Урок по русскому языку для 1 курса СПО на тему Сложное предложение


Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по дисциплине «Русский язык и литература»
по теме «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Преподаватель Гнитий Е.В.
г. Миллерово
2015-2016 уч. Год
Технологическая карта конструирования урока
Тема программы Раздел 6. Синтаксис и пунктуация
ОУДБ. 01. Русский язык и литература
Тема урока Сложное предложение
Цели урока: обучающая способствовать созданию условий для формирования знания и умения различать виды сложных предложений, способы связи между частями сложного предложения; знание правил постановки знаков препинания в сложных предложениях и применение их в практических целях.
развивающая способствовать созданию условий для развития разных видов памяти, аналитического и логического мышления, пунктуационной зоркости и внимания, монологической и диалогической речи, коммуникативных навыков; умения сравнивать и анализировать языковой материал, обобщать.
воспитательная способствовать созданию условий для воспитания интереса к родному языку и учебному предмету, уважения к родному краю, творчеству писателя-земляка; способности к проявлению чувства товарищества, взаимоподдержки.
Методическая цель урока реализация на учебном занятии применения продуктивных методов обучения (игра, групповая работа, использование ИКТ), направленных на активизацию познавательной деятельности студентов на уроке.
Тип урока урок изучения нового материала
Вид урока смешанный
Методы Информационно-иллюстративный, словесный, практический, использования ИКТ, игровой.
Межпредметные связи ОУДБ.10.Экология- темы: «Общая экология», «Социальная экология»
ОУДБ. 05. Основы безопасности жизнедеятельности – тема:
«Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека»
ОУДБ. 01. Русский язык и литература – « Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984)»
Дидактический материал Рабочая тетрадь, карточка- помощник, карточки с правилом, индивидуальными и групповыми заданиямидля обучающихся,
карточки для выполнения домашнего задания
Материально- техническое оснащение Средства ИКТ: ноутбук, доска интерактивная, мультимедийный проектор, электронная презентация, документ Word
Аппаратное программное обеспечение Word. PourPoint.KMPlaerИспользуемые источники http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya.html-теоретический материал
ru.wikipedia.org/wik..._М._А._ШолоховаМетодическая характеристика и особенности проведения урока
Тема «Сложное предложение» входит в ОУДБ.01.Русский язык и литература и занимает важное место при освоении дисциплины. В процессе урока продолжается формирование знаний и умений по предмету.
Выбран наиболее приемлемый для достижения цели тип урока- изучения нового материала.
Урок проводится в нетрадиционной форме, с элементами взаимообучения и соревнования между командами. Технология модерации позволяет значительно повысить результативность и качество урока за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.
Работа на уроке направлена на организацию заинтересованного участия всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого студента, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Современный урок невозможен без использования ИКТ. Медиасредства на этапе мотивации пробуждают интерес, создают стимулы для преодоления трудностей.
Региональный компонент представлен отрывками из произведений М.А. Шолохова и краеведческим материалом.
Используются активные методы и приёмы:
Интерактивная лекция
Мотивационная беседа
Игровой метод
Основные виды деятельности студентов на уроке:
Включение в игровую ситуацию для активизации мыслительной деятельности и формирования практических навыков
Организация работы в группах для формирования навыка коллективной работы, эмоционального и соревновательного духа.
Контроль осуществляется на протяжении всего урока в устной и письменной форме (фронтальная, самостоятельная, взаимооценка).
Технологическая карта конструирования урока

п/п Дидактическая структура урока Методическая структура урока
Задачи Длитель-ность этапа Методы и приемы Формы организации деятельности обучающихсяФункции и основные виды деятельности преподавателя Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Организацион-ный момент. 1.1 Приветствие, проверка готовности студентов к уроку.
Активизировать внимание учащихся
1 мин. Словесный
Фронтальная Организационная:
- организация внимания обучающихсяГотовность учащихся к уроку.
