Технологическая карта. Моя родина – Российская Федерация. Моя малая родина – Горный Алтай
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа»
left587375
УРОК
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
УМК «Начальная школа 21 века»
(ФГОС)
3 класс
Учитель: Н.Б. Хабарова
с. Усть-Кокса, 2013 г.
Технологическая карта урока (ФГОС)
Предмет: Окружающий мир
УМК: «Начальная школа 21 века»
Класс: 3 класс
Учитель: Хабарова Нина Борисовна, с. Усть – Кокса, Республика Алтай
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (технология деятельностного метода)
Тема: «Моя родина – Российская Федерация. Моя малая родина – Горный Алтай».
Цель: Формирование у детей образа родной страны, как Родины, многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями и историей.
Задачи:
- познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
- создать условия для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны;
- развивать у учащихся коммуникативные навыки, речь.
Основные понятия: Родина, герб, флаг, гимн, орнамент, ритм.
Средство обучения:
Для учителя: карта РФ. Республики Алтай. Усть-Коксинского района, картины родной природы (Горного - Алтая) презентация, где изображения российских флага и герба, слова текста гимна, музыкальная запись гимна Российской Федерации. Элементы алтайского орнамента. Музыкальная запись алтайских мелодий.
Для учеников: карточки, толковые словари, иллюстрации (флаг, герб, слова гимна РФ, РА).Технологическая карта
№ п\пЭтап, технология проведения Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент, мотивация)
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Приветствует учащихся, включает в деловой ритм. (Звучит музыка «Алтайские мелодии).
Стихотворение
Послушайте стихотворение. Г.В. Кондакова.
«Мой Алтай, обнимаю тебя».
В громких реках и тихих озёрах
Голубая живая вода.
Поднебесные белые горы,
Я ваш сын, я ваш навсегда.
Здесь мне дорог и камушек малый,
И берёзка под горной тропой.
Пусть с годами сгорбатятся скалы,
Я останусь. Алтай мой, с тобой.
- О чём это стихотворение?
Наверное, после такого прекрасного стихотворения мы вспоминаем наши замечательные горы, голубые реки и озёра. Белоствольные берёзы.
(Слайд 1, 2) Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
Это стихотворение посвящено Алтаю, родным местам, где жил поэт. Личностные: учатся контролировать свои действия, настраивают себя на рабочий лад.
коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками.
2. Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Алтай – что означает это слово?
-А сейчас поднимемся на вершину горы, вдохнём чистый, свежий, горный воздух, настоянный на аромате горных трав и, послушаем песню.
(Слайд 3)
-Какой народ сочинил эту прекрасную музыку, где слышится зов марала и звон горной речки, эхо высоких гор и пение птиц?
Правильно, это песня алтайского народа доносится из аила.
-Что такое аил?
Зайдём в юрту, в которой живут алтайцы. (Показ рисунка аила).
Алтайцы – народ гостеприимный, приветливый, чистый и открытый. Каждый входящий в юрту, становится почти как член семьи.
И сегодня нас встречает сама хозяйка.
(Слайд 4, 5)
У каждого человека есть свой дом, который он любит, Родина, которой он дорожит. Карточка № 1.
Прочитайте что означает это слово.
(Алтай от монгольского «золотистый» или «место» где есть «золото»).
Алтай – обширная горная страна Азии.
Назовите самую высокую гору Республики Алтай.
Слушаем музыку гор.
(1 мин.)
Это алтайская песня.
Это алтайская юрта.
Аилы часто располагаются на плодородных горных равнинах. Здесь пасутся стада маралов и овец.
Карточка № 2.
Разгадайте слова, которые зашифровала хозяйка.
РFОWДHИRНWАGРDОSСSСSИZЯQГLОNРVНQЫWЙYАGЛUТZАNЙСUИYМWВSОZЛQЫ (Родина, Россия, Горный Алтай, символы) – ключевые слова. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничество с учителем и одноклассниками;
Познавательные: логический – анализ объектов с целью выделения признаков.
3. Постановка учебной задачи.
Выявление места причины затруднения. Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
(Слайд 6)
Поставьте задачу. Чему мы должны научиться на уроке?
Что узнать?
- Дети, как называется государство, в котором мы все живем? (Россия)
Показ карты РФ. (Слайд 7)
В состав России входит Республика Алтай (показ карты РА). (Слайд 8)
В каком районе мы живём?
Наш район не единственный в нашей республике.
- Сколько же их? Назовите все районы, которые входят в состав РА.
ФизминуткаГостеприимная хозяйка аила предлагает нам продолжить путешествие.
Посмотрите, ребята, на платье хозяйки. Рисунок на пиале, коврике во многом напоминает рисунок на платье.
- Для чего служат эти рисунки?
- А ещё для чего? (место затруднения)
- Где можно найти информацию о том, для чего служат украшения на одежде?
Как называется рисунок, который служит для украшения предметов? (орнаментом).
В орнаменте обязательно повторяется, чередуется один и тот же элемент – такое чередование называется ритмом.
