Урок по биологии для 11 класса по теме «Антропогенное влияние»

Пояснительная записка
Тема урока: Антропогенное влияние или Человек и биосфера
Автор: Улитина Лариса Александровна,
учитель биологии МОУ гимназии №13.
1 квалификационная категория
Методическая разработка урока «Антропогенное влияние, или Человек и биосфера» посвящена проблеме осмысления человеком своего места и роли в биосфере. В ней раскрываются глобальные взаимосвязи человека, общества и природы; рассматриваются вопросы влияния человека на биосферу на различных этапах развития общества; устанавливаются взаимосвязи между антропогенным влиянием и характером мировоззрения человека.
Тема данного урока изучается на первом концентре в курсе «Природоведения 5 класс»; (Программа основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы Сонин Н.И., Плешаков А.А.2005)( ученики называют, обозначают, идентифицируют экологические проблемы); на втором концентре в 9-м классе (Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы. Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т.Захарова; 2005) (ученики выявляют масштабы антропогенного влияния; устанавливают причинно - следственные связи) и на третьем концентре в 11 классе (Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов; 2005) (ученики вскрывают глобальные взаимосвязи человека, общества, природы).
Данная разработка урока ориентирована на старшеклассников, Так как в этом возрасте, прежде всего, идет духовно-нравственное развитие личности, поиск смысла жизни, познание истины, физическое и нравственное самосовершенствование, вхождение в жизнь общества, жизненное самоопределение, социально-психологическая адаптация. "Здесь механизмы личностного развития существенно меняются: на первый план выступает теоретическая подготовка в сфере гуманитарных и естественных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, саморегуляция, принятие решений в ситуации выбора, жизнетворчество, саморазвитие." (Е.В. Бондаревская).
Разработка урока составлена с учетом реализации основной идеи ФГОС ll-го поколения, которая состоит в том, чтобы не только вооружить ЗУН обучающихся, но и создать условия, для личностного развития ребенка, и в соответствии с Концепцией духовно – нравственного развития личности 2011-2015 г., а также с учетом действующего Базисного учебного плана, который предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю. Урок ориентирован на использование учебника Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. - М. : Дрофа, 2010. _ 381,с: ил. Тема урока «Антропогенное влияние, или Человек и биосфера» изучается в курсе Общая биологии 11 класс. Урок является десятым в разделе «Экосистемы» и первым в теме «Биосфера Человек».
Урок «Антропогенное влияние, или Человек и биосфера» предполагает наряду с формированием образовательного пространства формирование собственно личностных (смысловых, ценностных, мировоззренческих) функций и свойств человека. Актуальность данного урока объясняется тем, что на нем создаются условия, формирующие мировоззренческую позицию обучающихся, формирующие личностные установки в необходимости экологосообразного поведения человека в современном мире.
На уроке реализуется гуманистический подход и применение личностно ориентированных педагогических технологий (технологии учебного диалога, вхождение в контекст личностных проблем с новой системой смыслов, рефлексии.) При этом фактический материал, изучаемый на уроке, прорабатывается на этапах актуализации, мотивации, усвоения и закрепления знаний. Кроме того, урок предполагает реализацию межпредметных связей и художественно – эмоциональное воздействие на ученика (музыка – биология, биология – история, билогия – физика, -химия).
На этапе мотивации используется прием художественно – эмоционального воздействия на личность ученика посредством музыкального произведения и видеоряда - репродукций картин художников в режиме слайд-шоу (Приложение 1). С помощью вопросов учителя, обучающиеся выходят на формулировку цели урока и составление плана урока. При этом реализуется стиль общения с учениками на уроке, основанный на вере в их силы. На этапе актуализации знаний обучающимся предлагается проанализировать таблицу (см. Приложение 2), в которой представлены факты, события и следствия антропогенного воздействия на биосферу в разные эпохи становления человеческого общества. При этом учащиеся включаются в такие виды учебной деятельности, как воспроизведение умения интерпретировать информацию, представленную в виде таблицы, умение объяснять и устанавливать причинно – следственные связи, умения делать выводы. Для создания наглядного образа изучаемого предмета (масштабов антропогенного влияния на биосферу) используется метод показа - демонстрация слайдов презентации, выполненной в программе Power Point (Приложение 5). На этапе усвоения знаний обучающиеся формулируют определения понятий антропоцентризм, биоцентризми и экоцентризм. Определяют системы ценностей характерные для данных типов мировоззрения. При этом отрабатываются следующие виды учебной деятельности: самостоятельная работа с справочной литературой, печатными источниками информации (философский словарь и интернет ресурсы (сайты Википедия и др.) (Приложение 3)
Урок построен на использовании активных методов обучения. Так, на этапе усвоения знаний используется прием проблемного изложения материала, когда перед обучающимися ставиться вопрос: От благ цивилизации человек не может отказаться, но как сделать последствия хозяйственной деятельности человека положительными, не вредными для природы и его самого? Назовем так же метод конкретных ситуаций, который предполагает овладение знаниями на основе поиска выхода из определенной, практически значимой для обучающихся учебно – познавательной ситуации. Так, на этапе закрепления знаний группе учащихся предлагается задание: используя Интернет ресурсы (см. Приложение 3) по теме интродукция видов в экосистемы и материал учебника «Экология: 9 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений» / Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин/-М.: Дрофа, 1995, -240с. (стр. 85) оцените практическую значимость принципа конкурентного исключения Гаузе.
В ходе урока используются приемы, активизирующие деятельность обучающихся: прием постановки цели, когда в ходе фронтальной беседы с учащимися формулируется цель урока; прием привлечения внимания осуществляется оригинальной подачей темы урока, использованием видео фрагмента и слайдов презентации; прием поддержания внимания – беседой, мини-заданиями; прием активизации познавательной деятельности через работу со справочной литературой, составление тезисов, вопросы на воспроизведение. На уроке используется прием развития самообразовательных навыков (составление плана урока, работа с дополнительными источниками информации); прием структурирования содержания – работа с опорной таблицей; составление плана урока. Используется прием подведения итогов, формулирования выводов и обобщения изученного материала. Из традиционных методов, применяемых на уроке назовем методы устного изложения учебного материала: объяснение понятий, методы обсуждения изучаемого материала: эвристическая беседа.
Использование данной методической разработки урока позволит наряду с освоением темы сформировать условия для определения, становления экоцентрического мировоззрения как личностно – значимого и социально – ценностного для ученика.
В результате урока обучающиеся смогут овладеть знаниями о масштабах воздействия человека на природу; умениями характеризовать степень антропогенного воздействия в разные эпохи, описывать масштабы этого влияния и оценивать различные мировоззренческие позиции; доказывать востребованность экоцентризма на современном этапе развития общества; определять и соотносить свою мировоззренческую позицию с уже существующими.


