Ансамблевая игра ка к форма работы с учащимися
методическая разработка
«Ансамблевая игра как форма работы с учащимися»
Автор:
преподаватель ДШИ
Ребик И,А.
Работа детских школ искусств ставит перед собой целью обще-эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в самых различных формах.
Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться интересной игре – играть на рояле.
Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. Мы знаем, что ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений. В наше время музыка широко проникает в быт и сознание детей. Радио, телевидение, кино, звукозапись постоянно воздействуют на слуховое развитие детей. С самого раннего возраста дети привыкают к музыке, естественно и легко воспринимают её и стараются понять с таким же любопытством, как и другие явления окружающего мира.
Обучаясь игре на фортепиано учащиеся ДШИ наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков, овладевают приемам и способами работы над разными видами совместного исполнительства: фортепианные дуэты, квартеты, игра в шесть рук, аккомпанементы. Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Приобретенные за годы учебы навыки и умения игры в различного рода ансамблях совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся; формируют их музыкально- эстетический вкус на высокохудожественных произведениях; воспитывают чувство партнера; обогащают кругозор; учат воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль.
Вначале занятий музыкой ребенка необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель-ученик. Материалом для ансамбля могут служить уже накопленные сознанием и слухом детей отрывки из музыки к кинофильмам, радио- и телепередачам.
Навыки ансамблевой игры ребенок приобретает уже на первых уроках. Ученику предлагается упражнение, состоящее из одного или нескольких ритмически оформленных звуков. Педагог в это время исполняет основной музыкальный материал.
В течение некоторого времени, когда ребенок учится исполнять простейшие примеры, педагог придумывает и подыгрывает ему несложные аккомпанементы. Тем самым слух ученика подготавливается к звучанию пьес, в которых одновременно двумя руками играются мелодия и аккомпанемент. Я в своей практике часто использую прием на первоначальном этапе работы над произведением, когда ученик «ведет» мелодию, а я аккомпанирую ему и наоборот, тем самым у ученика складывается представление о нужном звучании какого-либо отрывка, либо всего произведения в целом. Здесь важен и воспитательный момент: дети участвуют в творческом процессе вместе с учителем. Это способствует их большему взаимопониманию.
Современные пособия для начинающих пианистов включают разнообразный материал для игры в четыре руки. В педагогической практике широко используются такие сборники: В. Игнатьев, Л.Игнатьева «Я музыкантом стать хочу». И. Лещинская, В. Пороцкий «Малыш за роялем, Л. Баренбойм, Н. Перунова «Путь к музыке», А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой», И. Королькова «Крохе-музыканту», I-я, II-я части, О.Геталова « В музыку с радостью».
На протяжении всех лет обучения учащиеся изучают искусство совместной игры, занимаясь фортепианным ансамблем. Существует два вида фортепианного дуэта - на одном или двух роялях. Фортепианный дуэт на двух роялях получил наибольшее распространение в профессиональной концертной практике. В нем преимущества ансамбля сочетаются с полной свободой партнеров, каждый из которых имеет в своем распоряжении свой инструмент. Богатейшие возможности фортепиано, благодаря наличию двух исполнителей, двух инструментов еще более расширяются. Игра в четыре руки на одном фортепиано практикуется, главным образом в сфере домашнего музицирования, музыкального самообразования и учебных занятий.
Есть еще одна форма фортепианного ансамбля – восьмиручная игра на двух фортепиано. Такое «квартетное» исполнение приносит несомненную пользу в детских музыкальных школах. Объединение в ансамбле четырех участников способствует развитию чувства коллективной ответственности еще в большей степени, чем игра в дуэте.
Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей, уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле - залог успешной работы.
Начинать занятия надо с достаточно доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются легко, а все внимание направляется на художественные цели. К сожалению, довольно часто приходится наблюдать обратную картину, когда ансамблисты не имея достаточной базы, выносят на зачёты и экзамены слишком сложные для них произведения. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем мусолить одну сложную, так и не добравшись до творческой её интерпретации.
Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуется их общими усилиями. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадения с предельной точностью мельчайших длительностей, звуков, пауз у всех исполнителей.
Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса.
В области темпа и ритма индивидуальности исполнителей сказываются очень отчетливо.
Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Ансамблист, в таком случае, «уходит» от партнера, опережая его или отстаивая «Малейшее нарушение синхронности при совместной игре улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается.
Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.
Синхронность является первым техническим требованием игры. Нужно вместе взять и снять звук, вместе выдержать паузы, вместе перейти к следующему звуку.
