Разработка урокаИ. Токмакова«Аля, Кляксич и буква А». Понятие «действующие лица». Деление текста на части, составление картинного плана.
Литературное чтение
Урок 94
И. Токмакова«Аля, Кляксич и буква А». Понятие «действующие лица». Деление текста на части, составление картинного плана. (с. 9-10)
Цели деятельности педагога: продолжить совершенствовать умение читать целыми словами; ввести понятия «действующие лица», «герой»; научить делить текст на части и составлять картинный план произведения; создать условия для развития речевых умений, творческих способностей, воображения, памяти.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение читать вслух плавно по слогам и целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения.
Личностные: наличие интереса к учебному труду; умение оценивать свои поступки и поведение в школе и дома.
Метапредметные(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев, делить текст на части и составлять картинный план.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: умение формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнение других людей.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная;объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: алфавит; касса букв; ребусы; иллюстрации к произведениям; рисунки для картинного плана; карточки с играми; словари по русскому языку; портреты поэтов и писателей.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса; формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов.
Учитель читает стихотворение:
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости,
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
Литературия*.
II. Актуализация знаний.
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные УУД: уметь формулировать своё мнение и позицию.
1. Игра «Узнай букву».
Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ объекта с выделением признаков, понимать и интерпретировать знаки, символы, сравнивать иллюстрации, рисунки с содержанием и названием литературного произведения.
Учитель открывает рисунок на доске.
Заранее подготовленный учащийся читает стихотворение о буквах:
Буквы, буквы, буквочки,
Эй, эй, эй!
Ваши дверцы запирал
Чародей.
Кто умеет отпирать
Тридцать три замка,
В эту книжку заходи –
Вот моя рука.
Я. Балтвилкс
– Узнайте на рисунке буквы и назовите их.
III. Постановка цели урока.
Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста, находить объяснение незнакомых слов в словаре учебника.
Эвристическая беседа.
– По первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово.
Ответ: сказка.
– Любите ли вы сказки?
– Какие сказки вы читали сами?
– Что происходит в сказках?
– Какие действующие лица обычно бывают в сказках?
Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль). Наиболее распространённые виды сказок – волшебные, сказки о животных, авантюрные, бытовые.
Персонаж (лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо в художественном (в том числе и литературном) произведении.
– Назовите героев, действующие лица стихотворения В. Данько «Загадочные буквы». (Буквы.)
– Сегодня мы познакомимся со сказкой, в которой действующими лицами тоже являются буквы.
IV. Изучение нового материала.
Познавательные УУД: прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.
Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.
1. Речевая минутка.
Учащиеся читают чистоговорку:
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – мы купили соль.
2. Подготовка к чтению сказки «Аля, Кляксич и буква «А».
– Прочтите фамилию автора.
– Прочтите название произведения.
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 9 (часть 1).
Иллюстрация (лат. illustratio<illustrate – прояснять) – передача средствами изобразительного искусства образов литературного произведения.
– Как вы думаете, о ком это произведение? Что помогло вам ответить на этот вопрос? (Название произведения и иллюстрация.)
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
ста-ра-лась – старалась
не слу-ша-лись – не слушались
пе-ре-ссо-ри-лись– перессорились
раз-ма-хи-ва-ла – размахивала
и-зу-ми-лась – изумилась
вы-го-во-ри-ла – выговорила
вос-клик-ну-ла – воскликнула
пле-мян-ни-ца – племянница
3. Словарная работа.
– Объясните значение слов:
Изумилась – удивилась.
Воскликнула – громко сказала, крикнула.
Клякса – чернильное пятно на листе бумаги.
Племянница – родственница.
4. Первичное чтение сказки учителем и анализ произведения.
Коммуникативные УУД: высказывать своё отношение, аргументировать собственную позицию.
– Понравилось ли вам произведение?
– Можно ли это произведение назвать сказкой? Почему?
– Назовите главных героев сказки.
– Почему у одного из персонажей такое странное имя – Кляксич?
– Какой вы представили себе Алю?
Физкультминутка
Зайчики
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
V. Закрепление нового материала.
Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной форме.
1. Чтение фрагмента из сказки «Аля, Кляксич и буква «А».
Учащиеся читают сказку цепочкой.
2. Выборочное чтение.
Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию из художественного текста.
Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
– Легко ли давалось письмо Але? Почему?
– Найдите и зачитайте описание причины неудачного письма девочки.
– Почему буква «А» была взволнована?
– Кто поссорил буквы?
– Прочтите фрагмент сказки, в котором об этом говорится.
– Отгадайте слово:
Мой первый слог
В начале алфавита вы найдёте.
Второй мой слог
Шестою нотой пропоёте.
(Аля.)
– Составьте это слово из букв разрезной азбуки.
– Опишите девочку Алю. Какой вы себе её представили?