Урок по биологии для 11 класса «Человек и биосфера или Антропогенное влияние»

Цель урока: создать условия для формирования убежденности в необходимости экологосообразного поведения человека; личностных установок об абсолютной ценности жизни; ответственности человека перед человечеством в условиях экологического кризиса.
Задачи:
характеризовать степень влияния человека на природу в различные эпохи (палеолита, неолита и на современном этапе); оценивать последствия антропогенного воздействия на биосферу;
раскрывать глобальные взаимосвязи человека, общества и природы ( уметь выявлять типы мировоззрения человека; и определять связи между мировоззрением человека и последствиями его хозяйственной деятельности для окружающей среды);
Высказывать свои суждения по поводу содержания понятий «экологическое невежество», «экологическое сознание», «социальная и эколологическая нравственность»; выражать свое отношение к различным мировоззренческим позициям, системам ценностей (антропоцентризму, биоцентризму, экоцентризму).
Уметь толковать (определять) понятия «антопоцентризм», «биоцентризм», и «экоцентризм».
Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока: Урок исследование
Средства: ТСО – компьютер, проектор, экран; презентация к уроку, выполненная в программе Power Point; раздаточное пособие – таблица «Влияние человека на биосферу в различные эпохи» (каждому на парту); учебники «Экология: 9 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений» / Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин /-М.: Дрофа, 1995, -240с. и «Биология. Общие закономерности. 9 класс»/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин / М.: Дрофа, 2007; Философский словарь; Интернет ресурсы (сайты www.BioDat.ru, www.priroda.su). Презентация, выполненная заранее в программе Power Point одним из учеников «Экологические проблемы современности».
Ход урока:
1.Этап мотивации
Учитель: Здравствуйте ребята. Тему и цель сегодняшнего урока нам предстоит определить вместе. В этом нам поможет музыкальное произведение и видеоряд – картины известных художников; итак, слушаем и затем ответим на вопросы (См. Приложение 1)
Звучит музыкальное произведение «Я приглашаю Вас в леса» Ада Якушева, музыка в соавторстве с Т. Визбор
Учитель: «Какая общая тема объединяет данные произведения?»
Ученики: «Природа», «Гармония природы»
Учитель: А просматривается ли отношение человека к тому, что изображено в данных произведениях?
Как Вам кажется, какова тема нашего урока?
Ученики: Тема урока - отношения человека и природы.
Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока «Человек и биосфера, или Антропогенное влияние».(тема высвечивается на слайде презентации)
Как вам кажется, какую цель мы поставим, чтобы раскрыть тему?
Ученики: Мы перечислим, в чем проявляется влияние человека на биосферу!
Учитель: Да мы перечислим те проблемы, причиной которых стал антропогенный фактор. Но на сегодняшнем занятии мы заглянем в корень проблемы и ответим на вопрос:
«Почему деятельность человека приводит к таким последствиям?»
Что определяет деятельность человека, что движет его поступками?
Ученики: Мировоззрение!
Учитель : Цель: Не только познакомиться с типами мировоззрения человека, но и
определить связь между мировоззрением и влиянием человека на окружающую среду.
То есть мы должны ответить на вопрос:
Как тип мировоззрения определяет характер воздействия на окружающую среду?
Гипотеза такая: мировоззрение человека (система ценностей) и процесс ведения
хозяйственной деятельности в окружающей среде взаимосвязаны.
Попытаемся установить эту связь или опровергнуть гипотезу.



11.Этап изучения нового материала

Учитель: Вернемся к нашему вступлению к уроку: Как вам показалось, какое отношение к окружающей природе передается в данных произведениях?
Ученики: Бережное. Трепетное.
Учитель: Да, полотна крупнейших русских пейзажистов Шишкина, Куинджи, Левитана пропитаны бесконечной любовью к Родине. Авторы данных произведений призывают человека восхититься красотой природы, ее гармонией; научиться ценить ее. Такой подход к определению места человека в природе, такое мировоззрение называется – биоцентрическим. Данный термин частично вам знаком: первый корень – биос; и второй – ценрос. Его суть: жизнь – абсолютная ценность. Все живые существа равны, совершенны. И сохранение жизни – мерило цивилизации. Нравственный принцип пропагандирумый людьми с биоцентрическим мировоззрением - «Не навреди!».
