МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Рябцун Л.П., учитель музыки, школа №4
Ощущение – первичная форма отражения действительности. «Ничто не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении». Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Прием и переработка человеком поступившей информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием. Восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решение) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения. Восприятие – это своеобразный познавательный процесс, без которого невозможна мыслительная деятельность. Что мы воспринимаем и познаем не исчезает потом бесследно, а остается в нашей памяти.
Искусство является неотъемлемой частью жизни любого человеческого сообщества. Одной из главных проблем художественного воспитания и образования детей является формирование культуры восприятия произведений искусства. Всем известно, что художественное восприятие – это способность человека воспринимать художественные произведения, непременным условием которой является внутренняя активность субъекта. Показателями художественного восприятия как важнейших его сторон являются образность восприятия, его адекватность, осознанность, целостность, непрерывность, прочность восприятия. Комплекс этих критериев позволяет оценить художественное восприятие людей наиболее полно и разносторонне. У детей младшего и среднего школьного возраста более активным является эмоциональное восприятие, непосредственное выражение чувств, но часто ограничивающееся формулой “нравится – не нравится”. Даже анализ художественного произведения происходит на уровне эмоций. Проблемной является и интеллектуальная сторона восприятия, подразумевающая осознание средств художественной выразительности, их обоснованность и логику в использовании композиторами, художниками, поэтами и т.д. для создания тех или иных художественных образов. Поэтому актуальной становится необходимость учить “размышлять об искусстве”.
Исследование закономерностей музыкального восприятия и его развития является одним из важнейших направлений в теории и практике музыкального воспитания. Музыкантами педагогами и психологами накоплены обширные научные данные, касающиеся специфики музыкального восприятия, закономерностей его формирования у школьников в процессе целенаправленного обучения. В работах О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, В.К. Белобородовой, Н.А. Ветлугиной, Н.Л. Гродзенской, Г.С. Ригиной прослежены различные аспекты этого сложного вида деятельности, которые касаются целостности и образности музыкального восприятия, его связи с соответствующими способностями, умениями и навыками. Большой вклад в развитие этой проблемы внесли исследования Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, А.Н. Сохора, В.Г. Ражникова, которые предпринимали попытки рассмотрения музыкального восприятия как процесса, органически связанного с личностью человека во всем многообразии ее отношений с действительностью.
«Музыка одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», писал Д.Д. Шостакович. Музыкальное искусство в обществе содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни. Эмоциональные переживания человека всегда связаны с его нравственными ценностями, с тем, что он почитает за добро и зло. Высоко развитая эмоциональная сфера помогает ему обращаться в сложных ситуациях к подсознанию и находить решения поставленных задач. То, как человек воспринимает мир, зависит не только от свойств наблюдаемого объекта, но и от психологических особенностей самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, состояния в данный момент. Музыкальные интересы человека составляют одно из звеньев его общей духовной культуры. Для развития личности человека необходимо восприятие музыки различных жанров.
Слушая музыкальное произведение, мы не воспринимаем отдельно его мелодию, ритм, тембр, гармонию, но музыку в целом, обобщая в образе отдельные средства выражения. Когда мы слушаем музыкальное произведение и с первых же тактов говорим, это Шопен, а это Бетховен, тем самым мы, совершаем акт категоризации, относя услышанное к определенным эпохам, стилевому направлению, композитору. Мы можем также определить жанр произведения симфонический или камерный, характер художественного образа лирический или героический, средства, с помощью которых раскрывается содержание данного образа.
Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях - перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном , связанном с её представлением (т.е. использование прошлого опыта для понимания содержания музыкального восприятия). Как свидетельствуют данные исследования В.Д. Отроменского , в процессе многократного восприятия музыки происходит постоянное совершенствование слуховых действий, степени их координации. А.Н. Сохор выделяет в процессе восприятия музыки 4 стадии: 1) стадию возникновения интереса к произведению, которое предстоит услышать, и формирования установки на его восприятие; 2)стадию слушания; 3) стадию понимания и переживания; 4)стадию интерпретации и оценки. Он подчеркивает, что деление это условно, поскольку последовательность стадий может меняться, одна стадия может сливаться с другой. Понимание, оценка и переживание часто протекают слитно, нерасчлененно. З.Г.Казанжиева - Велинова выделяет три основные стадии: докоммуникативную, связанную с формированием готовности слушать, коммуникативную, отражающую реальный процесс восприятия музыки, и пост коммуникативную, связанную с осмысливанием произведения после окончания его звучания. В течение «первоначального восприятия-«ознакомления» содержанием музыкально-слуховой деятельности является ориентировочный охват всего произведения, выделение отдельных фрагментов. В процессе повторного восприятия - «просветления» в структуре деятельности начинают доминировать прогнозирование и предвосхищение на основе ранее сформированных представлений. Слушатель сопоставляет звучащее с ранее воспринятым, с собственными сенсорными эталонами. На этой стадии происходит свертывание ранее освоенных музыкальных структур. Наконец, в процессе последующего восприятия - «озарения» на основе углубленного анализа через синтез происходит рационально - логическое освоение музыкального материала, всестороннее постижение и переживание его эмоционального смысла. Бесспорно, выявленные В.Д.Остроменским интересные закономерности динамики развития восприятия музыки школьниками, не могут служить обобщенной моделью музыкального восприятия в целом. Профессионалу достаточно однократного прослушивания музыки для того, чтобы составить полное представление о ней, неподготовленному же любителю недостаточным могут показаться и три прослушивания.