– Найдите и зачитайте предложение, в котором говорится, что девочка очень прилежная и старательная.
– Разгадайте ребус.
Ответ: буква.
– Какая буква была героем этой сказки? (Буква «А».)
– Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой?
– Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А».
– О каком герое этой сказки можно сказать, что он злой?
– Каким вы представляете себе Кляксича?
– Найдите и зачитайте описание коварного плана Кляксича.
3. Составление картинного плана сказки.
Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД: владетьнавыком смыслового чтения художественного текста; уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев.
– С чего начинается сказка? (Аля писала письмо, но буквы её не слушались.)
а) Как Аля писала письмо.
– Прочтите первую часть сказки.
– Какие иллюстрации можно нарисовать к этому отрывку?
– Что происходит дальше? (Выбежала взволнованная буква «А».)
б) Диалог девочки с буквой.
– Прочтите вторую часть сказки.
– Какой вы видите букву «А» при разговоре с девочкой?
в) Злой Кляксич.
– Кто рассорил буквы? Почему? (Кляксич хочет заменить, превратить все буквы в кляксы.)
– Прочтите следующую часть сказки.
– Расположите иллюстрации на доске в порядке изложения сказки.
Картинка 3Картинка 1Картинка 2
– Какие приключения могли бы произойти с героями этой сказки дальше?
– Будет ли побеждён Кляксич?
– Кто поможет его победить?
– Чем закончится эта сказка?
4. Игры Деда Буквоеда.
Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в письменной форме.
Игра «Полубуква».
Буквы поломались, остались только кусочки. Какие это были буквы? Допишите их.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Личностные УУД: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.
Регулятивные УУД: уметь прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
– С каким произведением вы познакомились?
– Кто автор этой сказки?
– Понравилась ли вам сказка?
– Что помогло вам представить себе героев этой сказки?
Внеурочная деятельность: пересказ сказки по составленному картинному плану;придумайте, чем могла бы закончиться эта сказка.
Дополнительный материал к уроку 2
Ирина Петровна Токмакова (род. в 1929 г.) принадлежит к тому поколению поэтов, которое пришло в детскую литературу в 50-е годы. Была известная закономерность и в том, что она обратилась к этой области художественной литературы, и в том, что избрала один из труднейших её участков – литературу для дошкольников.
Еще в школьные годы приходилось будущей поэтессе участвовать в работе с детьми. Ее мать заведовала распределителем для детей, оставшихся без родителей.
«Дома разговоры о детях: болеют, выздоравливают. У одного – коклюш, у другого – выдающиеся способности, – пишет о своём детстве Токмакова. – Всем этим я и объясняю то, что стала писателем именно детским».
Писать она пыталась рано, ещё в школьные годы; первые стихи были одобрены поэтом В. Лебедевым-Кумачом.
Началом своей творческой биографии поэтесса считает 1958 г., когда в журнале «Мурзилка» был напечатан первый стихотворный перевод шведских народных песенок для детей.
Первый отдельный сборник Токмаковой «Водят пчёлы хоровод» появился в 1960 году. Это был пересказ народных песенок, сделанный весело, с задорными и лукавыми интонациями.
В 1962 г. был издан первый сборник оригинальных стихотворений И. Токмаковой «Деревья». В нем девять стихотворных зарисовок – о яблоньке, берёзе, соснах, елях, пихте, осинке, иве, дубе, рябине. Даются не просто описания деревьев, наиболее распространённых на значительной территории нашей страны. Каждое дерево как бы включено в сферу жизни ребёнка. С яблонькой хочется подружиться («Я надела платьице с белою каймой. Маленькая яблонька, подружись со мной»). Осинку нужно согреть («Дайте осинке пальто и ботинки, надо согреться бедной осинке»). У дуба можно поучиться выносливости («Кто сказал, что дубу страшно простудиться? Ведь до поздней осени он стоит зелёный. Значит, дуб выносливый, значит, закалённый»).
Метафоры и сравнения просты, непосредственны, лаконичны: ива плачет, как маленькая девочка, которую дёрнули за косичку; ели-бабушки слушают, молчат, смотрят на «внучат» – маленькие ёлочки; берёза, если бы ей дали расчёску, заплетала бы по утрам косичку. Таким образом, метафоры перерастают в олицетворения, близкие и понятные детям.
В 1980 году был опубликован сборник «Летний ливень», в который вошли лучшие произведения И. Токмаковой, созданные за двадцать лет работы. Книга состоит из нескольких разделов. В третьем разделе – прозаические повести «Ростик и Кеша», «Аля, Кляксич и буква «А».
