Работа над ансамблем с учащимися фортепианного класса ДМШ
Управление культуры администрации города Южно-Сахалинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА»
______________693021, РОССИЯ, ЮЖНО-САХАЛИНСК, П/Р ЛУГОВОЕ, УЛ.КОМАРОВА, 13, Тел/факс: 790064___________
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
Тема: «Работа над ансамблем с учащимися фортепианного класса ДМШ»
Автор: Щелочилина Жанетта Алексеевна, преподаватель по классу фортепиано
г.Южно-Сахалинск
2017
Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие учащихся.
С первых дней обучения ребёнок испытывает воздействие музыки. Под её влиянием складываются его музыкальные интересы, формируются слух, память, ритмическое чувство, развиваются потребность и воля к творчеству, приобретаются первые исполнительские навыки. Кроме того, занятия по фортепиано неотделимы от общего эстетического воспитания учащегося:
Нужно привить ему любовь к музыке;
Научить воспринимать музыкальные произведения во всём их многообразии, глубине и красоте.
Успешность работы педагога в этом отношении во многом зависит и от изучаемого с учащимся репертуара. Репертуар имеет не только познавательное значение, не только расширяет музыкальный кругозор, пианистические умения учащегося, но и оказывает большое воспитательное воздействие на эстетический вкус как будущего любителя музыки, так и музыкальное мышление будущего профессионала. И в этом отношении, для разностороннего музыкального воспитания большое значение имеет включение в репертуар учеников различных ансамблей.
Ансамблевый репертуар огромен, интересен и многогранен. Он включает в себя различные виды ансамблей, которые позволяют познакомиться не только с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, но и с произведениями джазового направления, с популярной музыкой из кинофильмов, песнями любимых героев из мультфильмов и всей современной музыкой, которая звучит по радио и с экранов телевизоров. Дети очень любят играть в ансамбле, так как музыка эта им близка, интересна и понятна. За многие годы своей педагогической практики я убедилась, что интерес к занятиям музыкой (а он, как правило, угасает на том или ином этапе обучения) поддерживается, по большей части, за счёт включения в репертуар учащегося ансамблей, состоящий из современной и популярной музыки.
Дети с увлечением играют в 4 руки, особенно ту музыку, которую они ещё недавно слышали в кино или по ТВ. И это доставляет им огромную радость.
При игре ансамблей развиваются такие важные качества, как:
Умение слушать не только собственное исполнение, но и партнёра, а также общее звучание всей музыкальной ткани пьесы;
Воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиниться его воле;
Активизируется фантазия и творческое начало;
Заостряется ощущение звукового колорита;
Повышается чувство ответственности за знание своей партии, так как совместно исполнительство требует свободного владения текстом.
Ансамбль (от франц. ensemble - вместе) – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приёмы с индивидуальностью, стилем, приёмами исполнения партнёров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом (Музыкальная энциклопедия).
Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития учащегося. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в фортепианном классе. Сначала педагог аккомпанирует ученику, исполняющему мелодию. Затем простейший аккомпанемент поручается самому ученику, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. Таким образом, ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки:
«солирования» - когда нужно ярче выявить свою партию, и
«аккомпанирования» - умения отойти а второй план ради единого целого.
Все эти простейшие примеры я нахожу и использую в работе из учебника «Путь к музицированию» Баренбойма, по которому занимаюсь с начинающими.
По мере усложнения художественных задач и технических трудностей ансамблевых произведений, работа над ними более углублённо может быть продолжена за счёт времени, выделенного в учебном плане на изучение предметов по выбору.
В старших классах работу над навыками ансамблевого исполнения необходимо продолжать. Наиболее интересы номера следует показывать на концертах для родителей, на классных вечерах, отчётных концертах и других мероприятиях.
Приступая к работе над ансамблем, педагогу важно, прежде всего, сделать правильный подбор партнёров для совместной игры.