Большое значение всеми исследователями придаётся первой стадии музыкально слуховой деятельности, содержанием которой является формирование установки - готовности к восприятию. Установка в значительной степени зависит от слушательских ожиданий и от ситуации музыкального восприятия. Для того чтобы музыка подействовала на слушателя наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Из реальной жизни надо постараться шагнуть в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений и красок. По существу любое восприятие музыки представляет собой разновидность медитации, называемой недирективной, т. е. свободной от какого-то навязывания извне. Очень важно уметь неотрывно следить внутренним слухом за звучащей мелодией, ни на мгновение на отпуская ее из зоны своего внимания. Мелодия должна стать той тропинкой, по которой слушатель пойдет и посетит самые потаенные уголки души - как своей, так и композитора, который эту музыку создал. Поэтому не случайно так много общего в восприятии серьезной музыки с медитацией, под которой понимается «интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение в предмет».
По-разному люди воспринимают музыку в условиях концерта и, слушая её по радио или по телевидению, индивидуально или испытывая эффект эмоционального влияния и присутствия других людей. С различной установкой воспринимают музыку композитор, исполнитель, музыковед. Установка определяется отношением к данной музыке, социально-психологическими и индивидуально-типологическими особенностями личности, уровнем образования и специальной музыкальной подготовки воспринимающего субъекта.
Музыкальное произведение изначально должно быть насыщено смыслом - неким духовным содержанием, передаваемым слушателю.
Как известно, функции левого и правого полушария мозга не совпадают. Левое (логическое) - управляет речью. А правое (образное) - отвечает за восприятие конкретных образов и сигналов внешнего мира, и в частности, за музыкальную деятельность.
Восприятие музыки представляет собой процесс раскодирования слушателем чувств и мыслей, заложенных в музыкальное произведение композитором и воспроизведенных исполнителем. Как бы живущая в музыке душа композитора вступает в своеобразный диалог с душой слушателя, и таким образом эмоциональный опыт прошлых поколений передается последующим.
Для того чтобы передать что-то с помощью музыки, нужно знать ее язык. Под термином музыкальный язык в традиционном музыковедении понимается совокупность всех средств музыкальной выразительности. В процессе изучения "музыкального языка" не надо зубрить иностранные слова. Знакомство с ним происходит через вхождение человека в иной звуковой мир, приобщение его к новой культуре, иному мироощущению.
Как указывал С.Л. Рубинштейн, «отлет от действительности детского фантазирования заключается главным образом в том, что ребенок не знает ее, не учитывает основных закономерностей объективной действительности и поэтому легко нарушает жизненную реальность». Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. И совершенно неважно, каким образом будет происходить передача: прозвучит это произведение или оно будет только мысленно представлено, например, при просмотре нотной записи. Главное, что заложенные в музыке смыслы будут транслироваться, передаваться посредством музыкальной речи в невербальной (несловесной) форме.
Для этого нужно как можно больше слушать разной музыки хорошего качества и обязательно в хорошем исполнении; слушать и учиться слышать - распознавать ее особенности.
Не всегда то, что было задуманно композитором при написании им своего сочинения, в адекватной форме воссоздается в сознании слушателя. В силу своей многозначности конкретизация музыкального образа у разных слушателей может оказаться различной. Исследования показывают, что эффект, производимый музыкальным произведением на слушателя, часто зависит не столько от содержания самого музыкального произведения, сколько от того, каковы особенности психологического склада слушателя, какие были условия его воспитания и как складывался его музыкальный опыт. Восприятие музыкального произведения может быть различным. Музыку по-своему "слышит" каждая эпоха, ее по-разному воспринимает один и тот же человек в зависимости от психологического состояния.