Всегда ли человеку было присуще такое подчеркнуто бережное, трепетное отношение к природе?! Очевидно, нет. Иначе мы бы не стояли на пороге глобального экологического кризиса.
В чем он проявляется?
(Ученики дают ответы, а учитель слушает и по необходимости корректирует их.)
Учитель: Да, вы правы. И чтобы наиболее остро прочувствовать проявления экологического кризиса, я предлагаю просмотреть презентацию, подготовленную учеником (как опережающее задание) по теме «Экологические проблемы современности».
Обучающиеся просматривают презентацию и слушают комментарий к ней.
Учитель: Я дополню список экологических проблем:
Демонстрация слайдов 2-5. (См. Приложение 5)
Актуальна проблема сохранения биоразнообразия. Так, в 2010 году проходил саммит по проблеме сохранения численности тигров. На правительственном уровне шла речь о необходимости сохранения уникального генофонда этих животных для потомков.
Демонстрация слайда 6 (См. Приложение 5)
Экологический кризис – уничтожение человеком среды своего обитания.
История знает примеры, показывающие гибель цивилизаций из-за неправильного ведения хозяйственной деятельности.
Демонстрация слайда 7 (См. Приложение 5)
Мы затронули лишь некоторые экологические проблемы, которые привели к экологическому кризису. Когда же масштабы экологического кризиса приобрели глобальный характер? Какое отношение к природе породило вышеперечисленные экологические проблемы?
Чтобы ответить на данные вопросы обратимся к тексту учебника стр. 269. и заполним таблицу. Посмотрите, у каждого на парте есть заготовка таблицы «Влияние деятельности человека в различные эпохи». Исходя из содержания граф предложите их название. (Приложение 3)
Вопросы для беседы при работе с таблицей:
По мере развития человеческого общества меняются ли масштабы воздействия на природу? В эпоху палеолита как человек влиял на окружающую среду?
В эпоху неолита как?
А в какую эпоху масштабы воздействия приобрели глобальный характер?
Вывод: в современную эпоху антропогенный прессинг растет! Человек выступает как потребитель. Он всемогущ, всесилен, настроен на самообеспечение! Он представляет высшую ценность, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку может быть полезно человеку! Характер взаимоотношений с природой – правильно и разрешено то, что полезно человеку! Такой тип сознания – антропоцентрический!, базирующийся на представлениях о «человеческой исключительности».
Как видим, следствия человеческой деятельности при таком типе мировоззрения носят отрицательный характер. Ярким выражением антропоцентризма является лозунг провозглашенный крупнейшим русским селекционером, академиком РАН И.В. Мичуриным в 30-е годы прошлого столетия.
«Мы не должны ждать милостей от природы!
Взять их у нее – наша задача!»
Понятно, что антропоцентрическое мировоззрение может оказаться роковыми для человека и человек может лишиться места в биосфере.
Как сделать следствия человеческой деятельности положительными?
(Учитель слушает ответы учеников, обобщает их)
Учитель: Нужно поменять мировоззрение на экоцентрическое. Его показатели таковы:
-человек часть природы (отказ от иерархической картины мира);
-характер взаимоотношений человека и природы – правильно и разрешено то, что не нарушает экологическое равновесие;
-в основе экоцентризма – знания экологических закономерностей, законов; знания о
принципах функционирования биосферы;
-убежденность в необходимости приумножения растительных богатств ( как источника органики, энергии, кислорода)
- построение хозяйственной деятельности с учетом принципов организации биосферы - вот что необходимо современному человеку независимо от выбранной им профессии.
Итак, вернемся к теме урока: достигли ли мы цели? Да, мы выявили три типа мировоззрения и определили связь мировоззрения с последствиями от хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