Если на начальном этапе обучения на уроке обычно с учеником играет преподаватель, то в средних и старших классах ученики объединяются парами (для4-ручных ансамблей) и четвёрками (для 8-ручных ансамблей). Здесь очень важно подбирать детей одного возраста, с одинаковым уровнем подготовки и, ещё не менее важно, хорошим психологическим контактом. В своём классе я уже не раз меняла пары из-за того что дети не могли найти общий язык друг с другом, пока не нашла подходящие варианты. Сейчас пары сложились, и проблем взаимоотношений не возникает. А уровень подготовки у них примерно одинаковый, и каждый старается, так как не хочет скомпрометировать себя в глазах другого. Происходит как бы негласное состязание, которое и подвигает их к более точной и качественной игре.
При совместной игре немалое значение имеет посадка двух человек за одним инструментом. Посадка учащихся должна быть удобной для исполнения. Для этого стулья, на которые усаживаем детей, ставим не параллельно, а уголком, и, в этом случае, возникает свобода действия рук, так как корпус одного ученика не соприкасается с корпусом другого.
Нельзя допускать, чтобы ученик уткнулся в клавиатуру, наклоняя корпус. Важно не мешать друг другу при исполнении, особенно при сближении голосов, а также педализацией второй партией.
При исполнении ансамбля для двух фортепиано посадка не отличается от обычной, когда ученик играет один. В связи с тем, что учащиеся находятся на расстоянии друг от друга, играя на разных инструментах, возникают уже более сложные задачи как исполнительского, технического, тембрального характера, а также синхронность и педализация обеих партий.
Следующим этапом в работе над ансамблем является ознакомление с текстом своей партии, то есть разучивание. Предварительно каждый из партнёров очень тщательно и внимательно прорабатывает свою партию. На уроках мы подробно разбирает трудности, устраняем недостатки с каждым учеником отдельно, затем пробуем соединить обе партии. Сначала педагог – ученик, затем оба ученика. Безусловно, на этом этапе используется медленный темп, чтобы избежать частых запинок и сбоев. По мере освоения текста темп постепенно наращивается.
А сейчас я перечислю ряд требований, которые необходимо вырабатывать с учащимся при работе над ансамблем:
Умение слышать себя и чувствовать партнёра, то есть слышать звучание обеих партий;
Необходимы одинаковые ощущения темпа и характера произведения. Перед началом исполнения договориться о темпе, чувствовать ритмическую пульсацию до начала игры;
Соответствие приёмов звукоизвлечения обоих партнёров (нужна договорённость в исполнении штрихов, например, совместное стаккато и др.);
Достижение синхронности взятия и снятия звука. Очень полезно каждому участнику поиграть обе партии. Важно добиться синхронности и одновременного окончания произведения. Здесь педагог может помочь путём дирижирования;
Необходимо быть чутким к различного рода оттяжкам, замедлениям и ускорениям ведущей партии;
Добиваться равновесия звучания в удвоениях и аккордах;
Выстраивать динамику в соответствии с динамикой партии, исполняющей основную тему, f (форте) не употребляется до предела, аккорды брать с локтя нельзя, чтобы не мешать партнёру;
Важна передача голоса от партнёра к партнёру. Это требует от учащегося умения передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая музыкальной ткани;
Выстраивать фразировку аккомпанирующей партии с фразировкой мелодии;
Соблюдать общность ритмического пульса.
С усложнением художественных задач расширяются и технические:
Преодоление полиритмии;
Педализация.
Умелая педализация в ансамбле обеспечивает не только «чистое» звучание, но и художественное слияние ансамблевых партий в единое целое.
И в заключение хотелось бы отметить, что знакомство детей с современной музыкой, которую мы используем в работе над ансамблями, способствует развитию у детей интереса к занятиям, любви к музыке, раскрепощает их творческие силы, а также помогает активизировать весь учебный процесс в классе в работе над серьёзными, классическими произведениями.
Заголовок 1Заголовок 5Заголовок 615