Методическая разработка«Развитие технических возможностей учащихся младших классов фортепианного отделения»
Методическая разработка на тему: «Развитие технических возможностей учащихся младших классов фортепианного отделения»
Преподаватель 1 категории
Фортепианного отделения
Ковалёва Людмила Ивановна
Цель: Воспитание первоначальных навыков, организация правильных игровых движений, необходимых для технического развития ученика младших классов.
Задачи:
Организация правильных игровых движений на начальном этапе обучения, постановка игрового аппарата.
Координация действий аппарата обеих рук, самостоятельность каждой руки.
Организация пластичности действий игрового аппарата при исполнении гамм, аккордов, арпеджио.
Упражнения необходимые для воспитания навыков, обеспечивающих, в дальнейшем, техническое развитие ученика.
Упражнение «Радуга» - руки, как «Крылья». Переносы каждой рукой отдельно широким дуговым движением каждым пальцем по очереди.
Упражнение на координацию 2х рук.
Цель этих упражнений – добиться уверенного исполнения двумя руками раньше, чем ученик выучит ноты басового ключа.
а) бас + «Радуга» - двумя руками разными пальцами от всех звуков, в левой руке тянется бас.
б) бас + «Василек» - подобрать песенку «Василек» от всех звуков, бас – тоника на длинных звуках «Василька». в) «Жучок» + «Радуга», в левой руке - квинта («Жучок»), в правой руке- переносы через октаву («Радуга»). Потом руки меняем.
г) Жучок» + «У кота» -подобрать песенку «У кота» от всех звуков, в левой руке-квинта.
д) Упражнение «Колокола»- выполняется двумя руками от разных звуков, в левой руке - квинта «Жучок», в правой руке-переносы через октаву терций( «Звонок»).
3. Подготовительные упражнения к гаммам.
Цель этих упражнений - быстрое усвоение аппликатурных принципов в гамме, организация пластичности действий аппарата в технике legato при исполнении гаммы, умение правильно подкладывать 1 палец в гамме.
а) «Кляксы»- упражнение по три и четыре звука вместе каждой рукой отдельно.
б) гаммовые отрезки-позиции по всей клавиатуре, начиная с медленного темпа и доводим до более подвижного.
в) играем гамму 1-3 пальцами каждой рукой отдельно.
г) исполняем гамму на одну-две октавы отдельно каждой рукой- добиваясь непрерывной линии.
д) подготовительное упражнение к аккордам «Жучок» квинты +середины аккорда. Исполняем переносами, как упражнение «Радуга».
е) арпеджио-упр. «Колобок», отрабатываем в медленном темпе поворот руки к пятому пальцу.
Упр. на аппликатурные позиции для подкладывания 1 пальца 3-1-2-1-3 (ми-фа-соль-фа-ми). Затем к этому звуку добавляется ещё по одному звуку внизу и сверху, л. р.- 3-1-2-1-3 (ля-соль-фа-соль-ля).
По такому же принципу отрабатывается связь позиций при переходе с 4-го пальца на 1-ый.
При исполнении коротких однооктавных гамм в одном направлении -беглость отрабатывается приёмом «броска» руки на дыхании, при равных длительностях или с ритмической остановкой на первом звуке облегчающей исполнения последующих мелких длительностей.
При исполнении короткой гаммы «броском» рекомендуется начинать игру медленно и тихо, с постепенным ускорением темпа и возростанием динамики. Для сохранения ритмической и динамической точности звучания такие пассажи рекомендуется учить с легкой опорой руки в начале каждой четырёх-нотной группы. Чем короче звуки, тем легче они играются, и, наоборот, чем длиннее звуки, тем глубже и весомее они должны звучать. Легато при исполнении гамм ощущается как бы внутри ладони. Важно сформировать игровой аппарат способный выполнять любые звуковые решения. Развить технические данные пианиста. Воспитать дисциплину, ответственность и потребность к совершенствованию исполнительской культуры начинающих музыкантов.