111. Этап Закрепления знаний.
Учитель: Вы будете работать в группах по 4 человека: группе дается 1 задание, которое в течение 2-3 минут выполняете, при этом вы можете обмениваться информацией, помогать друг другу, использовать разные источники информации.
6 групп ( по 4 человека в каждой) получают по одному мини заданию, в течение 2-3 минут выполняют его, затем докладывают результаты (регламент выступления каждой группы – 1 минута).
Задание 1.Выберите эпиграф к уроку и обоснуйте свой выбор
«Как хорошо, когда благоденствие человека основано на законах разума».
Пифагор
«Власть человека над природой основана единственно на искусствах и науках, потому что природой можно повелевать, только повинуясь ее законам.
Ф. Бэкон.
«Мы не унаследовали землю от своих предков, мы взяли ее в долг у своих потомков!»
Задание 2. Какой тип сознания отражается в следующих цитатах знаменитостей:
«Не тот мудр, кто разумеет, а тот мудр, кто много добра творит!»
Из книги Пролога 17 века

«Нет более прямого пути к обнищанию народа, чем беспрерывная культура однолетних растений»
Ю. Либих

«Раз мы узнали законы природы, действующие независимо от нашей воли и нашего сознания – мы господа природы».
В.И.Ленин
Задание3. Используя сведения учебника «Экология: 9 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений» / Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин/-М.: Дрофа, 1995, -240с. (стр. 233) объясните понятия «социальная и экологическая нравственность».
Задание 4. Составьте синквейн по теме урока. (См. Приложение 4)
Задание 5. Используя философский словарь (с. 262) охарактеризуйте понятие «ноосфера», по следующему плану:1. Определение понятия. 2. Кем введено данное понятие? 3. С деятельностью какого биологического вида связано формирование ноосферы? 4.На чем должно быть основано взаимодействие человека и природы при переходе к ноосфере?(см. Приложение 4 )
Задание 6. используя Интернет ресурсы (см. Приложение 3) по теме интродукция видов в экосистемы и материал учебника «Экология: 9 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений» / Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин/-М.: Дрофа, 1995, -240с. (стр. 85) оцените практическую значимость принципа конкурентного исключения Гаузе.

