Методическое пособие по Ритмике для отделения раннего эстетического развития ДМШ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАНГЕПАСА
МОУ ДОД МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА
Преподаватель ДМШ
Е.А.Боброва.
г.Лангепас
2005г.
Боброва Е.А.
Ритмика на подготовительном отделении ДМШ (для детей 5-6 лет).
Предлагаемая работа представляет собой методическое пособие по ритмике и адресована преподавателям ДМШ, ДШИ, а так же музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений. Для преподавания данного предмета она может явиться сводом разнообразных видов деятельности, представленных в виде примеров с методическими рекомендациями, и распределенных в четкие временные рамки первого года обучения – по четвертям.
Оглавление
Введение______________________________________________с.4
Программные требования - 1 четверть_____________________с.6
Программные требования - 2 четверть_____________________с.16
Программные требования - 3 четверть_____________________с.26
Программные требования – 4 четверть_____________________с.31
Список литературы_____________________________________с.33
Введение.
Ритмика занимает одно из основных мест в цикле музыкально-теоретических дисциплин. Она тесно связана с курсами сольфеджио и слушания музыки. Нельзя пройти и мимо взаимодействия со специальностью в решении задач выразительности исполнения, развития чувства метроритма и ансамбля.
Занимаясь ритмикой с детьми пятилетнего возраста, преподавателю постоянно приходится сталкиваться с проблемой отсутствия систематического материала, рассчитанного на малышей. Существующие методические пособия предназначены для учащихся подготовительного класса, начиная с шести лет. Это затрудняет подготовку к урокам, и приводит к большим затратам времени педагога.
Данная работа является методическим пособием для преподавателей ритмики и сольфеджио в ДМШ, ДШИ, а так же для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений.
Пособие составлено на основе программы по ритмике Г. Франио, Н Гончаровой, дополнениями из материалов семинаров Е.Юматовой, Т. Боровик, работ Э. Сафаровой и собственной практики.
Учебный материал изложен в соответствии деления по четвертям. Внутри каждого из четырех разделов произведения группируются в соответствии со специфическими формами работы, используемыми в курсе ритмики. Занятия проводятся по определенному, логически выстроенному плану. Урок начинается с разминки, цель которой – активизация слухового и мышечного аппарата. Сюда относятся разделы «Марш», «Бег», «Развивающие упражнения».
Центральная часть занятия посвящена изучению музыкального ритма. Ее открывает «Речевая ритмика», служащая своеобразным вступлением к разделу «Метроритм», несущему основную смысловую нагрузку.
Заключительная часть урока – момент психологической разрядки. Он включает в себя разучивание музыкальных игр и игр на развитие мелкой моторики, пластических импровизаций.
Преподавание ритмики требует от учителя разносторонней подготовки – музыкального образования, специальных знаний в области педагогики, психологии, физического воспитания. Необходимо так же учитывать, что малыши в значительной мере отражают нашу собственную манеру вести себя, говорить, двигаться. Эта «зеркальность» требует от педагогов постоянной подтянутости, внимательного отношения к своей внешности, манере говорить и двигаться. А на занятиях по ритмике – правильного, отчетливого, красивого показа движений.
I четверть.
Программные требования
Совершенствование движений
Ходьба. В сопровождении используются марши без вступления.
Бег. В колонне по одному и врассыпную, мелким и широким шагом.
Прыжки. На две ноги на месте и с продвижением вперед.
Построение. В шеренгу, круг. Перестроение из шеренги врассыпную и снова в шеренгу.
Общеразвивающие упражнения Для рук, ног, спины, брюшного пресса.
Речевая ритмика
Ощущение пульсации и временной протяженности доли-четверти. Дифференциация четвертей и восьмых в разных образах.
Метроритм
Интуитивное восприятие на слух длительностей и пульсации. Сочетание восьмых и четвертных длительностей. Прохлопывание, пропевание и прохождение ритмических рисунков. «Запись» длительностей ручными знаками.
Игры, импровизация
Упражнения с использованием целостных, крупных движений рук, ног, спины с чувством всего тела. Пальчиковые игры.
Описание
Приветствие
№1. В.А. Моцарт. Пьеса.
Партия девочек:
1 такт – шаг правой ногой в сторону, 2 такт – книксен, 3 такт – шаг левой ногой в сторону, 4 такт – книксен.
Партия мальчиков:
5 такт – шаг п.н. в сторону, 6 такт – приставка л.н. и поклон головы. 7 такт – шаг л.н. в сторону, 8 такт – приставка п.н. и поклон головы.
Марш
№2 Е.Юцкевич. Марш.
№3 В.Агафонников. Марш.
Слушая музыку, дети отмечают её энергичный, радостный характер и «находят» название пьесы. Педагог предлагает промаршировать, кто как умеет. Подобное упражнение позволяет уже на первом уроке оценить степень двигательного развития учащихся, выявить проблемы.