1.2 Формулирование темы и целей урока, актуальность темы, мотивация Обеспечить
Формулирование обучающимися темы и цели урока, восприятие ими важности темы 3 мин. Словесный, наглядный
Фронтальная Ознакомительная , мотивационная Правильностьвосприятия темы и целей урока, наличие мотивации
1.3 Ознакомление с ходом игры- (организационно-ознакомительный момент) Формирование понятия о виде иходе игры 2 мин. Словесный
Фронтальная Ознакомительно-направляющая: преподаватель знакомит с ходом игры Правильность восприятия информации, понимание проблемы
2. Изучение нового материала: Заранее подготовленные учащиеся (по одному человеку от каждой группы ) объясняют новый материал, все остальные в это время заполняют опорный конспект Активизация мыслительной деятельности, формирование новых знаний 15 мин. Словесный, с использованием ИКТ, объяснительно-иллюстративный
Фронтальная Мобилизация
обучающихся,
создание условий для эффективного восприятия материала Формирование
Учебно-познавательной компетенции
3. Закрепление и применение знаний: 3.1 Первичная проверка понимания нового материала- заполнение «слепой схемы» Активизация мыслительной деятельности, самооценка результатов 4 мин. Контроль знаний, письменный опрос с использованием ИКТ. Групповая Создание условий для успешного заполнения схемы, развитие способности обучающихся к самоанализу, самоконтролю Умение анализировать, систематизировать,формирование способности к самооценке
3.2 Практический этап:
-выполнение заданий;
оценка правильности выполнения заданий Закрепление теоретических знаний практическими приемами 40 мин. Практический, игровой , использование ИКТ Индивидуальная, групповая Направляющая, контролирующая, организационная Контроль правильности выполнения задания, объективности оценивания результатов
4. Подведение итогов, оценка деятельности студентов Анализ выполнения работы 5 мин. Словесный
Индивидуальная, групповая Организационная Оценивание правильности выполнения задания
5. Домашнее задание Ориентация обучающихся на дальнейшее обучение 5 мин. Словесный,
использование ИКТ
Фронтальная Направляющая Контроль правильности понимания задания
6. Рефлексия Оценка личной удовлетворенности, полноты решения проблемы урока 5 мин. Словесный, устный опрос
Фронтальная Организационная,
координирующая Выявление личной удовлетворенности результатами
Итого: 80 мин. Ход урока

п/п Этапы урока Время Деятельность преподавателя Деятельность обучающихсяЭСО
1 2 3 4 5 6
1. Организацион-ный момент. 1.1 Приветствие, проверка готовности студентов к уроку.
1 мин. -Добрый день, ребята.
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Я прошу вас не волноваться, работать внимательно, быстро, продуктивно.
Проверка отсутствующих.
Учащиеся приветствуют преподавтеляИнтерктивная доска, проектор,ноутбук1.2 Формулирование темы и целей урока, актуальность темы, мотивация 3 мин. Эпиграфом к нашему уроку я выбрала народную мудрость: «Золото добывают из земли, а знания – из книг».
24 мая 1905 года в хуторе Кружилине,недалеко от станицы Вешенской, родился М. А. Шолохов.Совсем недавно исполнилось 111 лет со дня его рождения. Мы будем использовать материал из его произведений. Сегодня на уроке мы будем добывать и закреплять новые знания из книг нашего великого земляка. А о чём мы будем говорить , вы узнаете, когда проанализируете предложения, записанные на доске:.
1. Пленная турчанка сторонилась родных Прокофия, и старик Мелехов вскоре отделил сына.
2. Шепотомгутарили по хутору , что Прокофьева жена ведьмачит.
3. Над самой крышей лопнул гром, осколки покатились за Дон.
- Из какого произведения М.А. Шолохова эти предложения?
- Определите тип предложения по количеству основ.
- Сформулируйте тему урока.
Тема нашего урока: «Сложное предложение»
Цель урока: научиться определять вид сложного предложения, расставлять в нём знаки препинания, строить схему сложного предложения.
Определение цели урока
Знатьвиды сложных предложений
уметь расставлять в нём знаки препинания
научитьсястроить схему сложного предложения.
Слушают выступающего
преподавателя,
отвечают на вопрос и одновременно формулируют тему урока «Сложное предложение». После чего совместно с учителем формулируют цели урока, делают
записи темы 1.3 Ознакомление с ходом игры- (организационно-ознакомительный момент) 2 мин. -Ребята, вы обратили внимание, что мы сегодня изменили интерьер нашей аудитории. Вся группа разделена на 3 команды. Вам было предложено выбрать капитанов команд. Капитаны, представьтесь. Далее работа будет проводиться в командах. Команды будут называться по типу существующих сложных предложений: ССП, СПП, БСП.