Посмотрите на рисунки алтайского орнамента. На что похожи элементы орнамента?
Каждый узор в орнаменте имеет своё значение, свою неповторимую легенду.
Орнамент река. (слайд 9)
-Какая самая большая река протекает в нашем районе? (Катунь)
Катунь- госпожа, женщина - (выясняем значение этого слова).
-Найдите орнамент, который символизирует реку.
А сейчас прочитайте легенду, которую сложил Алтайский народ о Катуни и Бии.
Бурные реки Алтая
Посмотрите на другие орнаменты.
Лабиринт
-Какие цвета используют алтайцы в росписи орнамента?
Предпочтение отдают красному цвету – цвету огня, а значит тепла, радости и счастья.
-С чем еще можно сравнить красный, оранжевый, жёлтый цвета?
-А голубой, синий цвета?
- А этот орнамент на что похож? (Орнамент – рога животного)
Во все времена на Алтае пасли скот и жили, питаясь продуктами животноводства. Шерсть – одежда, мясо, молоко – еда.
Шкура животных
-Почему силуэты гор входят в орнамент алтайцев?
- Где ещё используют орнаменты, символы? Для чего нужны символы?
(Создаётся проблемная ситуация).
Что означает слово символ?
Учащиеся называют тему урока.
«Моя родина – Российская Федерация. Моя малая родина – Горный Алтай».
-Выяснить в каком государстве мы живём.
-Понять смысл слов: Родина, Россия, Горный Алтай, символика.
Государство, в котором мы живём, называется Россия.
Усть-Коксинский район и он входит в состав Республики Алтай.
(Майминский, Шебалинский, Усть-Коксинский, Онгудайский, Чойский, Турочакский, Усть-Канский, Улаганский, Кош-Агачский, Чемальский) Десять районов.
Ученик читает сообщение.
У каждого района своя история, своеобразная и неповторимая природа. Первые люди поселились здесь в межгорных долинах Алтая около 1,5 млн. лет назад.
В 1856 году алтайский народ присоединился к России.
3 июля 1991 года – образовалась Республика Алтай.
Столицей республики является город Горно-Алтайск.
Для украшения.
(В учебнике, интернете, энциклопедиях, библиотеке…)
Карточка № 3
Многие украшения на одежде издревле были оберегами. Они должны были оградить (уберечь) человека от болезней, горя, ранней смерти, неурожая и других бед.
Работают со словарём по группам
1- группа
Орнамент – узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы.
2 - группа
Ритм – равномерное чередование каких – либо элементов.
(На рога, горы, реки, птиц).
Чтение вслух одного из учеников.
Жил Хан – Алтай и была у него дочь – красавица Катунь. Она тайно любила молодого пастуха Бия. Узнал отец – разгневался и сказал: «Выдам тебя за того, кого пожелаю».
Катунь решила сбежать к любимому. Бросились воины в погоню, но Катунь обратилась рекой и потекла на север. Пастух Бий тоже превратился в стремительный поток и помчался навстречу любимой. Не догнали воины беглянку. Она встретилась с любимым и, обнявшись, навечно потекла вместе с ним, образуя могучую сибирскую реку Обь.
( С солнцем, источником всего живого).
(С цветом неба, озерами, реками Горного-Алтая).
Рога животного
-Алтай – горная республика.
Горы – это жизнь, красота и гордость Алтая.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Учащиеся ищут значение слова символ в толковом словаре. Ожегова.
Символ – то, что служит условным знаком какого - либо понятия, явления идеи. Символика – символическое значение, приписываемое чему-либо.
Голубь – символ мира
Якорь – символ надежды
Солнце – символ добра
Сердце – символ любви
Сова – символ мудрости Регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: постановка вопросов;
познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Для чего же используется символика?
(Показ слайдов 10, 11)
Алгоритм действий вывешивается на доске.
ФизминуткаИсследование проблемной ситуации.
Составляют план достижения цели и определяют средства. (алгоритм, модель и.т.д.)
1. Возьму толковый словарь и найду значение этого слова.
2. В энциклопедии или учебнике найду, где используются символы и для чего.
3.Найду информацию о символике России, Республике Алтай в интернете, книгах по истории, энциклопедиях, справочниках, спрошу у взрослых, одноклассников.
На данном этапе обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.
5. Реализация построенного проекта.
Направляю работу учащихся.
В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
(Слайд 12) Работа в группах (готовят информацию, обсуждают). Учащиеся используют раздаточный материал (изображение гербов, флагов, тексты гимнов).
1 группа
Государственный герб Российской Федерации.
2 группа
Государственный герб Республики Алтай.
3 группа
Государственный флаг Российской Федерации.
4 группа
Государственный флаг Республики Алтай.
5 группа
Гимн Российской Федерации.
Гимн Республики Алтай.
Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант ответа, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Использование проекта в действии.
познавательные: логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
Регулятивные: планирование, прогнозирование решение проблем;
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Что же такое герб? Герб – это главный символ России. С помощью ключевых слов попробуйте дать определение, что такое герб?