Бег
№4 Н.Ладухин. Маленькая пьеса.
Преподаватель рассказывает историю об Охотнике и его Собачке, просит детей прошагать под музыку «как Охотник», затем пробежать «как Собачка». Данное упражнение важно не только активизацией двигательного аппарата, но и дробление основной метрической единицы ( вместо марша).
Построение
№5 Д.Христов. Золотые капельки.
Развивающие упражнения
Н.Мясникова. «Согревалка» (для самых маленьких)
Мы ногами топ-топ-топ, Пяточками топ-топ-топ,
А руками хлоп-хлоп-хлоп, По коленкам шлёп-шлёп-шлёп.
Головою круть-круть-круть, Мы конфетку ам-ам-ам
Постучали в грудь-грудь. И погладим по бокам,
А потом животики,
Улыбнулись ротики.
Г.Лагздынь. Знает наша речка.
Как промолвит речка Ладошки лодочкой поднести ко рту.
Волшебное словечко.
Позабыв о драке Стучат кулачком о кулачок.
Засыпают раки. Ладошки вместе под щекой.
Спят лягушки сладко
Под корягой гладкой. Кулачки спрятать под мышки.
А у берега в тиши Вытянутые вверх руки имитируют покачивание камышей.
Тихо дремлют камыши.
Знает наша речка Как сначала.
Волшебное словечко.
«Сенечкино семечко»
В этом упражнении присутствует важный элемент «вырастания» - выпрямления всего тела.
Из кармана Сенечки Руки хлопают по воображаемым карманам.
Выпрыгнуло
Семечко. Первый и второй пальцы касаются друг друга.
В землю рыхлую упало – Присесть.
Там до тёмных дней проспало, Ладошки сложить под щекой, глаза закрыть.
Только семечко проснулось- Открыть глаза, поднять голову.
Сразу к солнцу потянулось. Постепенно встаем, выпрямляем корпус, руки тянутся
Стебель над землей высок, вверх, кончики пальцев напряжены.
Сверху вниз глядит цветок: Руки опустить.
- здравствуй, Сеня-Сенечка! Киваем головой.
Хочешь вкусных семечек?
№6 П.И.Чайковский. Марш деревянных солдатиков.
Упражнение «Крепкие руки».
Можно исполнять с флажками.
1 часть:
1такт - вывести руки вперед, 2 такт - поднять вверх,
3 такт - развести в стороны, 4 такт - опустить вниз,5-8 такт исполняются аналогично. 9 такт- взмах п.р. в сторону, 10 такт- опустить. 11 такт- взмах л.р. в сторону, 12 – опустить. 13-15 такты- аналогично. 16 такт- согнуть руки в локтях, свести их перед грудью.
Середина:
17-20 такты - двойные рывки руками ( 2 раза согнутыми, 2 раза раскрытыми). 21-24- рывки руками вверх- вниз («морская азбука»).
Далее все повторить.
Реприза:
Повтор движений первой части. На последний такт руки опустить вниз.
№7 П.И.Чайковский. Полька.
Основная метрическая единица – четверть.
1 часть:
1-2 такт - хлопки, 3-4 такт - полуприседы с поворотами вправо и влево. Руки на поясе.5-8 такты – аналогично.
Середина:
9-10 такт - прыжки «ноги вместе». 11-12 такт - «вперед-назад». 13-16 – аналогично. 17-18 такты – «вперед-назад».19-22 такты - руки на пояс, пружинки на носках.
Реприза:
Повтор движений первой части.
№8 П.И.Чайковский. Старинная французская песенка.
Упражнение «Мягкие руки».
Доля – такт.
Такты 1-16 – мягкие движения рук вперед-вверх- в стороны- вниз. Кисти мягкие, «поющие», руки плавно перетекают из одной позиции в другую.
17-24такты – поочерёдное качание пр.и л.р.Реприза – аналогично первой части.
№9 В.Волков. Напевая песенку.
Упражнение «Точки».
Это простое упражнение, помогающее детям научиться правильно ставить ноги при ходьбе.
Исходное положение – пятки вместе, носки нешироко развернуты, руки на поясе.
1-2 такты – вывести вперед правую ногу, держа носок в сторону; вытянув ногу в ступне и выпрямив в колене «ставить точки» впереди себя, прикасаясь к полу кончиком носка в ритме
2-4 такты – повторить движение; заканчивая, приставить п.н. к л.н. 5-8 такты – те же движения л.н.
Речевая ритмика
Начинать следует со знакомых детских стихов, прибауток, потешек («Петушок», «Солнышко» и др.)
«Петушок»
Петушок, Петушок,
Золотой гребешок
Учитель предлагает детям проговорить стихотворение и одновременно прохлопать ритм (термин «ритм» и названия длительностей пока не употребляются).
