Конспект урока по русскому языку на тему Слова с удвоенной буквой согласного пришедшие к нас из других языков
Тема: Слова с удвоенной буквой согласного пришедшие к нам из других языков.
Цель урока: познакомить с образованием слов с удвоенной буквой согласного пришедших из других языков
Задачи:
формирование умения у младших школьников точно употреблять и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков;
развитие орфографической зоркости, речи и любознательности учащихся к уроку русского языка;
совершенствование умения слушать и слышать, работая в парах; воспитание чувства коллективизма.
Ход урока:
1 Организация класса к уроку( 1 мин)
- Сегодня у нас урок необычный, праздничный и деловой. У нас в классе гости. Повернитесь, поздоровайтесь. Тихо сели.
Проверка готовности к уроку.
- Ребята, каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка? Выберите нужные слова.
Запись на доске:
Урок:
интересный скучный
познавательный неинтересный
плодотворный бесполезный
развивающий
- Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?
Запись на доске:
Ученики:
Активные болтливые
Думающие невнимательные
ленивые
внимательные
аккуратные
дружные
- Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть. А уровень своих знаний вы отметите в оценочном листе. (ПОКАЗАТЬ)
II. Актуализация знаний учащихся.
1.Чистописание
- Начнем мы, как обычно с минутки чистописания. Работу будем выполнять в парах
-Придумайте росчерк с буквосочетаниями, которые у вас на столе. (сс, лл, пп, кк)
- Какое сочетание букв будет лишнее и почему (лл-они обозначают звонкие согласные, а остальные глухие согласные; лл-нижнее соединение)
- Как вы думаете, почему на чистописание мы взяли эти буквосочетания?
2) Работа в группах
- В наш класс пришла необычная поздравительная открытка, в ней пропущены некоторые слова и вам необходимо ее отредактировать, то есть, вставить недостающие слова, вспомнив их написание. Работать будете в группах
… наши мамы. Этим… утром говорим Вам самые нежные слова любви. Сколько …. ночей Вы провели у наших кроваток! За теплоту и ласку мы… благодарны Вам.
Слова для справки
(Драгоце (н\нн) ые, ра (н\нн) им, бе (с\сс) о (н\нн) ых, искре (н\нн) е)
-Прочитайте текст открытки вслух.
- Ребята, что общего в написании этих слов? Объясните написание удвоенной буквы.
- Назовите еще приставки последняя буква, в которых зависит от первой буквы корня слова? (рас-, с)
- Это русские приставки.
Словарная работа.
(Слова на цветном фоне прикреплены по всему классу)
- Рассмотрите слова на карточках. Вспомните их написание. Запишите правильно
(Аккуратный, аппликация, аппарат, аппетит, ассистент)
Проверка. Ученик записывает фломастером нужную букву.
-Что объединяет эти слова? Как они образовались?
-Как вы думаете, почему к нам из других языков приходят слова?
-Попробуйте сформулировать тему урока. Определите, что мы должны сегодня узнать и чему научиться, используя слова помощники
Слова помощники на доске.
УЗНАТЬ О … ВЫЯСНИТЬ… УПРАЖНЯТЬСЯ…
-Где можно найти ответ на проблемный вопрос? (с.118)
- Лиза прочитай первый абзац.
- Какие слова записаны на плакате летучей мыши?
- Выскажите свои предположения, как пишутся эти слова.
- Как проверить наши предположения? Что нам поможет? Что должны узнать об этих словах?
-В словаре происхождения слов найдем значение первого слова.
- Выскажете предположение: какая была латинская приставка в этом слове?
-Как и почему она изменилась? Какой в этом слове был латинский корень?
- Посмотрите объяснения на с. 119.
- Почему же слово аннотация пишется с удвоенной буквой согласного?
-Спишите это слово, вставляя пропущенную букву зеленой пастой
ФизминуткаНачинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И еще раз повторили.
Приседаем мы по счету:
Раз, два, три, четыре, пять.
Это нужная работа —
Мышцы ног тренировать.