4.Этап подведение итогов урока:
Учитель: Итак, еще раз вернемся к теме урока «Антропогенное влияние» Оно может быть разным, в зависимости от мировоззрения человека.
Какой тип мировоззрения должен быть сформирован у каждого человека и как этого достичь? Мы живем в век, когда воздействие на биосферу должно сочетаться с мудростью предвидения его результатов. Способность быть ответственным за все, что происходит на земле – главная особенность того, что мы называем цивилизацией!
Оценивание: Оценку вы получите по качеству выполненного домашнего задания
Дом. Задание:
1. Написать воззвание, речь, обращение учащимся по теме урока.
Творческого уровня задания:
2*.Основываясь на знаниях из курса истории, докажите справедливость слов Ю. Либиха: «Причина возникновения и падения наций лежит в одном и том же. Расхищение плодородия почвы обуславливает их гибель, поддержание этого плодородия их жизнь, богатство, могущество».
3*.Используя знания из курса физики, химии, биологии составьте список важнейших источников энергии, идущей на обеспечение основных нужд человека.




Описание современных приемов и методов образования
Прием художественно – эмоционального воздействия на личность ученика

Для целенаправленного создания атмосферы заинтересованности при изучении темы урока на этапе мотивации и актуализации знаний ученикам предлагается прослушать фрагмент музыкального произведения «Я приглашаю Вас в леса» Ада Якушева, музыка в соавторстве с Т.Визбор 1987г. и синхронно предлагается видеоряд репродукций картин знаменитых русских художников. Последующая вопросы учителя выводят обучающихся на формулировку цели урока, что способствует формированию как коммуникативно-диалоговых умений: умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; готовность слушать собеседника и вести диалог; так и формированию метапредметного умения организовывать свою учебную деятельность, в частности определять ее цели и задачи.
Таким образом обеспечивается высокий уровень детского целеполагания на уроке.
Я приглашаю вас в леса...
Я приглашаю вас в леса... Мы так давно там не бывали, Что вспоминается едва ли Их несравненная краса. Я приглашаю вас, пока Они уютны и зелены... Мы там коленопреклоненно Испьем воды из родника.
Я по тропе вас поведу - Она усталость нашу снимет, И станем снова молодыми Мы у нее на поводу. Под вечер сосны запоют, Над головой сомкнутся ветки, И нам покажется некрепким Наш крепкий городской уют.
И под костра знакомый звук Я приглашаю вас к поляне, Где бросим между тополями Мы скатерть прямо на траву. Здесь юность звонкая моя Живет, пронизанная солнцем. Здесь, может, мы и прикоснемся К великой тайне бытия.

Ада Якушева,
музыка в соавторстве с Т. Визбор; 1987

Учитель: «Какая общая тема объединяет данные произведения?»
Ученики : «Природа», «Гармония природы»
Учитель : А просматривается ли отношение человека к тому, что изображено в данных произведениях?
Как Вам кажется, какова тема нашего урока?
Ученики: тема урока - отношения человека и природы.
Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока «Человек и биосфера, или Антропогенное влияние» (тема высвечивается на слайде презентации)
Как вам кажется, какую цель мы поставим, чтобы раскрыть тему?
Ученики: мы перечислим, в чем проявляется влияние человека на биосферу!
Учитель: Да мы перечислим те проблемы, причиной которых стал антропогенный фактор. Но на сегодняшнем занятии мы заглянем в корень проблемы и ответим на вопрос:
«Почему деятельность человека приводит к таким последствиям?»
Что определяет деятельность человека, что движет его поступками?
Ученики: Мировоззрение!
Учитель : Цель - не только познакомиться с типами мировоззрения человека, но и
определить связь между мировоззрением и влиянием человека на окружающую среду.









Приложение 2.
Описание современных приемов работы с информацией
На этапе актуализации знаний обучающимся предлагается проанализировать таблицу, в которой представлены факты, события и следствия антропогенного воздействия на биосферу в разные эпохи становления человеческого общества. При этом учащиеся включаются в такие виды учебной деятельности, как воспроизведение умения интерпретировать информацию, представленную в виде таблицы, умение объяснять и устанавливать причинно – следственные связи, умения делать выводы.
Фрагмент урока
Учитель: Мы затронули лишь некоторые экологические проблемы, которые привели к экологическому кризису. Когда же масштабы экологического кризиса приобрели глобальный характер? Какое отношение к природе породило вышеперечисленные экологические проблемы?
Чтобы ответить на данные вопросы обратимся к тексту учебника стр. 269. и заполним таблицу «Влияние деятельности человека в различные эпохи».
Вопросы для беседы при работе с таблицей:
По мере развития человеческого общества меняются ли масштабы воздействия на природу? В эпоху палеолита как человек влиял на окружающую среду?
В эпоху неолита как?
А в какую эпоху масштабы воздействия приобрели глобальный характер?
Влияние человека на биосферу в различные эпохи
эпоха
Основная деятельность человека
Последствия для окружающей среды