- В конце урока итоги работы мы будем подводить с использованием таблицы, в которой будет учитываться ваша оценка за индивидуальное задание, капитан выставит оценку, учитывая активность каждого участника на уроке, и последнюю оценку выставлю я. Таким образом, из суммы 3-х оценок получится средняя оценка, которую вы получите за урок.
Слушают выступающего
Преподавателя, запоминают правила 2. Изучение нового материала: Заранее подготовленные учащиеся (по одному человеку от каждой группы ) объясняют новый материал, все остальные в это время заполняют опорный конспект 15 мин. -Ребята, для успешной реализации целей урока давайте изучим теоретический материал.
-Во время объяснения заполните пропуски в опорных конспектах.
(Заранее подготовленные учащиеся (по одному человеку от каждой группы ) объясняют новый материал, все остальные в это время заполняют опорный конспект.)
Слушают выступающих, заполняют опорный конспект
3. Закрепление и применение знаний: 3.1 Первичная проверка понимания нового материала- заполнение «слепой схемы» 4 мин. 1. -Предлагаю провести соревнование между командами.
Заполните «слепую схему» , используя опорные конспекты. Даю 3 минуты на выполнение задания. Кто выполнит, поднимите руку.
Победила команда …. . Она получает жетон.
Заполняют схему
3.2 Практический этап:
-выполнение заданий;
оценка правильности выполнения заданий 40 мин. 2. – Перейдём к следующему заданию.
Определи тип сложного предложения.
Это задание позволит каждому члену команды внести свой вклад в общую копилку баллов. Подпишите фамилию и инициалы, заполните таблицу , сдайте работы капитану команды. На выполнение задания дается 7 минут. Прочитайте внимательно предложение, поставьте знак + в графе , которая соответствует типу предложения.
№ Предложения ССП СПП БСП
1 Григорий искоса глянул под ноги: вода клехтала у грядушки саней. 2 Григорий вернулся из Миллерова, куда отвозил Евгения, в вербное воскресенье. 3 За ночь могло ещё больше прибыть воды, и Григорий решил переправиться. 4 Через спины лошадей перекатами шла вода, сани колыхало и стремительно тянуло назад. 5 Жирным косым квадратом лежала деляна, та, что осенью пахал он с Натальей. 6 Григорий хотел повернуть обратно, но лошади сорвались и , всхрапнув, поплыли. Ф.И.___________________________
3. Взаимопроверка и подсчёт баллов.
Капитаны команд, обменяйтесь работами. Проверьте работы соперников. Правильные ответы на слайде, исправьте ошибки, поставьте оценку по шкале.
Критерии оценки:
0 ош-5
1 ош-4
2-3 ош-3
4 и более -2
Сложите все оценки , общее число баллов напишите на жетоне и отдайте команде, заработавшей эти баллы.
-Большее количество баллов за это задание получает команда ….
4.- Теперь усложним задание. Работу вы будете выполнять всей командой.
Определите, каких знаков препинания не хватает в предложениях ?Расставьте их. Подчеркните грамматические основы предложений. Составьте схемы. Кто первым будет готов выполнить задание на доске, поднимите руку.
Ночью полил такой сильный дождь что мы все промокли насквозь.
На перевале оглянулась назад внизу лежал залитый солнечным половодьем хутор.
Григорий вгляделся по направлению звука у сосны полулежал человек.
В руках у Щукаря неожиданно появился кнут но он не успел взмахнуть им.
Итак, за это задание получает жетон команда ….
5. Конструирование предложений.
-Мы проделали с вами большую работу по изучению сложных предложений. Предлагаю попробовать сконструировать предложения, используя материалы , связанные с именем М.А. Шолохова.
Казачьи курени было принято крыть камышом, потому что …
Широко и спокойно несёт свои воды Дон: [ пояснение ].
Осень пришла в станицу Вешенскую внезапно – [ следствие ].
В доме Шолоховых кабинет Михаила Александровича располагался на втором этаже, а …
Памятник М.А. Шолохову установлен в городе Миллерово: [ причина].