Следующее задание – пошагать на месте. Определенную трудность вызовет исполнение четверти в конце слов; здесь важно обратить внимание на то, что ногу нужно приставить и послушать длинный слог («ножки стоят рядом, отдыхают, ушки слушают»).
«По дорожке»
По дорожке вдоль пруда
Мы гуляем иногда.
Но подальше от воды,
Чтобы не было беды.
.Детям предлагается история о Папе, гуляющим с маленьким Сыном. Затем дети прохлопывают шаги Папы (четверти) и его Сына (восьмые). Выполнив следующий этап задания (шагаем на месте восьмыми «как Сынок»;четвертными- «как Папа»), приступаем к исполнению ритмического рисунка в движении. При исполнении четвертных длительностей важно обратить внимание на долгий («ритмичный») шаг: задерживаем ногу за спиной на носке, не приставляя к опорной ноге.
«Дядя Стёпа»
Дядя Стёпа длинноногий по дороге зашагал,
Мальчик-с-пальчик вслед за Дядей по дорожке побежал.
Дядя Стёпа оглянулся, но ни слова не сказал,
Мальчик-с-пальчик усмехнулся, Дядю Стёпу он догнал.
Эти примеры полезны как первый этап подготовки к ритмическому двухголосию.
Метроритм
№10 Д.Васильев-Буглай. Осенняя песенка.
После разговора о характере музыки разучивается мелодия со словами:
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Дети поют, хлопая ритм в ладоши; определяют, что в мелодии есть длинные (четверти) и короткие звуки (восьмые).
Учитель предлагает короткие звуки «записывать» хлопками, а длинные условными жестами (ребром ладони вниз).
Следующий этап – исполнение ритмического рисунка шагами на месте и в движении.
Игры, импровизация
Пальчиковые игры:
«Дружные пальчики». Русский фольклор.
Упражнение на знакомство с названиями пальцев. Небольшой, легкий массаж пальчиков даёт возможность хорошо почувствовать и послушать каждый пальчик.
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит,
Ни за что его не сбросит.
Ну а этот средний – длинный,
Он как раз посередине.
Этот указательный
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
«Замок» (автор игры неизвестен).
На двери висит замок Пальцы сцепить в замок.
Кто открыть его бы смог? Потянуть ладошки не разжимая пальцев.
Потянули,
Покрутили, Круговые движения суставом запястья.
Постучали Основания ладоней стучат друг о друга.
И открыли! Разъединили пальцы.
«Апельсин» (автор игры неизвестен).
Мы делили апельсин. Пальцы сжать в кулачок.
Много нас, а он один. Показать все пальцы, затем указательный.
Эта долька для ежа, Отогнуть большой палец,
Эта долька для чижа, указательный,
Эта долька для утят, средний,
Эта долька для котят, безымянный,
Эта долька для бобра, мизинец.
А для волка – кожура! Пальцы расслаблены, свободная рука поглаживает «кожуру»
Он сердит на нас – беда! Руки изображают челюсти волка.
Разбегайтесь кто куда! Хлопок в ладоши.
«Зоопарк»
В игре «Зоопарк» дети учатся в звуках музыки узнавать портреты знакомых зверей и движениями изображать их повадки.
№11 Э.Беттольф. Прогулка.
Дети слушают музыку, учитель сообщает её название и предлагает идти под неё спокойным шагом, прогуливаясь. В первый раз не надо настаивать на точности линии круга, на правильности интервалов между детьми, чтобы не отвлекать внимание от музыки. Обычно некоторые дети без указания педагога начинают отмечать в своём движении «остановки» - окончания музыкальных фраз. Учитель предлагает всем идти так же, останавливаться «вместе с музыкой»: оставляя свободную ногу за спиной, не приставляя к опорной.
№12 М.Мильман. Лиса.
Легкий бег на носочках мягкими осторожными шажками, в конце фраз остановка и кокетливые поглаживание хвоста, как бы любуясь собой.
№13 М.Красев. Галоп.
Дети узнают персонаж - Цирковую лошадку.
1-4 такты – бегут, высоко поднимая согнутые в коленях ноги. 5-8 такты – постукивают об пол одной ногой – «бьют копытом». 9-12 такты – повторяют движения 1-4 тактов. 13-14 такты – как 5-8. 15-16 такты – как 1-4. 17-18 такты – как 5-8. 19-20 такты - делают два шага вперед и четко останавливаются
№14 Г.Галынин. Зайчик.
1-2 такты – прыгают, сложив руки перед грудью «как у зайчиков». 3-4 такты - «греют ушки». 5-8 такты – так же как 1-4.
9-16 такты - зайцы стучат лапками о пенёк, повторяя ритмический рисунок музыки. 17-24 – как 1-8.