Палеолит; 20-30 тысяч лет назад


основа жизни – собирательство, рыбная ловля


Охота: Изобретение лука, стрелы и копья.
Незначительно влияет на окружающую среду, как любой другой вид животных

Ускорился темп истребления крупных животных: благородного и северного оленей, шерстистого носорога, мамонта и др.

10 тыс. лет назад (неолит)
.
-Зарождение сельского хозяйства (скотоводства и земледелия); Человек – производитель продовольствия. Осуществляется распашка территорий под с/ угодья.
-Зарождается производство керамики
-Рост городов; вовлекаются новые природные ресурсы.
-Зарождение металлургии!
1.Вспышка народонаселения (3 млн. человек). 2.Уменьшение площади плодородных земель. (Перевыпас скота, подсечно – огневая система земледелия ведет к эрозии почв.) Дикая природа отступает перед натиском мотыги и плуга.
3.Уменьшение ресурсов ПИ

Последние 200 лет
(Современность)
Научно – технический прогресс (200 лет): Масса источников энергии;
Масса сырьевых источников;
Незамкнутые циклы производства

1.Вспышка народонаселения 2.Сокращение площади естественных биоценозов
(антропогенные ландшафты, опустынивание). 3.Уменьшение биоразнообразия.
4.Загрязнение биосферы
5.Разрушение естественных биоценозов (проекты поворота рек вспять; осушка торфяников)
6.Глобальный экокризис!
«Все больше окружающей среды, все меньше окружающей природы!»
Р. Рождественский

Вывод: в современную эпоху антропогенный прессинг растет! Человек выступает как потребитель. Он всемогущ, всесилен, настроен на самообеспечение! Он представляет высшую ценность, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку может быть полезно человеку! Характер взаимоотношений с природой – правильно и разрешено то, что полезно человеку! Такой тип сознания – антропоцентрический!, базирующийся на представлениях о «человеческой исключительности».






Приложение3.
Описание организации творческой деятельности обучающихся
На этапе закрепления знаний обучающимся предлагаются задания, организующие деятельность мышления и воображения учащихся на творческом уровне. Выполнение данных заданий позволяет добиваться понимания темы не только на описательном, сравнительном, но и на обобщающем, оценочном уровнях.
Задание 4. Составьте синквейн по теме урока, используя данную инструкцию.
СИНКВЕЙН - это пятистрочный стих. Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Он обогащает словарный запас;  подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу).
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное. 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке. 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Авторские работы обучающихся

Антропоцентризм.
Губительный, опасный.
Изъять, уничтожить, подчинить.
Антропоцентрическое мировоззрение приведет к гибели планеты.
Самоуничтожение.

Мировоззрение
Антропоцентрическое. Экоцентрическое.
Истребить. Восхищаться. Изучить.
От мировоззрения человека зависит будущее человечества.
Сознание.

Шулепин Е. 11 класс

Поцелуйко А., 11 класс

Дом. Задание: 1. Написать воззвание, речь, обращение учащимся по теме урока.
Отрывки из творческих работ обучающихся
«Земля - колыбель человечества. Это наш родной дом. Мы здесь живём. Границы делят территорию, но не Землю как планету. Землю разделить нельзя. Птицы, рыбы, звери и насекомые двигаются на планете, не спрашивая разрешения, поэтому люди должны объединиться в деле наведения чистоты своего общего жилища.»
Полякова М. 11 класс
«Человек всё больше и больше загрязняет свою голубую планету. Даже чистый воздух становится дефицитом во многих местах Выбрасывая в атмосферу огромные облака углекислого газа, люди готовят себе самое трудное испытаниеЕсли бы каждый ребёнок, бережно относился к каждому цветку, каждому дереву и следил бы за чистотой окружающей его родной природы, то через несколько лет, планета наша стала бы чистой и ухоженной и была бы очень благодарна нам за это.»
Сапунков А. 11 класс
«Конечно, глобальных проблем нам решить не под силу, но безучастными оставаться к ситуации нельзя. Поэтому мы, ученики старших классов принимаем участие в акциях, экологических мероприятиях: «Внимание: «Первоцвет!», «Чистый берег» и др. и призываем Вас, ребята, быть активными защитниками природы!»
Жарких А. 11 класс









Приложение 4.