-Самый удачный вариант получился у …. (дется жетон)
-Давайте подведем итог, у кого больше всего жетонов за это задание?
6. – Давайте закрепим изученный материал при помощи теста.
1. С крыши капало, серебрились сосульки, дегтярными полосками чернели на карнизе следы стекавшей когда-то воды.
А.ССП
Б.СПП
В.БСП
2. Каким средством связи соединены части сложного предложения:Дул сильный ветер, летела пыль, деревья раскачивались и скрежетали…
А. интонация
Б. сочинительный союз
В. подчинительный союз
3. Григорий побледнел: тронул отец незарубцованную рану.
А)Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Б)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
В)Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
Г) Вторая часть БСП указывает на причинутого, о чем говорится в первой части.
4.Часа в четыре погода начала портиться: с востока стал надвигаться туман, степь сильно волновалась.
А)Вторая часть БСП распространяет и поясняет содержание первой части.
Б)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
В)Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
Г) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
5. Во двор набежали пехотинцы, а возле ворот остановилась двуколка телефонистов.
А.ССП
Б.СПП
В.БСП Слушают, смотрят на доску, запоминают, заполняют таблицу
Обменивают-ся работами с соперниками, Проверяют работы соперников по эталону ответов, подсчитыва-ют результат
Студенты группами по 7-8 человек выполняют задание, оформляют готовые ответы на интерактив-ной доске
Составляют и озвучивают предложения, слушают варианты, придуманные соперниками,работают в команде
Решают тест 4. Подведение итогов, оценка деятельности студентов 5 мин. - Какие виды сложных предложений вы знаете?
- Какие знаки препинания разделяют части сложного предложения?
Выставление оценок
Отвечают на вопросы, слушают 5. Домашнее задание 5 мин. Напишите небольшое сочинение на тему «Профессия, которую я выбрал».
Используйте сложные предложения с различными видами связи.
Пусть эпиграфом для вас будут слова классика персидской литературы Фирдоуси:
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди
Себя приучи не страшиться труда:
Труд с разумом, с честью
В согласии всегда. Задаютвопросы, записывают. 6. Рефлексия 5 мин. Допишите предложение-рефлексию:
Я понял: (дополнение).
Мне не все понятно: (пояснение, что именно?)
Я не совсем справился с заданиями: (причина)
Ухожу с урока в хорошем настроении: (причина).
Отвечают на вопросы Итого: 80 мин. Ход урока:
I. Организационный момент.-Добрый день, ребята.
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Я прошу вас не волноваться, работать внимательно, быстро, продуктивно.
Проверка отсутствующих.
II. Выявление темы и целей урока
Эпиграфом к нашему уроку я выбрала народную мудрость: «Золото добывают из земли, а знания – из книг».
24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском, недалеко от станицы Вешенской, родился М. А. Шолохов .Совсем недавно исполнилось 111 лет со дня рождения писателя.. Сегодня на уроке мы будем добывать и закреплять новые знания из книг нашего великого земляка, используя материалы из его произведений. А о чём мы будем говорить , вы узнаете, когда проанализируете предложения, записанные на доске:.
1. Пленная турчанка сторонилась родных Прокофия, и старик Мелехов вскоре отделил сына.
2. Шепотом гутарили по хутору , что Прокофьева жена ведьмачит.
3. Над самой крышей лопнул гром, осколки покатились за Дон.
- Из какого произведения М.А. Шолохова эти предложения?
- Определите тип предложения по количеству основ.
- Сформулируйте тему урока.
Тема нашего урока: «Сложное предложение». Давайте запишем ее в тетрадь.
Цели урока: Знатьвиды сложных предложений, уметь расставлять в нём знаки препинания, научитьсястроить схему сложного предложения.
-Ребята, вы обратили внимание, что мы сегодня изменили интерьер нашей аудитории. Вся группа разделена на 3 команды. Вам было предложено выбрать капитанов команд. Капитаны, представьтесь. Далее работа будет проводиться в командах. Команды будут называться по типу существующих сложных предложений: ССП, СПП, БСП.
