Открытый урок на тему:Работа над штрихами в классе баяна — аккордеона


Открытый урок на тему:
«Работа над штрихами
в классе баяна – аккордеона»
на заседании секции «народные инструменты»
Ярцевского методического объединения
Урываев А. Г.,
преподаватель МОУДОД ДМШ
г. Ярцева
21.12.2011г.
Цель урока: формирование представлений обучающегося об основных видах штрихов.
Задачи урока:
обучающие: выработать навыки исполнения различных штрихов;
развивающие: развивать музыкальные и творческие способности, воображение, внимание, память.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход урока.
Термин «штрих» в переводе с немецкого «strich» - это черта. В баянной методике существует множество определений понятия «штрих».
Б. Егоров дает следующее определение: «Штрихи – это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приемами в зависимости от интонационно – смыслового содержания музыкального произведения».
Ф. Липс предлагает такую формулировку: «Штрих – обусловленный конкретным образным содержанием характер звучания, получаемый в результате определенной артикуляции».
М. Имханицкий считает, что «штрих – это характерная деталь артикуляции, определяющая в ней меру связности – раздельности и акцентности – беакцентности каждого из сопряженных между собой звуков».
На баяне – аккордеоне штрих возникает в результате действия специфических приемов игры: скоординированных между собой туше и меховедения. Основополагающим критерием, по которому определяются штрихи, является критерий связности – раздельности, а дополнительным – ударности – безударности.
Наиболее полная систематизация штрихов дана Б. Н. Егоровым. Он выделил 17 штриховых градаций. На практике наиболее отвечающая конкретным задачам исполнительства представляется классификация Ф. Р. Липса, состоящая из 10 штриховых градаций. В данной классификации вполне возможно четко разграничить две категории штрихов – связных и раздельных, характеризуемых той или иной мерой акцентности либо безакцентности. Поскольку же категория раздельных штрихов достаточно обширна, ее, в свою очередь, логично разбить на три зоны по степени краткости или выдержанности разделяемых звуков:
зона связных, «легатных» штрихов – legatissimo, legato, portato, detache;
зона раздельно – выдержанных, «нон легатных» штрихов – tenuto, marcato, non legato;
зона отрывистых, «стаккатных» штрихов – staccato, martele, staccatissimo.
Рассмотрим эти штрихи на примере музыкальных произведений. Урок проводим с ученицей 5 класса Бугровой Аней (аккордеон).
Первый штрих, работу над которым мы покажем, - легато (от итал. «legare» - связывать). Преподаватель просит ученицу исполнить отрывок РНП «То не ветер ветку клонит». Обращается внимание на то, что пальцы располагаются на клавиатуре, кончики пальцев чутко осязают поверхность клавиш; свободная и мягкая кисть вместе с предплечьем, следуя за мелодической линией, помогает работе пальцев. Сила пальцев распределяется равномерно.
В момент перед освобождением первой клавиши, нажимается вторая.
(Ученица иллюстрирует сказанное на примере мотива).
Сила звука на баяне – аккордеоне не зависит от силы нажатия клавиши. Это ученик должен уяснить с первых уроков обучения.
На начальном этапе при исполнении легато могут встретиться следующие недостатки: разрыв звуков, наплыв звука на звук как результат отсутствия синхронности движения пальцев с клавиши на клавишу. Встречаются трудности при исполнении повторяющихся звуков.
(Ученица исполняет РНП «Как под горкой, под горой»). Как правило у учащихся младших классов первая четверть каждого такта сокращается и происходит разрыв между звуками, в результате чего линия непрерывного легато нарушается. (Ученица показывает правильный и неправильный варианты исполнения). Педагог обращает внимание на то, чтобы ученица не отрывала палец от клавиши на повторяющихся звуках, объясняя, что палец как бы срастается с ней, и клавиша является продолжением пальца. (Исправление этого же недостатка ученица показывает на примере РНП «Не летай, соловей»).
Для показа штриха легатиссимо (от итал. «legare» - связывать, окончание «issimo» - указывает на высшую степень) педагог просит ученицу исполнить первую часть пьесы В. Завального «Подснежник». Главная особенность этого штриха заключается не только в соединении звуков без каких – либо «зазоров» между ними, но и в некоторой мере наслоении каждого из последующих звуков на предыдущий в предельно мягком характере атаки каждого звука.
Штрих портато (от итал. «portare» - утверждать, нести) характерен столь же связной игрой, что и легато, но звучание каждого мелодического тона отличается большей активностью атаки за счет более резкого нажима на клавишу и пунктирного, а не плавного ведения меха. Для того, чтобы ученица четко представляла различие между этими штрихами, педагог предлагает сыграть эпизод РНП «То не ветер ветку клонит» сначала одним, а потом другим штрихом. Большое внимание при отработке штриха портато уделено движению меха.
Последний из группы «залигованных» штрихов, показываемых на уроке, - деташе (фр. «detacher» - отделять). В быстрых темпах штрих деташе переходит в один из приемов игры мехом – тремоло. В качестве иллюстрации штриха звучит отрывок из пьесы В. Золотарева «Шут на гармонике играет». Педагог объясняет ученице, как правильно использовать физиологически естественное движение левой руки – сгибание и разгибание в локтевом суставе, чтобы оно преобразовывалось в чередующиеся смены направления движения меха.
Следующая группа штрихов – «нон легатные» штрихи.
Тенуто (от итал. «tenere» - держать, соблюдать). Этому штриху свойственна небольшая подчеркнутость атаки за счет энергичного нажима ил легкого пальцевого удара и слегка пунктирного ведения меха. Начало звука и его окончания имеют одинаковую форму. Иллюстрацией данного штриха служит исполнение ученицей фрагмента «Марша» Ю. Левитина. С педагогом отрабатывается точность длительности и сила звуков.
Маркато (от итал. «marcare» - выделять) отличается от тенуто большей акцентировкой каждого звука при той же продолжительности. Происходит интенсивный удар по клавишам при помощи не только пальцев, но и кисти, предплечья и даже плеча. Удар сопровождается синхронным рывком меха. Как и в случае с легато и портато, педагог просит ученицу сыграть отрывок «Марша» поочередно штрихами маркато и тенуто, подчеркивая различие в их исполнении.
Нон легато (от итал. «не связно») исполняется, как правило, несколько короче, чем тенуто и маркато, но не менее половины написанной длительности. Штрих исполняется различными, в зависимости от конкретного случая, способами: ударом пальца по клавише, ударом кисти, одновременным ударом кисти и пальца. (Ученица играет отрывок из Каприса №24 Никколо Паганини).
Для «стаккатной» группы штрихов (от итал. «staccare» - отрывать, отделять) характерно значительное сокращение длительности звука (не менее, чем вдвое), звучание отрывистое. Их можно подразделить на пальцевые, в которых мех распределяется на несколько нот, выполняя соединительную функцию, и меховые – в них движение меха реагирует на каждую ноту. Отработка этого штриха проводится на отрывке из пьесы Р. Шумана «Смелый наездник».
Сегодня мы говорили о штрихах и способах их исполнения. Основными  штрихами являются легато, нон легато, стаккато. Остальные штрихи менее распространены. Штрихи являются очень важным средством выразительности в музыке. От характера и качества выполнения штрихов зависит воплощение музыкально - образного содержания и стиля исполняемого произведения.
Используемая литература.
Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. -
Говорушко П. Основы игры на баяне.- М. - Л., 1969.
Егоров Б. к вопросу о систематизации баянных штрихов. // Баян и баянисты. – 1984. - №6.
Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. РАМ им. Гнесиных, 1997.
Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М., 1998.