(слайд 13, 14)
Герб РФ Флаг РФ
Вопрос к классу -Что такое флаг?:
Конституция РФ
Президент РФ
В.В. Путин
(Слайд 15)
left123825Герб Республики Алтай
(Слайд 16)
2730501517015
Флаг Республики Алтай
Прослушивание Гимна Российской Федерации. Ключевые слова:
Передаётся из поколения в поколение.
Символ государственной власти.
Эмблема.
Герб – это символ государственной власти, эмблема, которая передаётся из поколения в поколение.
Флаг – прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой, официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции.
Государственный флаг - важный символ страны.
Он подлежит защите как внутри страны, так за её пределами.
Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства.
ФЛАГ- это СВЯТЫНЯ.
На нашем флаге три цвета:
Белый.
Синий.
Красный.
Флаг - триколор.
Гимн (в переводе с греческого) – это торжественная песнь, это главная песня страны.
Гимн – это особое музыкальное произведение с легко запоминающейся мелодией, размеренным, чаще маршевым ритмом, величавостью музыки.
Гимны бывают: государственные, военные, религиозные в честь исторического события или героя
Гимн – слово гимн греческое и означает
ВОСХВАЛЕНИЕ.
Слова гимна написал Сергей Михалков, а музыку Александр Александров.
Гимн России был принят в 2000 году.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция оценка действий партнёра.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Подготовить ответы на викторину Самостоятельная работа (работа в группах).
1.Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Столица нашего государства? (Москва)
3.Как зовут президента нашего государства? (В.В. Путин)
4. Назовите цвета флага Российской Федерации, Республики Алтай (1.белый, синий, красный; 2. белый, синий).
5. Как называется столица нашей Республики? (г. Горно-Алтайск)
6. Сколько районов входит в состав Республики Алтай? (10). Назовите их.
7. В каком году Алтайский народ присоединился к России. (1856 г.)
Самая высокая гора сибири. (Белуха)
8. Назовите символы Российской Федерации (герб, флаг, гимн).
9. Назовите символы Республики Алтай (герб, флаг, гимн). Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные: самоопределение.
8. Включение в систему знаний и повторение. Викторина
1.Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Столица нашего государства? (Москва)
3.Как зовут президента нашего государства? (В.В. Путин)
4. Назовите цвета флага Российской Федерации, Республики Алтай (1.белый, синий, красный; 2. белый, синий).
5. Как называется столица нашей Республики? (г. Горно-Алтайск)
6. Сколько районов входит в состав Республики Алтай? (10). Назовите их.
7. В каком году Алтайский народ присоединился к России. (1856 г.)
Самая высокая гора сибири. (Белуха)
8. Назовите символы Российской Федерации (герб, флаг, гимн).
9. Назовите символы Республики Алтай (герб, флаг, гимн). Выполняет тренировочные упражнения. Оценивают себя. Коммуникативные: управление своим поведением и партнёра – контроль, коррекция оценка своих действий и действий партнёра, умение правильно выражать свои мысли.
Личностные: автоматизация умственных действий по изученным нормам.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Домашнее задание Что нового узнали сегодня на уроке.
Что сегодня на уроке было главным? Что у вас вызвало затруднение?
На все ли вопросы мы нашли ответы?
Оцените свою работу на уроке.
Оцените работу класса, обращая внимание на выполнение учебных задач урока.
Используют смайлики.
(Слайд 17)
1.Дома придумать и нарисовать герб, флаг своей семьи.
2.Создать проект символики класса (по выбору).
Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Урок понравился, мне всё
интересно и понятно,
Урок понравился, мне всё
интересно и понятно, но я испытываю затруднения.
Испытываю трудности,
мне не интересно.
Учащиеся записывают домашнее задание. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование.
Список литературы
Астахов, П. Я и государство.- / П. Астахов.- М.: Эксмо, 2009 (Детям о праве).
Верования древних славян // Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6. С. 255-278.
Герб и флаг России. X - XX .- М.: Юридическая лит, 1997
Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов РФ в школе: метод. рекомендации. - М, 2003
Государственные символы и награды РФ. - М.: Книжная палата, 1999.-271 с.
Государственные символы России. История и современность. - Детская энциклопедия.- 2009.- № 12
Даль, В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия. / Владимир Даль. - М.: Эксмо, 2002
Конституция Российской Федерации с гимном России.- М.: Проспект, 2011.- 32 с. - (Профессиональные юридические системы Кодекс)
Лысенко, Н.Н. Русская государственная символика: очерки / художник Карпенко Г.З.- Л., 1990.- 37 с.
Ривина Е. Герб и флаг. // «Обруч». 2001. № 6.
Синова И.В. Герб, гимн, флаг России: справочник школьника/ С.-Пб: Издательский дом Литера, 2006 (Моя Родина – Россия)
Словарь исторических терминов. СПб, «Лита». 1998.
Соболева Н.А. Герб Российского государства. // Наука и жизнь. 1994. № 4.
Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность. М. «Владос». 2002.
Использованы материалы сайта www.heraldry.knobby. ru