- В конце урока итоги работы мы будем подводить с использованием таблицы, в которой будет учитываться ваша оценка за индивидуальное задание, капитан выставит оценку, учитывая активность каждого участника на уроке, и последнюю оценку выставлю я. Таким образом, из суммы 3-х оценок получится средняя оценка, которую вы получите за урок.
II. Изучение нового материала
-Ребята, для успешной реализации целей урока давайте изучим теоретический материал.
-Во время объяснения заполните пропуски в опорных конспектах.
(Заранее подготовленные учащиеся (по одному человеку от каждой группы ) объясняют новый материал, все остальные в это время заполняют опорный конспект.)
Сложные предложения – это предложения, состоящие из нескольких ________________.
Основными средствами связи простых________________ в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).
В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на__________________ и __________________. Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и _____________________.
Сложносочинённые предложения (ССП) – это _________ предложения, в которых _______________ предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.
Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению
• Соединительные (со значением одновременности, последовательности, причины и следствия), средства связи: союзы и, ни ... ни, да (в значении и);• Разделительные (со значением несовместимости, чередования, взаимоисключения), средства связи: союзы или, либо, ли ... ли, то ... то, толи ... толи, не то ... не то;• Противительные, средства связи: союзы а, но, да (в значении но), однако, зато;• Сопоставительные, средства связи: союз а;
• Присоединительные, средства связи: союзыда и, также, а также, тоже.)1)БСП-такое_____________, которое состоит из _________________________,   связанных друг с другом по ___________, при помощи _______________ и без _____________________.
2)По смысловым отношениям   БСП близки к __________________________.
3) БСП , которые выражают отношения одновременности и последовательности, могут заменяться близкими по смыслу __________________ с союзом _____.
4)Между предложениями, входящими в состав бессоюзных сложных предложений,   ставится _____________, если в них перечисляются какие-то факты. Для подчеркивания смысловой самостоятельности простых предложений   ставится ________________.
5)БСП, в которых простые предложения вступают в отношения противопоставления (сопоставления), могут заменяться близкими по смыслу _______________предложениями с союзами ______________.
1) Сложноподчинённые предложения (СПП) – это_________________, в которых есть _______________ предложение и одно или несколько ________________ предложений.
2) Придаточные предложения _______________ главному и отвечают на вопросы членов предложения;
это __________ предложения, части которых неравноправны: одна ____________ от другой. Они соединены _____________________ синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: _______________ союзами и союзными словами.
3) Придаточные предложения отделяются от главного ____________. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного запятыми с____________ сторон. Типы придаточных предложений _______________, __________________, ___________________.
III. Закрепление и применение знаний.
Первичная проверка понимания нового материала
1.«Слепая схема»
-Предлагаю провести соревнование между командами.
Заполните «слепую схему», используя опорные конспекты. Даю 3 минуты на выполнение задания. Кто выполнит, поднимите руку.
Сложное предложение

Расскажите, как вы заполнили схему. Остальных я прошу свериться с эталоном ответа и исправить ошибки, ели они есть.
Победила команда …. . Она получает жетон.
2. – Перейдём к следующему заданию.
Определи тип сложного предложения.
Это задание позволит каждому члену команды внести свой вклад в общую копилку баллов. Подпишите фамилию и инициалы, заполните таблицу , сдайте работы капитану команды. На выполнение задания дается 7 минут. Прочитайте внимательно предложение, поставьте знак + в графе , которая соответствует типу предложения.
№ Предложения ССП СПП БСП
1 Григорий искоса глянул под ноги: вода клехтала у грядушки саней. 2 Григорий вернулся из Миллерова, куда отвозил Евгения, в вербное воскресенье. 3 За ночь могло ещё больше прибыть воды, и Григорий решил переправиться. 4 Через спины лошадей перекатами шла вода, сани колыхало и стремительно тянуло назад. 5 Жирным косым квадратом лежала деляна, та, что осенью пахал он с Натальей. 6 Григорий хотел повернуть обратно, но лошади сорвались и , всхрапнув, поплыли. Ф.И.___________________________
3. Взаимопроверка и подсчёт баллов.
Капитаны команд, обменяйтесь работами. Проверьте работы соперников.Правильные ответы на слайде, исправьте ошибки, поставьте оценку по шкале.
