Инновационные технологии в логопедической работе учителя-логопеда Коньковой Вероники Геннадьевны.


Инновационные технологии в логопедической работе учителя-логопеда Коньковой Вероники Геннадьевны.
(Слайд№1)
Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребёнка в школе, поэтому основной задачей учителя – логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку.
Обследование устной речи младших школьников позволяет представить полную картину речевого нарушения, его глубину, вынести точное и полное логопедическое заключение и выбрать оптимальную методику его коррекции, направленную на предупреждение вторичных отклонений в письме и чтении. Для каждого учащегося. посещающего логопедические занятия, составляется речевой профиль, отражающий состояние всех сторон речевой деятельности, Это помогает в конце учебного года оценить эффективность логопедического сопровождения учеников.
Большинство школьников, поступающих на логопедические пункты, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера.
Слайд№2
Диагностическая деятельность
После обследования, проведенного с 1 по15 сентября 2014 года, было выявлено среди учащихся начальной школы 93 ребенка, нуждающихся в логопедической помощи. Из этого количества детей были зачислены для посещения логопедического пункта 71 человек со следующими диагнозами: ФН, ФФН, НОНР, и 22 учащихся поставлены на очередь. В течение года дети поставленные на очередь по освобождению мест включались в группы. А так же в течении года с родителями всех детей проводились консультации.
Слайд№3
На основании проведенной диагностики были скомплектованы 14 групп, для оказания логопедической и коррекционной помощи. В каждую группу входили дети со сходными нарушениями, группа состояла из 5-6 человек.
5 групп - классы предшколы, 18 учащихся с ФН и ФФН – выпускаю 9уч.
6 групп – 1-е классы, 27 учащихся с ФФН и ФН, Моторная эфферентная алалия, НОНР- выпускаю16уч
1 группа – 2-е классы, 8 учащихся, дисграфия с НОНР- выпускаю 5 уч.
1 группа – 3 – классы,7 учащихся, дисграфия с ФФНР- выпускаю 4уч.
1 группа – индивидуальные занятия, 2-й класс и с КПП - 2 учащихся с диагнозом дизартрией – оставлены для продолжения занятий на следующий год.
В сентябре, январе было составлено и утверждено расписание логопедических занятий.
Слайд№4
В моей работе помогает постоянное взаимодействие специалистов при коррекции нарушений устной и письменной речи у детей. Это специалисты: воспитатели КПП, учителя начальных классов, педагог – психолог, учителя музыки , учителя физкультуры, и медицинский персонал. Все они помогает мне оптимизировать мою работу с детьми логопатами, это можно увидеть на схеме.
Слайд№5
С целью взаимосвязи с другими специалистами осуществлялись следующие мероприятия:
По запросам педагогов были проведены беседы с родителями первых классов и будущих первоклассников на родительских собраниях «О значении работы логопедической службы в школе», «Предпосылки обучения грамоте», В течение года проводилась очень тесная работа с учителями первых классов по выявлению детей с проблемами в речевом развитии и обучении их на логопункте. Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов с актуальными темами:«Оптическая дисграфия»(с показом видеофильма)«Развитие орфографической зоркости»
В хожу в состав творческой группы учителей начальных классов – руковордитель Першина Светлана НиколаевнаСлайд№6
Учителя, родители и логопед контролировали посещение детьми логопедических занятий. Учителя учитывали в своей работе рекомендации логопеда.
Слайд№7,8
Использование инновационных технологии в моей работе: служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Слайд№9
Инновационные технологии в школьном логопункте( стенд на слайде).
Слайд№10
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С УЧАМИСЯ ВСЕХ ГРУПП.
арт - терапевтические технологии;
современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
современные технологии сенсорного воспитания;
телесноориентированные техники;
«Су – Джок» – терапия;
информационные технологии.

Слайд№11,
«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Слайд№12
Виды арт-терапии:
Вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах) игра на губной гармошке , флейте, дудочке.