В повести-сказке «Аля, Кляксич и буква «А» сюжет развивается в соответствии с законами жанра. Завязка сказочной ситуации – появление у девочки Али буквы «А» с сообщением о том, что в «Азбуку» пробрался Кляксич, который ссорит буквы друг с другом и хочет заменить их своими родственниками – кляксами. Развитие сюжета – встречи девочки Али и буквы «А» с разными буквами, одни из которых помогают, а другие мешают им разыскать и стереть резинкой Кляксича.
В повести использован необычный приём: автор подключает читателей к разрешению конфликта между добром и злом. Они выступают как представители доброго мира сказки: разгадывают строчки и акростихи, соединяют палочки буквы «Ш» и тем самым помогают освободить все буквы «Азбуки». Художественное и дидактическое в повести-сказке составляют единую сюжетную структуру. Принцип «обучать забавляя» осуществляется здесь наиболее удачно.
Подписи к картинкам, считалки, колыбельные песни, лирические стихи, сюжетные, игровые стихотворения, стихотворные сказки, поэмы – тако жанровый диапазон поэзии И. Токмаковой.
Литературное чтение 10.03.2016
Технологическая карта урока 95
С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».
Анализ и сравнение произведений.
(с. 11-13)
Цели деятельности педагога Создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; научить читать по ролям
Тип урока Комбинированный
Планируемые результаты образования
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД) Предметные: умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям
Личностные:формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения; опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение
Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий.
Познавательные: умение сравнивать литературные произведения и их героев.
Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации
Формы и методы обучения Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный
Основное содержание темы, понятия и термины Гласные и согласные звуки, особенности произношения. Положение звука в начале, середине и конце слова
Образовательные ресурсы Алфавит; картинки со словами; карточки с изображением предметов; карточки с пословицами; карточки с играми; выставка книг о буквах
Сценарий урока
Этап урока,
цель Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
осуществляемые
действия формируемые умения I. Организационный момент Эмоциональный настрой на урок; проверка готовности оборудования и класса к уроку Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей Воспринимать на слух речь педагога Наблюдение учителя
II. Актуализация знаний, сообщение целей Обеспечение мотивации и принятие целей учебно-познава-тельной деятельности Предлагает прочитать зашифрованные слова:
шьелм (шмель)зяем (змея)
вачр (врач) сакоаб (собака)
Организует диалог с учащимися по вопросам:
– Какое слово лишнее? Почему?
– Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (Аа-аа-ааа…). Произнесите звук а. Какой это звук?
– Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж.) Произнесите звук ж. Какой это звук?
– Как рычит собака? (Р-ры…) Произнесите звук р. – Какой это звук?
– Как шипит змея? (Ш-шш…) Произнесите звук ш. Какой это звук?
– В русском языке есть звуки, которые тянутся, их можно пропеть. А есть звуки, которые шипят, жужжат, свистят.
Сегодня на уроке мы прочтем два произведения о гласных и согласных звуках Читают слова, предложенные учителем.
Отвечают на вопросы учителя
Понимать смысл текста.
Формулировать ответы на вопросы учителя.
Выполнять инструкцию
Устные ответы
III. Изучение нового материала Речевая минутка.
Работа с карточками.
Знакомство со стихотворением Саши Черного «Живая азбука».
Словарная работа
Вместе с учащимися читает чистоговорку:
Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи – здесь живут ежи.
Же-же-же – дождь прошел уже.
Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.
Раздаёт учащимся карточки с картинками и предлагает выполнить задание.
Вариант I
– Обведи красным карандашом предметы, названия которых начинаются на гласный звук.Карточка1
Вариант II
– Обведи синим карандашом предметы, названия которых начинаются на согласный звук Карточка 2.
Организует беседу по вопросам:
– Прочтите фамилию автора.
– Как называется произведение?
– Как вы понимаете это название?
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 11 учебника. Что на ней изображено?
– Как вы думаете, о чём это произведение?
Просит прочитать стихотворение.
Предлагает объяснить значения слов из данного произведения.
Полночь – глубокая ночь.
Кучей угорелой – все сразу в большой суматохе.
Затеяли проказу – начали шалить Читают.
Рассматривают карточки и анализируют задание.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий.
Формировать общее мнение в совместной деятельности.
Формулировать ответы на вопросы учителя.
Строить высказывания, понятные для партнёра.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу Задание на карточке.
Устные ответы
Анализ прочитанного текста.
Игровой момент.
Физкультминутка Превесёлый – очень весёлый.
Маскарад – бал, на который приходят в масках и костюмах.
Задает вопросы по прочитанному тексту:
– Что произошло в полночь?
– Кто начал шалить?
– Почему буквы «затеяли проказу»?
– Почему автор назвал шалость букв «превесёлым маскарадом»?
– Какой костюм надела буква «А»? буква «Б»? буква «Е»? Почему?
– А какие костюмы могли бы надеть буквы «В», «Ж», «М», «К», «И»?
Проводит игру «Узнай букву на маскараде».