Критерии оценки:
0 ош-5
1 ош-4
2-3 ош-3
4 и более -2
Сложите все оценки , общее число баллов напишите на жетоне и отдайте команде, заработавшей эти баллы.
-Большее количество баллов за это задание получает команда ….
4.- Теперь усложним задание. Работу вы будете выполнять всей командой.
Определите,каких знаков препинания не хватает в данных предложениях ?
Расставьте их.Подчеркните грамматические основы предложений. Составьте схемы.Кто первым будет готов выполнить задание на доске, поднимите руку.
Ночью полил такой сильный дождь что мы все промокли насквозь.
На перевале оглянулась назад внизу лежал залитый солнечным половодьем хутор.
Григорий вгляделся по направлению звука у сосны полулежал человек.
В руках у Щукаря неожиданно появился кнут но он не успел взмахнуть им.
Итак, за это задание получает жетон команда ….
5. Конструирование предложений.
-Мы проделали с вами большую работу по изучению сложных предложений. Предлагаю попробовать сконструировать предложения, используя материалы , связанные с именем М.А. Шолохова.
Казачьи курени было принято крыть камышом, потому что …
Широко и спокойно несёт свои воды Дон: [пояснение ].
Осень пришла в станицу Вешенскую внезапно – [следствие ].
В доме Шолоховых кабинет Михаила Александровича располагался на втором этаже, а …
Памятник М.А. Шолохову установлен в городе Миллерово: [причина].
-Самый удачный вариант получился у …. (дется жетон)
-Давайте подведем итог, у кого больше всего жетонов за это задание?
6. – Давайте закрепим изученный материал при помощи теста.
1. С крыши капало, серебрились сосульки, дегтярными полосками чернели на карнизе следы стекавшей когда-то воды.
А.ССП
Б.СПП
В.БСП
2. Каким средством связи соединены части сложного предложения:Дул сильный ветер, летела пыль, деревья раскачивались и скрежетали…
А. интонация
Б. сочинительный союз
В. подчинительный союз
3. Григорий побледнел: тронул отец незарубцованную рану.
А)Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Б)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
В)Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
Г) Вторая часть БСП указывает на причинутого, о чем говорится в первой части.
4.Часа в четыре погода начала портиться: с востока стал надвигаться туман, степь сильно волновалась.
А)Вторая часть БСП распространяет и поясняет содержание первой части.
Б)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
В)Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
Г) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
5. Во двор набежали пехотинцы, а возле ворот остановилась двуколка телефонистов.
А.ССП
Б.СПП
В.БСП
(ключ к тесту: 1В, 2А, 3Г, 4А, 5А)
- Кто готов , кто готов записать ответы? Проверьте правильность выполнения работы.
IV. Подведение итогов урока.
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- Какие знаки препинания разделяют части сложного предложения?
Выставление оценок
Фамилии участников Моя оценка за урок Оценка командира группы за урок Оценка учителя за урок
V. Домашнее задание
Напишите небольшое сочинение на тему «Профессия, которую я выбрал».
Используйте сложные предложения с различными видами связи.
Пусть эпиграфом для вас будут слова классика персидской литературы Фирдоуси:
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди
Себя приучи не страшиться труда:Труд с разумом, с честью
В согласии всегда.
VI. Допишите предложение-рефлексию:
Я понял: (дополнение).
Мне не все понятно: (пояснение, что именно?)
Я не совсем справился с заданиями: (причина)
Ухожу с урока в хорошем настроении: (причина).
Приложения
Сложные предложения – это предложения, состоящие из нескольких ________________.
Основными средствами связи простых________________ в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).
В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на__________________ и __________________. Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и _____________________.
Сложносочинённые предложения (ССП) – это _________ предложения, в которых _______________ предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.
Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению
• Соединительные (со значением одновременности, последовательности, причины и следствия), средства связи: союзы и, ни ... ни, да (в значении и);• Разделительные (со значением несовместимости, чередования, взаимоисключения), средства связи: союзы или, либо, ли ... ли, то ... то, толи ... толи, не то ... не то;• Противительные, средства связи: союзы а, но, да (в значении но), однако, зато;• Сопоставительные, средства связи: союз а;
• Присоединительные, средства связи: союзыда и, также, а также, тоже.)1)БСП-такое_____________, которое состоит из _________________________,   связанных друг с другом по ___________, при помощи _______________ и без _____________________.