Примечательно, что новое произведение слушатели всегда сравнивают с тем, что они слышали раньше, а затем осознанно или чаще неосознанно включают его в знакомый им контекст. Если новая музыка обладает яркими признаками (например, известного жанра), то она вызывает в воображении слушателя знакомые образы (присущие этому жанру).
Если же произведение настолько незнакомо, необычно, неожиданно, что не в состоянии вызвать в слушательском воображении соответствующий контекст, то оно не будет воспринято как художественно содержательная музыка. Как ни печально, но это в равной степени относится, как и к шедевру, так и к самой заурядной композиции.
По восприятию музыки люди делятся на зависимых и чувствительных. Для первых мелодический фон - акустический наркотик, повышающий адреналин - у человека исчезает чувство одиночества, страха. Для второго типа людей музыка неприятна - им предпочтительнее тишина. Но абсолютная тишина для человека еще более разрушительна, чем рок-музыка. Если человека искусственно "погрузить" в "звуковой вакуум", то он больше 40 часов не выдержит. В шумоизоляции теряется чувство реальности, уменьшается пульс, начинается депрессия. Недаром в средние века в монастырях громким пением и игрой на музыкальных инструментах спасались от искушений дьявола.
Людям экстравертированного склада больше нравится легкая эстрадная музыка, нежели призывающая к интроспекции серьезная академическая музыка. Ассоциативность и при восприятии музыки более свойственна слушателям-интровертам, подвижным в эмоциональном отношении, с острым переживанием жизненных конфликтов и склонных к самоанализу. Интроверты также отличаются большей целостностью восприятия и погруженностью в музыкальные ощущения.
В исследовании Гиббонса было установлено, что возраст также оказывает свое влияние на музыкальные предпочтения. Пожилые люди больше любят ту музыку, которую они слышали во времена своей молодости, чем ту популярную музыку, которая звучала в более поздние периоды их жизни.
Однако не существует фатальной зависимости между музыкальными предпочтениями, намертво связанными с динамическими характеристиками темперамента. Вместе с ростом музыкального опыта и расширением кругозоров развиваются музыкальные способности, совершенствуются психодинамические показатели биоритмики мозга и слушателям начинает нравиться и та музыка, которая по своему настроению первоначально была далека от их природного темперамента. Было выявлено, что чем обширнее музыкальный опыт молодого слушателя, тем труднее ему выбрать понравившееся произведение из ряда прослушанных
Практические задания на дирижирование воспринимаемой музыки увеличивают заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия, что соответственно приносит и нужный психотерапевтический эффект.
В результате обследования группы профессиональных музыкантов, а также людей, которые слушали классическую музыку в детстве, было выяснено, что они имеют отличную память и способность к языкам. Кроме того, ученые обнаружили, что мозжечок у музыкантов на 5% больше, чем у людей, не имеющих отношения к этой профессии. Именно этот участок мозга, отвечающий за координацию движений, «слушает» и чувствует музыку! Музыкальная психология предлагает использовать музыку в оздоровительных целях, предлагая ее как для слушания, так и для исполнения и творчества.
Надо отметить, что центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:
специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
использовать на занятиях разнообразные виды музыкальной деятельности детей: слушание, музыкально-ритмическое движение, пение, игра в оркестре, дирижирование;
использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.
Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов учащихся, формированию их музыкальных потребностей. Эмоциональное осознанное восприятие музыкального произведения способствует более глубокому проникновению в его содержание и осмысление его идеи. Каждый ученик, имея свой музыкальный опыт и индивидуальные особенности, по-своему воспринимает музыкальное произведение. При этом восприятие музыкального образа зависит от его музыкальных и творческих способностей.
Список используемой литературы:
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.Н.Н. Кондратюк, «Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы», методическое пособие, Творческий центр «Сфера», М.2005;
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000;
Алиев Ю.Б. «Программа», 1993;
Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования // Н.А.Ветлугина. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1986;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «Просвещение», 2009;
Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. – М., 1986;
Кабалевский Д.Б. «Программа для общеобразовательных школ», 2005;
Музыка. Программа для ООУ. Начальные классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2010;
Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976;
Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. – 1995;
Радугина А.А. Психология и педагогика. – М., «Центр»,2022;
Черноиваненко Н.М., Д митриев Л.Г. «Методика музыкального воспитания», 1989;
Науменко Т.И., Алеев В.В. «Музыка», 2000;
Во А., «Классическая музыка. Новое восприятие», 1997;
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России - 2004, №№ 12-13.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 115