№15 Н.Римский-Корсаков. Во саду ли, в огороде. «Белочка».
1-4 такт – прыжки на двух ногах «с веточки на веточку». 5-8 такт – Белочка грызет орешки.
№16 З.Левина. Слонёнок.
«Слоны» идут друг за другом, слегка пригнувшись и наклонив голову. Каждый хоботом держится за хвост идущего впереди (хвост и хобот дети изображают руками, протянутыми вперед и назад.
Слоны начинают шагать с правой ноги, исполняя ритмический рисунок –
«Медведь и дети».
№17 Г.Галынин. Медведь.
№18 М.Красев. Веселый человек.
Дети изображают прогулку в лесу (№18), собирают ягоды, грибы, веселятся. С появлением медведя они останавливаются, и стараются не шевелиться. Медведь (№17) ритмичным шагом (метрическая доля – четверть) ходит между детьми. Можно использовать текст:
Кто в лесу гулял? Кто мне спать мешал?
Кто шумел в моем бору?
Шевельнешься – заберу!
И выбирает на роль медведя одного из детей. (Сначала роль медведя исполняет преподаватель).
2 четверть
Программные требования
Совершенствование движений
Ходьба с высоким поднятием колена и натяжением носка. В сопровождении используются марши со вступлением и без него.
Бег – на полупальцах мелким и широким шагом.
Построение
В круг, полукруг.
Речевая ритмика
Работа над ритмическим двухголосием, ритмодекламация.
Метроритм
Закрепление материала 1 четверти. Понятие – длительность, осознанное восприятие восьмых, четвертей, половинных.
Понятия: сильная доля, фраза. Ощущение двух- и трёх - дольности. Запись жестами ритмического диктанта, исполнение ритмических рисунков в движении.
Игры
Пальчиковые: «Семья», «Краб», «Домик». Игры на крупные движения: «Мишка», «Тень-тень». Музыкальные игры: «Мышеловка», «Мячики», «Люди работают».
Повторение выученных ранее.
Описание
Совершенствование движений
№19 М.Робер. Марш.
В основе марша лежит динамический контраст f и p. Отсюда различия в исполнении I и II частей.
I часть – активная ходьба.
II часть – осторожный шаг на полупальцах.
№20 Л.Шульгин. Марш.
На примере этого марша дети знакомятся с понятием - вступление.
№21 Д.Кабалевский. Вариации.
Бег на полупальцах коротким шагом, а так же широким шагом «через лужицы».
№22 С.Слонимский. Маленькое рондо.
Перестроение из шеренги в круг, полукруг.
Развивающие упражнения на музыку А.Гречанинова
№23 Мазурка.
Упражнение «Мягкие руки».
Исходное положение – основная стойка.1 часть. Такт 1 – поднять вперед свободные, мягкие руки.2 такт – развести руки в стороны. 3-4 такт – медленно и мягко опустить руки вниз. 5-8 такт – аналогично 1-4.
2 часть. 1-2 такт – поднять руки вверх, поднимаясь на носки. При подъёме рук следить за ними глазами. 3-4 такт – опустить руки через стороны вниз, опускаясь постепенно на всю ступню (можно привести сравнение: Руки – это крылья большой, красивой, нежной птицы). 5-8 такт – аналогично 1-4.
3 часть. Повторить движения первой части.
№24 Скучный рассказ.
Упражнение «Крепкие руки».
Исходное положение – основная стойка.
1 часть. 1-2 такт – энергично развести крепкие, прямые руки в стороны, сделать два рывка руками назад и, согнув руки в локтях, свести кисти перед грудью. 3-4 такт – три рывка локтями в сторону. Развести руки в стороны. 5-8 такт – повторить движение 1-4 тактов, но вместо последнего рывка развести руки в стороны и уронить их вниз, наклонившись при этом вперед; кисти рук скрещиваются.
2 часть. 1-4 такт – восемь раз энергично качнуть руки в стороны, к себе, в стороны, к себе и т.д. 5-8 такт – выпрямившись, повторить движения 5-8 такта 1 части, но заканчивая, не уронить руки, а спокойно и точно опустить их в исходное положение.
№25 Вальс.
Упражнение «Приседания и повороты».
Исходное положение – ступни ног параллельны, руки на поясе.
1 часть. 1-2 такт – держась очень прямо, слегка присесть, чуть сгибая колени; выпрямиться. Такты 3-4 – повторить движения. 5-8 такты – присесть поглубже, держа спину прямо и не отрывая пяток от земли; медленно выпрямиться. Такты 9-16 – повторить движения тактов 1-8.
2 часть. Такты 1-16 – повороты корпуса впра прямо, влево – прямо и т.д. Такты 17-20 - ждать начала вальса.
3 часть. Повторяются музыка и движения 1 части.
№26 Этюд.