2)По смысловым отношениям   БСП близки к __________________________.
3) БСП , которые выражают отношения одновременности и последовательности, могут заменяться близкими по смыслу __________________ с союзом _____.
4)Между предложениями, входящими в состав бессоюзных сложных предложений,   ставится _____________, если в них перечисляются какие-то факты. Для подчеркивания смысловой самостоятельности простых предложений   ставится ________________.
5)БСП, в которых простые предложения вступают в отношения противопоставления (сопоставления), могут заменяться близкими по смыслу _______________предложениями с союзами ______________.
1) Сложноподчинённые предложения (СПП)– это_________________, в которых есть _______________ предложение и одно или несколько ________________ предложений.
2) Придаточные предложения _______________ главному и отвечают на вопросы членов предложения;
это __________ предложения, части которых неравноправны: одна ____________ от другой. Они соединены _____________________ синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: _______________ союзами и союзными словами.
3) Придаточные предложения отделяются от главного ____________. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного запятыми с____________ сторон. Типы придаточных предложений _______________, __________________, ___________________.
Определи тип сложного предложения.
Это задание позволит каждому члену команды внести свой вклад в общую копилку баллов. Подпишите фамилию и инициалы, заполните таблицу , сдайте работы капитану команды. На выполнение задания дается 7 минут. Прочитайте внимательно предложение, поставьте знак + в графе , которая соответствует типу предложения.
№ Предложения ССП СПП БСП
1 Григорий искоса глянул под ноги: вода клехтала у грядушки саней. 2 Григорий вернулся из Миллерова, куда отвозил Евгения, в вербное воскресенье. 3 За ночь могло ещё больше прибыть воды, и Григорий решил переправиться. 4 Через спины лошадей перекатами шла вода, сани колыхало и стремительно тянуло назад. 5 Жирным косым квадратом лежала деляна, та, что осенью пахал он с Натальей. 6 Григорий хотел повернуть обратно, но лошади сорвались и , всхрапнув, поплыли. Ф.И.___________________________
Тест
1. С крыши капало, серебрились сосульки, дегтярными полосками чернели на карнизе следы стекавшей когда-то воды.
А.ССП
Б.СПП
В.БСП
2. Каким средством связи соединены части сложного предложения:Дул сильный ветер, летела пыль, деревья раскачивались и скрежетали…
А. интонация
Б. сочинительный союз
В. подчинительный союз
3. Григорий побледнел: тронул отец незарубцованную рану.
А)Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Б)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
В)Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
Г) Вторая часть БСП указывает на причинутого, о чем говорится в первой части.
4.Часа в четыре погода начала портиться: с востока стал надвигаться туман, степь сильно волновалась.
А)Вторая часть БСП распространяет и поясняет содержание первой части.
Б)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
В)Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
Г) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
5. Во двор набежали пехотинцы, а возле ворот остановилась двуколка телефонистов.
А.ССП
Б.СПП
В.БСП
Домашнее задание
Напишите небольшое сочинение на тему «Профессия, которую я выбрал».
Используйте сложные предложения с различными видами связи.
Пусть эпиграфом для вас будут слова классика персидской литературы Фирдоуси:
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди
Себя приучи не страшиться труда:
Труд с разумом, с честью
В согласии всегда.
Определите, каких знаков препинания не хватает в данных предложениях ?Расставьте их. Подчеркните грамматические основы предложений. Составьте схемы. Кто первым будет готов выполнить задание на доске, поднимите руку.
Ночью полил такой сильный дождь что мы все промокли насквозь.
На перевале оглянулась назад внизу лежал залитый солнечным половодьем хутор.
Григорий вгляделся по направлению звука у сосны полулежал человек.
В руках у Щукаря неожиданно появился кнут но он не успел взмахнуть им.
Фамилии участников Моя оценка за урок Оценка командира группы за урок Оценка учителя за урок
Фамилии участников Моя оценка за урок Оценка командира группы за урок Оценка учителя за урок
Фамилии участников Моя оценка за урок Оценка командира группы за урок Оценка учителя за урок
Сложное предложение