Демонстрирует изображения животных (слон, бегемот, носорог, жираф, синица, филин и др.).
Проводит физкультминутку
Сова
В лесу темно, все спят давно.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка-сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг – как полетит! Отвечают на вопросы учителя
Угадывают буквы, которые могли бы надеть костюмы этих животных Осознанно строить речевое высказывание.
Формулировать свое мнение и позицию по заданной теме.
Договариваться в совместной деятельности.
Использовать речь для регуляции своих действий Устные ответы.
Наблюдения учителя
IV. Продолжение изучения нового материала Первичное знакомство с произведением Ф. Кривина «Почему «А» потся, а «Б» – нет».
Задаёт вопросы учащимся:
– Кто автор следующего произведения?
– Как называется этот рассказ?
– Как вы думаете, о чём в нём рассказывает автор?
Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в котором чаще всего описывается какой-то один эпизод Отвечают на вопросы. Читают рассказ вслух.
Принимать и сохра- нять учебную задачу.
Наблюдение учителя.
Анализ произ-ведения
Знакомство с понятием «гласные и согласные звуки».
Выборочное чтение.
Инсценировка сказки А. Шибаева «Всегда вместе» Просит учащихся найти в тексте звуки, которые можно петь и прочитать.
– Как называет их писатель?
Просит объяснить выражение «хорошо поставленными голосами», а затем прочитать объяснение этого выражения. (Это голоса людей, научившихся хорошо, правильно петь.)
Объясняет, какие звуки нельзя пропеть.
Рассказывает:
– Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно как угодно громко и долго петь (каждый тон в отдельности или последовательно переставляя):
– Ааааа!
– Ооооо!
– Ууууу!
Эти звуки и называются гласными от слова глас – голос, то есть они голосные.
Если же воздуху приходится прорываться через преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос, то образуются согласные.
Предлагает учащимся прочитать строки из рассказа, где описывается, какие звуки издают шум, и вспомнить их название. Затем прочитать строки, где описывается, почему эти звуки называют согласными.
Читает сказку. Распределяет роли между учащимися.
Работают с текстом.
Слушают.
Работают с текстом.
Читают.
Читают сказку по ролям.
Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем
Осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя).
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Уметь интонационно передавать речь персонажей Устные ответы
Чтение текста.
Эвристическая беседа
Организует беседу по вопросам:
– Что произошло, когда звуки поссорились?
– Чему учит эта сказка?
– Нужно ли спорить о том, кто важнее?
– Назовите пословицы о дружбе, о ссоре.
• Все за одного, один за всех.
• Дружба и братство дороже любого богатства.
• Одна голова – хорошо, а две лучше.
• Согласие крепче каменных стен.
• От одного слова – да навек ссора Отвечают на вопросы. Анализируют сказку «Всегда вместе» Формулировать ответы на вопросы.
Строить высказывания, понятные для партнёров Устные ответы
V. Подведение итогов Обобщение полученных на уроке сведений Организует беседу по вопросам:
– С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
– Почему «А» поется, а «Б» – нет?
– Как рассудить спорщиков, если согласные хотят петь, а гласные убеждают всех, что только они – способные певцы?
– Чему учит рассказ Ф. Кривина? Размышляют и отвечают на вопросы.
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке Осознанно строить речевое высказывание.
Формулировать своё мнение и позицию Оценивание учащихся
VI. Внеурочная деятельность 1. Составить рассказ о буквах гласных и (или) согласных.
2. Нарисовать «сказочную» букву и найти стихотворение об этой букве
(Приложение 6) Объясняет домашнее задание
Записывают домашнее задание Песенка про гласные
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
– Ссс… – змеиный слышен свист.
– Шшш… – шуршит опавший лист.
– Жжж… – шмели в саду жужжат.
В. Берестов
ВСЕГДА ВМЕСТЕ
Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотели поговорить – и никак…
Кашлянули:
– Кх!
Чихнули:
– Пчх!
Хмыкнули:
– Хм…
Зачем-то позвали кошку:
– Кс, кс, кс!
И заскучали…
Вдруг:
– Тсс!
Показалось им, что кто-то где-то рыдает… Прислушались.
– А-а-а! О-о-о! – кричали гласные.
Они плакали, как малые дети:
– Уа! Уа!
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть), но у них получилось лишь невнятное бормотание:
– Бдмвсгдвмст!
И услышали радостное, но тоже невнятное:
– У-е-е-а-е-е!
Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
– Будем всегда вместе!
И с тех пор никогда больше не разлучались.
Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немножко ссорятся, но потом всё равно мирятся.
А. Шибаев
Карточка 1
Карточка 1
Карточка 2
Карточка 2
Карточка 1
Карточка 1
Карточка 2
Карточка 2
Карточка 1
Карточка 1
Карточка 2
Карточка 2