Упражнение «Точки».
Исходное положение – руки на поясе, носки слегка разведены.
1 часть. 1-2 такт – на затакт вывести вперед выпрямленную в колене и подъёме правую ногу; на счет «раз» коснуться носком пола перед собой, точно ставя там «точку». Повторить движение. Еще раз приподнять ногу и три раза коснуться пола.
Такты 3-4 – повторить движения двух первых тактов, но вместо последней «точки» приставить правую ногу к левой.
На повторение музыки первой части те же движения выполняются с левой ноги.
2 часть. 1-2 такт – вывести прямую п.н. вправо, коснуться ею пола, приподнять ногу, снова коснуться пола, приподнять, сделать еще две «точки» и приставить п.н. к л.н. Такты 3-4 – вывести л.н. влево и повторить движения двух предыдущих тактов. Такты 5-6 – вывести п.н. вперед и повторить те же движения. Такты 7-8 – вывести л.н. вперед и повторить те же движения.
№27 В разлуке.
Упражнение «Наклоны».
Исходное положение – ноги на ширине плеч; выпрямленные руки вытянуты в стороны на высоту плеч.
1 часть. Такты 1-2 – не сгибая колен, наклониться и достать пальцами пол перед собой. Такты 3-4 – выпрямиться, разводя руки в стороны. Такты 5-6 – повторить движения первых двух тактов. Такты 7-8 - выпрямляясь, положить руки на пояс.
2 часть. Такты 1-2 – наклонить корпус вправо, вернуться в исходное положение. Такты 3-4 – наклониться влево, вернуться в исходное положение. Такты 5-6 – аналогично 1-2 тактам. Такты 7-8 – повторить движения тактов 3-4, раскрыть руки в стороны. Такты 9-12 – повторить движения тактов 5-8 первой части. Выпрямляясь, опустить руки и приставить л.н. к п.н.
Речевая ритмика
Повторение материала первой четверти.
«Дядя Стёпа» - работа над точностью исполнения остановок, ритмичного шага.
Новое: работа парами, по ролям (один ребенок – Дядя Стёпа, другой – Мальчик-с-пальчик).
«Поезд».
Здравствуй, поезд, как дела?
Мчусь я быстро, как стрела.
Поезд, поезд, ты куда?
Еду в села, города.
Поезд, поезд, что везешь?
Письма бревна, соль и рожь!
Ученики делятся на две группы: одна группа, озвучивая роль детей, задающих поезду вопросы, отмечает хлопками пульс, другая группа движется восьмыми («поезд стучит колесами»).
«Топ-топ».
1. Шел я с братом по дороге, 2. Топ, топ, топ, топ,
Так, что лишь мелькали ноги. -----------------------
Только как я ни старался – - ----------------------
Позади него остался. -----------------------
Учитель делит ребят на две группы. Первая исполняет ритмический рисунок стихотворения, вторая – пульс четвертными длительностями (одновременно с первой группой).
Последовательность работы: хлопки, шаги на месте, в движении.
Ритмодекламации
№28 Е.Боброва. Горох.
Освоив первый голос и фонематический текст (второй голос), можно приступать к работе над двухголосием.
Метроритм
№29 Ф.Лещинская. По грибы.На примере этой пьесы дети знакомятся с понятием – «фраза». (Проще и естественнее подойти к этому через речевую ритмику, отождествляя фразу с сообщением или мыслью
Например: Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.)
Прослушав музыку, определив ее характер, дети готовят «музыкальные кулачки».
Во время звучания музыки, услышав окончание фразы, поют слово «вот», отгибая палец на кулачке. Затем самостоятельно считают количество фраз (сколько пальцев – столько фраз).
Выяснив количество музыкальных мыслей, определяют ритмический рисунок каждой фразы и записывают ручными знаками.
После знакомства с названиями длительностей мелодия поется ритмослогами:
quic-quic (от англ. quickly (kwikli)- быстро),
slow (slowly (slouli)- медленно).
Следующий этап – исполнение ритмического рисунка на месте и в движении.
Здесь же вводятся понятия 2-дольности, сильной доли.
· При знакомстве с названиями длительностей очень уместно будет вспомнить упражнение «Охотник и собачка», причем предоставить детям возможность самостоятельно определить длительности шагов героев.
№30 лат.н.п. О чем ты, котик, думал.
№31 Г.Хакензак. Капризуля мальчик Марк.
№32 Л.Бетховен. Экосез.
На примере этой пьесы дети знакомятся с понятием «ритмическое остинато».
Игры
Т. Боровик Тень-тень.
Тень-тень, потетень, Хлопки в ладоши.
Выше города плетень.
Под плетнем мальчик, Руки на пояс, мизинцы в сторону.
Он обжог пальчик. Соприкасаются подушечки больших пальцев.
