Эссе на тему Миссия учителя (конкурс учитель года)
Эссе
«Миссия учителя»
учителя начальных классов
МОУ «Дмитриевская СОШ»
Сурниной Светланы Александровны
Великий Сократ говорил, что все профессии в мире от людей и только три от Бога – это учитель, врач, судья. Самая мирная из них – профессия учителя.
По словарю С.И.Ожегова, миссия – «ответственное задание, роль, поручение». Я выбираю себе профессию, а, оказывается, получаю «ответственное задание». И от того, как я буду выполнять это поручение, зависит и отношение окружающих к ней и ко мне: или «глаголом жги сердца людей» (по Пушкину), или «в меня все ближние мои бросали бешено каменья» (по М.Лермонтову). Вот не удержалась от высокопарности. Но, согласитесь, учитель – это не просто «роль, поручение», это, в первую очередь, предназначение. Вот почему наша профессия накладывает на нас большую ответственность.
Свою профессию я выбирала по велению сердца – уж очень я любила учиться! Поэтому, когда пришло время выбирать, не задумываясь, пошла в педагогический. Не сразу пришло понимание, что учитель – это не только стоять у доски с указкой и рассказывать детям о морях и горах, буквах и задачах. Быть учителем – настоящий труд. Это желание и умение помочь ребенку стать человеком, воспитать в нем личность, развить таланты, побудить тягу к знаниям, сформировать жизненные принципы – то есть подготовить к увлекательному плаванию по тому удивительному морю, которое называется «жизнь».
Профессия учителя всегда востребованная, вечная. И каждый раз время предъявляет все больше требований к педагогу. Печатные издания, ведущие популярных телепередач привлекают широкий круг неравнодушных людей для обсуждения вопросов образования. И тогда неизбежно встает вопрос: каким должен быть учитель? Быть образованным, обладать специальными знаниями в различных областях науки? Несомненно. Знать современные технологии? Безусловно. Не только быть культурным, но и быть образцом, пропагандировать своим образом жизни эту внутреннюю культуру? Бесспорно.
Но меня немного настораживает, когда такие обсуждения сводятся к «освоению новых технологий». Конечно, учитель всегда идет в ногу со временем, он постоянно должен пополнять свои знания. Меня это не пугает, не останавливает: учиться я люблю, хочу и умею. Меняется мир, меняются дети, а значит должны меняться и технологии обучения. Современному учителю важно уметь находить пути решения новых задач, стоящих перед обществом, быть в постоянном поиске новых идей, способов и приёмов. В связи с новым образовательным стандартом, учитель должен научить учиться самостоятельно. Известно, что умение самостоятельно добывать знания формируется в процессе самой деятельности. Поэтому на уроках много времени отводится самостоятельной работе, а ученики часто бывают в роли исследователей. Кроме того, чтобы ребенок захотел что-то узнать и чему-то научиться, он должен отчетливо понимать значимость учебной деятельности, знать, как знания могут пригодиться в жизни.
Я всё чаще и чаще в последнее время с любовью и уважением вспоминаю своих учителей – учителя математики и одновременно нашего классного руководителя Пирязеву Наталью Викторовну, преподавателей университета Елену Годфридовну и Евгения Григорьевича Воронковых (кафедра анатомии и физиологии человека). Кроме глубоких и прочных знаний, привили мне эти уникальные мастера своего дела умение в любых ситуациях оставаться собой, иметь активную жизненную позицию, радоваться каждому прожитому дню, общаться с интересными людьми и получать от этого удовольствие. Я уверенно смотрю в будущее. Я уважаю наши традиции, горжусь своей страной. А разве не этого мы добиваемся теперь, работая по ФГОС? Да, мы должны и будем идти вперед. И наше движение будет уверенным, если сегодняшние передовые идеи будут основываться на традициях «старой школы», нашей, отечественной школы.
Моя миссия как учителя начальных классов состоит в том, чтобы найти тропинку к ученику, ведь каждый ребенок неповторим, индивидуален, талантлив. Учитель начальных классов – не просто учитель, он как мама, которая всегда одинаково внимательна к каждому ученику, которая способна даже самого безразличного ученика убедить в том, что он, именно он, уникален, талантлив. Нужно только отыскать, ухватить ту струнку души ребенка, которая отзовется и зазвучит по-новому.
Педагогическая терминология меняется из года в год, появляются новые технологии обучения, и учитель может быть не с мелом у доски, а в стороне, в качестве помощника, тьютора, соратника. В течение урока он будет немногословен. Всё это - приемы, методы, средства. Это не суть. Главным остается отношение, преданность своему делу и любовь к детям. И я уверена, что, подарив ученику свою любовь, мы научим его находить любовь в этом мире, научим видеть прекрасное и доверять самому себе и окружающим его людям.
Вот тут на первый план выходят личностные качества учителя: его трудолюбие и энергия, неравнодушное отношение к труду, ради которого он каждый день с радостью спешит в школу. Эти качества передаются детям и проявляются в их деятельности на уроке. Учение – это великий тяжелый умственный труд, постоянные усилия – понять, запомнить, научиться решать, усвоить….. И этот труд должен быть радостным! Совсем не обязательно, чтобы каждый урок был занимательным и развлекательным. Необходимо, чтобы ребенок видел свой рост, движение в постижении трудного – вот в чем радость! Мне важно разбудить мысль ребенка, дать ему возможность гордиться собой.
И тут я не могу не сказать слов благодарности родителям своих учеников. Я рада, что мы нашли общий язык, одинаково понимаем цели образования и свою миссию в воспитании наших малышей. Отношения с родителями своих учеников строю на основе доверия, взаимопонимания, уважения. Сотрудничество приносит свои плоды: у нас интересная, насыщенная жизнь, свои традиции, мы не устаем учиться друг у друга. Обязательно празднуем дни рождения, ходим на экскурсии в лес, зимой катаемся с горы, выезжаем в музеи, в этом году на теплоходе совершили экскурсию по Телецкому озеру. По вечерам, уже без детей, встречаемся на волейбольной секции, на репетициях в клубе, вместе принимаем участие в мероприятиях села, выступаем на концертах.
Учитель – это особый склад души и ума. Учитель – это ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством и творческим потенциалом. Тем, кто выбрал для себя профессию учителя, приходится невероятно трудно в течение всего пути, потому что, стремясь сделать счастливым других, нужно не забыть о своих близких.
Учитель создает завтрашний образ, завтрашний лик нашей планеты. И, может быть, земля станет безликой, серой и безжизненной, а может быть, — зеленой, живой, сияющей. Значит, труд учителя в сегодняшней жизни должен восприниматься и оцениваться как миссия. Миссия — великий труд на благо человечества.
Я строю свою жизнь так, чтобы достойно носить имя Учителя. И каждый мой день – это очередной шаг к этому высокому званию.
Упала с неба капля дождевая,
Всего минуту, может, прожила.
И, все же, век короткий доживая,
Она травинку напоить смогла,
Да так, что та окрепла, осмелела
И в рост пошла, как люди ходят в путь.
Вот так и нам суметь бы жизнью всей и делом
Пролиться каплей для кого-нибудь.
(Г.Володин)