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами.
Раз — рывок и два рывок.
Продолжаем наш урок.
- А знакомо ли вам слово аллитерация?
-Давайте прочитаем стихотворение на с.120.
- Какие звуки повторяются?
- Какое впечатление создает этот повтор?
- Такой прием называется звукопись.
- А звукопись, основанная на повторе согласных звуков, называется аллитерацией.
- Прочитайте правило на с.121.
- Что такое аллитерация?
-Какие еще латинские слова переводятся как «буква»? Посмотрите на подсказку.
- Запишите слово.
-Рассмотрим ещё одно латинское слово - аббревиатура.
-Прочитайте комментарий учебника, как образовалось это слово и что оно обозначает на с.121
- Выполним упр. 60 на с.57 в тетради на печатной основе.
- Какие аббревиатуры образовались из первых частей слов?
- Из первых букв слов?
- Аббревиатуры тоже имеют особенности в произношении. Одни произносятся по названиям составляющих их букв: МГУ, МЧС, ДТП, РФ; в других – произносятся звуки, которые обозначены данными буквами: ГУМ, ЦУМ, США,
- Существуют словари аббревиатур, с некоторыми вы можете познакомиться на сайте: www.sokr.ru . (Слайд_)
Рефлексия.
- С какими словами мы познакомились?
- Как образованы эти слова?
- Что объединяет слова с удвоенной буквой согласного? (Латинская приставка АД-)
- В чем ее особенность? (Выбор буквы приставки зависит от ЗВУКА, с которого начинается корень слова.)
- А приставка в них выделяется? (Поскольку эти латинские слова стали русскими, то приставка в них не выделяется)
- Отразите свои успехи в листе самооценки. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, нарисуйте зеленый кружок. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше - желтый кружок. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то - красный.
Закрепление Работа в парах
Проверочная работа.
1.Прочитайте текст. Исправьте ошибки.
Не в каждой книги есть аллитерация. Но если есть – обязательно
ее прочитайте. Алитерация поможет вам узнать, о чем расказываит книга,
каторую вы собираетесь читать.
Расширяя представления о поэтическом творчестве, мы знакомились
с ретким, но очень ценным приемом – анотацией. Этот прием остовляет звуковое впечатление от стихотворения.
Проверка.
- Где слова употреблены в несвойственных значениях?
- Кто нашел орфографические ошибки?
Итог урока.
-Я хочу поблагодарить вас за урок, но вы сами узнаете как, отгадав ещё одно слово с удвоенной согласной
Рукоплескания в знак одобрения или приветствия (аплодисменты) .6. Домашнее задание
Тетрадь для самостоятельных работ стр. 58, упражнение 61.
Найти стихотворение, в котором автор использует аллитерацию
№ п/п Вопросы Самоконтроль Оценка учителя
1 Знаю, что значит удвоенная согласная в слове
2 Знаю, как образовались слова с удвоенной согласной пришедших из других слов
3 Умею писывать слова с удвоенной согласной
4 В группе помогал подбирать нужные слова в предложении
5 Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы
№ п/п Вопросы Самоконтроль Оценка учителя
1 Знаю, что значит удвоенная согласная в слове
2 Знаю, как образовались слова с удвоенной согласной пришедших из других слов
3 Умею писывать слова с удвоенной согласной
4 В группе помогал подбирать нужные слова в предложении
5 Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы
№ п/п Вопросы Самоконтроль Оценка учителя
1 Знаю, что значит удвоенная согласная в слове
2 Знаю, как образовались слова с удвоенной согласной пришедших из других слов
3 Умею писывать слова с удвоенной согласной
4 В группе помогал подбирать нужные слова в предложении
5 Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы
№ п/п Вопросы Самоконтроль Оценка учителя
1 Знаю, что значит удвоенная согласная в слове
2 Знаю, как образовались слова с удвоенной согласной пришедших из других слов
3 Умею писывать слова с удвоенной согласной
4 В группе помогал подбирать нужные слова в предложении
5 Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы