в школьном проекте «Наши пернатые друзья». В этом

15