Динамика является одним из самых действенных выразительных средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения. Особо важное значение приобретает динамика в сфере фразировки. По-разному поставленные логические акценты кардинально меняют смысл музыкального произведения.
Признавая существенную роль динамики в исполнительском искусстве, не следует забывать и от других средствах выразительности, аналогичное увеличению громкости уплотнение фактуры производит появление новых регистров и тембров. Своеобразный ритмический рисунок или характерный штрих может выделить какой-либо голос из общего звучания не меньше, чем динамика.
Выбор того или иного штриха всецело зависит от музыкального содержания и его толкования исполнителями. Работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождения наиболее удачной формы её выражения.
Итак, еще не начав совместного исполнения партнеры договариваются о том, кто будет показывать вступление, какое должно быть звучание и каким приемом. Точно так заранее должен быть определен темп. Общность понимания и ощущение темпа - одно из первых условий ансамбля. Партнеры должны одинаково чувствовать темп, еще не начав играть.
Особенное место в совместном исполнительстве занимают вопросы связанные с ритмом. Малозаметные в сольной игре ритмичные недотягивания, в ансамбле могут резко нарушить целостность впечатления, дезориентировать партнеров и быть причиной "аварии" при публичном выступлении. Ансамбль требует от участников уверенного, безукоризненного ритма. В ансамбле ритм должен быть коллективным. Каждому музыканту присущее свое ощущение ритма - взаимопонимание и слаженность достигаются далеко не сразу. При всей строгости коллективного ритма, он должен быть естественным органическим для каждого участника ансамбля. Воспитание у ученика чувства коллективного ритма одно из важных заданий класса «ансамбль» . Искажение ритмического рисунка чаще встречается: в пунктирном ритме, при изменении темпа. Исправляя такого рода ошибки, возникающие в одной партии, полезно привлечь внимание не только "виновного" ученика, но и его товарища. Работа преподавателя осложняется, когда ритмическая нечеткость распространяется на обе партии.
В работе над некоторыми произведениями учащимся приходится решать вопросы педализации при четырехручной игре. Педализирует исполнитель партии Secondo, т.к. она служит фундаментом (бас, гармония), мелодии подходящей в верхнем регистре. При этом необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии, слышать своего партнера и учитывать его исполнительские интересы. Это требует особой приспособленности, приобретения нужного навыка. Хотелось бы немного сказать об исполнении джазовой музыки в ансамблевом варианте. Существуют небольшие пьески, которые доставляют исполнителям истинное удовольствие. Кроме того, развивают учащихся в ритмическом отношении, обогащают их слуховые впечатления новым музыкальным языком и джазовыми гармониями. Большая роль в создании джазовой атмосферы принадлежит особенностям артикуляции («произведения» музыкальной ткани), акцентизации и фразировки. Джазовая манера игры отмечается особой активностью звукоизвлечения, что, однако, не следует понимать как некое преобладание повышенного уровня динамики. В сравнении со многими внеджазовыми сферами музыки, здесь повышена импульсивность музыкальной речи, но никак не громкость игры как таковая. Воспроизведение мелодических линий требует от исполнителей специфического туше, которое можно было бы назвать «неполным legato» с некоторыми portamento. Это потребовало от учеников особых усилий и нужной приспособленности. В работе над этими пьесами нужно добиваться отчетливого, упругого, рельефного произнесения линий и пластов фактуры. Надо непринужденно, пластично вести музыкальные фразы, смело выделять отдельные звуки, которые занимают в такте метрически подчиненное положение, то есть приходится на слабые доли такта или на промежуточные моменты – между основными метрическими долями. Важно обратить внимание ученика на такие детали нотного текста, как подчеркнутые и акцентированные ноты. Это помогает должным образом реализовать намерения композитора.
Ансамблевое исполнительство становится одной из важнейших форм музицирования. Ценными в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства.
Ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного процесса в детской музыкальной школе, делая его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные изменения и навыки.
Список используемой литературы:
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М. Музыка 1978г.
стр. 7-8.
Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.1969. стр.21.
Вопросы фортепианной педагогики – сборник статей под ред. В. Натансон. М.: Музыка, 1971. статьи: Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля. стр.53.
Коган Г. «Работа пианиста».М. 1979. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». М.1982г. стр.10.
Лерман М. «О некоторых задачах обучения будущего пианиста».стр.103.
Перельман Н. «В классе рояля» М., 2002. Сорокина Е. «Фортепианный дуэт». М. Музыка, 1988. стр. 70.
Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано». М.: Просвещение, 1984. стр.25-29.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 115