Побежал на базар- Движения рук как при беге.
Всему миру рассказал. Развести руки в стороны.
Оглянулся назад- Щелчки всеми пальцами по-очереди.
Три копеечки лежат!
Три копеечки поднял Присесть.
Молодичке их отдал. Встать, руки вытянуть перед собой.
Молодичка – молода Хлопки.
Калачей напекла,
Калачи горячи, Касательные движения ладоней.
За окошко их мечи!
Приехали торгачи, Стучать кулачок о кулачок.
Приехали торгачи-
Подобрали калачи! Присесть.
Ударили в доску Хлопок.
И поехали в Москву. Пощекотать соседа.
Искали гребенку, Пальцы одной руки вытянуты, напряжены. Резкие движения
Чесали Матренку. Пальцами свободной руки между «зубьев гребенки».
Приехал Захарка- Мягкое поглаживание ладоней.
Чеши, чеши гладко!
Он на скрипочке играет Кручение кистей.
И Матренку забавляет.
Тень-тень, потетень, Хлопки.
Выше города плетень!
Пальчиковые игры:
«Семья». Русский фольклор.
Упражнение на разгибательное движение пальцев без помощи пальцев другой руки.
Рука сжата в кулачок, пальчики поочередно, начиная с большого, показываются, но до конца не выпрямляются и слегка кланяются. На последней строчке кланяются вместе одновременно. Обратить внимание на то, чтобы пальцы не находились в напряженном состоянии.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!
С.Пушин. Краб.
Хряп, хряп, хряп, хряп, Одна рука изображает пальму, другая краба. (пальцы – ножки краба).
За кокосом лезет краб «Краб» движется вверх по «пальме».
Крах, крах, и эх! Первый, второй пальцы «кусают» первый палец «пальмы».
С пальмы вниз летит орех. Хлопки.
Хряп, хряп, хряп, хряп, «Краб» движется вниз.
На песок слезает краб.
Ах, ах, эх, эх, Опора на кончики пальцев, кисть покачивается на крышке стола.
Краб внизу,
А где орех?
М.Пинская. Домик.
Стоит в поле дом. Сложить ладошки вместе.
Это крыша, Постучать кончиками 2,3,4,5 пальцев.
Вот окошко, 1 и 2-е пальцы образуют окошко.
А в окошко смотрит гном, 5 палец выглядывает в окошко.
Выйдет гномик погулять, Все пальцы кроме 5-го – в кулачок.
Станет братцев подзывать, 5 палец кланяется.
Раз, два, три, четыре, пять, Все пальцы по очереди выпрямляются, начиная с пятого.
А последний, старший брат, Все пальцы в кулачок, кроме большого.
Нянчит маленьких ребят, Большой палец гладит подушечки остальных пальцв.
Строго он на них глядит, Касаться большим пальцем подушечек остальных по очереди.
И за ними он следит! Двойные касания.
Братцев вместе соберет, Пальцы вместе.
И скорее спать кладет. Пальцы в кулачок, большой сверху.
Никакой на свете зверь Вращаем кулачком.
Не откроет эту дверь.
№33 Й.Гайдн. Анданте
Игра «Мышеловка».
Дети делятся на две группы. Часть ребят образуют круг. Они стоят, взявшись за руки и подняв их вверх. «Мышеловка» открыта. Остальные - мыши.
С первыми звуками музыки мыши цепочкой начинают осторожно двигаться через центр круга, проходя между поднятыми руками «Мышеловки» (движение идет восьмыми). «Мышеловка» захлопывается в конце каждого предложения. Это сильная доля 8, 16, 24 тактов. Ребята резко опускают руки, и ловят тех, кто оказался в кругу. Затем эти дети становятся участниками мышеловки. Игра продолжается до тех пор, пока в мышеловку не попадут все мыши.
№34 обр.Э.Эрно. Люди работают.
Дети знакомятся с трехдольной пульсацией.
Передача мяча на сильную долю в трехдольном размере. Более сложное задание – удары мяча об пол на сильную долю.
№35 Л.Шитте. Этюд.
Игра «Мячики».
Игра построена на чередовании динамики f – p.
F – «большие мячики». Дети выполняют подскоки на обеих ногах на месте, руки на поясе.
P – «маленькие мячики» - пружинки на носках.
«Мишка» Русский фольклор.
Шел мишка к броду, - Ходьба на месте.
Бу-у-лтых в вводу! - На слог, помеченный крестиком сесть на корточки.
Уж он мок, мок, мок, - Руки как плети, двигаются назад и вперед.
Уж он кис, кис, кис. – Расслабленное туловище «падает» и лежит на ногах,
голова и руки полностью расслабляются,
Вымок, выкис, - Чуть-чуть пошевелиться в таком расслабленном
состоянии.
Вылез, - Поднять туловище,
Высох. – Выпрямить спинку, потрясти головой.