Описание современных приемов образования
На этапе усвоения знаний группе наиболее подготовленных учеников даются задания, предполагающие самостоятельный поиск информации из дополнительных источников. Выполнение данных заданий позволяет не только формировать самообразовательные навыки, активизировать познавательную деятельность обучающихся, но и обеспечивает реализацию дифференцированного подхода и повышает эффективность учебно – образовательного процесса за счет организации взаимообучения обучающихся.
Инструктивная карточка
Задание 5. Используя философский словарь (с. 262) охарактеризуйте понятие «ноосфера», по следующему плану:
1. Определение понятия.
2. Кем введено данное понятие?
3. С деятельностью какого биологического вида связано формирование ноосферы?
4. На чем должно быть основано взаимодействие человека и природы при переходе к ноосфере?
5. Какое отношение к природе является разумным? (Для ответа используйте цитату из работы В.И.Вернадского, приведенную в инструктивной карточке.)
Сведения из словаря: ноосфера – сфера разума, новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становиться решающим фактором ее развития; качественно новая форма организованности, возникающая при взаимодействии природы и общества. Термин ноосфера предложен в 1927 г. французским математиком и философом Э.Леруа. Noos– древнегреческое название человеческого разума. Ноосфера – сфера разума.
(Философский словарь. – М.,1986. – С.324)

«Геологически мы переживаем сейчас выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и ее облик и ее строение ноосферы. Конечно, само по себе появление разума в голове человека еще не означает разумность и общественно полезную значимость его действий. Ноосфера это новый этап в истории биосферы, когда определяющая роль ее развития перейдет от стихийного течения природных процессов и антропогенного воздействия на природу к гармоничному развитию природы и общества. Развитие человека и биосферы пойдет в неразрывной связи, по единственно правильному пути коэволюции общества и биосферы, на котором не будет ни победителей, ни господства одной из сторон.»
В. И. Вернадский
Фрагменты ответов учеников

«Ноосфера – сфера разума. С появлением Homo sapiens возможно появление ноосферы, при условии что человек будет изучать законы функционирования природы и бережно относиться к ней.»
Ануфриенко А.,11 класс

«Разумное отношение к природе - бережное отношение к ее ресурсам. К природе нельзя относиться потребительски, это не в интересах мыслящего человека!»
Ломакина Л., 11 класс










Приложение 5
Описание современных результативных приемов использования информационных технологий
Для создания наглядного образа изучаемого предмета (масштабов антропогенного влияния на биосферу) используется метод показа - демонстрация слайдов презентации, выполненной в программе Power Point. Включение видеофрагментов в слайды презентации обеспечивает хорошее восприятие учебного материала. Использование ТСО на уроке позволяет не только интегрировать, систематизировать знания обучающихся, но и связать изучаемую тему урока с современностью. При этом научность предоставленной видеоинформации сочетается с доступностью изложения материала.



Фрагмент урока:
Учитель: Я дополню список экологических проблем:
Демонстрация слайдов 2-5. (См. Приложение 5)
Актуальна проблема сохранения биоразнообразия. Так, в 2010 году проходил саммит по проблеме сохранения численности тигров. На правительственном уровне шла речь о необходимости сохранения уникального генофонда этих животных для потомков.
Демонстрация слайда 6 (См. Приложение 5)
Экологический кризис – уничтожение человеком среды своего обитания.
История знает примеры, показывающие гибель цивилизаций из-за неправильного ведения хозяйственной деятельности.
Демонстрация слайда 7 (См. Приложение 5)
Мы затронули лишь некоторые экологические проблемы, которые привели к экологическому кризису. Когда же масштабы экологического кризиса приобрели глобальный характер? Какое отношение к природе породило вышеперечисленные экологические проблемы?

























13PAGE 15


13PAGE 141015




15