Слайд№13
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки мною он применяется для релаксации ребенка в прослушивании классической музыки и музыкой природы.
Слайд№14
А так-же элементы музыкотерапии использую во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики. Используется этот метод во все группах.
Слайд№15
Современные технологии сенсорного восприятия - это
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Эти упражнения вставляю в свои занятия при утрате детей активности и внимательности.
Они способствуют:
• развивают мозолистое тело,
• повышают стрессоустойчивость,
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания,
• облегчают процесс чтения и письма,
• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.Слайд№16
Кинезиотерапия ( логоритмика) Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логоритмика применятся давно в логопедической работе, разработаны компьютерные программы и литература. Дети КПП и 1-классы очень любят заниматься логоритмикой.
Слайд№17
Изо-терапия (нетрадиционные техники рисования)
Техники изо-терапии, используемые для развития речи:
Мною применяются два вида изо-терапии,с учащимися КПП и первых классов, в летний период на школьной площадке.
• техника «кляксография»;
• техника «оттиск пробками»;
Слайд№18
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Мною строится логопедическое занятие на основе той или иной сказки, например « Три поросенка», «12-Месяцев» и т.д.
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.
Слайд№19
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, на занятиях КПП и 1 классов.
Слайд№20
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Этот прием использую с учащимися 2-3 классов
Мнемотехника помогает в развитии:
• связной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Слайд № 21
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Слайд № 22Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Слайд № 23
Креативная игротерапия – один из методов это песочная терапия, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы. Проводится в КПП 1-х классов
Слайд № 24,25
Песочная терапия способствует:
• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
• обогащению словарного запаса;
• развитию связной речи;
• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
• развитию фантазии и образного мышления.
Слайд № 26
Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности, использую на занятиях все групп.
Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Слайд № 27
Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.
Эту терапию применяю в летний период т.к запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.
Слайд№28
Телесноориентированные техники:
Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.
Слайд№29
• биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Эта техника также используется на логопедических занятиях и является основной в моей работе, с учащимися все групп.
Слайд№30
Логопедический массаж
Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.
К основным видам логопедического массажа относятся:
Классический ручной
Точечный
Аппаратный
На своих занятиях я использую ручной и точечный массаж, для этого я применяю массаж зондами, зондозаменителями для постановки звуков и восстановления мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Логопедический массаж я применяю в работе с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, ринолалия, ДЦП) с детьми на индивидуальных занятиях.
Слайд№31
Для развитие мелкой моторики применяю такие виды массажа и со всеми группами учащихся:
массаж ладонных поверхностей стеклянными разноцветными шариками; Слайд№32
прищепочный массаж; Слайд № 33
массаж орехами, каштанами; Слайд №34
массаж шестигранными карандашами; Слайд №35
массаж « Су-Джок» - терапии. Слайд № 36-37
массаж резиновыми ковриками. Слайд №38
Слайд№39
Возможности использования ИКТ в логопедии:
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видео средства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Слайд № 40
Как уже было сказано, для проведения коррекционно-логопедических занятий используется дидактический материал. Это готовый образовательный ресурс в виде лицензированных обучающих программ («Гарфилд», «Баба Яга учится читать», «Игры для Тигры», «Пропись», «Физминутки», «Упражнения для глаз» и др.) и самостоятельно разработанный  инструментарий (презентации, логопедические тренажеры). 
Использование  компьютерных игр, тренажеров  со звуковыми эффектами, анимацией активизирует деятельность учащихся на занятии. Используемый продукт, кроме того, предусматривает ненавязчивый и необидный для детей контроль (звуковой, зрительный), а также дает возможность создать игровую или соревновательную ситуацию на занятии.
Таким образом, компьютерные средства обучения открывают большие возможности для более эффективной организации коррекционно-образовательной  деятельности специальных педагогов и коррекционно-образовательного процесса в целом.
Слайд№41
Вывод:
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Слайд №42
Спасибо за внимание! (Слайд-шоу прилагается)