Стал на колоду- - Встать.
Бу-у-лтых в воду! - Игра начинается с начала.
Упражнение на сочетание расслабления и активации движения. Первый раз игра идет в медленном темпе, далее темп ускоряется.
3 четверть
Программные требования
Совершенствование движений
Ходьба. Бег. Подскоки с ноги на ногу. Боковой галоп.
Построение
В шеренгу по два человека.
Речевая ритмика
Формы работы аналогичны 1 и 2 четвертям. Новое – прохождение ритмического рисунка по памяти молча, по одному. Исполнение ритмического рисунка на различных «звериных» языках.
Метроритм
Прохождение ритмического рисунка без аккомпанемента, молча или с пением, группой или по одному.
Вычленение из текста музыкальных произведений заданных длительностей, их пропевание, «запись» жестами, исполнение в движении.
Игры
«Пароход», «Сороконожки», «На постой», «Музыкальный щенок», «Козочки и волки».
Описание
Совершенствование движений
№36 Е.Марченко. Физкультурный марш.
Дети слушают музыку, определяют ее характер, количество частей.
1 часть – идут пружинящим шагом с энергичным движением рук.
2 часть – разведя руки в стороны, выполняют прыжки на обеих ногах с продвижением вперед.
Далее реприза первой части.
№37 Ф.Обер. Отрывок из оперы «Фенелла».
Чередование ходьбы в первой части и подскоков с ноги на ногу во второй.
№38 С.Прокофьев. Марш.
Работа над техникой исполнения шагов с носка.
Бег
№39 Л.Бетховен. Контрданс.
Легкий бег змейкой.
Развивающие упражнения
Работа над комплексом упражнений на музыку Гречанинова. Необходимо добиваться точности, синхронности движений.
Речевая ритмика
Т.Боровик. Тень-тень.
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
За плетнем изба,
Из избы труба.
Этот пример можно исполнить на любых «звериных языках», например на рыбьем: Буль, Буль, Буль, Буль, Буль и т.д.
Повторение ранее пройденных примеров с выполнением программных требований 3 четверти.
Ритмодекламации
№40 Е.Боброва. Петух.(из русского фольклора).
№41 Е.Боброва. Как у нашего кота (из русского фольклора).
Метроритм
№42 лат.н.п. Петушок.
№43 Латышская народная песня.
№44 П.Васильев. В классическом роде.
Игра «Оркестр».
Дети делятся на группы: «четверти», «восьмые», «половинные». Каждая группа исполняет свой ритмический рисунок. Учитель – «Дирижер». Затем «Дирижер» выбирается из учеников.
№45 В.Младой. Черешенки.
№46 ч.н.п. Что за гуси.
Игры
М.Пинская. Сороконожки.
Упражнение на поочередное переступание закругленных пальцев по поверхности рук, ног, туловища. Дети сами могут придумывать маршруты сороконожек.
Две сороконожки
Бежали по дорожке,
Побежали, побежали
И друг дружечку догнали! Пальцы скрещенных рук касаются кончиками за шеей.
Так друг дружечку обняли, Сцепить пальцы за шеей.
Что едва мы их разняли. Потянуть локти в стороны, разнять пальцы.
На постой. Русская игра.
Ладони сомкнуты. Мизинцы – дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы – мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы – папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы – солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы – порог избы.
Ночь, в избе все спят.
Раздается стук.
Солдаты: Тук-тук.
Дети: Кто там?
Солдаты: Два солдата
Пришли переночевать.
Дети: Спросим у мамы.
Мама!
Мама: Что дети?
Дети: Два солдата
Пришли переночевать.
Мама: Спросите у папы!
Дети: Папа!
Папа: Что дети?
Дети: Два солдата
Пришли переночевать.
Папа: Впустите!
Дети: Входите!
Солдаты: Ах, какая благодать,
Что пустили ночевать!
№47 Венгерская народная песня.
Игра «Музыкальный щенок».
Дети стоят в кругу. 1-2 такт – ребенок передает мягкую игрушку (собачку) соседу, 3-4 такты – получивший игрушку кружится под музыку. 5-8 такты – аналогично 1-4 (игрушка передается дальше по кругу). 9-12 такты – аналогично 5-8. 9-12 такты – тот ребенок, у которого оказалась игрушка, покачивает щенка на руках. Во время игры дети поют песенку.
№48 В.Витлин. Козочки и Волк.
1 часть – «Козочки» скачут, бегают врассыпную.
2 часть – бодаются, группируясь по двое.
3 часть – снова скачут. В конце музыки приседают на корточки (отдыхают).
Звучит пьеса «Волк». Желающие изображают волка, бегая пружинными большими шагами. Выбираются 2-3 волка, и игра повторяется 2-3 раза.
№49 А.Спадавеккиа. Полька.
Танец-игра «Давайте дружить».
Дети стоят по кругу на расстоянии вытянутой руки.
1 часть – на сильную долю первого такта один из детей широким движением протягивает руку товарищу, стоящему справа. Тот на сильную долю 2 такта таким же жестом подает левую руку и кладет ее на протянутую руку товарища. Так поочередно действуют все остальные 5 детей.
2 часть – все, взявшись за руки, двигаются подскоками по кругу вправо и с окончанием музыки опускают руки вниз. На повторении 1 части правую руку протягивает следующий (пятый) ребенок, и опять повторяются музыка и движения 1 части, а затем второй. Игра повторяется, пока не «подружатся» все дети.
4 четверть
Программные требования
Совершенствование движений
Пружинящий шаг на носочках, боковой галоп лицом в центр и лицом из центра.
Речевая ритмика
Сочетаниевосьмых и половинных длительностей.
Ритмодекламации.
Метроритм
Повторение. Понятие размеров.
Игры
«Нет, не пойду» и все, выученные ранее.
Описание
Совершенствование движений
№50 Е.Тиличеева. Марш. Бег.
Прослушав марш, Дети анализируют характер музыки каждой части.
1 часть – идут энергичным шагом.
2 часть – пружинящий шаг на носочках.
Бег исполняется широким шагом «через лужицы»
№51 Ф.Лещинская. Две лошадки.
Боковой галоп.
Речевая ритмика
«Как на бережок»
Пример построен на контрасте активного движения восьмыми и длительной остановки четверти.
Как на бережок налетел снежок, и до леса, и до речки не видать дорог.
Ритмодекламации
Работа над ранее пройденными ритмодекламациями, подготовка к отчетному концерту.
Новое: Т.Боровик «Хрюшка Марфушка»
Метроритм
№52 м.н.п. Мы собирали сливы.
№53 А.Гречанинов. Весельчак.
№54 словацк. н. п. Вот и солнце поднялось.
Игры
№55 Ф.Госсек Гавот.
Игра «Нет, не пойду!
Дети стоят в кругу.
1-2такты-ведущий делает 7 шагов по направлению к любому участнику игры и занимает его место.
3-4 такты - ребенок, выбывший из круга, в свою очередь выполняет 7 шагов и становится в круг вместо выбранного им играющего.
5-6 такты – аналогично, но на последнюю долю он не встает в круг, а приставляет ногу. 7-8- такты – выбранный им ребенок поет: «Нет, не пойду, я останусь здесь!»
Игру продолжает ведущий №3.
Список использованной литературы.
1.Андреева, М. Первые шаги в музыке [Текст]. - М.: Музыка, 1991. – 243с.
2.Беляева-Экземплярская, С. Музыкальное переживание в дошкольном возрасте [Текст]. Беляева – Экземплярская С. // Музыкальная психология . – М.: Просвещение, 1992. – С. 245 - 250.
3.Боровик, Т. Перевертыши [Ноты]. - Минск : Народное просвещение,1995 . – 28с.
4.Боровик, Т. Восьмушкины сказки [Ноты]. - Минск : Народное просвещение,1995. – 23с.
5.Боровик, Т. Хрюки-брюки номер 'раз' [Ноты] . – Минск : Народное просвещение,1995. – 32с.
6.Бырченко, Т. С песенкой по лесенке [Ноты]. - М. : Музыка,1989. – 86с.
7.Бырченко, Т. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике [Ноты]. - М. : Музыка,1991. – 54с.
8.Гончарова, Н. От ритмики к танцу [Ноты]. - Новосибирск : Сибирь,2001.- 136с.
9.Крафт, М. Сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ [Текст, ноты] . – Новосибирск :Сибирь, 1992. – 132с.
10.Конорова, Е. Ритмика [Текст, ноты]. - М.: Музыка,1986. – 265с..
11.Михайлова,М. Развитие музыкальных способностей детей [Текст].- Ярославль : Слово,1997. – 376с.
12.Рузина,М. Страна пальчиковых игр [Текст]. - С-Пб.: Академия,1997. – 189с.
13.Сафарова, И. Пальчиковые игры [Текст]. - Екатеринбург : Урал, 1997. – 46с.
14.Франио, Г. Методическое пособие по ритмике для подготовительного класса музыкальной школы [Текст, ноты].- М.: Музыка,1995. – 127с.
15.Франио Г., Лифиц И. «Методическое пособие по ритмике для первого класса музыкальной школы», М.,95г.
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
КОНКУРС «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ» ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ-2005»
13PAGE 15
13PAGE 143415
Боброва г.Лангепас
Евгения
Анатольевна
Monotype Corsivaна подготовительном отделенииMonotype CorsivaMonotype Corsiva(для детей 5-6 лет)Monotype Corsiva